22.jpg
Большое количество непроданных автомобилей может оказаться проблемой для дилеров - автоконцерны сократят квоты на поставку машин, что чревато их дефицитом в 2013 году

БОЛЬШЕ ЧЕМ НАДО

Под конец года российские автодилеры столкнулись с большим остатком нераспроданных автомобилей. По некоторым данным, речь идет о нераспроданных запасах автомобилей на два-три месяца вперед. По ряду брендов, темпы роста продаж которых замедлились во втором полугодии или вовсе начали снижаться в октябре-ноябре, запасы могут составлять определенное количество машин на полгода вперед.

Скопившиеся автомобили, так и не дошедшие до покупателей, могут оказаться большой проблемой для дилеров - автоконцерны могут сократить квоты на поставку машин, что чревато их дефицитом в 2013 году, потребовать проценты за товарные кредиты и урезать софинансирование рекламных бюджетов.

Участники рынка объясняют, что многие дилеры заказали на этот год больше автомобилей, чем оказалось необходимо, пишет газета «Коммерсантъ».

«Многие дилеры на 2012 год запланировали огромный рост продаж, кто-то планировал даже их двукратное увеличение. Они надеялись, что в течение всего года будут продаваться все модели и потребуются в самом крайнем случае минимальные скидки», - рассказывает директор дилерского центра Hyundai «Авилон» Михаил Жмаков. На деле, добавляет он, «все получилось совершенно по-другому» - уже в начале третьего квартала «трафик клиентов стал падать, а отсюда и продажи у многих дилеров перестали расти».

По данным ассоциации европейского бизнеса, российский авторынок в ноябре показал нулевую динамику роста, объем продаж составил 240,3 тыс. машин. Рост рынка резко замедлился еще весной, а летом и осенью снижение темпов только усилилось: в сентябре рынок увеличился всего на 10%, а в октябре - на 5%. При этом в ноябре продажи крупных иностранных брендов продолжили падение, начавшееся в сентябре-октябре.

КРУПНЫЕ ДИЛЕРЫ ОПТИМИЗИРОВАЛИ ПОРТФЕЛЬ

Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов подчеркивает, что у ряда дилеров скопились стоки именно тех брендов, которые в последние месяцы показывают снижение продаж относительно прошлого года: это, например, Mitsubishi, Hyundai, Nissan. При этом он уверяет, что серьезнее проблемы у мелких дилеров, а крупным удалось к концу года оптимизировать портфель и сократить сток в среднем до месячного объема, что вполне приемлемо.

Для дилеров важно избавиться от скопившихся стоков до конца года, поскольку от этого напрямую зависит, сколько машин они получат от автопроизводителя в следующем году. Однако Попов видит основную проблему не в этом, он считает, что из-за ситуации со стоками автопроизводители сократили план поставок автомобилей на следующий год и заказали меньший объем комплектующих для внутренней сборки. Поэтому эксперт не исключает, что во втором квартале следующего года на фоне восстановления спроса автомобильный рынок может столкнуться с реальным дефицитом автомобилей.

Например, продажи Suzuki в России упали на 33%, Nissan - на 27%, Mitsubishi и Mazda - 25%, Volvo - на 21%, Peugeot - на 18%. Рост многих других премиальных марок не превысил 10 - 15%. На этом фоне с начала года падение продаж показывают большинство популярных моделей, относящиеся к бюджетному и среднему ценовым сегментам. Например, продажи самой продаваемой модели среди иномарок Hyundai Solaris в ноябре снизились на 7%, Renault Logan - на 49%, Chevrolet Lacetti - на 33%. По итогам 11 месяцев ситуация выглядит лучше за счет роста в первом полугодии: продажи Nissan выросли на 16%, Hyundai - на 10%, Mazda - на 17%, а, например, Renault - на 23%. При этом Suzuki и Mitsubishi показали снижение и по итогам января-ноября на 8% и 1% соответственно.

«НЕ ДИЛЕРЫ ЗАПАСЛИСЬ АВТОМОБИЛЯМИ, А ПРОИЗВОДИТЕЛИ ВЫПОЛНИЛИ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА»

Участники авторынка Татарстана сообщили газете «БИЗНЕС Online», что в последнее время действительно наблюдается некое замедление в продажах, несмотря на колоссальные скидки.

Сергей Чернов - заместитель генерального директора «КАН Авто»:

- Большое количество автомобилей на складах не связано с политикой дилеров. Не дилеры запаслись автомобилями, а производители выполнили план производства с учетом, что продукция реализуется в быстром темпе. Однако последние три месяца этого года отметились спадом. Производители были вынуждены отправить под разными предлогами большое количество автомобилей на склады дилера. Некоторые предусмотрели отсрочку платежа, кто-то – требования выкупа автомобилей с товарного склада и так далее.

Да, на сегодня автомобилей на складе много. Есть достаточно редкие комплектации. Несмотря на это, никто нос не вешает, продажи в любом случае идут. Вчера мы подводили итоги, поскольку сегодня день рождения у «КАН Авто». По сравнению с прошлым годом в 2012 году мы продали на 2,5 тысячи авто больше. На сегодня число проданных автомобилей - 20 367 автомобилей. В сумме по году мы увеличили объемы продаж, а не уменьшили. Поэтому говорить о застое не приходится. На самом деле трафик достаточно большой. Авто покупают в кредит, тем более банки предлагают много выгодных программ. Все в порядке вещей. На рынке бывает просадка, бывает серьезный подъем.

Сейчас дилеры под конец года, естественно, делают скидки, подарки. Но это происходит ежегодно. Необходимо продавать автомобили 2012 года выпуска. Именно на эти машины и предусматриваются скидки.

Михаил Котляров - заместитель генерального директора ООО «Акос»:

- Нулевая динамика роста по отношению к чему? Если сравнивать с прошлым годом, то ничего страшного здесь нет. Почему должен быть постоянный рост? Сейчас экономическая ситуация несколько ухудшилась, но отсутствие роста не означает падение рынка. Цифры всего лишь говорят о том, что автомобилей будет продано столько же, сколько в декабре прошлого года. А в 2011 году продажи были огромными. В 2012 году мы ожидаем, что продадим не меньше автомобилей, поэтому их на складе много сейчас.

Поставка автомобилей дилерам от производителей – в соответствии с планом. Берем машин ровно столько, сколько планируем продать. Может быть, по отдельным маркам на складе есть переизбыток. Но это исключительно зависит от планов дилера: насколько он может договориться с производителем об адекватности поставок. С другой стороны, переизбыток авто на складе может быть обусловлен неоправданными ожиданиями производителя. Например, у нас такая ситуация наблюдается по модельному ряду Ford.

Небольшой излишек стока по марке связан с тем, что от нас ожидался резкий всплеск продаж. Хотя официальным дилером мы стали только в июле. Новый дилер всегда входит на рынок постепенно, поэтому ожидать резкого всплеска продаж не стоило. Но, подозреваю, «пересток» по автомобилям Ford - у всех дилеров…

Оправдались ли наши ожидания продаж на конец этого года, мы сможем сказать только после 10 января 2013 года. Сейчас самый разгар работы. Но продажи идут в соответствии с большими планами, которые возлагаются на декабрь. В 2013 году никто не ожидает большого роста, как и падения тоже. Все будет колебаться в пределах 5 - 7 процентов в годовом исчислении. В каких-то месяцах может быть всплеск, в каких-то – небольшое падение. Но это стандартная ситуация: продажи автомобилей подвержены сезонным колебаниям.

На сегодня, чтобы стимулировать продажи, производители и дилеры выдали такие фантастические скидки, что я не знаю, когда такое повторится. Если кто-то ждет увеличения скидок, это вряд ли случится. Сейчас самые максимальные скидки. Цена она как была, так и стоит, а вот скидки могут частично отменить после Нового года.

Юлия Караблинова - начальник отдела продаж автодома «Фобос»:

- Продажи немного снизились, трафик упал, но цены держатся на том же уровне. С октября не было повышений цен. Покупательная способность, действительно, снизилась в ноябре. Повышение спроса традиционно происходит в декабре, но на сегодня ажиотажа не наблюдается, идут ровные продажи.

Пересток образуется при падении продаж. Поставки остаются прежними, продаж нет. У нас на складах переизбытка нет, потому что мы равномерно заказываем по мере продаж автомобилей, в результате чего у нас ровные стоки.

Осталось полмесяца продаж – мы ожидаем роста. Конечно, если усилится кризис, показатели упадут. Стандартно у нас до конца этого года изменений цен не будет. Обычно на автомобили нового модельного года цена повышается. Скачок цен приходится на апрель. Каждый год так происходит. Глобальных скидок у нас не будет.