1.jpg
Цель форума «Стратегия-2013» - дать бизнесу представление об основных экономических трендах следующего года

КОРНИ КРИЗИСА

Бизнес-форум «Стратегия-2013» прошел вчера в отеле «Хилтон-Ленинградская» в Москве. Открывая мероприятие, на которое были приглашены ведущие российские эксперты, Виктор Андреев - директор компании «Империя», которая организовала мероприятие, отметил, что программа составлена согласно запросам топ-менеджмента корпораций, которые принимают участие в форуме.

Первая сессия была полностью посвящена макроэкономике и тому, что делает и должна бы делать в нынешней ситуации Россия. Первым выступил президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин. Он отметил, что, несмотря на многочисленные заявления западных лидеров и экспертов о том, что скоро глобальная экономика выйдет из кризиса, это не похоже на правду.

«Если вы все время рефинансируете долг, то задолженность только растет. До начала 80-х выше 65 процентов по отношению к годовому доходу задолженность американских домохозяйств не поднималась. Но в пик кризиса осенью 2008-го года она была 130 с лишним процентов, сегодня чуть-чуть упало — 120 процентов. Но все равно в рамках нормальной экономической деятельности вернуть такой долг без принципиального снижения уровня жизни невозможно», - отметил Хазин.

По словам Хазина, корни нынешнего кризиса уходят в 1981 год, когда ради стимулирования спроса в США начали выдавать потребительские кредиты частным лицам, уже имеющим задолженность (по схеме рефинансирования): «Выдавая кредит, нельзя увеличить потребление в длительной перспективе. Начиная с 1981 года учетная ставка ФРС начала в общем и целом сокращаться, в 2008 году в декабре учетная ставка стала равна нулю, в этот момент начался кризис».

2.jpg
Михаил Хазин и Михаил Делягин предупредили, что мировую и российскую экономику ожидают потрясения уже в не столь далеком будушем

30 лет постоянного стимулирования спроса привели к тому, что он стал давать больше реальных доходов, кроме того, меры финансового воздействия привели к его резкому снижению, а механизмов поддержки завышенного спроса больше нет. При этом масштабы возможного падения огромны: «Поскольку сегодня наращивать дальше долги нельзя, у домохозяйств исчезает очень существенная прибавка к доходам, которая позволяла поддерживать уровень жизни».

КАК ИЗМЕНИТСЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Несмотря на то что текущий кризис очень похож на Великую Депрессию, по словам Хазина, у него есть и существенное отличие. Если в 30-е годы структура экономики, несмотря на все потрясения, осталась прежней (лишь ужавшись), то этот кризис похоронит отрасль, его породившую.

«30 лет стимулирования спроса радикально изменили структуру экономики, доля совокупных прибылей, которую финансовый сектор перераспределял в свою пользу, иногда была выше 70 процентов, а в среднем - больше 50 процентов. Вспомогательный, по сути, сектор экономики, который в 30 - 50-е годы не превышал 10 процентов, стал перераспределять в свою пользу больше 50 процентов совокупной прибыли. Экономика так существовать не может. По итогам кризиса принципиально изменится структура экономики. Доля финансового сектора по итогам кризиса резко сократится», - отметил эксперт.

По мнению Хазина, из-за системных проблем финансовые институты будут банкротиться цепочками. Кроме того, кризис принесет и глобальные изменения: многие свободные рынки, вероятно, уйдут в прошлое.

5.jpg
Михаил Хазин: "Эффективность вложений инвестиций в Татарстане по сравнению со "Сколково", может, даже не на порядок больше, а на два…"

«Подавляющее большинство более-менее крупных стран неминуемо начнут закрывать свои рынки с целью поддержания отечественного производителя, это тенденция ближайших 5 - 10 лет. Пока эта тенденция проявляется в том, что все крупные страны, в том числе путем эмиссии, девальвируют свои валюты. Но кроме валютных войн, о которых уже три года пишут, постепенно начинаются и торговые. И эта тенденция будет только нарастать», - предупредил участников форума президент «Неокона».

Продолжая описывать ситуацию, эксперт обратил внимание на то, что в России нет понимания, что делать в этой ситуации.

«Ключевой вопрос здесь о месте России во всей этой ситуации. Сегодня ни наше правительство, ни политическая власть ответа на этот вопрос не дают, - заявил Хазин. - Утверждение о том, что мы останемся жить в условиях свободных рынков и ВТО, — это наивность. Так не бывает. Падение спроса  неизбежно, потому что поддержать его не получается, а если спрос падает, то в этом случае страны и регионы типа ЕС неизбежно начнут защищать свои рынки. Ключевым вопросом нашей жизни сегодня является понимание того, как мы видим будущее России в мировой экономике. Рассчитывать на то, что мировая экономика будет такая же, как была в 2000-е годы, невозможно, этого не будет. Наше правительство пока отпихивается руками и ногами от самой мысли о том, что надо что-то менять в концепции. Давайте смотреть правде в глаза: мировая экономика через 5 - 10 лет будет выглядеть не так, как сейчас. У нас могут быть большие неприятности, связанные с тем, что все остальные решат это за нас».

ТАБУ ЛИБЕРАЛИЗМА

Наиболее категоричным стало выступление директора Института проблем глобализации Михаила Делягина. Он довольно критично описал функционирование отечественной экономики.

«Суть государственной, экономической и общественной модели, которая у нас сложилась за последние четверть века: есть советское наследство, которое можно захватить, приватизировать, вытащить за границу фешенебельных стран и там легализовать в качестве личного богатства», - отметил доктор экономических наук.

6.jpg
 

Другой отличительной чертой российской экономики является ее ориентированность на глобальные рынки, напомнил Делягин.

«Государство должно служить глобальному бизнесу, а если народу не нравится, то это его личные проблемы, - заявил он. - Базовая модель раздробления наследства СССР и вывоза его для личного потребления диктует господство либеральных ценностей, и мы видим, что интересы глобального бизнеса и бизнеса, который обслуживает глобальный бизнес, первичны. Это определяет, в частности, нашу беззащитность перед внешними шоками. В условиях глобального кризиса сейчас даже Англия начинает официально заявлять, что если ситуация будет слишком сложной, то она ограничит движение спекулятивного капитала. Но для нас это абсолютное табу, потому что это противоречит либеральной идеологии».

ЧЕКИСТЫ В ОДНОЙ ТАРЕЛКЕ С ЛИБЕРАЛАМИ

Касаясь темы будущего года, Делягин рассказал о четырех новых явлениях российской действительности, которые могут многое определить в развитии страны. Во-первых, это тот факт, что, несмотря на стабильно высокие цены на нефть, экономика не растет.

«В 2011 году нефть подорожала на 40 процентов, бизнес захлебывался от денег, а в федеральном бюджете валяются 7 триллионов рублей, с которыми просто непонятно что делать, потому что в парадигме отказа от модернизации девать их некуда», - поделился мнением экономист.

Вторым новым явлением Делягин обозначил слом корпоративной культуры, когда в критические моменты люди перестали мобилизоваться: «В критических ситуациях люди без всяких команд сверху начинали творить чудеса, это была очень важная суть жизнеспособности нашей системы. В 2010 году мы увидели, что эта культура изменилась. В критических ситуациях низшее и среднее звено управления принципиально отказывается нести даже свои прямые служебные обязанности. Последний раз мы это видели в Крымске».

Третий фактор - поменялась структура общества, двум третям людей уже не требуется прилагать усилия, чтобы выживать. У них появились новые потребности, в частности в справедливости. А в схеме, предложенной доктором экономических наук, это требование подрывает основу государственного устройства.

3.jpg
Виктор Андреев - директор компании «Империя» - организатора форума

Четвертым и последним важным трендом Делягин назвал начинающуюся смену поколений управленцев: «Во власти уже очень много выходцев из «Единой России», которые были воспитаны в рамках уродливых социальных лифтов. Я думаю, что питерские чекисты, которые привыкли бороться с либеральными фундаменталистами, скоро поймут, что они с ними оказались в одной лодке, а точнее в одной тарелке, и эта тарелка стоит на столе в ресторане у этого нового класса молодых управленцев, который начинает подниматься. И все, что будет происходить с нашей страной, будет происходить на фоне прорыва этих людей к власти», - закончил свое выступление директор Института проблем глобализации.

ПРОГНОЗ ОТ СБЕРБАНКА  И «ГОЛДМАН САКС» 

Самый оптимистичный доклад представил начальник аналитического отдела казначейства Сбербанка Николай Кащеев. Несмотря на два предыдущих довольно критических выступления, он отметил, что к мнению западных аналитиков все же стоит прислушаться:

«Исследование «Голдман Сакс» - всем известного «кровавого спрута» (это не отменяет того, что у него прекрасная аналитическая команда по всему миру), говорит нам о том, что 2013 год станет последним годом кризиса в США, - рассказал Кащеев. - Это связано с процессом, который называется deliverage, то есть исправление долга, в частности долга домохозяйств.

55.jpg
 

По их мнению, американские домохозяйства к 2014 году будут иметь положительный баланс, то есть чистые долги станут отрицательными и компенсируют высокую долговую нагрузку США. Они говорят, вот  deliverage входит в последнюю стадию, американские банки достаточно хорошо капитализированы, снизили свое плечо, которое представляло угрозу для вымывания капитала. Но проблема не здесь. Они говорят о том, что deliverage закончится и что они начнут опять брать в долг и за счет этого потреблять больше. А это та же самая парадигма», - заявил Кащеев.

Касаясь отечественных проблем, начальник аналитического отдела казначейства Сбербанка отметил, что перед государством сегодня стоят вызовы, на которые отвечать очень сложно в первую очередь в силу особенностей управления. «Архаичное государство, которое не готово мыслить в стратегических и современных терминах», - так охарактеризовал его Кащеев.

КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ В ТАТАРСТАНЕ ПОЙДУТ НА ПОЛЬЗУ

В перерыве между сессиями корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с экспертами и задать вопросы о том, насколько соответствуют реализуемые в Татарстане проекты современным вызовам, в результате чего даже произошла небольшая дискуссия между Хазиным и старшим партнером компании «Неокон» Денисом Ракша.

Михаил Хазин: Вообще говоря, любой крупный проект увеличивает уровень жизни населения, увеличивает внутренний спрос, создает рабочие места, это то, о чем говорил Делягин, о чем говорил Кащеев: сегодня Россия отказывается от этого принципиально, а Казахстан это, наоборот, делает, так что это правильно.

Денис Ракша: Михаил Леонидович, вот давай поспорим, Россия на общем уровне принципиально от этого отказывается, но локально, конкретно в Татарстане и "Сколково" все чудесно.

Михаил Хазин: В "Сколково" — нет. Ничего не делается,

Денис Ракша: Бюджетные деньги выделяются?

Михаил Хазин: Ну и что, они их куда-то профукивают, ну не надо, эффективность вложений инвестиций в Татарстане по сравнению со "Сколково", может, даже не на порядок больше, а на два…

В целом же Ракша отметил, что инфраструктурные проекты необходимы для того, чтобы хотя бы не скатиться в каменный век, и вопрос извлечения прибыли тут не должен быть главным.

«На эти конкретные проекты (дорога Западная Европа — Западный Китай и Иннополис) ресурсов хватит, потому что они первые в очереди стоят, а на все, конечно, не хватит. Есть такой аргумент, что наша инфраструктура, вся, и транспортная, она не окупает себя, если бы она строилась с нуля, то все эти проекты были бы нерентабельны, и это правда. Но есть и другая правда, что эту инфраструктуру нужно продолжать строить, насколько хватит денег, сил, запала, энтузиазма и так далее. Потому что если ее не будет, то мы скатимся в каменный век. Потому что инфраструктура в нашем случае - это то, что обеспечивает нам хоть какую-то конкурентоспособность. Смысл их не в том, чтобы они окупались, а в том, чтобы страна продолжала существовать и выполняла какую-то функцию в мире, участвовала в международном разделении труда».