Сегодня стало известно, что российские ракетные войска стратегического назначения планируют перейти с грузовиков МАЗ на камазовские шасси. В настоящее время они находятся в разработке. Об этом пишут «Известия», ссылаясь на высокопоставленные источники в РВСН.

К 2014 году минобороны РФ планирует полностью отказаться от услуг МАЗа для нужд РВСН в пользу нового продукта КАМАЗа – грузового шасси «Платформа». Шасси предназначено для установки на них грунтовых ракетных комплексов «Авангард» и «Ярс». В перспективе на камазовские «Платформы» поставят не только межконтинентальные ракеты, но и подвижные общежития, машины боевого дежурства и другие вспомогательные комплексы.

По данным источника «Известий» в РВСН, презентацию «Платформы» от КАМАЗа ждут уже в следующем году. До 2014 года минобороны не откажется от новых белорусских шасси МЗКТ – первые серийные грузовики из Минска уже поступили на вооружение, и еще несколько десятков машин для транспортировки «Ярсов» придут в РВСН по условиям договора.

По приведенным оценкам военных, челнинские шасси удовлетворят потребности ракетных войск в технике полнее в силу улучшенных характеристик. Сейчас на будущих «Платформах» военные рассчитывают создать три типа машин. «Ярсы» будут поставлены на 16-осный тягач грузоподъемностью более 85 т, в то время как белорусские шасси обладают грузоподъемностью на 5 т меньшей. Для транспортировки мобильного общежития, узла связи, штаба и других комплексов будет использован 12-осный тягач на основе «Платформы» с грузоподъемностью свыше 50 тонн. Кроме того, на камазовском шасси будет собран седельный тягач для прицепов с грузом с массой 90 - 165 тонн. Таким образом, «Платформа», по мнению офицеров РВСН, обыгрывает белорусский МЗКТ как по грузоподъемности, так и по проходимости. Скорость новой техники по пересеченной местности будет выше на 5 - 10 км, чем у МЗКТ (35 - 40 км/ч), и «Платформа» сможет преодолевать броды до 1,5 м, в то время как МЗКТ дает лишь 1,1 метра.

ОРУЖИЕ ДОЛЖНО ПРОИЗВОДИТЬСЯ ВНУТРИ СТРАНЫ

Объемы гособоронзаказа, который может получить в этом свете КАМАЗ, сложно сегодня даже представить. Заказ на шасси под установку пусковых комплексов сам по себе предполагается небольшим, поскольку Россия обязуется иметь не более 700 развернутых носителей ядерного оружия, к которым относятся, помимо колесного транспорта еще и бомбардировщики, подводные лодки, шахты. Таково условие российско-американского договора 2010 года о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

Однако в случае успеха «Платформы» в ракетных войсках «КАМАЗы» на этом шасси станут основой тяжелой военной техники во всех родах российской армии. Они придут на смену «КрАЗам» и «МАЗам», уже не отвечающим в полной мере требованиям времени. В то же время армейские техники, по свидетельству тех же «Известий», заявляют о своих сомнениях в успехе «Платформы», ссылаясь на проблемы с камазовскими двухосными «Мустангами», которые «часто ломаются из-за некачественного производства». Но интересные технические находки татарстанского производителя они признают, в частности, установку электродвигателей на каждое из 32 колес. Благодаря данному решению машина продолжит движение даже при отказе 60% колес.

На КАМАЗе раскрывать информацию о разработке «Платформы» отказались. Руководитель пресс-службы ОАО "КАМАЗ"  Олег Афанасьев лишь подтвердил существование контракта о разработке для РВСН «Платформы», однако на какой стадии она находится, стоит ли ждать ее окончания в 2013 году, осталось секретом. Данную источниками «Известий» оценку камазовских двухосных «Мустангов» Афанасьев оспорил:

– «Мустанги» ломаются не из-за плохого качества, а из-за того, что их неправильно эксплуатируют. Вся проблема в отсутствии у военных должной квалификации.

ЭТО ПРЯМОЙ ПОДРЫВ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В какой мере планы по переходу с белорусских шасси на камазовские обусловлены техническими характеристиками продукции, а в какой – политическим шагом, лоббирующим позиции КАМАЗа в нескладывающихся отношениях с МАЗом, газета «БИЗНЕС Online» уточнила у экспертов.

Игорь Коротченко - председатель общественного совета при министерстве обороны РФ, директор центра анализа мировой торговли оружием:

- Разработать шасси на замену того, которое идет под "Тополь-М" либо "PC24С", в России никто не сможет, нет технологий. Поэтому считаю, что разумной альтернативы разработкам минского завода колесных тягачей, особенно в сегменте для подвижных грунтовых ракетных комплексов стратегического и оперативно-тактического назначения, в России не существует и существовать, очевидно, в ближайшее десятилетие не будет. То, что Россия продолжает использовать шасси МЗКТ, продиктовано исключительно их высочайшими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками. Никакой пересадки РВСН на "КАМАЗ" не произойдет. Вся инфраструктура технического обслуживания РВСН построена под шасси МЗКТ. Никто этого менять не будет. Это будет прямой подрыв обороноспособности государства.

Поэтому считаю, что здесь решения должны приниматься сбалансированные. И в первую очередь должен учитываться принцип целесообразности, а не какое-либо стремление поддержать или не поддержать Беларусь. По той причине, что минский завод колесных тягачей нарабатывал все эти технологии на протяжении десятилетий, в этот завод были вложены гигантские средства еще во времена Советского Союза, а затем в постсоветское время. Разработать шасси для ракетных комплексов аналогичного класса в России вряд ли кто сможет, даже если на это будут выделены финансовые ресурсы. Подобного рода технологии не рождаются на раз-два-три. Даже Китай не может самостоятельно разработать подобного рода шасси при их концентрации ресурсов.

Сергей Викулов – заместитель редактора журнала «Вооружение и экономика»:

– Что ж, если это правда, то в Набережных Челнах должны радоваться такому заказу. Когда-то я занимался этими комплексами и скажу вам, для четкого понимания целей такой пересадки с "МАЗов" на "КАМАЗы" надо знать технические характеристики шасси. Не всякий производитель способен выпускать надежную боевую технику. Однако в этой сфере не бывает чисто технических стимулов. Всякое решение оценивается и с политической точки зрения.

Мое кредо: армию необходимо вооружать отечественной техникой, произведенной внутри государства. За рубежом можно покупать только военные экспонаты, но не оружие.