«НАШИ» ТЕРЯЮТ ТЕМПЫ И ДОЛИ

По итогам 9 месяцев 2012 года в РТ были приобретены 90652 новых авто, что на 7,3% больше в сравнении с результатом января-сентября 2011 года. Игроки рынка склоняют к мысли, что послекризисный «отскок» завершен и прежних двузначных цифр роста мы пока не увидим. Напомним, что в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ТТС Вячеслав Зубарев отметил, что видит будущий рост в пределах 5 - 7%.

Для сравнения, за 9 месяцев этого года на территории РФ были проданы 2 187 797 автомобилей, что на 14% больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Таким образом, прогноз AEB о 2 млн. 850 тыс. проданных автомобилей в России до конца года по-прежнему выглядит реалистично.

Таким образом, Татарстан подрос более скромными темпами. Но, следует учесть, что наш регион рос быстрее в 2011 году и данные от AEB учитывают не только легковые, но и легкие коммерческие автомобили.

Отметим, что зарубежные бренды в РТ под предводительством CHEVROLET и KIA смогли нарастить свою долю на 5,7 п.п. до 62%. Спрос на «наши» бренды сократился на 4,5%. В абсолютном выражении совокупный результат «LADA+BOGDAN+UAZ+GAZ» оказался слабее прошлогоднего показателя на 1609 машин.

1.jpg
Доли отечественных и зарубежных брендов, %

В индивидуальном зачете пока ведет LADA c результатом 33178 новых авто за 9 месяцев 2012 года. Подчеркнем, что спрос на отечественные бренды упал, и результат LADA оказался слабее на 4% в сравнении с 34565 авто за третий квартала 2011 года. Это с учетом обновления модельного ряда и запуска GRANTA и LARGUS. В определенной мере спад у вазовского бренда объясняется завершением программы утилизации в 2011 году, которая обеспечивала повышенный спрос на самые доступные модели: «2107» и SAMARA.

Отметим, что вазовских универсалов LARGUS на базе французского Logan было приобретено татарстанцами всего 297 единиц. Пока мы не можем констатировать прогнозируемый экспертами высокий объем продаж данной новинки из Тольятти. Ради справедливости отметим, что завод не справляется должным образом с выполнением плана по производству модели, так как испытывает дефицит импортных комплектующих.

Что касается GRANTA, то ее лидерство в модельном ряду АвтоВАЗа очень шаткое. За 9 месяцев 2012 года отрыв народного вазовского седана от KALINA в кузове «универсал» всего в один автомобиль! Здесь сказываются и проблемы с дилерами, и нехватка автозапчастей, да и не такой уж большой ценовой разрыв комплектации «норма» в сравнении с проверенной и обкатанной KALINA.

Любопытно, что призовая тройка РФ за сентябрь 2012 года (по данным АЕВ) совпадает с республиканской. Так же лидирует LADA с количеством проданных автомобилей 50 918 единиц (темп прироста -1%). Далее по России с большим отставанием следуют:

  • CHEVROLET – 18 497 (+21%)
  • KIA – 16 544 (+38%)
  • HYUNDAI – 15 221 (-1%)
  • VOLKSWAGEN – 14 047 (+17%)
2.jpg
Доли ведущих автомобильных брендов на рынке РТ

KIARIO- ХИТ ПРОДАЖ №1

«Серебро» по-прежнему у зарубежного бренда №1 – CHEVROLET. Бестселлером американского народного бренда стал CRUZE. В чем секрет? Просторный салон, приличная комплектация, подвеска и приемлемая стоимость. Ценник стартует от 580 тыс. рублей за базовую версию. Бывший лидер - LACETTI - уже не пользуется высоким спросом, так как рынок ждет появления новой модели - COBALT.

Взошел на пьедестал почета KIA. Спрос на автомобили данного корейского бренда вырос на 44,5% - с 3819 единиц за 9 месяцев 2011 года до 5518 единиц по итогам 9 месяцев 2012 года Залог успеха: 5 лет или 150 тыс. км гарантии, очень солидная начальная комплектация, когда не нужно доплачивать за бамперы в цвет кузова или аккумулятор повышенной емкости. Заманивает покупателей и программа KIA Finance специальной кредитной ставкой 4,9% годовых.

Самой популярной моделью у наших автолюбителей (за исключением вазовских) стал KIA RIO. Напомним, что год назад самой популярной моделью был OPEL ASTRA.

Следует отметить существенное отличие в предпочтениях автолюбителей РТ и РФ в целом по модельному ряду. Так, в целом по России с большим отрывом лидируют вазовские GRANTA, PRIORA и HYUNDAI SOLARIS.

11.jpg
Хиты продаж у ведущих автомобильных брендов в РТ

Заметим, что самая впечатляющая динамика в ведущей десятке брендов у VOLKSWAGEN. Спрос на продукцию немецкого народного концерна вырос в 2,2 раза – с 1957 авто за три квартала 2011 года до 4247 авто за аналогичный период 2012 года. Здесь бесспорный хит продаж - POLO в кузове седан.

Любопытно, что NISSAN JUKE, оправдывая свое название (с английского означает: «обходить, преодолевать препятствие»), все-таки обогнал своего старшего брата по конюшне QASHQAI.

Отметим, что FORD наконец-то запряг FOCUS третьего поколения и набрал обороты в РТ по итогам третьего квартала 2012 года. Спрос на FORD подрос на треть в сравнении с результатом за 9 месяцев 2011 года.

Интересно, что один из ведущих автотрейдеров РТ - "АКОС" стал официальным дилером FORD, до сих пор марка была представлена только у ТТС и «Сапсана». По всей видимости, более существенные сдвиги, и борьбу за место в Топ-10 мы отметим уже по итогам 2012 года.

Еще один интересный момент. Если внимательно изучить таблицу популярности автомобильных брендов в РТ, то можно увидеть, что бурный рост продаж демонстрируют машины, выпущенные в Китае. Заметный рост их продаж наблюдался до кризиса, но потом он сошел на нет. И вот теперь такие бренды как GREAT WALL, BYD, GEELY растут невероятными темпами – рост составляет сотни процентов. Так, например, CHERY выросла почти вчетверо – речь идет о полутысяче машин, что для «китайца», качеству которых у нас пока не очень доверяют, немало. Судя по всему, автомобилям из Поднебесной из-за своей относительной дешевизны еще предстоит сыграть свою роль на крайне конкурентном рынке сегмента «эконом».

LЕXUS "–" LAND ROVER "+"

Что касается автомобильных брендов класса люкс, то чемпионский титул в масштабах республики пока удерживает BMW с результатом 854 авто за 9 месяцев 2012 года.

Регулярно обновляемый и, что очень важно, пополняемый модельный ряд последние технологии и высокое качество – все это удерживает баварский бренд на первой строчке.

Заметим, что AUDI укрепил свою позицию, прибавив добрую половину к своему прошлогоднему результату. Многим пришлись по вкусу не только горячие кроссоверы Q5 и Q3, но и обновленные седаны A6 и элегантные купе A7.

Рассматривая картину в целом, можно отметить уверенный рост популярности продукции немецкого концерна VOLKSWAGEN: бренды SKОDA (+68,4%), VOLKSWAGEN (+117%) AUDI (+51%).

Английский LAND ROVER прибавил три четверти – с 175 авто за три квартала 2011 года до 309 авто за три квартала 2012 года. Самой популярной моделью стал RANGE ROVER EVOQUE. Агрессивный авангардный дизайн явно по душе нашим автолюбителям, и цена 1,63 млн. рублей за базовую версию отнюдь не смущает поклонников марки «туманного альбиона».

Главный номинант на «Разочарование года» – LEXUS: -14,8% от прошлогоднего результата. В первой половине года ситуация у люксового подразделения TOYOTA и без того выглядела незавидной, а тут еще и провальный краш-тест.

Напомним, что в августе текущего года страховой институт безопасности на дорогах — IIHS — ввел в практику новый фронтальный краш-тест. Он призван проверить защиту человека при вполне реальном, но ранее не моделированном типе удара машины в дерево или в столб. Последних заменяет жесткий барьер высотой 1,52 метра. Удар выполняется лобовой частью машины на скорости 64 км/ч и, что крайне важно, с необычайно малым 25-процентным перекрытием (столкновение принимает на себя сторона водителя). По такой методике американцы разбили 11 среднеразмерных люксовых (или почти люксовых) седанов 2012 модельного года. Как и следовало ожидать, повреждения кузовов при столь жестком экзамене оказались большими. По результатам нового краш-теста, защита, предоставляемая моделями LEXUS ES, LEXUS IS была названа «плохой» — это нижний рейтинг в системе, применяемой IIHS.

22.jpg
Топ-10 автомобильных брендов класса люкс

ФАВОРИТЫ РЫНКА KIA RIO И NISSAN JUKE

Ключевые тренды на автомобильном рынке Татарстана газете «БИЗНЕС Online» назвали эксперты.

Михаил Котляров - коммерческий директор ООО «Акос»:

- Самыми популярными брендами в текущем году стали автомобили KIA и Nissan.

Если говорить о марках, то хитом продаж стала KIA Rio, второе место занимает SUZUKI SX4. Далее следует Nissan Qashqai и Nissan Juke, KIA Rio - это новинка с исключительно удачным соотношением цены и качества и дизайна. SUZUKI SX4, это прекрасное качество и хорошая цена. Nissan Qashqai и Nissan Juke - это безусловные бестселлеры, которым практически нет альтернативы. Не думаю, что новинка Opel Mokka будет составлять серьезную конкуренцию этим автомобилям. Хотя определенно говорить рано, если только он будет иметь такое же соотношение качество-цена. Mokka довольно простой автомобиль, без «изюминок», в отличии, например, от Nissan Juke.

Сейчас около 50 процентов автомобилей продаются в кредит. Некоторые марки, например, KIA Rio, покупают в кредит, и в 60 процентах случаев связано это с доступной ценой.

Последний квартал года, всегда несколько «притухший» - это традиционно. На протяжении последних 6 лет в ноябре всегда идет спад, а в декабре небольшой подъем. В октябре показатели средние. В этом году я не замечал, что этом произошли какие-то изменения!

Декабрьский подъем связан с менталитетом – люди хотят поздравить себя с новым годом.

Антон Риккинен - директор автосалона «Статус Авто»:

- За 9 месяцев этого года лучшие результаты показали автомобили бренда Toyota. Хитами продаж также стали KIA Rio и Volkswagen Polo. Полагаю, это связано с тем, что это новые модели. В кредит за 9 месяцев брали автомобили в 50 процентах случаев. В четвертом квартале этого года в целом продажа машин везде проходит тяжело. С чем это связано? С концом света, наверное! А если серьезно, то осенью всегда плохо покупают машины. В декабре ситуация налаживается.

Ренат Суфьянов - начальник автосалона «ТТС-KIA» (официальный дилер KIA в Набережных Челнах):

- Обновленный модельный ряд стал главным фактором успеха KIA в Татарстане. Не менее значима и поддержка производителя в рамках совместной программы компании «КИА Моторс Рус» и банка «ВТБ24». Кредитная программа KIA Finance привлекла в наши салоны продаж новых клиентов. Также можно сослаться и на удачные маркетинговые ходы.

KIA Rio стал самым популярным автомобилем года благодаря невысокой цене (от 479,9 тыс. рублей) и специальной госпрограмме субсидирования автокредита в рамках KIA Finance. По ней KIA Rio premium можно взять по сниженной кредитной ставке сроком на один год. Еще одной причиной высоких продаж этой модели стал тот факт, что KIA Rio позиционируется в этом году в классе C–1, раньше автомобиль продавался в классе B. В сервисном обслуживании и в вопросах поставок для нас ничего не изменилось.

РОСТ ЦЕН ДАВИТ НА GRANTA

Данис Гумеров – заместитель генерального директора «АЗИНО АВТО»:

- В нашем автосалоне продаются только автомобили Lada. Среди этого бренда в 2012 году самой популярной моделью стала Granta во всех комплектациях. Также в лидирующих позициях по спросу автомобиль Kalina. Далее, по убыванию, следуют семейства Samara, Priora и Niva. Самый низкий спрос на «классику».

За 9 месяцев текущего года количество проданных по нашему автосалону автомобилей в кредит составили 40,78 процента.

Сейчас, не только в нашем автосалоне, идет ежегодный спад продаж, в среднем на 20 процентов. Связано это, прежде всего, с сезонностью. В канун новогодних праздников у людей очень много других затрат. К тому же, многие стремятся приобрести автомобиль новее, подождать месяц и приобрести его в 2013 году.

В нашем автосалоне на протяжении всего года шел стабильный рост. Связно это, прежде всего, с тем, что мы новая компания и привлеченных клиентов у нас становится все больше и больше. В среднем до августа был стабильно высокий рост, порядка 20 – 25 процентов. Сейчас мы выходим на среднюю планку показателей продаж ежемесячно. Сейчас в среднем в месяц мы продаем 400 – 450 автомобилей.

Михаил Мельников - генеральный директор ООО «УАЗ Авто-Казань»:

- Мы продаем только один бренд УАЗ, и по сравнению с прошлым годом картина по продажам не меняется. У нас не массовый, а нишевый бренд. Мы показываем устойчивый рост год от года, в среднем на 10 процентов. Наши автомобили чаще покупают компании, задействованные в сфере производства и строительства, они, конечно, чаще покупают автомобили за наличный расчет. Доля проданных автомобилей в кредит не высока – наши покупатели это мужчина старше 35 лет, с серьезными, консервативными взглядами на жизнь. Они, как правило, не пользуются кредитами. Популярная модель в этом году – УАЗ Patriot.

Айрат Габидуллин – старший менеджер автосалона «Авто – 1» (официальный дилер «АвтоВАЗ» в Набережных Челнах):

- В этом году у нас пользуется спросом модели Granta и Kalina в комплектациях «норма» и «универсал». В первом полугодии особенно хорошо продавалась Granta, поскольку модель новая и цена на нее была доступной. Рост цен во втором полугодии несколько снизил спрос. Изначально Granta входила в ценовой сегмент 240 – 280 тысяч рублей. Как только мы перешагнули этjт порог, клиенты отреагировали соответствующим образом – стали приглядываться к моделям подешевле. Порядка 30 процентов продукции «АвтоВАЗа» у нас ушло в кредит.

Несмотря на рост цены, в нашем автосалоне продажи Granta по-прежнему выше, чем спрос на Kalina. В целом по Татарстану ценовой сегмент Kalina остается востребованным, а конкурентов в нем у «АвтоВАЗа» практически нет. Однако, Kalina в комплектации седан не выпускается, но существует целый ряд покупателей, предпочитающих седан универсалу.

Что касается спада продаж на продукцию «АвтоВАЗа» на 4 процента по сравнению с прошлым годом, то он был ожидаем. В 2011 году работала программа утилизации старых автомобилей – она и поддерживала высокий уровень продаж. На фоне отсутствия программы в этом году 4 процента в минус я считаю нормальным показателем. Конечно, с ростом доходов и требования покупателей к автотехнике растут, однако и «АвтоВАЗ» предъявляет новые требования к выпускаемой продукции, устраняет недочеты. Повышается и уровень сервисного послепродажного обслуживания. Автомобили поступают в салон через три-четыре дня с момента изготовления.

В целом картина на авторынке Татарстана к концу года традиционная – унылой не назовешь, но и оптимизма не внушает. Спрос осенью снизился на 5 - 10 процентов - сказались, в частности, ноябрьские праздники. В декабре кривая продаж должна вернуться на прежне позиции - это обычная сезонная динамика.

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ РЕКЛАМУ КИТАЙЦАМ ДЕЛАЮТ ТАКСИСТЫ

Григорий Караблинов - директор «Чери центр Дорожный» (группа компаний «Триал-Авто»):

- Авторитет китайского автопрома, однозначно, растет. Изменилось отношение покупателя: китайское - не значит некачественное. Интерес подогревает и хорошая цена, соответствующая качеству. Тем более в ожидании Нового года – или конца света? – компании объявляют умопомрачительные скидки в 150 - 200 тысяч рублей. Но рост в процентном соотношении необходимо рассматривать за более длительный период. Ведь если раньше в регионе «китайцами» торговали одна-две компании, то сейчас появились новые игроки. Их появление и обуславливает рост продаж.

Азат Садыков - коммерческий директор автосалона «Сто машин», официальный дилер Great Wall (Набережные Челны):

- Машины хорошие, причем в данный момент автосалоны проводят акции, предоставляют хорошие скидки. Покупатель может выиграть порядка 50 тысяч рублей. Если сравнивать автомобили из одной категории, но из разных ценовых сегментов, «китайцы» имеют определенные преимущества. Например, внедорожник с дизельным двигателем, с автоматом стоит около 900 тыс. рублей. За эти деньги что-то подобное разве можно найти? Допустим, Toyota RAV4 – но это уже не «рамник», а кроссовер. Понятно, что внедорожники Great Wall рынок не перекроят. Обычным конкурентом для них сейчас является Renault Duster, но я не слышал, чтобы он пользовался таким же спросом.

Сейчас вышел еще один новый китайский внедорожник Lifan X60. На нем катался, но с Hover не сравнить. Дизельный двигатель у Lifan шумный, тарахтит. Клиент все нюансы отмечает. Поведение покупателя изменилось. У нас в салоне распространенная картина: клиент может целый день провести в шоу-руме, пока не удостоверится, что автомобили покупают. Увидит двух-трех купивших машину и тоже оформляет сделку.

Юлия Караблинова - начальник отдела продаж автодома «Фобос»:

- С этого года появилось много новых моделей. Если с 2009 года на продаже был только Geely MK седан, то в конце 2011 года кроссовер Geely MK Cross, а в середине 2012 года – Geely Emgrand седан, а сейчас есть и хэтчбек. Последняя модель - авто представительского класса. В Казани машинами Geely Emgrand укомплектован новый таксопарк. Таксисты делают дополнительную рекламу марке. Но они закупали партию авто непосредственно у завода. В итоге увеличение модельного ряда положительно сказалось на росте продаж. К тому же в следующем году ожидается появление на российском рынке новых моделей Geely – внедорожник, хэтчбек.

Покупатель интересуется богатой комплектацией за бюджетную цену. У Geely Emgrand, например, имеется порядка пяти различных комплектаций.

И, наконец, наладились поставки. С августа 2012 года новые автомобили приходят регулярно. Склад пополняется – за счет этого увеличиваются и продажи. В прошлом из Китая поставлялся ограниченный машинокомплект. Производители не рассчитали повышенный спрос на автомобили в России.

По ценам «китайцы» падать не будут. Во-первых, при богатой комплектации – бюджетная цена. Во-вторых, люди понимают, что китайское качество вышло на новый уровень.

==table142==