460-кпрффффффффффффффф.jpg
 Лидер коммунистов и депутат горсовета Набережных Челнов Татьяна Гурьева уже заплатила по решению суда 40 тыс. рублей штрафа за проведение митинга 7 октября без согласования властей

И ТОЛЬКО МЫ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ… 

Челнинский мировой суд в минувшую среду запрудили десятки людей – в основном пожилых, но не без доли политически активной молодежи. Это не первый случай жуткой давки в квартирных помещениях мирового суда, как и не первый процесс с участием местного отделения КПРФ: коммунисты ходят в суд как на митинг, что и позволяет им быть услышанными.

Слушалось дело о нарушении лидером коммунистов и депутатом горсовета Татьяной Гурьевой закона о митингах. Гурьева уже заплатила по решению суда 40 тыс. рублей штрафа за проведение митинга 7 октября без согласования властей. Вчерашнее заседание суда касалось нового аналогичного иска по статье 20.2, ч. 2 КоАП РФ к организатору акций протеста – за демонстрацию, прошедшую 6 ноября. Заседание вел мировой судья Ленар Хасимов. Согласно зачитанному им исковому заявлению, Гурьева обвиняется в организации несанкционированного массового шествия, создании препятствий для движения автотранспорта, нарушении регламента проведения митингов. Также в полицейском обвинительном протоколе было сказано, что собранное на акцию число людей превысило допустимые нормы.

Юридически подкованная коммунистка, прошедшая десятки судов, в получасовой речи со всеми подробностями, формальностями и ссылками на статьи законов разбила обвинение в пух и прах. По пунктам она обосновала следующие тезисы. Организатором акции является горком КПРФ, а не гражданка Гурьева. Шествия не было – была демонстрация. Отказа исполкома в проведении акции не было, поскольку таковой отказ не предусмотрен законодательством. Этот пункт следует расшифровывать таким образом: закон о митингах обязывает организаторов публичных акций уведомить администрацию города о месте и времени проведения мероприятия. Администрация не имеет полномочий для отказа, но может не согласовать место, в этом случае исполком обязан предложить альтернативу, чего в данном случае сделано не было. Получив же отказ, коммунисты так же сухо ответили исполкому, что отказ не принят. Реакции со стороны мэрии не последовало.

Далее Гурьева отметила, что претензий во время акции ни от представителей исполкома, ни от полицейских не получала. Инспекторы ДПС перекрыли дорогу для нужд демонстрантов, а полицейские едва ли не с удовольствием сопровождали их всю дорогу. И, наконец, в заявке на акцию было указано участие 1500 человек, в то время как на митинге в парке Победы присутствовали около 300 человек, а на демонстрации – около 800, так что ни о каком превышении норм не может идти и речи.

– Между тем, – обратила внимание судьи обвиняемая, – исполком регулярно проводит мероприятия на проспекте Мира – не далее как 4 ноября там состоялся автопробег, организованный властями. А как же движение транспорта?

Резюмировала Гурьева тезисом о том, что в деле отсутствуют событие и состав правонарушения. Уставший судья без лишних слов удовлетворил ходатайство ответчика.

460-кпрффф.jpg
  Закон о митингах обязывает организаторов публичных акций уведомить администрацию города о месте и времени проведения мероприятия

ПОЛИЦЕЙСКИЙ ДЛЯ БИТЬЯ 

Позавчерашнее заседание не первое по данному процессу. Первичные слушания были отложены по настоянию Гурьевой: судья пригласил к участию представителей стороны истца, по одному от исполкома и от отдела полиции «Автозаводский», откуда в суд поступил обвинительный протокол. Полицейские прислали своего человека – инспектора Оксану Мендрик, автора протокола. Крайним в исполкоме по обыкновению назначили Рустама Галиуллина - начальника отдела по связям с общественностью. Вместо Галиуллина в суд поступило его командировочное удостоверение – сотрудник исполкома уехал в Казань на обучение.

А вот инспектору пришлось несладко: Гурьева с помощником, вторым секретарем горкома КПРФ Андреем Потанкиным, фактически устроили полицейской публичный допрос, если не назвать это поркой. Сначала Потанкин показал судье фотографии, на которых видно, как инспекторы ДПС перенаправляют транспортный поток с пути демонстрантов, а полиция обеспечивает им беспрепятственный проход по проспекту.

- Скажите, как мы препятствовали движению транспорта? – начала Гурьева допрос.

- Вы создавали помехи, - ответила инспектор Мендрик.

- Как вы думаете, почему полиция два часа наблюдала за правонарушением, не пресекая его?

- Не могу дать оценку этому факту.

- Вы показали нам готовый протокол через пять минут после окончания демонстрации, - напомнил Потанкин. - Когда вы успели его напечатать? Или он был подготовлен заранее, по заказу исполкома?

- Отпечатала на компьютере и привезла на машине. Это быстро.

По всем прочим вопросам, в которых от автора протокола коммунисты требовали обоснований обвинительных пунктов иска по букве закона, Мендрик отвечала стандартно: знать законы – не ее дело, протокол составлен на основе рапорта участкового и переписки горкома КПРФ с исполкомом. Фактически она подтвердила сказанное Гурьевой в свою защиту.

В том же духе ответчик желает расправиться и с Галиуллиным – таким же исполнителем, как и Мендрик, только от исполкома. После показательного спектакля с инспектором полиции судья Хасимов, который 16 октября уже оштрафовал Гурьеву по идентичному иску, явно был готов закрыть дело, но коммунисты рассудили иначе. Гурьева ходатайствовала об отложении дела до явки в суд Галиуллина, а заодно попросила вызвать и участкового, составившего рапорт, чье имя осталось за кадром. Судья долго смотрел в ежедневник и, наконец, предложил продолжить расправу над истцами 18 декабря.

ВЛАСТЬ ОТСТУПИЛА 

За последний год, по словам Гурьевой, исполком города отказался согласовать более 100 уведомлений коммунистов о проведении публичных акций. Однако на 14 декабря митинг согласован – в том же парке Победы, который в текущем иске назван принципиально неподходящим местом. На больную тему согласования митингов коммунистам удалось завязать диалог с мэром города Василем Шайхразиевым – за неделю до суда, в Twitter. Вот выдержка из переписки (орфография и пунктуация авторов сохранены):

Горком КПРФ: 8 декабря у Вечного огня митинг против роста цен на ЖКУ – отказан. А власти и ЕР там можно. Беспредел!

Шайхразиев: мне кажется Парк Победы удачное место.

Горком КПРФ: в Парке Победы можно провести митинг за 30 тыс. (штраф), а где можно бесплатно? Гурьеву Т.И. судят за митинг в Парке Победы. Где правда?

Шайхразиев: без разрешения

Горком КПРФ: это определяет организатор митинга в соответствии с Законом. Борьба ГК не бесполезна, приехал представитель министра МВД РТ, ОП Центральный прекратил производство по пикету 22.10.12.

После суда корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил у Гурьевой подробности этой переписки.

– На прошлой неделе ко мне пришли из Центрального отдела полиции, – рассказала она, - принесли постановление о прекращении административного дела (о митинге 22 октября около мэрии – авт.). Также они меня попросили написать, что я к ОП «Центральный» не имею претензий по данному делу. Они сказали, что к ним приехал представитель Хохорина, и если я не напишу отказ от претензий, для них это будет чревато санкциями.

Мы решили, раз власть над нами издевается, мы ответим по-своему. Мы послали в исполком несколько сотен уведомлений о проведении публичных мероприятий в разных местах города, чтобы показать произвол властей. Они отказывали. В прошлую пятницу мы отнесли 450 уведомлений. Общественные места закончились, и мы переключились на подъезды. Вероятно, в исполком тоже поступил звоночек сверху – из 450 уведомлений о митингах и пикетах мы получили разрешения на 400 акций, в том числе у администрации города, за что ранее против меня тоже пытались возбудить административное дело, и в парке Победы, за который меня судят. Власть признала, что она обязана согласовывать публичные акции практически во всех принципиально доступных местах нашего города. Власть отступила.

В правовом управлении исполкома комментировать ситуацию не стали.