ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ ПРИМЕР КАТАЛОНИИ

Оптовый рынок для всего Поволжья разместится на площадке размером 100 - 150 гектаров. Инвестируют в проект американская компания Brack Capital Russia и израильская FGN Capital, всего - порядка 4,5 млрд. рублей. Как сообщили в пресс-службе «Новой Туры», данные инвестиции – дополнительное вложение, и не входят в уже реализуемый проект строительства торгово-выставочного комплекса в составе технополиса. Владелец FGN Capital Александр Халдей заявил, что намерен заняться строительством целой сети оптовых сельхозрынков (общий объем инвестиций – минимум 18 млрд. рублей), а татарстанский станет пилотным проектом. По оценке экспертов, работа площадки позволит получить важный опыт в решении вопросов консолидации поволжских производителей сельхозпродукции и снизит давление торговых сетей на фермерский бизнес.

Прообразом, идеальной моделью будущего комплекса для инвесторов стал знаменитый барселонский рынок Mercabarna (он и выступил партнером проекта в качестве управляющей компании). Mercabarna обеспечивает продукцией не только жителей Каталонии и Испании, но и всего мира. У расположенного на территории 500 тыс. кв. м рынка - современная инфраструктура: парк холодильных установок, лаборатории контроля качества, цеха упаковки, отели, рестораны. На Mercabarna действует положение: 36 часов от поля до прилавка.

«Новая Тура» лучше всего подходит для создания аналогичной площадки: концепция технополиса – взаимодействие бизнеса, производства, науки и образования – как нельзя лучше подходит под модель Mercаbarna.

910-mercabarna-flor-01.jpg
Mercabarna расположен на территории 500 тыс. кв. м, имеет современную инфраструктуру: парк холодильных установок, лаборатории контроля качества, цеха упаковки, отели, рестораны

РОССИЙСКАЯ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ НЕ УСТУПАЕТ ТОВАРУ ИЗ ГОЛЛАНДИИ, НО…

Отсутствие полноценной системы оптовых сельскохозяйственных рынков – главная проблема российского товаропроизводителя, считает директор ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РТ» (Заслуженный работник пищевой индустрии РФ и РТ, в 1987 - 1999 – генеральный директор Татарского республиканского объединения молочной промышленности) Валерий Гогин: «Сегодня у сельского товаропроизводителя не только проблема произвести, но и сбыть свою продукцию. Каждый производитель в первую очередь озабочен тем, как, кому и по каким ценам он будет сбывать продукцию своего труда. А ведь наш товар непосредственно от крестьянина по качеству не уступает товару из той же Голландии. Он проигрывает – и значительно – только по внешнему оформлению. Но заниматься еще и товарной подготовкой крестьянину не всегда удобно, и зачастую это не менее сложно, чем произвести продукт. Поэтому такая структура, как этот комплекс, очень нужна». По словам Гогина, однозначный плюс агроцентра - создание условий для хранения продукции, что будет нивелировать сезонность производства. Радует эксперта и то, что на оптовом рынке планируется установить жесткий контроль за качеством товара.

«Покупатель становится все более требовательным к продукции, и благосостояние народа стало выше. А раз у человека появились деньги, он будет думать о том, как питаться качественно. Это мировая тенденция. Сегодня объем рынка экологически безопасной продукции составляет порядка 45 миллиардов долларов в год, а к 2020 году эта цифра вырастет до 250 миллиардов. И Россия, конечно, учитывается в этих цифрах. Если говорить о проекте в «Новой Туре», полагаю, это первая в России попытка замахнуться на создание сквозной комплексной системы производства экологически безопасной продукции».

1.jpg
В агроцентре будут созданы все условия для хранения продукции, можно будет контролировать качество продукции

ПЕРЕКУПЩИКОВ И КРУПНЫЕ СЕТИ ПОСТАВЯТ НА МЕСТО

Действительно, экологической безопасности продукции в агроцентре будет уделено повышенное внимание. Даже предлагается разработать экологический стандарт для региона. Интересно, что в концепцию рынка заложена система проверки покупателями безопасности товара экспресс-методом. Один из разработчиков портативного прибора для экспресс-анализа пищевой продукции - член-корреспондент Академии наук РТ, директор центра экологической стандартизации Роберт Ильязов - полагает, что консолидация сельхозпродукции в одном месте позволит улучшить контроль за качеством товара: «Не секрет, что Россию превратили во всемирную яму, куда поступают некачественные продукты. Во многом потому, что у нас не внедрена система экспресс-контроля… К идее создания оптового рынка отношусь положительно. С точки зрения эколога, ученого, это очень грамотное решение - возможность в одном месте контролировать качество продукции. И покупатели будут покупать экологически безопасный продукт. Такие рынки очень нужны».

павильон-овощи-и-фрукты.jpg
Оптовый рынок, с одной стороны, не позволит действовать перекупщикам, с другой - диктовать свои цены сетям

Генеральный директор «Агропромышленного парка – Казань» Олег Власов считает, что проект – веление времени, открывающее новые возможности для предпринимателей: «Что-то подобное действует во всех городах-миллионниках. Считаю, что это решение абсолютно оправдано и необходимо для такого крупного города, как Казань. Надеюсь, что в оптовом комплексе преимущество будет отдано производителям Татарстана, потому что у нас есть потенциал, есть ресурсы. Думаю, что эта площадка станет интересной для наших крупных товаропроизводителей. А для мелкооптового бизнеса проект фактически открывает новые горизонты. От его реализации выиграют все – и производители, и покупатели».

Предполагается, что оптовый рынок решит еще одну насущную проблему - снизит уровень риска занятия фермерством. По идее разработчиков проекта, справедливый оптовый рынок, с одной стороны, не позволит действовать перекупщикам, с другой - диктовать свои цены сетям.

Справка

Принцип работы Mercabarna

Несмотря на свой огромный размер и размах Mercabarna имеет очень четкую и понятную логистику как для продавцов, так и для покупателей. Единица товарооборота - европалета. Розничной торговли не ведется. Продукция сертифицируется, стандартизируется, снабжается штрих-кодом и т.д. У всех продавцов и покупателей - индивидуальный уникальный номер, занесенный в банк данных. Покупатель выбирает и покупает продукцию с помощью специального аппарата, который работает по системе pay pass. Пока продолжается процесс выбора - продукция уже загружается в фуры.

На рынке действует уникальная система хранения - до 9 месяцев. Это позволяет регулировать сезонный спрос. Если очевидно, что тот или иной товар не востребован на рынке в данный момент, его замораживают до пика спроса.

Фуры с Mercabarna не передвигаются по миру порожняком. Если из Берселоны в Казахстан везут апельсины, то из Казахстана в Барселону - яблоки. Которые можно или продать, или заморозить. Такая обширная сеть позволяет предугадывать спрос и не допускать перепроизводства. Не только рынок ориентируется на спрос, но и производители, благодаря такой системе, понимают, что им производить в следующем сезоне.

Агроцентр в «Новой Туре» намерен работать по такому же принципу. Для начала стать крупнейшим, современным агроцентром для всего Поволжья.