IMG_3934.jpg
Константин Глухов (в центре): «Электроэнергия – такой товар, который в случае возникновения претензий к его качеству обменять нельзя»

ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

Согласно требованиям действующего ГОСТ 13109-97, энергоснабжающая организация отвечает за качество электроэнергии, образно говоря, в розетке потребителя. Это идеальный вариант, если бы розетка находилась в месте балансовой принадлежности – то есть в точке присоединения линии электропередач к дому. Однако розетка – это индивидуальное место подключения к источнику, а ток к ней поступает от внутридомовых распределительных сетей. За них отвечает исполнитель коммунальных услуг, о чем и уведомляет каждый месяц жителей в графе «техобслуживание внутридомовых электрических сетей», исправно собирая по данной статье деньги. Здесь и кроется правовая коллизия, сообщил «БИЗНЕС Online» Константин Глухов: «По действующему ГОСТу, мы несем ответственность за обеспечение параметров качества электроэнергии в квартире потребителя. Но в случае, если на границе балансовой принадлежности никаких отклонений нет, а причина низкого качества электроэнергии находится во внутридомовой сети, то и устранить эту причину мы не можем».

Но потребителю-то все равно, по чьей вине в доме меркнет свет или перегорают бытовые электрические приборы. И возникают разнообразные юридические казусы. Глухов привел характерный пример: «Казанец пожаловался на низкое напряжение в его квартире, подал заявку в управляющую компанию, а она, как водится, не отреагировала. Затем последовала жалоба в надзорный орган. Поскольку, согласно ГОСТ, наиболее вероятный виновник отклонения напряжения - энергоснабжающая организация, надзорная организация обратилась в «Сетевую компанию». Мы выехали на место, совместно с независимой лабораторией установили приборы измерения параметров показателей качества электроэнергии - как  на границе балансовой принадлежности, так и у потребителя. Измерения проводились в течение семи суток. Лаборатория предоставила протокол измерений, но в нем не было указано, что в отдельные моменты появляются перекосы напряжения, которые не связанные с работой наших сетей. В протоколе было просто сказано, что напряжение в квартире выходит за допустимые диапазоны, и был сделан вывод, что виноваты электрические сети нашей компании. Мы предложили изучить результаты измерений, которые показали, что чисто технологически наши сети не могли влиять на данные результаты изменения напряжения внутри дома».

8-фев-030.jpg
Энергоснабжающая организация отвечает за качество электроэнергии, образно говоря, в розетке потребителя 

ЗОНА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ

По словам руководителя группы, проблем с управляющими компаниями немало. Как правило, у  многих из них нет квалифицированного персонала, как и желания решать проблемы энергоснабжения потребителей. Это их своеобразная зона безответственности, которая порой может привести к трагедии. Вот один из примеров.

– Наша бригада выезжала на жалобу жителей одного из домов, ребята связались с электриком управляющей компании, чтобы он открыл им ВРУ – вводно-распределительное устройство, – рассказывает Глухов. – И вы представляете, что он им ответил?! «Мне некогда, я вам ВРУ открою, а, как приедете, сами все посмотрите». Руководитель бригады аж дар речи потерял – ты что, говорит, в тюрьму захотел, а если туда ребенок зайдет?! В общем, приехали наши специалисты, а там – черт ногу сломит: все оборудование висит на честном слове, а изоляция на проводах вообще расплавилась. Это показатель того, что никому ничего не надо. Таков уровень обслуживания электрических установок! А куда деваются деньги, что люди платят за обслуживание сетей, – это вопрос».

3-РЅ-026.jpg
Куда деваются деньги, что люди платят за обслуживание сетей, – это вопрос 

Другой случай  сродни анекдоту. С крыши одного из домов по улице Гагарина нанятая УК подрядная организация счищала снег, да так, что порвала питающую дом воздушную линию, – рассказывает Глухов. - Жильцы стали звонить диспетчеру «Сетевой компании», который ответил, что ни плановых, ни аварийных отключений по данному объекту не проводится. «Когда к дому подъехала бригада техобслуживания, навстречу ей высыпал чуть ли не весь дом. Оказывается, у кого-то после восстановления питания свет так и не появился, а у кого-то обнаружилось напряжение в 380 вольт - в этих квартирах сгорела вся бытовая техника. Стали разбираться. Во ВРУ сотрудники «Сетевой компании» определили, что там буквально накануне проводились какие-то работы, а в журнале выполненных работ никаких записей не имелось. Электрики УК стояли насмерть – мы ничего не делали! Хорошо, что нашелся человек, который был свидетелем и того, как порвали кабель, и  как электрики спешно что-то делали внутри распредустройства. Вот такой уровень профессионализма!»

К ДОМУ ПОДКЛЮЧИЛИ КИОСК? ЖДИТЕ ПРОБЛЕМ В КВАРТИРЕ

Также на качество электроэнергии в жилых домах влияет потребление мощности сверх разрешенной. «В частности, были большие проблемы в Азино, на проспекте Победы, - рассказывает Глухов, – там к домовым сетям подключается много ларьков, а нас об этом не информируют. Если магазин или киоск работает с энергоемким оборудованием, то жильцы дома часто жалуются на снижение напряжения. Ведь для каждого объекта, установлен  свой предел разрешенной мощности. При подключении к этим объектам дополнительных потребителей, электрической мощности сети не хватает, что приводит к ухудшению параметров качества электроэнергии. В любом случае, даже если подключение делается официально, по договору с УК, последняя должна согласовать пропуск мощности с «Сетевой компанией». Но, как правило, этого не делается».

Ситуация может измениться, полагает собеседник газеты, когда будет введен  новый ГОСТ, который определяет, что за качество электроэнергии от границы балансовой принадлежности отвечает исключительно исполнитель коммунальных услуг, то есть УК, ТСЖ и так далее. По сути, новый ГОСТ закрепит де-юре ответственность исполнителя коммунальных услуг за состояние электрических сетей внутри дома. А пока, советует руководитель группы жителям, у которых наблюдаются «скачки» или другие нарушения параметров качества электроэнергии, следует в письменной форме обращаться в управляющую компанию – не заявку оформлять, а именно письменную жалобу, причем второй экземпляр оставлять себе. Сетевая компания, в свою очередь, тоже будет направлять официальные претензии в УК. «Мы за подписью директора «Казанских сетей» направляем официальное письмо о том, что к нам пришла жалоба, по которой мы провели проверку, - говорит Глухов. - Причина низкого качества электроэнергии находится за границей балансовой принадлежности, а это вопрос к вам – и будьте добры отработать. Тогда они начинают задумываться, потому что есть документ о том, что они бездействовали в такой ситуации. И мы стараемся доводить до потребителя, чтобы они обращались не только к нам, но и к УК, потому что за электроэнергию жильцы платят управляющей компании. Каждый должен выполнять свои обязанности».

IMG_2209.jpg
На качество электроэнергии влияет подключение к домовым сетям магазинов и ларьков

ОТ ЧЕГО СТРАДАЕТ ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

Другая головная боль энергетиков – частный сектор.

«Линии в частном секторе в основном  построены давно, а есть еще и бесхозные сети, которые находятся в ужасном состоянии, - говорит эксперт. - И вот на фоне таких сетей частный сектор активно застраивается, в основном, двух-трех этажными коттеджами, хозяева которых часто заявляют совсем не те мощности, что собираются потреблять. Скажем, заявляют пять киловатт, а потреблять начинают все 20. В итоге, «просаживают» всю линию, от чего страдают и соседи. Подобное нередко случается в поселках вокруг Казани, а в пригородах Нижнекамска, Набережных Челнов – вообще беда».

Немало проблем приносят, к примеру, еще и сварочные аппараты, отмечает Глухов: «В любом строительном магазине продаются сварочные аппараты, в паспорте которых прописано, что они соответствуют всем нормам. Но сварочный аппарат работает, как правило, в резкопеременном режиме потребления электроэнергии, что оказывает существенное влияние на энергоснабжение других потребителей. Любая лампа накаливания сразу это чувствует. Для исключения влияния сварочного аппарата на других потребителей должны быть предусмотрены дополнительные меры: либо необходимо подключаться к независимому генератору, либо потребитель должен предусмотреть подключение сварочного оборудования от отдельной линии».

«Но здесь требуется индивидуальный подход, – считает Глухов. – Если человек купил сварочный аппарат для того, чтобы только возле своего дома забор сварить – это одно, а если при помощи него бизнес ведет – это уже другое. Вы посмотрите, даже в Казани в частном секторе чуть ли не на каждом гараже объявление  - «автомастерская», «шины», либо еще что. Причем, как часто бывает, такой бизнес не зарегистрирован. По действующим правилам, человек, занимающийся частным предпринимательством, должен оформить заявку на техприсоединение,  в которой указать, какое оборудование он намерен использовать. На деле же получается, что платит он как физлицо, а занимается при этом коммерческой деятельностью, да еще и  «сажает» электричество у других потребителей».

В заключение разговора эксперт отметил: электроэнергия – такой товар, который в случае возникновения претензий к его качеству обменять нельзя. А свойства его зависят не только от поставщика, но и во многом от самого потребителя. Энергетики полагают, что в том числе и активная позиция самих жителей по выявлению несанкционированных подключений,  нарушений обязательств управляющих компаний позволит своевременно устранять недостатки во внутридомовых сетях. Для этой цели в «Сетевой компании» действуют сервисы «Обратная связь», «Телефон доверия» - 2000111. Сотрудники компании реагируют на все жалобы населения, оперативно выезжают на место для правового и технического регулирования проблем. Все больше финансовых средств вкладывается компанией в реконструкцию распределительных сетей. О том, что обратная связь с потребителями работает эффективно, свидетельствуют и повторные  обращения  от жителей республики со словами благодарности за разрешение проблем с качеством электроэнергии.