«ОПЕРАТОРЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ ИДТИ НА СНИЖЕНИЕ ЭТОЙ СТОИМОСТИ – В 100 РУБЛЕЙ»

Сегодня проект закона, отменяющий «мобильное рабство», депутаты Госдумы РФ рассматривают в первом чтении. По словам представляющего проект вице-спикера Госдумы Сергея Железняка, с принятием документа у операторов связи прекратится возможность «эксплуатировать привязанность человека к своему номеру», и это будет способствовать развитию конкуренции в отрасли, а абонентам больше не придется «мучительно передавать координаты всем родным и близким» при смене оператора.

Железняк отметил, что для реализации проекта потребуется создание базы данных перенесенных номеров, причем оператором этой базы будет являться федеральный орган исполнительной власти в области связи (стало быть, минсвязи Николая Никифорова). В пояснительной записке к законопроекту уточняется: единовременные затраты на создание базы составят до 500 млн. рублей, текущие затраты - до 300 млн. рублей ежегодно. По словам Железняка, средства для создания и обслуживания базы данных будут взяты из резерва на оказание универсальных услуг связи, который уже закреплен в федеральном бюджете, так что дополнительного финансирования не потребуется. Помимо этого, часть затрат покроет плата от желающих поменять оператора абонентов, в законе прописано - до 100 рублей. Сумма текущих расходов в 300 млн. рублей, собственно, и получилась при умножении 100 рублей на 3 млн. абонентов, которые, предположительно, воспользуются услугой в течение года. Впрочем, как считает Железняк, в будущем «операторы, скорее всего, будут идти на снижение этой стоимости, а может быть и отказ от платности этой услуги для сохранения и расширения клиентской базы».

С докладом выступил недавно назначенный председателем комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов. Он отметил, что этот законопроект по-своему уникален, поскольку все фракции высказались за его принятие. Он отметил, что такого рода законы давно действуют в 70 странах мира, правда, вводились они еще до того, как сотовая связь и мобильный интернет стали массовыми. «Так что даже интересно, как это у нас будет применяться», - заявил он. Что касается прогноза в 3 млн. человек, желающих поменять номер, Митрофанов отметил, что делать прогнозы здесь сложно, поскольку в других странах они обычно не сбывались: в Америке при планах в 20% реально поменяли номера лишь 7%. Далее Митрофанов предположил, что изменение закона приведет к снижению тарифов на связь на 10 - 15%, «хотя операторы и пугают, что цены вырастут».

Голосование по проекту закона пройдет в рамках часа голосования сегодня с 17:00 до 18:00.

ПРАВИТЕЛЬСТВО - «ЗА»

Напомним историю создания закона. В апреле 2012 года Дмитрий Медведев (на тот момент президент России) потребовал отменить «мобильное рабство». И уже в августе минкомсвязи РФ представило законопроект, согласно которому абоненты получают возможность сменить оператора, оставив за собой номер. Однако экс-министр связи Щеголев раскритиковал законопроект. По его словам, у операторов связи есть множество других задач, например, необходимость обеспечить покрытие сотовой связью федеральных автомобильных дорог и развитие широкополосного доступа в интернет и т.п. Однако позднее правительство РФ встало на сторону действующего министра. 19 ноября совещании у премьер-министра РФ Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что правительство РФ даст положительное заключение на законопроект. Он сообщил также, что со временем плата в 100 рублей может уйти в Лету. Мировая практика показывает, что через некоторое время эти платежи обнуляются, поскольку конкуренция приводит к тому, что эта плата снижается до минимума или вообще не взимается", – заявил Дворкович. «Посмотрим, что получится. В любом случае это на пользу абонентам. Надеюсь, что и сотовые операторы в результате этой услуги не обанкротятся», – отметил тогда Медведев.

УВЕЛИЧЕНИЕ ТАРИФОВ НЕ ПРОИЗОЙДЕТ?

Свое мнение на проект закона вчера в рамках пресс-конференции в РИА "Новости" высказал министр связи и массовых коммуникаций РФ Никифоров. На вопрос журналистов о том, не приведет ли это к увеличению тарифов, министр заявил: он уверен, что этого не произойдет.

- Это не в интересах операторов, которые принимали очень активное участие в подготовке данного законопроекта. В то же время возможно изменение тарифных планов. Сейчас стоимости звонков у отдельных операторов иногда отличаются в разы. После вступления закона в силу эти стоимости должны выровняться, и мы надеемся, что в итоге все входящие звонки на территории нашей страны станут бесплатными, а стоимость исходящих звонков будет определяться лишь регионом, в котором находится абонент, - заявил Никифоров.

Также министр заявил, что ожидает, что в случае принятия поправок закон станет действенным инструментом борьбы за качество связи. Более пространно на эту тему он высказывался ранее:

- Сегодня лицензии на сотовую связь выданы без требований по качеству, и задним числом что-то поменять невозможно. Переносимость номера — единственный рычаг, который позволит обеспечить реальную конкуренцию, когда потребитель сможет голосовать рублем. Запустите любой опрос: кто с какого оператора на какой переключится? Вы получите, что все перейдут ото всех, переток абонентов будет постоянно происходить, и это станет важнейшим мотиватором, - сказал Никифоров.

Стоит добавить, что даже в случае положительного голосования депутатов Госдумы РФ сегодня «мобильное рабство» будет отменено лишь 1 декабря 2013 года, то есть примерно через год. Процедура смены оператора будет занимать несколько дней.

MNP МОЖЕТ ПРИВЕСТИ КАК К СНИЖЕНИЮ СТОИМОСТИ УСЛУГ СВЯЗИ, ТАК И К РОСТУ

Своим мнением по данному поводу с газетой «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.

Алексей Меркутов - пресс-секретарь «МТС в Поволжье»:

- Мы понимаем важность внедрения MNP (принцип переносимости мобильного номера - Mobile Number Portability,MNP – ред.), и перед нами стоит задача реализовать механизм переноса номера максимально качественно, обеспечив для абонентов те возможности, на которые они рассчитывают. Очевидно, что после создания полноценной нормативной базы операторам потребуется примерно год на качественную подготовку практического запуска услуги, время необходимо на проведение тендеров и закупку оборудования, его установку и тестирование, написание и внедрение IT-программ, которые позволят поддерживать сервис, проработку всех вопросов межоператорского взаимодействия, коммуникаций для абонентов. Тщательная подготовительная работа, проведенная операторами, позволит реализовать полноценный сервис и избежать потенциальных рисков, связанных с защитой персональных данных, мошенничеством, некорректной тарификацией услуг.

Мы оценивали внедрение сервиса по переносимости номера для всех операторов "большой тройки" в 400 миллионов долларов с учетом текущих реалий российского рынка связи – топологию федеральных сетей связи, объемы коммутационных и IТ-структур, систем защиты персональных данных абонентов, затраты на увеличение персонала.

Рост сигнального трафика вследствие переадресации вызовов в другую сеть при переносимости номера потребует значительного расширения сигнальной и транспортной сети, установки высокопроизводительных баз данных большой емкости, коммутационной подсистемы и платформ для дополнительных услуг, биллинговых систем и пр. И стоимость внедрения переносимости номера будет зависеть не только от размеров абонентской базы оператора, на рост затрат также влияет развитость биллинговых систем, наличие конвергентных, телематических сервисов, мобильной коммерции.

Как показал мировой опыт, внедрение MNP может привести как к снижению стоимости услуг связи, так и к росту. Этот вопрос целесообразно обсуждать после того, как будут согласованы и утверждены все подзаконные акты и будет понятна механика внедрения сервиса.

Максим Нечеухин - директор компании «МегаФон» в Татарстане:

- Для реализации «переносимости номеров» потребуются значительные затраты на установку дополнительного оборудования и программного обеспечения. Операторам придется модернизировать сети, что, по нашим подсчетам, оценивается в 60 - 100 миллионов долларов.

Внедрение и реализация «переносимости номера» требуют существенной переработки действующей нормативно-правовой базы и включения всех игроков рынка. Возможно, было бы правильно опробовать услугу в отдельных регионах, чтобы оценить ее востребованность.

Наш опыт показывает, что только 1 - 7 процентов абонентов кочуют из сети в сеть, реагируя на временные скидки и акции. 93 процента клиентов остаются верными своему оператору.

Кроме того, у каждого из операторов есть масса простых способов, чтобы сохранить контакты абонента. Например, у «МегаФона» есть услуга «Ваш новый номер». Все звонящие на прежний номер абонента слышат автоответчик, информирующий о смене номера, и получают SMS-сообщение с новым телефоном. Услуга предоставляется бесплатно.

Игорь Кузьмин - коммерческий директор ЗАО «НСС»:

«Ростелеком» поддерживает введение MNP. Специалисты компании принимали и будут принимать участие в рабочих группах минкомсвязи, которые занимаются разработкой нормативно-правовых актов по услуге. Помимо изменений в закон «О связи» нужно будет внести изменения и дополнения в пакет постановлений правительства РФ, приказы минкомсвязи, Россвязи и Роскомнадзора. В общем, необходимо четко и однозначно прописать все процедуры, этапы и схемы при смене оператора.

Для реализации услуги в сокращенные сроки необходимо тесное сотрудничество регулятора с крупнейшими операторами и отраслевыми научными институтами. В ходе этой работы важно достичь консенсуса позиций регулятора и операторов, а также найти оптимальный компромисс между интересами (правами и обязанностями) абонента и операторов (например, чтобы MNP не стал предметом недобросовестной конкуренции).