Обвал на рынке щитовой рекламы Казани привел к неожиданному повороту: на улицах столицы Татарстана появилось несметное количество щитов с цитатами из священных книг. Оказывается, казанские рекламщики отдали под "социальную рекламу" (это теперь так называется!) 30% всех имеющихся у них рекламных поверхностей – в общей сложности более 900! Рекламщики не сошли   с ума, не покаялись за докризисные грехи и даже не ударились в богоискательство. Все прозаичнее: "социальная реклама" появилась в обмен на объявленную в конце декабря исполкомом города антикризисную акцию по поддержке операторов наружной рекламы.

АНТИКРИЗИСНАЯ МЕРА

Сегодня не продается по меньшей мере третья часть рекламных поверхностей Казани – рекламщики, привыкшие к бурному росту рынка в последние годы в итоге несут убытки. В декабре мэр Казани Ильсур Метшин объявил, что рекламные фирмы, столкнувшиеся с этой проблемой, будут освобождены от арендной платы за непроданные площади на первый квартал. Экономический эффект ожидался прежде всего в виде сохранения рабочих мест в этой сфере (в ней заняты, по данным мэрии, порядка 450 человек) – рекламщики получили возможность сэкономить на сборах в городскую казну. Как подсчитали чиновники, в результате возникли выпадающие доходы в объеме 10 млн. рублей. Потеря относительно небольшая – в прошлом году сборы по этой статье составили 300 млн. рублей.     

Но помощь мэрии оказалась небескорыстной – тем компаниям, которые обратились за поддержкой, было сделано предложение разместить "рекламу социального характера" на пустующих площадях. Таким образом в конце января на них появились щиты с цитатами из Библии и Корана, на которые обратили внимание многие горожане. Щитов по всей Казани около двухсот (!), но, как сказал в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель начальника управления наружной рекламы и информации Аскар Багаутдинов, в феврале их число может вырасти.  

Реклама на остальных 700 щитах посвящена Году спорта и здорового образа жизни в Татарстане, безопасности дорожного движения и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В числе компаний, которые разместили социальную рекламу в рамках договоренностей с мэрией - "Максимал", "Вилла", "Неон Арт М", "Лариса-Сити", "Центр-Т", "Аир Плюс", "Биг Борд", "Сити Дизайн", "НИКЭ" и другие.

По словам исполнительного директора ассоциации распространителей наружной рекламы Казани Татьяны Гавриловой, эта акция столичного исполкома - некоммерческий проект. Никакой выгоды для рекламных компаний она не несет, поскольку "городу размещение рекламы выгодно". "Власти понимают значение отрасли для городского бюджета, - говорит Гаврилова. - Сегодня они нас поддерживают, чтобы в последующем сохранить важную статью доходов в бюджет".  

МОЖЕТ, ОТКРЫТЬ ДОСТУП К ЩИТАМ МЕСТНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ?

Судя по всему, рекламщики и исполком готовы договориться еще раз и продлить засилье социальной рекламы в Казани. Правильность такого хода с точки зрения тактики вопросов не вызывает: действительно, рекламные компании резко потеряли объемы заказов, и их необходимо было поддержать. Но сколько времени может продолжаться дотирование рекламного бизнеса из бюджета (освобождение от платежей, по сути, является именно формой дотации)? Полгода, год? А что потом? Неужели власти и рекламщики имеют иллюзии, что рекламный рынок "отскочит" и внезапно прервавшийся праздник чудесным образом продолжится? Ведь ясно, что такой сценарий невозможен: даже официальные прогнозы состояния экономики РТ предвещают спад на 18%, а по отдельным отраслям и того больше.

Может быть, в такой ситуации лучше пойти навстречу местным рекламодателям (между прочим, поголовно урезающим рекламные бюджеты) и сбросить цены -   причем, в разы? Тогда на рынок придут пусть небольшие, но все-таки живые деньги и рынок задышит. А рекламодатели (в первую очередь, местные компании) получат возможность привлечь внимание к своим товарам и услугам на приемлемых в условиях кризиса условиях.   При всем уважении к традиционным религиям, вырванными из священных книг цитатами сыт не будешь. Лучше открыть доступ (например, через тендеры) к щитовой рекламе местным производителям   шуб и деревянных домов, молока и мяса, одежды и услуг.  

Кстати, ситуация на рекламном рынке удивительным образом напоминает происходящее на строительном рынке. Девелоперы также в большинстве живут тщетными надеждами на то, что к ним вернутся покупатели и нынешние цены на квадратные метры как минимум сохранятся. Но в то, что многократным может быть не только рост, но и снижение, никто из них верить не хочет. Во всяком случае, пока.

Ринат Билалов,
Ирина Калентьева,
фото Марии Зверевой