Обвал на рынке щитовой рекламы Казани привел к неожиданному повороту: на улицах столицы Татарстана появилось несметное количество щитов с цитатами из священных книг. Оказывается, казанские рекламщики отдали под "социальную рекламу" (это теперь так называется!) 30% всех имеющихся у них рекламных поверхностей – в общей сложности более 900! Рекламщики не сошли с ума, не покаялись за докризисные грехи и даже не ударились в богоискательство. Все прозаичнее: "социальная реклама" появилась в обмен на объявленную в конце декабря исполкомом города антикризисную акцию по поддержке операторов наружной рекламы.
АНТИКРИЗИСНАЯ МЕРА
Сегодня не продается по меньшей мере третья часть рекламных поверхностей Казани – рекламщики, привыкшие к бурному росту рынка в последние годы в итоге несут убытки. В декабре мэр Казани Ильсур Метшин объявил, что рекламные фирмы, столкнувшиеся с этой проблемой, будут освобождены от арендной платы за непроданные площади на первый квартал. Экономический эффект ожидался прежде всего в виде сохранения рабочих мест в этой сфере (в ней заняты, по данным мэрии, порядка 450 человек) – рекламщики получили возможность сэкономить на сборах в городскую казну. Как подсчитали чиновники, в результате возникли выпадающие доходы в объеме 10 млн. рублей. Потеря относительно небольшая – в прошлом году сборы по этой статье составили 300 млн. рублей.
Но помощь мэрии оказалась небескорыстной – тем компаниям, которые обратились за поддержкой, было сделано предложение разместить "рекламу социального характера" на пустующих площадях. Таким образом в конце января на них появились щиты с цитатами из Библии и Корана, на которые обратили внимание многие горожане. Щитов по всей Казани около двухсот (!), но, как сказал в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель начальника управления наружной рекламы и информации Аскар Багаутдинов, в феврале их число может вырасти.
Реклама на остальных 700 щитах посвящена Году спорта и здорового образа жизни в Татарстане, безопасности дорожного движения и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В числе компаний, которые разместили социальную рекламу в рамках договоренностей с мэрией - "Максимал", "Вилла", "Неон Арт М", "Лариса-Сити", "Центр-Т", "Аир Плюс", "Биг Борд", "Сити Дизайн", "НИКЭ" и другие.
По словам исполнительного директора ассоциации распространителей наружной рекламы Казани Татьяны Гавриловой, эта акция столичного исполкома - некоммерческий проект. Никакой выгоды для рекламных компаний она не несет, поскольку "городу размещение рекламы выгодно". "Власти понимают значение отрасли для городского бюджета, - говорит Гаврилова. - Сегодня они нас поддерживают, чтобы в последующем сохранить важную статью доходов в бюджет".
МОЖЕТ, ОТКРЫТЬ ДОСТУП К ЩИТАМ МЕСТНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ?
Судя по всему, рекламщики и исполком готовы договориться еще раз и продлить засилье социальной рекламы в Казани. Правильность такого хода с точки зрения тактики вопросов не вызывает: действительно, рекламные компании резко потеряли объемы заказов, и их необходимо было поддержать. Но сколько времени может продолжаться дотирование рекламного бизнеса из бюджета (освобождение от платежей, по сути, является именно формой дотации)? Полгода, год? А что потом? Неужели власти и рекламщики имеют иллюзии, что рекламный рынок "отскочит" и внезапно прервавшийся праздник чудесным образом продолжится? Ведь ясно, что такой сценарий невозможен: даже официальные прогнозы состояния экономики РТ предвещают спад на 18%, а по отдельным отраслям и того больше.
Может быть, в такой ситуации лучше пойти навстречу местным рекламодателям (между прочим, поголовно урезающим рекламные бюджеты) и сбросить цены - причем, в разы? Тогда на рынок придут пусть небольшие, но все-таки живые деньги и рынок задышит. А рекламодатели (в первую очередь, местные компании) получат возможность привлечь внимание к своим товарам и услугам на приемлемых в условиях кризиса условиях. При всем уважении к традиционным религиям, вырванными из священных книг цитатами сыт не будешь. Лучше открыть доступ (например, через тендеры) к щитовой рекламе местным производителям шуб и деревянных домов, молока и мяса, одежды и услуг.
Кстати, ситуация на рекламном рынке удивительным образом напоминает происходящее на строительном рынке. Девелоперы также в большинстве живут тщетными надеждами на то, что к ним вернутся покупатели и нынешние цены на квадратные метры как минимум сохранятся. Но в то, что многократным может быть не только рост, но и снижение, никто из них верить не хочет. Во всяком случае, пока.
Ринат Билалов,
Ирина Калентьева,
фото Марии Зверевой
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.