- Алла, как вы пришли к своему бизнесу?

- Бизнес взялся из хобби, он зарождался давно. Более 15 лет назад. И, наверное, начался с моей влюбленности в цветы. Мне всегда хотелось делать красивые букеты, преобразовывать природный материал. А потом увлечение переросло в профессию.

- А кто вы по образованию?

- Я – историк, окончила Казанский университет, но сразу же после окончания занялась цветами. Я как-то быстро поняла, что работа с цветами – это моя настоящая профессия.

- Где же вы учились на флориста, ведь это редкая профессия?

- В самых разных местах училась. В Москве, в Германии, в Бельгии, в Японии. Посещала интересные мастер-классы, семинары. Мой принцип – в профессии надо развиваться, иначе наступает регресс.

- В Японии особое отношение к цветам. Их культ. Расскажите немного поподробнее об этом обучении.

- В Японии мы оформляли цветами храм XII века, он открывается раз в году, там читаются молитвы о процветании Японии. Мы делали это оформление под руководством нашего мастера из Бельгии. Работы было много, мы дневали и ночевали в этом храме, и когда храм открылся для верующих, у нас были слезы на глазах, такой удачной оказалась наша работа. У японцев особое отношение не только к цветам, но и к природе вообще. Они ее одушевляют.

- Историком вам пришлось поработать?

- Я, когда училась, два года преподавала школе. Историк – прекрасная профессия, но не моя.

- Историческое образование помогает вам в вашем нынешнем бизнесе?

- Да, безусловно. Знание истории для любого человека должно быть базовым.

«БИЗНЕС НАЧАЛСЯ С ЭНТУЗИАЗМА»

- С чего начался в ваш собственный бизнес?

- Он начался с энтузиазма. Про стартовый капитал и сказать нечего, это были смешные деньги. Я их сейчас даже вспомнить не могу. Кажется, менее 500 тысяч. Был энтузиазм, и была вера в себя, без этого дело начинать нельзя. У меня было огромное желание и вдохновение, поэтому все получилось.

- В Казани сейчас очень много флористических салонов, кто ваши конкуренты?

- Я просто не думаю о них, о конкурентах. Работаю и все. Салонов действительно много, они открываются на каждом шагу, это салоны шаговой доступности. Но от этого наш оборот не падает. Во-первых, у нас есть постоянные клиенты, во-вторых – для цветочного рынка рост предложений не страшен, каждый цветок находит своего покупателя. Угрозы со стороны других салонов я не вижу.

- У вас три флористических салона в «Бахэтле», это аренда?

- Да, наши салоны расположены в «Бахэтле» - на Павлюхина, возле парка Горького и на проспекте Ямашева. Плата фиксированная, она составляет $1830 за квадратный метр в год. Как договорились, так и платим, неожиданностей нет.

- Свое помещение не хотелось бы купить?

- Очень хочется, но пока нет такой финансовой возможности.

«ЦВЕТЫ ПРИВОЗЯТ ИЗ ГОЛЛАНДИИ»

- Откуда берется ваш товар?

- Срезанные цветы – из Голландии, что касается цветов в горшках, мы стараемся поддерживать местных производителей.

- Почему именно Голландия и насколько выгодно возить цветы из-за границы?

- Голландия – мировой производитель экзотических растений. Естественно, что цветы сюда везут из разных стран, но Голландия – это отправная точка.

- Вы ездите в Голландию сами?

- Нет, у нас есть поставщики. Цветочный бизнес чем сложен - у нас есть очень высокий риск списания. Посредник берет на себя этот риск. У нас меньше прибыль, но мы и не рискуем.

- Как вы заказываете цветы?

- В основном по интернету.

- Меня всегда интересовал вопрос, как торговать цветами, когда они так быстро вянут?

- Это – ключевая сложность в нашем бизнесе. Цветы – недолговечный товар, продавать цветы плохого качества мы не можем, но реализовывать товар должны, иначе какой же это бизнес? Важно просчитать, сколько мы можем цветов продать, и не меньше. Если мы останемся с пустым холодильником, - это тоже убытки. Надо найти вот это золотое число.

«ПЕРЕД ПРАЗДНИКАМИ БЫВАЕТ АЖИОТАЖ»

- Сколько цветов вы продаете в день?

- По-разному, это непредсказуемо. Хотя перед многими праздниками бывает ажиотаж.

- Кто чаще покупает цветы – мужчины или женщины?

- И те, и другие. Цветы – унифицированный товар.

- Вам приходится обслуживать корпоративы?

- Естественно, у нас много таких заказчиков. Например, у какой-то крупной организации торжество, мы в этом случае оформляем зал и делаем букеты для вручения. В этих случаях учитывается многое – корпоративный цвет, корпоративная тематика, интерьер зала, мы решаем, что в этом помещении будет лучше смотреться. У нас индивидуальный подход к каждому клиенту. Работа с корпоративными клиентами, она вообще очень масштабная.

- Работать с корпоративными клиентами выгодно для вас?

- Естественно, это большой заказ и большие деньги. Они приносят нам половину прибыли. Мы с радостью беремся за такие заказы, и мы справляемся.

- Как часто бывают такие заказы?

- Достаточно часто.

- У вас есть постоянные корпоративные клиенты?

- Есть, и много. Например, министерство экологии, отель «Корстон», ресторан «Панорама». У нас хорошая репутация, она привлекает клиентов.

«ЕСТЬ МОДА НА ФОРМИРОВАНИЕ БУКЕТА»

- Существует мода на цветы?

- Да, но это не мода на сорта цветов, а веяния во флористике. Потому что набор цветов, он в целом традиционен. Это классика жанра – роза, сезонные экзотические цветы из Голландии, гортензии, например. Но на формирование букетов мода есть. Сейчас это – моногамма, например, делаем букет кремово-розовый или сиренево-фиолетовой и так далее. Цвет надо выдерживать. И группировать цветы.

- У вас в салонах работают флористы. Как они к вам попадают?

- Мы их выращиваем, как редкие цветы. Это наши дети, мы их воспитываем.

- В Казани есть учебные заведения, где учат на флористов?

- Мы сами проводим курсы, мастер-классы, у нас есть начинающие циклы, есть продолжающие, их проводят флористы из Москвы. Эти курсы бывают тематическими, например, альтернативная флористика. Так что все наши флористы - они наши воспитанники. Бывает, что сотрудник по каким-то обстоятельствам уходит. Для меня это так же больно, как ребенка от себя отпустить.

«ЦВЕТЫ - ЭТО ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР!»

- В какой сезон каких цветов больше покупают?

- Трудно сказать… Например, я заметила, что летом меньше покупают цветы в горшках. Цветы покупают всегда, их покупали даже в кризис. Потому что невозможно не поздравить любимую женщину или маму с каким-то праздником, с днем рождения. Цветы – это деньги на ветер, но цветы – это все равно прекрасно!

- Как чаще покупают цветы: просто по велению души или по какому-то поводу?

- Это две разные категории покупок. По велению души – это спонтанно, это присуще женщинам, мужчины так не покупают. Женщина может случайно заглянуть в салон, увидеть красивый букет и купить его. Просто так, для души. Мужчине нужен повод. Им нужна конкретная цель, и мужчины всегда знают, что они хотят купить. У женщин важен импульс.

- От чего у вас больше выручка – от цветов в горшках или от букетов?

- Выручка больше от срезанных цветов, горшечные цветы тоже нужны, они помогают нам поддерживать ассортиментный перечень. На горшечные цветы часто бывают заказы. Например, крупные фирмы или предприятия заказывают нам цветы в горшках, чтобы оформлять помещения.

- Каков у вас уровень цен на срезанные цветы и на горшечные?

- Срезанные цветы стоят от 60 рублей до 200 за цветок. На горшечные цветы цены начинаются от 150 рублей. Если это листочек или черенок, то цены на него могут начинаться от 60 рублей.

- У вас бывают скидки? Например, цветы начинают вянуть, вы их уценяете?

- Такое бывает крайне редко, потому что заказываем ровно столько цветов, сколько можем продать. Но иногда все-таки бывает, азалии, например, или розы. Мы их уценяем. Но это стыдно, когда такое происходит. Могу сказать, что у нас это происходит крайне редко.

- Такие цветы покупают, ведь цена на них явно ниже?

- Да. Есть покупатели. Некоторые приходят специально и спрашивают, будет ли уценка.

«МЫ СМОГЛИ ВЫВЕСТИ СВОЮ ФОРМУЛУ»

- А каким образом вы просчитываете, сколько цветов можете продать, это идет эмпирическим путем?

- Эмпирический путь у нас уже 7 - 10 лет, сейчас смогли вывести формулу, по которой рассчитываем количество цветов для заказа.

IMG_8331.jpg
«Если у меня есть 20 процентов прибыли – это прекрасно! Я знаю, что в Казани многие работают за меньшую прибыль»

- И сколько цветов надо для трех магазинов?

- Мы получаем товар два-три раза в неделю, заказ делается заранее. За 14 дней. Мы берем данные на это время по прошлому году, учитываем процентный прирост или наоборот уменьшение покупателей в этом году. Эта формула работает.

- Вы проводите какие-нибудь акции?

- Иногда проводим. Наши покупатели – это покупатели «Бахэтле», то есть люди с хорошим достатком. Мы, например, проводили такую акцию: раздавали купоны на второй букет и отслеживали потом, сколько людей к нам возвращается. Мы даже конкурсы проводили между нашими салонами, у кого больше покупателей придут за вторым букетом. Такая акция себя оправдывает.

- Какая у вас форма собственности?

- ИП.

- Каков штат в трех салонах?

- 15 человек, включая бухгалтера.

- Давайте сравним цены в цветочных магазинах города. У вас выше или ниже?

- Цены примерно одинаковые у всех, хотя иногда можно увидеть цену, скажем, за розу - 50 рублей. Но это надо еще посмотреть, что это за роза. Какова у нее высота «ноги», то есть стебля, величина «бокала». Мы нашли свою ценовую нишу. Наши розы будут хорошо смотреться, если вы купите даже одну штуку, и в букете они будут великолепны. Причем, мы продаем их без удорожания. Мы заказываем универсальные цветы. Что касается экзотики, то цены по городу тоже почти что одинаковые.

«ПОСТАВЩИКОВ НА РЫНКЕ МНОГО»

- У вас один поставщик?

- Нет, несколько. Сейчас на казанский цветочный рынок пришли несколько оптовых фирм. Очень серьезных, так что есть из кого выбирать.

- У вас есть заказы, которые помнятся долго? Например, мне рассказывали, как в одном флористическом салоне делали из цветов лебедей на золотую свадьбу одному очень известному в Татарстане лицу.

- Нет, лебедей мы не делали, а вот смайлики из цветов делали. Гитару из цветов делали.

- Вы занимаетесь благотворительностью? Например, в Казани есть салон, который перед крупными церковными праздниками приходит в храмы и на основе благотворительности украшает самыми лучшими цветами иконы.

- Нет… мы пока не занимаемся благотворительностью.

«ЦВЕТОЧНЫЙ БИЗНЕС СЛОЖНЫЙ»

- Цветочный бизнес сложный или нет? Если да, то в чем его сложность?

- Очень сложный, это я вам точно скажу. В нем много нюансов. У нас очень большие физические нагрузки. Это только кажется, что мы «букетики крутим». Но это не так! Мы разбираем цветы, моем вазоны, собираем букеты…

- Вам самой приходится этим заниматься?

- Конечно! Я принимаю участие при каждом оформлении. Профессия флориста - она не мужская, и не женская – унифицированная. Но нам, женщинам, например, приходится работать с грунтом, а это тяжело. Сложность есть и в другом - в тех просчетах, о которых мы говорили. Надо так все просчитать, чтобы не было списания, и была прибыль. Если этого умения нет, салон как откроется, так и закроется.

- Вы начинали с одного салона?

- Да, с одного. Мой первый салон был в «Бахэтле» на проспекте Ямашева, потом начали расширяться, появились еще два.

- Каков ваш месячный оборот?

- Приблизительно 500 тысяч рублей в каждом салоне.

IMG_8336.jpg
«У нас постоянная работа – без выходных и без праздников. Каждый праздник мы, наоборот, на работе. Такой ритм не все выдерживают»

- Что собой сейчас представляет цветочный рынок в Казани?

- Рынок цветочной торговли в Казани улучшается, он становится более цивилизованным, потому что появляются именно салоны флористов. Теперь в Казани ценятся не просто кое-как сделанные букеты, а работа флориста, его креатив, его ручная работа, когда правильно подобраны цвета, хорошая форма букета. Рынок развивается, качество услуг улучшается. Я смело могу сказать своим флористам, чтобы они пошли к нашим коллегам и переняли их опыт.

- А каков цветочный рынок в Европе?

- Я была в Германии и в Бельгии, там места, где продают цветы, называются оптовыми базами. Нас с цветочным рынком Европы даже сравнивать нельзя, нам до них еще расти и расти. У нас все наоборот. Не спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос. Если бы нам те же оптовые фирмы, например, предлагали больше аксессуаров, у нас были бы более интересные букеты. В Европе, например, каркасы, формы для букетов продают готовые, а нам до сих пор приходится делать их вручную. И это отнимает массу времени. В Европе ассортимент срезанных цветов намного выше, нам есть такие интересные растения, которые к нам приходят только в горшках.

«ЕСЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ 20 ПРОЦЕНТОВ – ЭТО ПРЕКРАСНО!»

- Какова рентабельность цветочного бизнеса в Казани?

- Если у меня есть 20 процентов прибыли – это прекрасно! Я знаю, что в Казани многие работают за меньшую прибыль.

- Какие подводные течения подстерегают человека, который хотел бы заняться этим бизнесом?

- У нас постоянная работа – без выходных и без праздников. Каждый праздник мы, наоборот, на работе. Такой ритм не все выдерживают.

- Алла, мне как-то попала в руки казанская газета начала прошлого века, и там было написано, что в одном из аптекарских магазинов можно купить к Рождеству(!) свежие фиалки из Ниццы. Если я сейчас захочу купить фиалки из Ниццы зимой, вы мне их доставите?

- Так было в Казани? Здорово! Что ж, приходите, мы вам эти фиалки тоже доставим! Было бы у вас желание. Если в начале прошлого века это было возможно, то сейчас - тем более.

IMG_8303.jpg
«В Европе, например, очень много флористов-мужчин. Это оправдано, женщинам это трудно физически»

«ЛЮБЛЮ АСТРЫ!»

- У вас есть любимые цветы?

- Есть, хотя вкусы постоянно меняются. Сегодня у меня любимые цветы – это герберы и, как это ни банально, астры. Они такие яркие осенью, горят, как пожар.

- Вам часто дарят цветы?

- Часто, муж меня балует. Люблю, когда мне дарят цветы.

- Как, по вашему мнению, будет развиваться цветочный бизнес в Казани?

- Пока он развивается как попало. Мне бы хотелось, чтобы он развивался не вширь, а вглубь. Чтобы повышался уровень мастерства.

- Вы начинали с одного магазина, теперь их у вас три. Вы развиваетесь. Какой шаг будет следующим?

- Бизнес развивается вертикально и горизонтально. Вертикальное развитие, это когда мы находим других поставщиков или, например, расширяем ассортимент. Горизонтальное развитие – это открытие новых салонов. Можно развиваться и так, и эдак. Но мне бы больше хотелось вертикального развития.

- У вас есть предпосылки к этому?

- Есть, и возможности есть. У меня пока некоторое затишье в развитии, потому что у меня маленький ребенок, который отнимает много времени. Но вот он чуть подрастет, и начнем продвигаться дальше.

- Когда малыш подрастет, каким будет конкретно ваш следующий шаг в бизнесе?

- Часто говорят, что аренда – это большая нагрузка, в действительности для меня это не самый плохой вариант. Хотя, наверное, нужно и свое помещение. А вообще… Мне хочется заниматься живописью. Я хочу писать цветы масляными красками. Меня увлекает цветочная тема.

- Вы пробовали? Получается?

- Пробовала. Мне очень нравится процесс, и вроде бы у меня получается, потому что мои картины покупают.

- Где и за какую сумму можно купить ваши работы?

- Они продаются в моих салонах и стоят от 3 до 6 тысяч рублей.

«ДУШЕВНЫЙ БУКЕТ»

- А прочему в салонах не бывает полевых цветов? Букеты из них такие трогательные.

- Они красивые. Но все наши цветы проходят сертификацию. И потом, полевые цветы долго не стоят. Но, тем не менее мы делаем заказы с полевыми цветами, но это очень индивидуально. У нас в салонах есть мелкие ромашки, это как бы имитация полевых цветов. У нас есть такая форма – «душевный букет», этот букет делают флористы, но ощущение такое, что вы сами его собрали. Это называется «декоративный букет высокой степени вегетативности». Чтобы его сделать, добиться этой непосредственности, нужен очень высокий уровень мастерства, в него нужно добавить необходимые травинки, воссоздать направление ветра.

- А как цветы не вянут при транспортировке?

- Их обрабатывают специальным раствором, к особенно хрупким цветам ставят колбы с водой. А вообще путь цветка от производителя до покупателя, он очень длинный, не менее 10 дней. Цветок приходит свежим, мы его продаем, и он еще две недели стоит у покупателя. Но это возможно при правильной транспортировке, при правильном хранении. Даже дома, в вазе, за цветами надо правильно ухаживать.

- Дайте полезные советы нашим читателям.

- Они простые. Когда выбираете цветы, прежде всего, смотрите на свежесть «бокала», на стебле тоже недопустимы завядшие листочки. Дома подрежьте цветы ножом, воды в вазе должно быть много. Лучше купить в салоне консервирующее средство для букетов. Если его нет, воду надо менять ежедневно, так же и подрезать стебель.

- Какими цветами предпочитают украшать квартиры казанцы?

- Предпочитают лиственные растения, которые стоят и радуют своей листвой. Сейчас мода на горшки с самополивом, это такая специальная дренажная система. Такие горшки бывают в стиле или арт-деко, или хай-тек.

- Каковы ваши приоритеты, помимо работы?

- Семья, путешествия, духовный рост. Люблю читать, из телеканалов предпочитаю «Культуру». Муж помогает мне в бизнесе, это и эмоциональная поддержка, и чисто прагматическая. Например, может помочь мне что-нибудь перевести.

«САМА ЦВЕТЫ НЕ РАЗВОЖУ»

- Вы сами разводите цветы?

- У нас есть загородный дом, но мы ничего не сажаем, некогда. Вот подрастет ребенок…

- По каким качествам вы берете людей в команду?

- Всех 15 человек я принимала сама. Я не беру на работу ленивых людей. Принимаю людей трудолюбивых, умеющих общаться, с приятной внешностью.

- И все-таки флорист – профессия мужская или женская?

- В Европе, например, очень много флористов-мужчин. Это оправдано, женщинам это трудно физически.

- И, наконец, наш традиционный вопрос – три секрета успешного бизнеса?

- Любить свое дело, верить в свой успех и уметь просчитывать бизнес. Удача – удачей, но считать надо уметь.

Визитная карточка руководителя

Алла Сафонова родилась в Казани, окончила исторический факультет КГУ. В 1997 году занялась флористикой. Замужем, муж – бизнесмен. Воспитывает ребенка.

Визитная карточка фирмы

Флористические салоны «Мадам д'Флер» расположены в трех супермаркетах «Бахэтле» - на ул. Павлюхина, пр. Ямашева и ул. Ершова. В штате - 15 сотрудников. Форма собственности – индивидуальный предприниматель. Совокупный годовой оборот – около 20 млн. рублей.