11.jpg
Во встрече приняли участие председатель комитета по сувенирной продукции ТПП Артур Мустаев, глава ТПП Шамиль Агеев и член совета при президенте РФ по культуре и искусству Геннадий Дрожжин

ВНИМАНИЕ И НЕМНОГО ДЕНЕГ

В Торгово-промышленной палате РТ (ТПП) накануне обсуждали проблемы отрасли народных ремесел и производства сувенирной продукции в Татарстане. Во встрече приняли участие председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при Торгово-промышленной палате РТ Артур Мустаев, член совета при президенте РФ по культуре и искусству Геннадий Дрожжин, представители министерства культуры РТ и Палаты ремесел РТ, участники рынка - всего собрались около 30 человек.

Открывая встречу, Агеев начал издалека – он привел цифры, согласно которым в Татарстане за 9 месяцев 2012 года в сфере промышленности произведено продукции на 103 млрд. рублей, тогда как оборот в сфере торговли составил 466 млрд., а в сфере платных услуг населению – 180 млрд. рублей.

«Эти цифры заставляют смотреть, куда развиваться дальше», - подчеркнул Агеев, приведя в пример народные промыслы как одно из направлений, в котором экономика республики может найти дополнительный источник развития. - Общими усилиями мы сумеем как-то поддержать вашу отрасль, чтобы китайцы ее совсем не затоптали», - пообещал он собравшимся в ТПП участникам встречи.

Дрожжин, который по совместительству является председателем правления ассоциации «Народные художественные промыслы России», рассказал, что 20 лет назад в стране было 120 тыс. мастеров, а сейчас их в 10 раз меньше. И тут же он дал универсальный рецепт поднятия этой отрасли с колен в Татарстане: «Нужно внимание и немного денег». «И если не принять меры, то эта отрасль в России совсем исчезнет», - добавил Дрожжин.

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ МАСТЕРОВ

Покончив с общими рассуждениями, участники встречи принялись обсуждать реальные меры, которые могут помочь в борьбе с китайской продукцией на рынке и продвижении товаров местных производителей. Основным генератором идей выступил опять же Дрожжин, который ко всему прочему еще и пообещал участвовать в защите интересов мастеров и участников рынка перед руководством республики.

Во-первых, по его словам, необходимо создать организацию, которая объединяла бы всех представителей рынка сувенирной продукции, мастеров народных промыслов во всех районах и городах Татарстана. Хотя сегодня в республике есть несколько ведомств, которые курируют эти вопросы... Он также добавил, что все принимаемые предложения, в том числе о создании единой организации, должны быть закреплены письменно, чтобы направить их в ближайшее время на рассмотрение президенту РТ Рустаму Минниханову и в министерство культуры РТ.

- Объединяться надо на юридическом уровне, чтобы получить господдержку, субсидии, попасть в соответствующие федеральные программы, - сказал Дрожжин.

- Чтобы попасть в федеральные программы, необходимо, чтобы предприятие работало не менее 10 лет, - пояснил Мустаев. – У нас есть те, кто работает меньше, или те, кто открылся снова после банкротства…

- Пишите министру (культурыред.) свое предложение, а я поддержу, - указал Дрожжин на возможное решение проблемы бюрократических преград для того, чтобы представители отрасли из РТ могли рассчитывать на финансовую поддержку из бюджета РФ. Впрочем, данный совет в это день от него услышали не единожды по разным вопросам.

25.jpg
Геннадий Дрожжин: «Объединяться надо на юридическом уровне, чтобы получить господдержку, субсидии, попасть в соответствующие федеральные программы»

«Купить есть что, а негде!» - посетовал Дрожжин. – Мы зашли сегодня в один магазин – бедненько, и только свое продают, а хотелось бы, чтобы продукция и из других регионов была. Посадили сувенирную продукцию на китайскую допинговую иглу», - вынес вердикт он. Помимо разрозненности представителей отрасли, среди проблем, обозначенных Дрожжиным, было отсутствие инфраструктуры рынка, которое, по его мнению, распространяется и на Казань, то есть попросту отсутствие достаточного количества магазинов. Московский гость поделился своими впечатлениями от посещения одного из магазинов сувениров в Казани.

Член совета при президенте предложил изучать опыт регионов (Киров, например, открыл магазин «своих» сувениров в Санкт-Петербурге) и открыть в Казани торгово-выставочный центр, в котором будут продавать только сувенирную продукцию и изделия народного промысла. Подобный центр был создан в Нижнем Новгороде по инициативе губернатора Валерия Шанцева.

Надо отметить, что эта идея встретила у участников самую горячую поддержку из всех озвученных в ходе встречи. Правда, и здесь без помощи государства не обойтись, так что это предложение планируется также обсудить и направить на рассмотрение руководству республики.

Говоря о способах продвижения продукции татарстанских мастеров, Мустаев, в свою очередь, призвал их активнее осваивать интернет-пространство. В частности, он рассказал об интернет-магазине TatarMaster.ru, отметив, что сейчас в очереди на презентацию своей продукции на этой площадке в 3 раза больше желающих, чем позволяют возможности магазина.

27 МЛН. РУБЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫСЛОВ В БЮДЖЕТЕ НЕТ

Среди других идей, прозвучавших в ТПП, были предложения по открытию факультета народных промыслов, где мастера смогли бы обучать студентов азам ремесла, по созданию передвижной выставки изделий татарских мастеров. Как отметил представитель минкульта РТ, в этом году было организовано 38 выставок изделий татарских мастеров, но из них 30 прошли в других регионах или странах. Как отметили представители министерства, ранее уже была разработана программа развития народных и художественных промыслов и сувенирной продукции в Татарстане, на которую необходимо 27 млн. рублей, но в минфине ответили отказом – средств пока нет.

«У нас один Сабантуй стоит дороже», - с сожалением прокомментировал Мустаев.

В итоге после часа разговоров ситуация в Татарстане в сфере развития народных и художественных промыслов выглядела уже столь печально, что не выдержали владельцы магазинов сувениров, которым стало обидно за Татарстан перед гостем из Москвы. Лидия Никулина - директор магазина сувениров в казанском Кремле, решила выступить в защиту состояния отрасли в республике.

- Мне немного обидно из-за того, что здесь говорится! Народные промыслы в республике достаточно хорошо развиты, у нас много молодых мастеров, - обратилась она к Дрожжину. - Сегодня около 400 мастеров являются членами Палаты ремесел РТ, координирующей их работу!

03.jpg
Идея открыть в Казани торгово-выставочный центр, в котором будут продавать только сувенирную продукцию и изделия народного промысла, встретила у участников самую горячую поддержку

Дальнейшая дискуссия вообще отличалась большей эмоциональностью, которую, вероятно, можно объяснить тем, что вопросов и пожеланий у пришедших на встречу накопилось достаточно.

- Все, что мы имеем, держится на энтузиазме наших мастеров, - с волнением в голосе рассказала генеральный директор группы компаний «Богема» Марина Абдуллина. – Наши мастера берут кредиты, нет господдержки. И хотелось бы иметь большой магазин, где все мастера могли бы выставлять продукцию и куда привозили бы туристов, и там должны быть льготы для предпринимателей.

Владельцы магазинов также пожаловались на трудности со сбытом продукции – многие туристические компании, оказывается, не сотрудничают с магазинами в этом вопросе и не привозят гостей туда, где продаются настоящие татарские изделия. В результате то, что чаще всего видит среднестатистический турист, – ларьки на Баумана с сувенирами, изготовленными в Китае.

Не смогли обойти в ТПП, конечно, и тему Универсиады, при этом татарстанские производители сувениров, по сути, разделились на два лагеря – тех, кто доволен системой реализации продукции, и тех, кто считает, что в ней есть недостатки. Если одни говорили, что изготавливают товары с символикой Универсиады и отдают на продажу лицензиатам, то другие жаловались на то, что большая часть товаров с символикой игр производится не в Татарстане. По словам Никулиной, местным мастерам и владельцам небольших магазинов сейчас вообще невыгодно заниматься приобретением прав на изготовление продукции с символикой студенческих игр.

«Мастер должен на свои деньги изготовить товары в большом количестве, закупить голограммы (голографические наклейки на товаре, чтобы не перепутать оригинальный продукт и подделкуред.), отдать сувениры в магазины, имеющие право продавать продукцию с символикой Универсиады, и ждать, пока их продадут», - сказала Никулина, добавив, что небольшой мастерской такой масштаб не потянуть. Дрожжин, выслушав участников встречи, и в этом случае предложил попытаться найти компромисс, написав письмо президенту РТ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕВЫШАЕТ СПРОС

После дискуссии в ТПП участники встречи поделились с газетой «БИЗНЕС Online» своим мнением о ситуации на рынке сувенирной продукции в Татарстане. По их словам, большей частью из-за рубежа поставляют мелкую сувенирную продукцию, но местные производители вездесущих конкурентов из Китая соперниками не считают, поскольку крупные изделия (и наиболее дорогие!) изготавливаются именно татарстанскими мастерами. К примеру, если «китайская» тюбетейка стоит около 60 рублей, то цена головного убора, изготовленного татарским мастером, может доходить до 7 тыс. рублей. У туристов должен быть выбор, считают владельцы магазинов сувениров.

Наталья Пилюгина - директор мастерской «Живая глина» на ул. Баумана, художник-керамист:

- Мы продаем продукцию, которую сами изготавливаем. Эту продукцию – расписную посуду, изделия из фарфора, стекла – тиражируют сейчас в Китае. Доля сувенирной продукции из Китая занимает примерно 90 процентов рынка, в том числе в Казани, бороться с ней трудно. Она идет через посредников из Москвы, Санкт-Петербурга и распространяется не только в Казани, но и в других городах и регионах. У меня сейчас разработано более 500 единиц сувенирной продукции, которую тяжело реализовать, потому что, во-первых, по цене не могу конкурировать с китайской продукцией, а во-вторых, такие объемы производства просто потянуть не могу – требуются огромные вложения.

Марина Абдуллина - генеральный директор группы компаний «Богема»:

- Если говорить о продукции на Баумана, то там сплошной Китай, но вообще сейчас больше 50 процентов изделий на рынке – это наши татарстанские изделия, просто они представлены в разных магазинах. Спрос на наши изделия сегодня больше, но совсем отказываться нельзя от китайских товаров, ведь не каждый может купить дорогую продукцию. К тому же в основном оттуда идет мелкая сувенирная продукция, все крупные изделия – наших мастеров. Насколько китайская продукция дешевле местной? Это зависит от категории товаров. Например, если говорить об изделиях из фарфора, то китайские дешевле, возможно, в два раза.

Сегодня есть проблема со взаимодействием с туристическими компаниями, поскольку туристические маршруты в Казани все давно утверждены. А у меня, например, магазин на Кремлевской, но рядом нет места, где можно высадить туристов, чтобы они зашли в магазин, он не попадает в маршрут. В итоге туристов привозят на Баумана, где представлена китайская продукция… Но с ней не надо бороться - пусть у людей будет выбор. Другая проблема - предложение наших мастеров сегодня превышает спрос по сувенирной продукции. Они производят товары, а реализовать их негде, и поэтому нужен большой центр.

Существовать в Казани только за счет продажи сувениров туристам можно, но только в том случае, если торговая точка расположена в зоне активных туристических маршрутов, иначе надо искать другие варианты. У меня, например, продукция, изготавливаемая на заказ, занимает в общей структуре примерно 50 процентов.

Лидия Никулина - владелец магазинов изделий народного промысла в Казани, Болгаре и Свияжске:

- Продукция из Китая на Баумана занимает около 50 процентов, в магазинах в Кремле – процентов 10. Вообще, Китай нам не мешает, а стимулирует. Такие товары нужны, потому что они дешевые и неплохого качества. Проблемой для нас являются высокие налоги. Тем, кто занимается народными промыслами, нужны льготы. Почему я считаю, что продавать и производить продукцию для Универсиады нашим небольшим мастерским и отдельным мастерам сейчас невыгодно? Потому что нужны предварительные большие расходы на создание партии товаров: 50 - 100 тысяч рублей для отдельного мастера - большая сумма. Товар, который продают в магазинах, стоит дорого, его могут вообще не продать и потом вернуть, а куда девать товар с символикой игр после Универсиады?