БЫЛО ВРЕМЯ - И ЦЕНЫ СНИЖАЛИ…

Главная новость в опубликованной вчера отчетности КАМАЗа - в значительном увеличении доходов предприятия за отчетный период. Выручка автогиганта за январь-сентябрь выросла аж на 13% — до 82,09 млрд. рублей по сравнению с 72,68 млрд. рублей годом ранее.

При этом прирост продаж в физическом выражении составил 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам января-сентября дилерская сеть ОАО «КАМАЗ» реализовала 18,6 тыс. грузовиков. При этом дилеры отметили рост интереса покупателей к самосвалам «КАМАЗ-65115» и «КАМАЗ-6520». Динамика продаж по этим моделям стала реакцией на снижение цен – грузовики подешевели на 400 тыс. рублей. Теперь они стоят 2,15 млн. рублей (за модель 65115) и 2,55 млн. рублей (за 6520) независимо от комплектации.

Впрочем, на другие модели цены выросли. В итоге вклад ценового фактора в общий прирост выручки КАМАЗа составил 6,7%, что остается в рамках инфляции.

СЭКОНОМИЛ РУБЛЬ – ЗАРАБОТАЛ РУБЛЬ!

В свою очередь, себестоимость челнинских грузовиков увеличилась в январе-сентябре 2012 года всего на 3%. Опережающий темп прироста выручки над приростом себестоимости привел к тому, что валовая прибыль выросла более чем в 2,5 раза (!) — до 11,63 млрд. рублей.

Напомним, на КАМАЗе сейчас действует программа повышения эффективности, которая была разработана с учетом опыта Daimler. Программа рассчитана на два года, внедрять ее начали в конце 2011 года. Основные цели — повышение операционной рентабельности до 9% (в первом полугодии текущего года этот показатель был даже перевыполнен - 9,7%), сокращение издержек, продажа непрофильных активов и рост маржинальности продуктового портфеля.

Тем временем темп роста коммерческих расходов компании за 9 месяцев года даже превысил рост выручки, составив 13,5% или 3,06 млрд. рублей. Интересно, что управленческие расходы, за которые КАМАЗ был критикуем, в том числе и в газете «БИЗНЕС Online», выросли еще сильнее – на 21% – до 2,7 млрд. рублей.

Но, тем не менее прибыль от продаж составила 5,88 млрд. рублей по сравнению с убытком от продаж за аналогичный период годом ранее в 361 млн. рублей.

ЖДЕМ НОВЫХ РЕКОРДОВ ПО ПРИБЫЛИ

Сальдо «проценты к получению/проценты к уплате» было, как и в прошлом году, отрицательным и составило -492 млн. рублей. Но в прошлом году эта отрицательная разница была равна -766 млн. рублей, так что положительные сдвиги в управлении денежными потоками налицо. Так, в последнее время происходит планомерное снижение величины заемных средств, что, естественно, находит свое отражение в уменьшении величины выплачиваемых процентов. Так на 01.01.2011 суммарные заемные средства составляли 21,5 млрд. рублей, а на 01.10.2012 уже всего 15 млрд. (снижение на 43%). Кроме того, не следует забывать и о государственном субсидировании процентов по кредитам. И хотя данные за 9 месяцев в РСБУ не раскрываются, но из отчета автогиганта по МСФО за первое полугодие 2012 явствует, что государство субсидировало процентов по займам КАМАЗа на общую сумму 254 млн. рублей.

Впрочем, дальнейшего снижения долговой нагрузки на предприятие не ожидается. Напротив, в настоящее время компания планирует привлечь еще 2 млрд. рублей путем размещения биржевых процентных неконвертируемых облигаций номинальной стоимостью в 1 тыс. рублей и сроком погашения три года.

Сальдо «прочие доходы/прочие расходы» было так же отрицательным – 1,1 млрд. рублей против отрицательного сальдо в размере -2,4 млрд. рублей за соответствующий период прошлого года, что тоже можно охарактеризовать как положительный фактор.

Итоговый показатель чистой прибыли по РСБУ получился рекордным для КАМАЗа за посткризисный период, а именно 3,3 млрд. рублей чистой прибыли по РСБУ по сравнению с чистым убытком в 2,72 млрд. рублей за аналогичный период годом ранее. Так что по итогам текущего года будем ждать как минимум повторения рекорда 2007 года по чистой прибыли в 4,8 млрд. рублей.

ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО НЕМЦУ ПЛЮС 1%

Улучшение финансовых показателей КАМАЗа сыграло положительную роль в улучшении финансовых показателей немецкого автоконцерна Daimler. Сам концерн, контролирующий 15% акций челнинского автогиганта, получил от участия в нем 20 млн. евро прибыли по итогам 9 месяцев против убытка 25 млн. евро, зафиксированного годом ранее, передает Reuters.

Daimler владеет 11% акций российского производителя, еще 4% в его интересах купил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Но эти 20 млн. евро прибыли теряются на фоне прибыли самого Daimler в третьем квартале 2012 года. Прибыль компании без учета выплат по процентам и налогам составила 1,92 млрд. евро при ожиданиях рынка на уровне 1,87 млрд. евро. В то же время, немецкий концерн снизил прогноз годовой прибыли до 8 млрд. евро с 9 млрд. евро. Ничего не поделаешь – кризис…

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС ГРУЗОВИКАМ

В июне 2012 года супруга гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, депутат Госдумы РФ Альфия Когогина внесла на рассмотрение законопроект в виде поправок к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и другим законодательным актам, необходимым для введения в России утилизационного сбора на автомобили. Законопроект в итоге приняли, и с 1 сентября 2012 года он вступил в действие.

Мотив был прост: в Европе 90 млн. автомобилей старше 10 лет, если этот поток в связи со вступлением в ВТО хлынет к нам, он сметет отечественный автопром.

Базовые ставки для легковых автомобилей (20 тыс. рублей) и грузовиков, спецтехники и автобусов (150 тыс. рублей) не изменились по сравнению с предыдущей версией документа. При этом коэффициенты на новые машины для физических лиц снизились с 0,15 до 0,1 (с 3 тыс. рублей до 2), а для подержанных автомобилей – с 0,25 до 0,15 (с 5 тыс. рублей до 3). Для юридических лиц был понижен коэффициент на новые электромобили и повышена ставка на данный тип машин старше трех лет.

Категория автомобилей с двигателем объемом менее двух литров была разделена на две более детальные – до одного литра (17,2 тыс. рублей за новые машины и 106 тыс. за автомобили старше трех лет) и с одного литра до двух (26,8 тыс. рублей за новые машины и 165,2 тыс. рублей за старые). Также был снижен коэффициент для всех грузовиков и изменен метод обложения утилизационным сбором автобусов – теперь ставка налога определяется длиной автомобиля, а не объемом его двигателя.

Самое интересное, что минтранс, минэкономразвития, минфин и федеральная таможенная служба раскритиковали ставки и коэффициенты утилизационного сбора. Представители данных ведомств считают, что завышение ставок нового налога может привести к удорожанию перевозок и снижению их объема, сокращению доли малых и средних предприятий на рынке, а также росту инфляции и снижению конкурентоспособности российских перевозчиков на международном рынке.

Но ясно одно – иностранцам на отечественном рынке придется туго.

НОВАЯ НИША – УТИЛИЗАЦИЯ АВТОХЛАМА

А кроме того, сейчас минпромторг разрабатывает проект создания утилизационной отрасли. Согласно постановлению правительства, автопроизводители должны будут организовать за свой счет на территории каждого региона РФ и в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тыс. человек и более пункты приема и доставку подлежащего утилизации авто.

Естественно, КАМАЗ будет участвовать в программе построения утилизационных заводов в крупных городах РТ. Вопрос только вот в чем: заводы будут строиться на свои деньги (за счет сокращения бонусов менеджменту, например) или же опять будет освоение бюджетных средств?