21302 (2).jpg
Во время встречи с директором сети Euronews Жильберто Грибадо

«В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…»

Вчера президент РТ Рустам Минниханов отменил указ от 13 августа 2012 года «Об упразднении республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». А сегодня на совещании в Доме правительства был представлен его руководитель – 31-летний Ирек Миннахметов, с августа работавший в должности генерального директора ОАО «Татмедиа».

Напомним, что в августе агентство было упразднено «в целях совершенствования» структуры исполнительных органов. Во втором случае, вчерашнем, оно было реанимировано тоже «в целях совершенствования», но уже государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций.

Почему же передумал казанский Кремль? Перед каким лобби он не устоял?

Ответ можно найти в письме, которое недавно написала Минниханову группа депутатов республиканского парламента, в числе которых были зампред Госсовета Римма Ратникова, гендиректор канала ТНВ Ильшат Аминов и бывший министр печати Ислам Ахметзянов. Авторы обращения настаивали на сохранении агентства, ссылаясь на то, что ОАО «Татмедиа», являясь хозяйствующим субъектом, неправомочно решать вопросы госполитики в сфере СМИ.

«Несмотря на то, что сейчас говорят, будто бы это была совсем не наша, депутатов, инициатива, я заверяю, что мы писали письмо-обращение Минниханову самостоятельно! Мало того, это была именно моя инициатива, с которой я долгое время, с августа, выходил на разные уровни власти, - рассказал Аминов корреспонденту «БИЗНЕС Online». - В первый же день назначения нового руководителя ОАО «Татмедиа» я прямо ему сказал, что агентство необходимо будет возродить».

Аминов, выражая общее мнение подписантов, полагает, что республике необходим госорган, регулирующий деятельность СМИ, «иначе без него наступил бы хаос».

О том, что указ президентом подписан, новый глава ОАО «Татмедиа» Миннахметов вчера узнал от корреспондента «БИЗНЕС Online». Однако он решил воздержаться от каких-либо комментариев.

y_2280b2a5.jpg
 

ИЗ ИСТОРИИ РЕФОРМ. ВЫЗОВЫ ДЛЯ МУРАТОВА

Напомним вкратце об истории и задачах «Татмедиа». Агентство было создано в 2003 году и заменило собой ранее существовавшее министерство печати, возглавляемое Зилей Валеевой. Она ушла в вице-премьеры, а прессе представили нового куратора – Марата Муратова, выходца Нижнекамска, который бессменно руководил «Татмедиа» до августа 2012 года и позиции которого до последнего казались незыблемыми. Сильной стороной эффективного менеджера Муратова были интегрированность в элиту и выстроенные связи с Москвой. «Слабой» стороной считались подозрения в нелояльности к новому кремлевскому начальству (Муратова призвал еще Шаймиев, а вырастил как фигуру Метшин).

Фактически, с момента своего основания и до августа 2012 года агентство выполняло задачу идеологического органа и одновременно решало вопросы финансового обеспечения СМИ (суммарный бюджет госСМИ в РТ составляет порядка 1 млрд. рублей в год). Но в 2007 году ГУ «Татмедиа» реорганизовали, и все медийные активы, принадлежащие государству, были выделены в специально созданное одноименное ОАО, гендиректором которого назначили Айдара Салимгараева, ранее являвшегося замом Муратова.

Основным владельцем ОАО «Татмедиа» стало минземимущества РТ. При этом ГУ преобразовали в республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям, которое возглавил Муратов. В результате всех этих преобразований финансовая и идеологическая функция «Татмедиа» были разделены, во всяком случае, с формальной точки зрения. Однако при этом многие даже довольно информированные люди не понимали разницу между агентством и ОАО, полагая, что речь идет по-прежнему об одной и той же структуре.

Такая схема работала до августа этого года, когда Минниханов решил упразднить агентство. Муратов (несмотря на подозрения в «нелояльности») был назначен на специально созданную должность первого замруководителя аппарата президента. В новом качестве он должен был курировать широкий круг вопросов: внутреннюю политику, идеологию, PR, СМИ, а также взаимодействие с религиозными объединениями. Пресса вбросила эту информацию с подачи Андрея Кузьмина - шефа кремлевской пресс-службы, назвав Муратова нашим «новым Сурковым». Однако президент оперативно внес уточнения в приоритеты работы Муратова и, судя по всему, опытному и жесткому переговорщику Марату Яшаровичу поручили сконцентрироваться на разруливании кризиса в религиозной сфере, обнажившемуся после июльских терактов  в Казани. Этот кризис – пожалуй, самый серьезнейший вызов для нынешнего этапа Татарстана. Поэтому если Муратову удастся гармонизировать все имеющиеся противоречия и избежать расставленных внешними и внутренними силами «ловушек», то его рейтинг внутри элиты взлетит невероятно. Если нет, то, скорее всего, не будет ни его во власти, ни многих нынешних игроков. По крайней мере, таково мнение наших экспертов, пожелавших остаться анонимными.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ИРЕКА МИННАХМЕТОВА: МЕЖДУ ИДЕОЛОГИЕЙ И БИЗНЕСОМ

После упразднения агентства наблюдатели заговорили о том, что задачей нового главы ОАО станет уже не идеология, а финансы, а именно приватизация активов, тем более что о необходимости приватизации разного рода неэффективных госактивов федеральные власти не устают громко заявлять который год подряд. Отметим, что ОАО «Татмедиа» сейчас располагает очень обширным хозяйством. Оно контролирует 130 СМИ: 61 газету, 10 журналов, 28 телекомпаний, 19 радиостанций, агентство «Татар-информ», а также ведущие официальные издания «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан».

Уже на следующий день после реформы «Татмедиа», 15 августа, стало известно о новом руководителе компании ОАО «Татмедиа». На смену Салимгараеву пришел Миннахметов, работавший ранее замгендиректора «Татспиртпрома». Тогда, представляя Миннахметова, премьер-министр Ильдар Халиков в напутственном слове многозначительно отметил, что «Татмедиа» остается «важнейшим идеологическим инструментом», тем самым давая понять, что эти задачи теперь возложены на ОАО.

Но, похоже, схему в казанском Кремле в итоге признали нерабочей – управление госактивами в сфере СМИ само по себе большая проблема на фоне жесткой конкуренции на рынке. Отметим, что финансовая сторона деятельности агентства недавно стала предметом проверки антикоррупционного управления казанского Кремля. 10 октября в ходе заседания совета по противодействию коррупции прозвучал ряд фактов.

Проверки, в частности, выявили в «Татмедиа» нарушения конкурентной системы при проведении торгов. Как заявил в своем выступлении начальник управления Марс Бадрутдинов, в агентстве использовались схемы, граничащие с нарушением закона и создающие условия для коррупции, – укрупнение торгов (лотов) и увеличение размера обеспечения заявки, включение в заявку требований к работам и услугам, ограничивающих количество участников размещения заказа, заключение прямых договоров без проведения торгов, дробление закупок на мелкие суммы. Всего, по данным ведомства, с 2009 года агентство заключило 108 госконтрактов на сумму свыше 2 млрд. рублей. При этом экономия составила всего 363 тыс. рублей – за 3,5 года это менее двух сотых процента. А контрагентами, как утверждал Бадрутдинов, выступал ограниченный круг компаний, многие из них имели признаки фирм-однодневок.

Вброс этой информации, судя по всему, имел воспитательное значение для старых и новых медиа-менеджеров. Отказываться от миллиардных вложений в госСМИ (большей части неэффективных), к сожалению, власти пока не собираются.

«ИСТОРИЯ КУДА-ТО ДРЕЙФУЕТ…»

Эксперты медиарынка РТ противоречиво относятся к воссозданию агентства. Геннадий Наумов – гендиректор «АНТ-Медиа» (издатель «Московский комсомолец — Поволжье» и «Аргументы недели — Татарстан»), заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, с его точки зрения, «задний ход дали по той простой причине, что вдруг не стало структуры, которая могла бы распределять вот эти бюджетные ручейки и реки».

«Вдруг оказалось, что структуры такой нет, как говорится, «Акелла промахнулся», - заметил Наумов. - И, вы знаете, что касается необходимости агентства татарстанскому медийному рынку, ну, это же очевидные вещи, что структура создана только для распила денег и больше ни для чего. Эффективность ее нулевая».

Другие эксперты причину реанимации агентства видят в необходимости поддержки национальной прессы. К примеру, по мнению директора института истории им. Марджани академии наук РТ Рафаэля Хакимова, прежнее агентство несло на себе функции поддержки целого ряда газет и журналов, а после его упразднения пострадали прежде всего издания на татарском языке.

«Надо, конечно, посмотреть функции, какие они будут у вновь созданного агентства, весь вопрос в них. Но ведь фактически при таком рынке изданиям «Татмедиа» после упразднения агентства выжить было бы довольно сложно. И раньше этот вопрос обсуждался. Тиражи совсем маленькие сейчас. И у официальных газет - «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан» - тиражи чуть ли не условные сегодня стали! Я думаю, восстановление агентства связано, скорее, не с какими-то идеологическими причинами, а с поддержкой национальной и официальной прессы. Вот, к примеру, без поддержки государства «Республика Татарстан» сразу же закроется!».

Почему в августе Минниханов решил ликвидировать агентство, Хакимов точно сказать затруднился. По его мнению, «там были какие-то внутренние проблемы». Одновременно Хакимов надеется, что «сейчас будет какая-то перестройка».

«Потому что если «Татмедиа» будет работать по-старому, долго это агентство не просуществует. Сегодня другой рынок, другие ресурсы, по-другому работают журналисты. К примеру, на днях у меня стоял вопрос, где поместить статью свою, я сразу пошел в интернет, решив даже не возиться с газетами», - признался Хакимов корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Александр Латышев - главный редактор газеты «Республика Татарстан» - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что узнал о новости «час назад буквально», так как находится не в редакции, а в Турции. Новость он воспринял «стоически». И пока над ней размышляет. Ни радости, ни грусти по этому поводу Латышев не испытывает:

«Есть повод просто поразмышлять о ситуации, которая дрейфует куда-то, но, к сожалению, мы пока не знаем, куда она дрейфует. Наверное, все делается в целях оптимизации», – предположил он.

Слово «оптимизация» употребил и Артем Тюрин - бывший директор издания «Деловой квартал - Казань» (на днях был назначен директором журнала «Татарстан», который входит в структуру «Татмедиа» - ред.). Он считает, что «сейчас перед той новой командой, которая пришла работать в агентство «Татмедиа», стоит одновременно довольно амбициозная, но в то же время благородная задача. Какая? Оптимизировать издания, входящие в структуру «Татмедиа», сделать их более качественными. Нужно было ли это агентство и входящие в его издания медийному рынку республики? Вы знаете, рынку в первую очередь нужны издания, интересные читателю. А какие структуры для этого придумает государство, по большому счету, вот мне как профессионалу рынка совершенно не важно. Если посчитали, что необходимо сохранить республиканское агентство в том виде, в каком оно было, то значит, наверное, так и нужно. Я не задумываюсь над такими глобальными вопросами, у меня стоит конкретная задача: сделать, например, журнал «Татарстан» качественным актуальным изданием», - сказал Тюрин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

* * *

Неожиданное, с внешней точки зрения, воссоздание «Татмедиа», по большому счету, выглядит логичным для тех, кто в «теме». Во-первых, оно свидетельствует, что медийное лобби внутри самой власти обладает невероятным потенциалом. Трудно припомнить, чтобы другие отраслевики-лоббисты могли бы убедить президента РТ переиграть новую схему управления. Аминов, Ратникова и Ко смогли…

Во-вторых, логика казанского Кремля выглядит вполне понятной – властям республики вряд ли удастся обойтись без идеологического органа, например, накануне предстоящей Универсиады. Как известно, «Татмедиа» выполняло массу задач, связанных с взаимодействием с федеральными и зарубежными СМИ. Кроме того, есть и другие проблемы, в частности, неоднозначный информационный фон вокруг республики после терактов в Казани.

Одним словом, с точки зрения управления информационными потоками в этих условиях казанский Кремль нуждается в сильном игроке, но как это удастся реализовать - зависит от того, какую команду сумеет собрать новый шеф «Татмедиа» и как ему удастся переосмыслить, перестроить с точки зрения новой эпохи работу агентства. Ответы на эти вопросы мы, наверняка, узнаем уже в ближайшее время.