460.jpg
Депутаты к проекту закона «О порядке отзыва президента республики Татарстан» отнеслись неоднозначно

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ВЫБОРНОСТИ

Выступивший с докладом начальник отдела по законопроектной работе главного правового управления президента РТ Дамир Махмутов сразу оговорился, что законопроект был разработан в целях реализации федерального закона, принятого 2 мая 2012 года, который восстановил институт выборности высшего должностного лица субъекта федерации. Так что для соблюдения политеса законопроект об отзыве главы Татарстана внес в парламент сам президент республики.

Согласно документу, отзыв президента РТ возможен либо в случае нарушения им законодательства РФ и (или) РТ, факт совершения которого установлен судом, либо в случае неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения им своих обязанностей, которое также установлено судом. К слову, как отметил Махмутов, обратиться в Верховный суд РТ с заявлением об установлении таких фактов вправе политические партии, их региональные объединения, а также общественные объединения или же группы граждан в количестве не менее 100 человек.

Право инициировать отзыв принадлежит гражданам, проживающим в Татарстане, обладающим активным избирательным правом, сообщил чиновник. Инициативная группа по отзыву должна быть создана в количестве не менее 20 человек. В поддержку инициативы должны быть собраны подписи 25% избирателей РТ. На сбор подписей отводится срок в 45 дней.

«А ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ЗАКОН РАБОТАЛ?»

«Окончательное решение о назначении голосования по отзыву президента должен принимать Госсовет РТ в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления документа от комиссии по отзыву», - сообщил Махмутов. Он также назвал предельную сумму, которую группа «революционеров» может потратить на агитацию, – 20 млн. рублей. Решение о досрочном прекращении полномочий президента РТ принимает Госсовет РТ по представлению президента России.

- Почему при выдвижении собирают подписи 2 процента, а при отзыве - 25 процентов? - возмутился лидер фракции КПРФ, депутат Хафиз Миргалимов. - Федеральный закон заранее закладывает фильтр, чтобы этот закон не работал, это никакая инициативная группа, никакая политическая партия не сможет организовать.

460-2.jpg
Хафиз Миргалимов возмутился: «Почему при выдвижении собирают подписи 2 процента, а при отзыве - 25 процентов?»

- А вам бы хотелось, чтобы он (законред.) работал? – поинтересовалась председатель комитета Валентина Липужина.

То, что рассматриваемый законопроект изначально «мертворожденный», в парламенте никто и не скрывает.

- Цифра огромная, безусловно, - признала Липужина. - Но мы очень надеемся, что не будет оснований этот закон у нас в республике применять.

По данным ЦИК РТ, численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Татарстана, по состоянию на 1 июля 2012 года составляет 2 млн. 925 тыс. 736 человек. То есть 25% составляет 731 тыс. 434 человека.

Липужина отметила, что это исторический законопроект. Ведь в республике до сих пор, по ее словам, нет закона, который бы предписывал порядок отзыва депутата Госсовета РТ. Оказывается, есть лишь инструкция, которая была принята аж в 1957 году. «То есть отозвать депутата практически тоже невозможно», - вынуждена была констатировать председатель комитета.

Законопроект об отзыве президента РТ – можно сказать, оборотная сторона медали в процессе восстановления процедуры всенародного избрания президента РТ. Напомним, в июле 2012 года в Татарстане вступили в силу изменения в Избирательный кодекс РТ, которыми был определен порядок проведения выборов президента республики.

Правила там таковы: кандидатом может быть выдвинут гражданин, достигший возраста 30 лет. Кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями, при этом они должны быть поддержаны 5% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований не менее чем в 3/4 муниципальных районов и городских округов РТ.

Одобренный комитетом законопроект о порядке отзыва президента пройдет рассмотрение в первом чтении на ближайшей сессии Госсовета РТ 30 октября 2012 года.

460-3.jpg
«Цифра огромная, безусловно, - признала Липужина. - Но мы очень надеемся, что не будет оснований этот закон у нас в республике применять»

ДЛЯ ДРУГОЙ СТРАНЫ ОН БЫЛ БЫ И НЕ ПЛОХ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», неоднозначно отнеслись к данному законопроекту.

Руслан Зинатуллин - председатель регионального отделения партии «Яблоко» в РТ:

- У нас фактическая явка избирателей составляет 25 - 30 процентов, если ее не нагоняют искусственно. Если исходить из того, что избирателей в республике порядка трех миллионов, то 25 процентов - около 700 тысяч. Это достаточно большая цифра. Конечно, если задаться целью, можно и собрать этих людей, пусть это и будет гигантский труд. Но дело в другом - избирательная комиссия будет цепляться ко всему. Фактически это норма не будет работать, это нереально. Однажды мы хотели собрать подписи за прямые выборы мэра. Нужно было собрать немного – несколько десятков тысяч подписей. Но избирком и Казгордума по различным причинам нам отказывали. Выдумывали формальные причины. У нас кроме норм есть еще так называемое блокирование инициатив граждан государственными органами.

Я считаю, что через суд невозможно будет доказать, что президент не справлялся со своими обязанностями. Но, с другой стороны, никаких других законных оснований, чтобы обвинить президента, не существует. Кто, кроме суда, может дать правовую оценку тому, что президент не исполнял свои функции? Наша судебная система очень сильно зависит в том числе от президента. Этот законопроект не то что фиктивный - он формальный. Для другой, более демократически развитой страны он был бы и не плохим.

С другой стороны, раньше вообще не было такого понятия, как отзыв президента. Вообще, перед тем как идти на выборы, нужно просто думать, за кого голосовать. А не так что, придя на выборы, посмотреть списки и сказать наобум: «Пусть вот тот будет – у него шутки смешные!»

Марсель Шамсутдинов – председатель татарстанского отделения «Республиканской партии России — Партии народной свободы» (РПР-ПАРНАС):

- А что же сразу не 99 процентов? По сути, это демократическая вывеска, но закон запретительный. В таком случае лучше новые выборы устроить. Закон этот работать не будет. 25 процентов - это уже подавляющее число голосующих.

При нынешней судебной системе собрать доказательства того, что президент совершал какие-то нарушения, невозможно. Потому что пока у нас нет ни независимого следствия, ни независимого суда. Даже те иски, которые мы подавали против членов участковых избирательных комиссий, не были рассмотрены. Хотя факты нарушений зафиксированы.

Олег Зазнаев – профессор кафедры политологии КФУ:

- У меня неоднозначное отношение к появлению этого законопроекта. С одной стороны, есть минусы – если президент избирается населением, то зачем нужна процедура отзыва? Получается недоверие к избирателям, пусть даже по инициативе самих избирателей. С другой стороны, до недавнего момента президент, губернатор могли быть смещены только федеральной властью. Сейчас появился отзыв, с этой точки зрения есть плюс, потому что решение о возможности смещения главы начинает зависеть от избирателей. Вопрос о количестве спорный. Дело еще в том, кто будет инициировать этот отзыв? Возможно инициатором может быть и федеральная власть или на местах… Весьма сомнительно и маловероятно, что с учетом расстановки политических сил в регионе эта практика будет иметь место.

Конечно, если потребуется, людей можно будет набрать, существуют избирательные технологии, СМИ могут сыграть свою роль. Конечно, 25 процентов - это очень много. Если президент избирается всенародно, отзыв и не должен быть слишком легким. Если эта цифра будет небольшой, будет смешно – избрали большинство, а убрала небольшая часть. Это нарушение мажоритарной демократии. Но я не сторонник отзыва вообще. Если есть нормальные выборы, то отзыв не нужен, можно подождать до следующих выборов.

Рушания Бильгильдеева – председатель ТРО партии «Справедливая Россия»:

- Я не думаю, что подобное мероприятие когда-то будет проведено в Татарстане. Если учесть, что мы видели на дополнительных выборах, каково отношение народа к президенту. Вообще, этот проект необходим в условиях демократизации общества. Если люди выступают против президента, они смогут собрать подписи. При том все эти подписи должны быть очень качественными, иначе их могут забраковать. Чтобы по факту было 25 процентов, нужно собрать все 35 процентов. Что касается судебной системы, то, исходя из моей практики, доказать правоту практически невозможно. Судебная система полностью подчинена власти.