«БУЛГАРИЯ» ТЯНЕТ КО ДНУ

Итоги пассажирской навигации-2012 в Татарстане оказались неутешительны: объем пассажирских перевозок сократился ровно в 2 раза, рентабельность теплоходов была на нуле, при этом цены на путевки выросли на 10%. Особенно «просело» ранее бронирование. По словам генерального директора компании «Волжские путешествия» Вячеслава Самолина, в целом по рынку глубина раннего бронирования сократилась минимум вдвое. «И дело здесь не только в «Булгарии», которая просто добила рынок, но и в том, что туризм в нашей республике, не только круизный, не развивается вообще, – добавил Самолин. - Все держится только на старых достижениях ветеранов бизнеса».

По оценкам директора представительства «Спутник-Гермес» Ларисы Шарыгиной, если бы трагедии с «Булгарией» не случилось, то в прошлом году была бы лучшая навигация по степени загрузки, какая вообще была бы только возможна за последние несколько лет. Она также добавила, что туристы сегодня научились выбирать теплоходы и планировать круизы по датам отпуска. «Туристы теперь спрашивают, кто оператор, просят показать все технические документы, детально даже изучают, какие экскурсии и в каких городах предлагаются, - рассказала Шарыгина. - То есть туристы теперь выбирают тур осознанно, а не так, как раньше: вот у меня в июле отпуск, отправьте меня куда угодно».

О серьезном спаде говорит и директор компании «Азат тур» Элина Слободенюк. Она отметила, что даже туристы, традиционно предпочитающие круизный отдых, в этом году переориентировались на зарубежные туры. «Мы наблюдали серьезный спад по речному туризму после «Булгарии», думаю, более чем в два раза, - отметила Слободенюк. - Туристы речными турами практически не интересовались. И здесь сыграли роль и недешевые цены, и «Булгария», и даже то, что мы лишь туркомпания, а не туроператор. Конечно, если кто покупает сейчас речные туры, интересуется состоянием теплохода, собирает информацию об операторе. А нам, как агентству, речными турами стало неинтересно заниматься в том смысле, что прибыли они приносят минимум».

Больший интерес к зарубежному рынку отметила и директор компании «Весь мир» Гузеля Вахитова. «Наверное, зарубежный рынок должен сказать «Булгарии» спасибо, - отметила Вахитова. - Хотя лично у нас спада как такового не было. Но только по той причине, что мы работаем по «спросу-предложению».

С коллегами солидарны и топ-менеджеры компаний «Адмирал», «Спутник-Гермес», «Столица», «Весь мир», в один голос заявляющие об осторожности туристов, проверяющих технические документы судна, и интересе к турам туроператоров, а не сторонним компаниям, а также о том, что именно местный рынок пострадал гораздо сильнее, чем российский. «Навигация в Татарстане по понятным причинам от «Булгарии» пострадала сильнее, чем в других регионах, - отметила Шурыгина. - Тем не менее и потенциал для восстановления у нас больше».

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценили общий объем российского рынка речных круизов после крушения «Булгарии» в 400 - 500 тыс. человек, татарстанский в лучшем случае - в 2 тысячи.

ОДИН В КАЗАНИ ВОИН

Вдобавок ко всему, в этом сезоне был запущен только один теплоход казанского формирования – «Борис Полевой», принадлежащий компании «Адмирал». Оказалось, что три из четырех компаний-владельцев не вывели свои судна по одной и той же причине – затянувшегося ремонта. Планового, как в случае с «Павлом Мироновым» и «Георгием Головачевым», и внепланового, как в случае «Жолио-Кюри», пострадавшим прошлой осенью из-за пожара в доке. Напомним, что еще в прошлом году по Волге ходили четыре казанских теплохода: «Азимут» (теплоход «Павел Миронов»), ООО «Адмирал» (теплоход «Борис Полевой»), «ЗАО «Волжские путешествия» (теплоход «Жолио-Кюри») и «Сафар» из Нижнекамска (теплоход «Герой Головачев»).

Кроме того, на общее количество теплоходов, совершающих круизы с высадкой в Казани (всего их было от 13 до 22, в зависимости от месяца), существенное влияние оказывали постоянные уходы судов в док. «В этом году я знаю, что были такие случаи, когда отменялись рейсы из-за того, что техническое состояние судна не соответствовало тому или иному регламенту, - рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по туризму «Адмирал» Евгения Казакова. - И это происходило с хорошими, а не худшими теплоходами. Например, осенью мы не хотели идти в круиз, но у теплохода, который был на класс выше, чем наш «Полевой», сломалось подруливающее устройство. В этом году у самарских теплоходов возникали проблемы, например, у «Толстого». Были теплоходы, которые уходили в затон на ремонт посреди лета. Но это нормальная ситуация, транспорт ломается. Когда автомобиль, например, барахлит, мы же не говорим, что он плохой, любая техника ведь изнашивается». Именно с ужесточением правил выхода кораблей в акваторию, а также проверками в каждом порту и пристани, связал невыход теплохода «Павел Миронов» и коммерческий директор бюро путешествий «Столица» Сергей Мильграм.

В свою очередь, по мнению генерального директора бюро путешествий «Столица» Наили Валиуллиной, перенос и отмена рейсов вкупе со страхом после «Булгарии» привели к резкому недобору туристов. «Рейсы формировались, но недобирались. Более половины туристов в итоге не брали рейсы на другие теплоходы: кто-то перехотел, кого-то по датам что-то не устраивало. Сезон в целом прошел под знаком нестабильности, ситуативности (внезапно возникшие проблемы приходилось решать тут же и на месте) и надежд», - подытожила Валиуллина.

Добавим, что в этом году в Татарстане появился один новый теплоход - четырехпалубный «Федор Достоевский» поволжского туроператора «Спутник-Гермес».

ВВЕРХ ПО ВОЛГЕ, ТЕКУЩЕЙ ВНИЗ

Особенностью прошедшего сезона навигации стало и смещение интереса казанцев к круизам вверх по Волге (с заездами в Самару, Нижний Новгород, Суздаль и другие города). Новые предпочтения казанцев Казакова связала с климатом. «Раньше люди предпочитали ездить в Астрахань. Теперь в июле-июне и у нас жара, и у них. Люди не хотят дальше ехать в жару, туда, где еще горячее», - объясняет она. А вот Шарыгина связала новый интерес казанцев не с климатом, а большим количеством городов, более насыщенной экскурсионной программой и меньшим количеством перегонов. «А вот самарцы, наоборот, больше любят ходить вниз по Волге, – сообщила Шарыгина. - Но мы решили в следующем году, учитывая интересы казанских туристов, больше ставить рейсы вверх».

Максимальная загрузка кораблей традиционно пришлась на июль. Однако в этот жаркий месяц, по оценкам Мильграма, загруженность судна не превысила 50%, в итоге и для туристов цены были высокими (недобор плюс инфляция), и сами теплоходы прибыль практически не получили. В среднем, по оценкам Мильграма, одно судно до Астрахани может принести максимум 3,8 млн. рублей дохода за 10 дней (цена путевки для туриста – 19 800), из которых более 85% уйдет на питание, коммуникации, техническое состояние судна и зарплату сотрудникам. Максимальная чистая прибыль в день в итоге может составить лишь 150 тыс. рублей. Однако в этом сезоне при самом лучшем раскладе теплоход за день мог сделать не более 75 тыс. рублей. А ведь ко всему прочему летом необходимо отложить средства для поддержания состояния судна в зимний период.

Сами участники рынка указывают на высокие цены. К примеру, высокими называет цены на круизы директор бюро путешествий «Столица» Валиуллина. «Они получаются не конкурентными, ведь по той же цене можно выбрать туры подальше, выбрать даже средиземноморский круиз, – отметила она. - Может быть, у нас в отрасли немного неправильно выстроена политика: из 365 дней навигация работает только 100 дней. Но в неработающие дни судно ведь тоже надо содержать, оплачивать минимальный штат. Тем более, что многие сейчас стали вкладывать в ремонт, техническое оснащение кораблей. Цены по сравнению с прошлым годом выросли процентов на 10. То есть и так было падение спроса после «Булгарии», а тут еще повышение цен».

Шарыгина отметила и другой нюанс – необходимость менять цены, подстраиваться под ситуацию. «Цены на этой навигации были абсолютно адекватны ситуации на рынке. Адекватны снижению спроса на рынке. Нам приходилось подстраиваться, лавировать, так как цены менялись даже в сам период, – сообщила Шарыгина. - К сожалению, не было жестких цен. Людям ведь было обидно, если они покупали по одной цене, а потом она изменилась, а ничего уже изменить было нельзя. Надеюсь, на следующий год нам удастся выдержать единую ценовую политику. Надо всегда отдавать себе отчет в том, что если туроператор снижает цены, то он всегда это делает за счет чего-то. Как правило, за счет технического момента, так как цены на топливо, питание не снижаются.

ДОКУДА ДОПЛЫВЕТ УНИВЕРСИАДА

Тем не менее, несмотря на падение спроса, участники рынка полны оптимизма и прогнозируют его восстановление уже к следующему году. Безусловно, на оптимизм ряда участников повлияло ожидание Универсиады. «По нашим прогнозам, следующая навигация уже априори будет иной, – отметила Казакова. - Меняются условия, важнейшим среди которых становится проведение в Казани Универсиады. Уверена, что увеличится количество прогулок, например, до Свияжска, который захотят посмотреть гости города. Какие-то теплоходы, возможно, напрямую будут задействованы в Универсиаде. Вполне вероятно, что у нас появятся конкуренты. Каждая навигация своеобразна, поэтому многое нельзя предугадать заранее».

И действительно, о новом пароходе казанского формирования, в частности, задумывается поволжский туроператор «Спутник-гермес». «Наши планы по формированию собственного парохода прояснятся в ближайшее время, после поездки в Самару. – отметила Шарыгина. - Пока однозначно могу сказать, что будем увеличивать блоки. Будем больше формировать посадочных мест на Казань».

«ОБЪЕМЫ УМЕНЬШИЛИСЬ РАЗА В ДВА»

Эксперты прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» итоги летнего сезона.

Наиля Валиуллина – директор бюро путешествий «Столица»:

- У нас навигация прошла хорошо, поскольку у нас нет своих кораблей. Мы продавали все, что есть на рынке. Объемы, конечно, уменьшились раза в два, уменьшилось и ранее бронирование, которого раньше было очень много. Допустим, раньше до Нового года мы делали миллион или два, а сейчас ровно в два раза меньше.

Как всегда всплеск был летом. В июле-августе. У нас брали туры и вверх по Волге. И вниз тоже. Брали и короткие по продолжительности туры. И длиннее. Единственной проблемой было то, что рейсы отменялись и переносились из-за недобора. В принципе, туристы к этому нормально относятся, так как мы заранее их предупреждаем. Поэтому в этой навигации, наверное, крайне мало и было раннего бронирования. Особо много рейсов снималось в начале навигации и конце. Кто-то пересаживался на другой рейс, но очень многие, так как не было ничего подходящего, просто отказывались. Стали постоянно интересоваться техническим состоянием судна. Тем более, что судна периодически не выходят из-за каких-то проблем, но это, как говорится, дела житейские.

Евгения Казакова – заместитель генерального директора по туризму «Адмирал»:

- В связи с тем, что у нас у единственных был в эту навигацию пароход собственного формирования, значительного спада, как многие, мы не наблюдали. Но и подъема мы не ощутили, хотя высокий спрос на определенные круизы был. Были даже такие рейсы, на которые нам людям приходилось отвечать отказом. Традиционно пиками роста стали июль и август.

Раннее бронирование у нас тоже присутствовало, в отличие от многих других. Им чаще всего пользовались постоянные клиенты, которые знали, какие рейсы у нас бывают загружены. И таким клиентам, как правило, все равно, есть ли скидка при раннем бронировании или нет, скидка все равно редко превышает 15 процентов. Просто при раннем бронировании доступны лучшие места и каюты, а люди, которые путешествуют постоянно, уже четко знают, где, в какой каюте они хотят ехать.

Эту навигацию с навигацией прошлого года сравнивать не очень правильно. После трагедии с «Булгарией» пошла волна отказов. Кто-то приходил и в истерике отказывался от поездки. В этой навигации тоже у людей был страх, но выражался он в иной форме. Люди хотели поехать, но теперь спрашивали документы. Они хотели увидеть техническое состояние судна, подтверждающее его безопасность. И мы к этому подготовились заранее. У нас допуск к эксплуатации до 2016 года, плюс, естественно, ежегодный регистр. Проверки мы проходим регулярно, не только в Казани, но и практически во всех портах следования.

Лариса Шарыгина – директор представительства «Спутник-Гермес»:

- Наша компания в этом году предоставила на казанский рынок три теплохода («Валерий Чкалов», «Хирург Разумовский» и «Федор Достоевский»), но не чисто казанского формирования. Они формировались в Самаре и Казани. Почему мы не поставили теплоход на Казань, хотя была такая задумка? Конечно, это связано с «Булгарией». После резкого спада спроса в прошлом году, в этом году ставить теплоход мы просто не решились. Но мы были очень рады, когда к нам пришли наши постоянные клиенты, которые поддержали нас и вселили оптимизм.

В эту навигацию были и случаи, когда теплоходы по техническим причинам в круиз не отправлялись. Машины тоже на дороге ломаются. А после «Булгарии» на моменты, которые были всегда, стали обращать особо пристальное внимание. Многие теплоходы из-за снижения спроса в затон уходили еще в конце августа-начале сентября, но мы выдержали до конца сезона.

Сергей Мильграм – коммерческий директор бюро путешествий «Столица»:

- Подорожало практически все, начиная от портовых сборов, обслуживания, шлюзования, до топлива. Это связано и с инфляцией, и с тем, что ряд портов перешли в частные руки. В частности, стоянка под Астраханью «Ахтуба» теперь в частных руках. Частные причалы есть и в Нижнем Новгороде. Большую роль в повышении цен играет и топливо, большие четырехпалубные корабли съедают порядка 7 тонн топлива за сутки, трехпалубные порядка 3,5 тонн за сутки. И это не считая масла. На тонну уходит 30 тысяч рублей, то есть только на топливо уйдет порядка 100 тысяч. Плюс зарплата экипажу, на мелкий ремонт, на зимний отстой необходимо что-то оставить. Аренда, обслуживание - за все надо платить. В этом сезоне мы торговали по ценам прошлого. И такая тенденция наблюдается практически у всех. Для нас было актуальнее продать как можно больше туров, чтобы потом обеспечить обслуживание судна.

Питание сегодня колеблется от 700 до 1200 рублей в сутки на человека. Что касается кают, то есть убыточные, допустим, трюмовые. А есть с рентабельностью 200 - 250 процентов. Это люксы. Но их не так много, две-три каюты. Цены разные, но дешевле, чем 1,3 - 1,5 тысячи рублей в сутки не рассчитывается. Если, к примеру возьмем 9-дневный астраханский рейс, получим 13,5 тысяч, добавим питание - 6,3 тысячи, получим среднюю цену - 19,8 тысячи. Если мы эту сумму умножим на 200 мест, получим 3 миллиона 800 рублей. И это за 10 дней. За сутки - 380 тысяч. Убираем 100 тысяч за топливо, тысяч 80 - зарплата экипажу и работникам ресторана, порядка 50 тысяч - на фекальные системы, заправку питьевой водой и так далее, коммуникацией с портами и прочее. Остается 150 тысяч. И это максимальная сумма, которую можно заработать за сутки при максимальной загрузке теплохода. Но такого не бывает, чтобы на теплоходе всегда было 200 человек. По статистке, в июне загрузка теплоходов была не более 50 процентов. То есть около 100 человек, а при этом каждый день фирма несет убыток более полумиллиона и, как правило, чаще продаются убыточные (бюджетные) места. А дорогие остаются непроданными. В результате фирмам, содержащим суда, едва хватает денег на зимний отстой и в вод судна в эксплуатацию следующего летнего сезона.

Не думаю, что путевки подешевеют. Ну а у тех, кто будем демпинговать на рынке и продавать более привлекательные по ценам путевки, будет страдать качество. До «Булгарии», конечно, люди воспринимали круизный отдых как более или менее безопасный, элитный и комфортный. Зашел на борт теплохода и начал отдых, ведь довольно много людей боится самолетов, не любит поезда. А тут хоть каждый день выходи в новом платье, которое ты просто один раз загрузил на борт, а просыпаешься - новый город. Считаю, что для того, чтобы утопить «Булгарию» нужно было иметь очень сильное желание это сделать. Или еще что-то в этом роде. Все факторы должны были срастись, чтобы это произошло. Да, в свое время была трагедия, что не в тот пролет пошел Суворов. Самолеты падают намного чаще, поезда с рельс сходят, автобусы бьются. В речном порту до сих пор не введены несколько пассажирских судов, которые осуществляют прогулочные рейсы.