- Зуфар Закариевич, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние рынка печатной продукции на сегодняшний день. С какого момента «Горпечать» на рынке? Что принципиально изменилось за это время?
- Нашему предприятию уже более 80 лет. Сам я в отрасли более 10 лет, более трех из которых – в компании «Горпечать». Сегодня на рынке распространения прессы ситуация такая, что печатный носитель информации уже не так актуален. Мы, конечно, осознаем, что занимаемся реализацией конституционного права на свободный доступ к информации, но никаких льгот или преференций нам это не дает. Раньше власти поддерживали нас больше. Как сказал на отраслевой конференции председатель АРПП Александр Оськин – спортсменов за 100 миллионов евро для «Зенита» покупать деньги у властей находятся, а 50 миллионов для поднятия всей нашей отрасли в стране – нет. Выживаем, как можем.
По количеству печатной продукции на душу населения Республика Татарстан находится в последней десятке. В свое время мы списывали этот факт на менталитет, хотя на самом деле все не совсем так. Мы, как распространители, занимали не активную позицию и не развивали дистрибуцию в том формате, в котором Татарстану это было необходимо. Лучшее доказательство этому тезису – пример Калининграда, где, в отличие от Новосибирска, всегда славившегося отличным рынком распространения прессы, ситуация с распространением была далеко не показательной еще 15 лет назад. Но затем, благодаря новым технологиям, перенятому из Европы опыту (Калининграду в территориальном смысле было проще это сделать), Калининград изменил ситуацию. Скажу, что в Европе, например, на 800 жителей приходится один киоск распространения, в России в среднем одна точка распространения на 4,5 тысячи человек.
В «Горпечати» до 2003 года, когда она была муниципальной, было 225 точек, на данный момент у нас 112 договоров аренды земли, плюс есть еще договоры аренды с супермаркетами. При этом во втором направлении перспектив я не вижу. В супермаркете есть два формата торговли: внутрикассовая зона и наружная. Когда-то снаружи мы прекрасно вели торговлю, но сейчас перспективы здесь нет, так как количество проданных копий резко падает, соответственно, падает и доходная часть.
И такая ситуация не только у нас в Казани, но и в других городах. В Казани, как, например, и в отрасли в среднем падение продаж в копиях происходит на 20 процентов в год. В рублях пока падение нивелируется, хотя показатель тоже достаточно жесткий.
«ГОРПЕЧАТЬ» В ТРЕНДЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО»
- Люди перестают читать?
- Читать люди не перестают, просто, повторяю, становится неактуальным тот носитель информации, на котором мы ее подаем. А наш бизнес как раз вокруг этого и построен. Конечно, мы сейчас максимально активно диверсифицируемся для того, чтобы выжить. Я бы употребил такое слово как «кайф», говоря о своей работе. Мы кайфуем от того, чем занимаемся. Да, нам есть куда стремиться, но «Горпечать» в тренде происходящего.
В первую очередь наши изменения, к сожалению, не очень быстрые, связаны с той рентабельностью, которая у нас сейчас есть. В отрасли по стране она отрицательная, а у нас пока положительная.
- А как отрасль выживает с отрицательной рентабельностью?
- В стране есть три крупные сети («Роспечать, «АиФ», группа компаний «Альянс», в которую и входит «Горпечать») и единоличные предприниматели. Есть предприятия, которые находятся в очень плачевном состоянии и государство их субсидировать не собирается.
«50 процентов оборота в суммовом выражении составляет печатная продукция, другие 50 – сопутствующие товары» |
«ЗАПРЕТЯТ СИГАРЕТЫ – МЕЛКАЯ РОЗНИЦА УМРЕТ СРАЗУ»
- Благодаря чему выживает «Горпечать»?
- В 2005 году мы впервые осознали темпы падения продаж копий (количество проданных единиц печатной продукции, в том числе и из-за альтернативных способов получения информации). Например, интернета, а также скорости ее потребления, мы задумались над тем, как увеличить продажи нашего бюджетообразующего продукта за счет привлечения другого продукта. Сейчас ведь не так, как раньше: за свежей газетой люди в очереди не стоят. В свое время был распространен анекдот о том, что человеку всегда нужна будет газета и хлеб, потому что, если закончится хлеб, человек пойдет и купит газету, чтобы узнать, почему закончился хлеб. А сейчас человек может другими способами узнать, куда этот хлеб делся. Поэтому мы начали реализовывать сигареты, жвачки, которые обеспечили к нам ежедневный поток покупателей. В свое время не все это восприняли позитивно, кому-то казалось, что «Горпечать» ушла от своего основного направления, что ей легче заниматься сигаретами. Но на самом деле это было сделано для того, чтобы мотивировать человека минимум один раз подойти к нашему киоску с утра. А когда человек подходит специально, он покупает прессу либо импульсно, либо мы стараемся внедрять технологии продаж, которые позволяли бы нам увеличить продажу копий изданий.
В 2009 году падение стало еще более критичным, а расширение реализации трафикого продукта стало еще более актуальным. В 2005 и 2009 годах мы просили кабмин расширить ассортимент товаров, которым мы могли бы торговать. Чиновники на республиканском уровне позволили нам это сделать. Сейчас нас очень интересует диалог с теми, кто создает законодательную базу, но, к сожалению, это уже не республиканский уровень. Раньше ведь бизнес строился вокруг ЕНВД, который в свое время был 14 процентов, а потом стал 34. Получилось так, что затраты у нас выросли в два раза, а продажи значительно упали.
Сейчас вся отрасль в стране (и не только отрасль) переживает по поводу того, что запретят продажу сигарет в торговых точках менее 50-и квадратных метров. По слухам, законопроект должен начать работу с 2013 года, по аналогии с запретом на продажу пива. И если он действительно вступит в силу, мелкая розница умрет сразу. В Европе все наоборот. В частности, в Италии наиболее распространенное место для приобретения табака - киоски, для которых этот продукт является основным и бюджетоообразующим. Я не говорю, что если запретят сигареты, мы сразу закроемся – нет. Но количество точек сократится. Возможно, если нам удастся развить другой ассортимент, мы выплывем за счет него.
«В Европе, например, на 800 жителей приходится один киоск распространения, в России в среднем одна точка распространения на 4,5 тысячи человек» |
«30 ПРОЦЕНТОВ НОЧНОЙ ВЫРУЧКИ - НА ПЕРИОДИКУ, ОСТАЛЬНОЕ - СИГАРЕТЫ И ПИВО»
- Сколько процентов из всего оборота приходится на периодику, а сколько - на сопутствующий ассортимент?
- 50 процентов оборота в суммовом выражении составляет печатная продукция. У нас 650 наименований периодических изданий. Товарооборот делится поровну между федеральными и местными изданиями (к ним мы относим и федеральные с местной вкладкой). Сопутствующих товаров сейчас у нас около трех тысяч наименований. Но, повторяю, в общем товарообороте 50 процентов составляет печатная продукция, другие 50 – сопутствующие товары.
Когда мы задумались, как не потерять бизнес, мы решили нарастить товарооборот посредством нескольких факторов. Первый: через время торговли - у нас появились круглосуточные киоски по продаже прессы. Второй: через расширение ассортимента. Расширение ассортимента было нужно и для того, чтобы сделать точки круглосуточными, так как мы понимали, что ночью за газетами к нам могут и не прийти. Концепцию по диверсификации ассортимента мы как раз смогли реализовывать в новых павильонах. Мы поставили сигареты, кока-колу, пиво. А что еще смогло бы людей заставить подойди к нашему киоску ночью? На самом деле 30 процентов ночной выручки у нас приходится на газеты и журналы, остальное - на сигареты и пиво. Более того, в некоторых точках результат в четыре раза превзошел наши ожидания.
- Хлеб хорошо продается?
- Да. В круглосуточных киосках. Мы ввели его в ассортимент для того, чтобы человек, когда ночью не смог где-то хлеб купить, подошел именно к нам. Цены мы ставим ниже, чем везде, чтобы увеличить трафик людей к нам.
«ЕСЛИ КТО-ТО УПОТРЕБЛЯЕТ ЛОСЬОНЫ, МЫ НЕ МОЖЕМ НЕСТИ ЗА ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
- В прессе как раз обсуждалось, что вы продаете этилосодержащие суррогаты. Это действительно так?
- Мы и сейчас продаем, но не этилосуррогаты, а косметические средства. Если кто-то употребляет лосьоны, мы не можем нести за это ответственность.
К сожалению, у нас новых киосков пока всего десять. Мы даже поставили кофе-машины, чтобы привлечь людей, чтобы, например, ночью таксисты и милиционеры приходили к нам. Почему для нашего менталитета продажа чего-то, кроме прессы, считается чуть ли не преступлением? В Европе это явление не только стандартное, но и такое, что пресса уже не может без других товаров продаваться, люди воспринимают товары совместно. В Европе в павильонах могут и крепкие алкогольные напитки продаваться, хот-доги и все, что угодно.
- А вообще ваше отношение к кампании по ликвидации киосков в городе?
- С точки зрения монополизации, это наше преимущество, а с точки зрения здравого смысла, нет. Проблем ведь не было до 2003 года. А с 2003 года включились все возможные административные рычаги. Мне кажется, в шаговой доступности павильоны обязательно должны быть. Позиция, что они не украшают город, неверная. В любых европейских странах, включая Рим, Прагу, Париж, такие павильоны есть. Кроме того, людям живется комфортно от того, что живется свободно. И продукты шаговой доступности, особенно пресса, - это норма свобод. Газетных киосков должно быть действительно много. Чем больше, тем лучше! Например, считаю, что в Казани по отношению к покупателю мы развиты некачественно, и дело не в том, что контент того или иного издания плохой, а в том, что мы на данный момент его плохо распространяем. И еще раз по поводу киосков, не только газетных… Мне кажется, мотивация для того, чтобы их убирали, на самом деле не в том, что они не украшают город, а в том, что их отсутствие выгодно крупному ритейлу. Не украшать город могут только откровенно некрасивые киоски. Если запретят торговать сигаретами в киосках – народ выйдет с протестами. Около четырех миллионов человек по стране сразу ведь потеряет работу.
У нас есть комитет по развитию предпринимательства (агентство инвестиционного развития, функции которого только что передали минэкономики – ред.), в который мы неоднократно обращались с целью участвовать в различных анонсируемых программах для поддержки малого и среднего предпринимательства, к которому мы себя смело и относим. Мы, в частности, хотели бы получить деньги для того, чтобы поставить новые павильоны (сейчас мы строим еще 7 новых). Они и город украсят, и мы не умрем. У нас увеличится прибыль, соответственно, больше станут и налоговые отчисления. В новых киосках у людей даже зарплата в три раза больше. В помощи нам отказали.
«В нашей стране вообще тяжело что-то планировать больше чем на три года вперед» |
«ВХОДНОГО БИЛЕТА НЕТ. БЕРЕМ ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ»
- То есть у «Горпечати» сейчас нет входного билета?
- Нет. Мы поменялись. Причем, давно. Мы берем любое издание. Но прекрасно понимаем, что прежде чем оно начинает продаваться, должно пройти время. В среднем мы даем от одного месяца до трех (в зависимости от периодичности издания).
- Зуфар Закариевич, назовите, пожалуйста, Топ-10 самых продаваемых изданий?
- Из местных: «Комсомольская правда», «Телесемь», «Советский спорт», «Из рук в руки», «Телепрограмма», «Аргументы и факты», «Казанские ведомости» - толстушка, «Теленеделя», «Вечерка». Есть еще «Аргументы недели». Неплохо идут и татарские издания.
«НАРАСХВАТ – ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ»
- Насколько сегодня, по сравнению с деловыми изданиями, прибыльны гламурные? Деловые издания вообще читают?
- Все зависит от издания. Довольно популярна «Республика Татарстан» - толстушка. Замечательно продается и толстушка «Казанских ведомостей». Неплохо и «Вечерка» идет. Нарасхват - общественно-политические издания, они самые популярные.
Но если смотреть в целом, продажи падают по всем изданиям. То есть у нас нет такого, что кто-то растет, а кто-то нет. Падают, повторяю, все. Все, что мы можем сделать, - это минимизировать потери. А увеличить продажи мы сможем, только если дистрибуция вырастет в разы. Печатная продукция будет, думаю, продаваться и через 10 - 15 лет, просто бюджетообразующей, как сейчас, она не будет. У нас бизнес изначально строился вокруг этого, поэтому, когда нам агентство по развитию предпринимательства отвечает отказом, федеральные власти отвечают отказом, хотя на одном из последних совещаний Путин поддержал газеты как ресурс и заявил, что никакой телевизор и никакой интернет в полной степени их не заменят.
- А каков портрет вашего покупателя?
- Люди среднего возраста, молодежь практически не читает. Да, прямо так и говорят: «Мы – не читаем!». А кто-то теряется и ничего не отвечает или говорит, что все читает в интернете. Тогда мы предлагаем кроссворды или сканворды.
Сам видел картину, когда бабушка подошла к киоску и набирала по 10 копеек, чтобы купить «Советский спорт» для дедушки.
«Почему для нашего менталитета продажа чего-то, кроме прессы, считается чуть ли не преступлением? В Европе пресса уже не может без других товаров продаваться» |
«COSMOPOLITAN И GLAMUR – САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЖЕНСКИЕ ИЗДАНИЯ, А МУЖСКИЕ НЕ ЧИТАЮТ»
- А журналы читают?
- Да. Самые популярные – это женские журналы. Cosmolitan, Glamour. Мужские издания вообще почти не читают. Развитие коммуникаторов и планшетов даже привело к тому, что люди перестали что-то покупать в самолет, хотя раньше всегда много покупали. У нас, кстати, есть услуга, но ей никто, толком, не пользуется: оформляем подписку на интересующие издания, даже самые редкие, но за ними не надо будет идти на почту. Идешь, например, в магазин – забираешь у нас. Даже если вы уедете в командировку, через месяц сможете забрать то, что выписали.
- Вы говорили про кофе-машины, автоматы для продажи пончиков, а автоматы для продажи прессы? Насколько это актуально для России?
- Это затратная услуга для самого издателя. Сколько наименований можно забить в автомат? Не более двадцати? Если у нас их 650, то я не могу, например, туда не поставить «Советскую Россию», за которой приходят ветераны. А на Западе в автоматах стоят те издания, которые читают все. Это Washington Post, New York’s times. Вот у изданий, распространяющихся в метро, есть рекламный трюк: на автомате, который они ставят в метро, размещается не только издание, но и реклама, причем не только печатных изданий. К вопросу об автоматах: это может реализовать только сам издатель, если ему это хотя бы в качестве пиара интересно.
«Наша главная задача – искать новые источники доходов» |
«В КАЗАНИ ОСТАНУТСЯ ТОЛЬКО КИОСКИ»
- Каковое будущее продаж на улицах с рук, в киосках и супермаркетах?
- Мое личное мнение таково, что в Казани останутся только киоски, потому что только они способны диверсифицироваться и в ассортименте, и во времени.
В супермаркетах на фоне падения продаж копий и роста арендной платы за счет роста расценок на энергоресурсы будущее тоже плачевно. Это если говорить о продажах вне касс. Внутри касс, наверное, останутся. Может быть, не в том количестве, которое есть сейчас, но останутся. Но распространителям это не интересно, потому что те условия, которые за это выставляет ритейл такие, что результат работы в лучшем случае нулевой.
- В свое время у энергетиков были претензии к «Горпечати» по незаконному подключению к сетям нескольких киосков. Как прокомментируете эту ситуацию?
- Как раз в вашей газете была статья об этом. Я как ее прочитал, сразу попросил ответственного человека все выяснить, в итоге все слухи оказались неправдой. На сегодняшний день с договорами, в том числе и с договорами электроэнергии, нет никаких проблем. Нелегально ведь подключаются, когда есть какие-то препятствия, а у нас их нет.
«Раньше «Горпечать» была «Союзпечатью», но сама компания на рынке более 80 лет. У нас около 1,5 тысяч торговых точек. По стране мы третьи, в Казани по количеству точек вторые» |
«ГОРПЕЧАТЬ» - ПЕРВАЯ В КАЗАНИ ПО ПРИБЫЛИ В РУБЛЯХ»
- Расскажите, пожалуйста, как возникла «Горпечать»?
- Раньше мы были «Союзпечатью», но сама компания на рынке более 80 лет. В 90-х годах компания вышла из союза министерства связи, оттуда она ушла в коммунальное городское предприятие, а 2003 году она была приватизирована и превратилась в частное предприятие. А в 2007 году «Горпечать» приобрела группа компаний «Альянс», которая на сегодняшний день представляет собой федеральную сетевую компанию. Она работает в Омске, Тюмени, Перми, Братске, Новосибирске, Красноярске и других городах России, а также на Украине. У «Роспечати» по стране около 4,5 тысяч точек, у «АиФ» около 3 тысяч, а у нас около 1,5 тысяч торговых точек. По стране мы третьи, в Казани по количеству точек вторые.
- Стоит ли ждать в ближайшие время реформы сети «Горпечать»? Как долго, по вашим прогнозам, она продержится на рынке. Какие перспективы у рынка вы видите в целом?
- Если власть на законодательном уровне пойдет навстречу в плане налогов и расширения ассортимента, отрасль ожидает светлое будущее. Особенно если, как за рубежом, у нас появится исключительное право на реализацию той или иной продукции. Если этого не произойдет, то судя по той статистике, которая есть, отрасль закроется. При худшем варианте развития событий отрасль загнется примерно через год после запрета продажи сигарет. И если запретят пиво и сигареты, городу не нужно будет беспокоиться по поводу закрытия киосков: они через два месяца закроются сами. Не знаем, что принесет следующий день, поставим молоко, будем продавать его с пончиками. Будем искать выходы. По крайней мере, если раньше, когда мы начали продавать пиво и сигареты, нас не понимали, а теперь, когда в отрасли убытки по стране, а у нас нет, все приезжают перенимать наш опыт. Если у нас есть ошибки, мы никогда не стесняемся их признать и в следующий раз стараемся работать гораздо лучше. Кроме сигарет и пива, я вижу еще один способ привлечь людей к нам – фастфуд.
У нас были планы оснастить сеть POS-терминалами. Допустим, вы издатель и продаете через нашу сеть свое издание. В режиме онлайн вы сможете видеть, в каком киоске сейчас продается ваше издание. Ненужные мысли не будут тогда засорять вам голову и мешать работать.
Да, и на новые киоски мы просили денег в агентстве инвестиционного развития, но мы же будем украшать ими город и реализовывать право человека на свободу печати. Кстати, самый новый кисок у нас стоит напротив «Корстона». В будущем мы планируем подключить там Wi-Fi, чтобы еще больше привлечь людей. И мы это все равно реализуем, просто без помощи государства пройдет большее количество времени. Будем продавать билеты, выдавать горсправки, междугородние телефоны поставим. Еще из идей – хотели сделать павильоны с входом, расширить их площадь. Но учитывая, что самая оптимальная площадь для такого павильона – 30 квадратов, а табак и пиво запретят, площадь с точки зрения инвестиций будет абсолютно нерентабельной. В нашей стране вообще тяжело что-то планировать больше чем на три года вперед.
Конечно, я понимаю, что на нас терять время никто не хочет и наши проблемы кроме нас самих никому не интересны. Так, в Татарстане 50 тысяч предприятий, но только 50 из них приносят 80 процентов налоговых поступлений в бюджет. Отсюда любые плюсы и минусы наших налоговых поступлений для государства не интересны.
- Сказалось ли на бизнесе повышение ставок по аренде земли?
- Нет. Мы живем только благодаря тому, что у нас минимальный коэффициент.
«У нас есть услуга, но ей никто, толком, не пользуется: оформляем подписку. Идешь, например, в магазин – забираешь у нас. Даже если вы уедете в командировку, через месяц сможете забрать то, что выписали» |
«ГЛАВНОЕ – БЫТЬ В ТРЕНДЕ»
- Назовите три секрета успеха вашего бизнеса?
- Назову два. Первое и самое главное – всегда быть в тренде. Всегда нужно стратегически продумывать и смотреть вперед. Мы изучаем передовой опыт не только российских городов, но и западных!
Второе – я как сторонник японской идеологии «кайдзен» - за бесконечный процесс улучшения качества. Улучшил – стандартизировал, еще улучшил – снова стандартизировал.
- Каковы самые ближайшие планы «Горпечати»?
- Новые павильоны. Но пока наша главная задача – искать новые источники доходов. Может быть, не всегда они будут понятны или эстетичны, но мы рады критике, возможно, что в ней есть что-то, что мы не увидели. Но для повышения качества и реализации новых качественных услуг, включая Wi-Fi, билетные кассы, нам нужно заменить сеть.
- Как работаете с персоналом? Проводите ли тренинги? Есть ли текучка?
- Среди киоскеров у нас текучка – 25 процентов. Вроде это считается хорошим показателям, но для нас это много. Работающие у нас люди, в большинстве своем, гордятся своей работой. И мы стараемся делать все, чтобы люди удовлетворяли свои как материальные, так и нематериальные потребности, но при этом работали на благо нашей компании.
Кадровый вопрос для нас очень больной.
«Я сторонник того, чтобы человек работал не только из-за материальных благ, но и морально был счастлив» |
«НА ДАННЫЙ МОМЕНТ Я НАШЕЛ СЕБЯ»
- Вам не тяжело руководить «Горпечатью»?
- Я счастлив. Я вообще сторонник того, чтобы человек работал не только из-за материальных благ, но и морально был счастлив. На данный момент я нашел себя.
- А как пришли в эту отрасль? Откуда? Расскажите немного о себе.
- В «Горпечати» я с 2009 года. До этого (с 2003 года) я работал генеральным директором в компании «Экспресс-Печать». Вообще я учился в речном техникуме и мечтал быть директором порта. Закончил, и в этот момент развалилась вся эта структура. Но так как институты тоже диверсифицировались, и открылись новые специальности, я закончил в Волжскую государственную академию водного транспорта (Нижний Новгород) по специальности «экономика и управление предприятием». Квалификация – инженер-экономист.
В Нижнем Новгороде учился я заочно, а работал здесь. И было время, что на трех работах одновременно. Работал на стройке, в охране и страховым агентом. Потом я ушел в транспортную отрасль, потом в торговлю - занимался реализацией сигарет.
- А сами покупаете газеты в «Горпечати»? Периодику вообще читаете?
- Честно скажу, что скорость потребления информация у меня совершенно другая. Совершенно иной ритм. Что тут комментировать: у кого есть доступ в интернет, читает все там. Начинаю с lenta.ru, «БИЗНЕС Online».
- Хобби у вас есть?
- Сейчас мое хобби – двойняшки. У меня девочка и мальчик. И на первом месте у меня семья, а потом работа. Увлекаюсь лыжным спортом еще со школы. Хожу в спортзал три раза в неделю. В мае компанией мы устраиваем сплав в Марий Эл. Еще книги. Из последних прочитанных книг: «Война и мир», «1984», «Сто лет одиночества», «Государь», «Американская трагедия», «Лолита», «Скотный двор».
Фото Сергея Елагина и Екатерины Голицыной
Визитная карточка руководителя Зуфар Хакимзянов – директор сети «Горпечать». Визитная карточка компании Компания «Горпечать» |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.