460-460.jpg
Линар Якупов: «У нас теперь основная функция – привлечь инвестора и сопровождать его до самого момента запуска им производства»

МИНИСТЕРСТВО БОЛЬШОЕ, ПОТЕНЦИАЛ У НИХ ТОЖЕ БОЛЬШОЙ – ЗДАНИЕ ПЯТИЭТАЖНОЕ

- Сегодня днем (интервью было взято накануне – ред.) стало известно о подписании президентом указа, по которому функции поддержки малого и среднего бизнеса в Татарстане передаются минэкономики РТ. Как будет происходить процесс этой передачи, ведь речь идет о целом пласте программ?

- Мы сейчас должны эти моменты отработать и передавать. Надеемся, что сделаем это в короткие сроки. Сейчас самое главное, чтобы предприниматели не пострадали! По второму этапу (программы «Социальный бизнес» - ред.) оставалось только проверить отобранные заявки в правоохранительных органах и налоговой на предмет наличия «однодневок» и так далее…

Надеюсь, эта работа будет сделана быстро – по протоколу прописывали, если не ошибаюсь, 17 - 18 октября. Чтобы люди, которые действительно подавали и выиграли, поскорее получили то, что заслужили. Это очень важный момент, и надеюсь, что минэкономики здесь проявит гибкость и сможет сконцентрироваться. Тем более что министерство большое, потенциал у них тоже большой – здание пятиэтажное (смеется), человеческих ресурсов более чем достаточно…

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ПРОПУСКАТЬ ЧЕРЕЗ КАЗНАЧЕЙСТВО, БУДЕТ ОДИН БАНК

- Как быть в данной ситуации с решением экспертного совета, который 4 октября принял список из 111 лучших проектов и рекомендовал АИРу обратится за дофинансированием из бюджета РТ? Вы, насколько я понимаю, во время проверки никаких протоколов не подписывали, а теперь решение этой задачи легло на плечи минэконома?

460.jpg
Предприниматели, выигравшие гранты, пройдут проверку в правоохранительных органах и налоговой службе

- Конечно, я протокол не подписал, потому что нужно было последние процедуры провести. Что касается этих 111 проектов, то даже из первой партии выигравших, по первому этапу, уже есть некоторые компании, которые возвращают субсидию. Или не справляются, или… Сейчас еще более жесткая система будет, даже по затратам – все пойдет через казначейство. Соответственно, я уверен, что из этих 111 определенное количество опять выпадет. Ну, и с той цифрой, которая останется в конце, будь это 60, 70 проектов и так далее, уже будет производиться субсидирование. Есть определенный запас, резервные средства, которые можно использовать и дополнительную нагрузку покрыть. Тем более что сумма недостающая совсем небольшая – максимум 20 миллионов.

В целом я считаю, что проблем не будет, и те, кто достойно прошел, они после всех этих проверок получат то, что заслужили… Но я сейчас уже только постфактум могу говорить – все будет зависеть от того, насколько оперативно сработает само министерство экономики. Я желаю им удачи!

- Вы сказали, что теперь финансирование будет проходить через казначейство. А раньше не проходило? Вы предполагаете, что грядет некое усложнение процедуры получения грантов и субсидий?

- Определенное усложнение процедуры будет. Потому что на самом деле по результатам первого этапа программы («Социальный бизнес» - ред.) в числе получателей такие оказались… одна фирма-однодневка обнаружилась, у других не были подписаны договоры на аренду и так далее. Поэтому принято решение, что пропускать через казначейство будет один банк. На самом деле мы все это должны будем вывесить, потому что решение принято буквально на днях, пока как раз новый регламент дорабатывается. И новый регламент, наверное, уже минэкономики РТ должно будет объявить.

- Вопрос по «Лизинг-гранту». Люди сейчас ждут результатов рассмотрения заявок по направлению инновационного бизнеса, которое состоялось месяц назад, но было «заморожено» ввиду разбирательств по «соцбизнесу». Предприниматели эти давно ждут итогов – они теперь тоже только в минэкономики эту информацию смогут получить?

- Да, конечно, раз с сегодняшнего дня указ президента вступает в силу, я так предполагаю – не знаю точно, ни разу через это не проходил, что они (минэкономики РТред.) уже будут должны это довести до конца. Но предприниматели, выигравшие по «Лизинг-грант», также пройдут проверку в правоохранительных органах и налоговой службе. И если все нормально, то никаких проблем, думаю, не будет. Единственное только – чуть-чуть по времени, конечно, затянется.

НАША ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ – ПРИВЛЕКАТЬ ИНВЕСТОРОВ

- И переходя к новому этапу развития АИРа – довольны ли вы установившимся после указа президента распорядком задач, тем, что вы сможете забыть о грантах и заняться инфраструктурой и инвестициями, развитие которых, как вы неоднократно подчеркивали, есть основная задача агентства?

- Ну, так или иначе, президент определил, что агентство должно сейчас заниматься инвестициями, вопросами государственно-частного партнерства… Мы максимум усилий будем сейчас вкладывать в эти направления, у нас очень много наработок. Очень хорошая динамика по инвестициям сейчас идет: мы уже по итогам первого полугодия практически в 6 - 7 раз перевыполнили план даже по сравнению со всем прошлым годом. Объем прямых иностранных инвестиций в прошлом году был порядка 90 миллионов рублей за весь год, в этом году только за первое полугодие уже удалось привлечь около 300 миллионов долларов. И потенциал действительно огромен.

В мае мы начинали с определенной опаской международную кампанию по продвижению республики Invest in Tatarstan («Инвестируй в Татарстан»). Сейчас мы уже чувствуем плоды – есть как минимум две-три иностранные компании, желающие инвестировать, либо рассматривающие Республику Татарстан как объект для инвестиций.

Главное, чтобы мы усиленными темпами завершили работу по «единому окну» для предпринимателей, прошу прощения, инвесторов – новое слово (смеется), нужно теперь концентрироваться на этом, чтобы у инвесторов было четкое понимание, что они приходят в агентство, и АИР должно сопровождать их в реализации инвестиционного проекта. И это, я считаю, наша основная функция – привлекать инвесторов и сопровождать на каждом этапе до момента открытия производства. После этого забота об инвесторе уже становится задачей министерства промышленности и торговли.

Заметьте, не только инвесторов иностранных, очень важно привлекать внутренних – татарстанских, российских инвесторов. И хотя мы не слишком афишировали эту часть нашей работы, нам будет, что показать по итогам этого года. 

НАЧИНАЕМ СОВЕЩАТЬСЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ УКАЗА

- Вы, как я обратила внимание, делали в ходе совещания с будущими резидентами технопарка «Чистополь» пометки в их списке. Вы намерены дальше продолжить курирование презентованных проектов?

- Однозначно все резиденты, которые сюда приходят, являются инвесторами. Соответственно, это субъекты наших интересов, нашей работы. С каждым из них мы сейчас будем работать – нам очень важно понять, какие действительно у них были проблемы на первом этапе, максимально быстро их решить с тем, чтобы они могли побыстрее запустить свои производства на данной площадке. Сейчас это самая главная задача. Еще раз повторюсь: у нас основная функция – привлечь инвестора и сопровождать его до самого момента запуска им производства.

- Тем не менее в указе президента не конкретизируется, о какой именно поддержке МСБ идет речь. Не опасаетесь ли, что минэкомики могут передать фукнции АИРа и по инфраструктурной поддержке малого бизнеса, в частности, по созданию и развитию промышленных площадок муниципального уровня (ППМУ – ред.), которыми АИР усиленно занималось с прошлого года?

- Не думаю… Все возможно, конечно, но надеюсь, что мы продолжим эту работу. В любом случае, с вступлением в силу указа президента мы с минэкономики начинаем совещаться по его исполнению, и тогда уже все детали определятся.