460.jpg
Одной из основных тем конференции, открывшейся вчера в Казани, стала будущая конкуренция в логистической отрасли российских и зарубежных игроков

ГОЛОС ИЗ SKYPE

В рамках специализированной выставки «ДорТрансЭкспо-2012», открывшейся вчера в Казани, в бизнес-центре «Казанской ярмарки» состоялась конференция, организованная Поволжской логистической ассоциацией. Темой стало совершенствование производственной, складской и транспортной логистики в условиях интеграции России в ВТО. Конференция была организована нижегородцами, кстати, впервые, и проигнорирована татарстанскими властями. Так, например, ожидался представитель минтранса РТ с докладом – первый заместитель министра Инсаф Хайруллин, однако он после получасового откладывания начала мероприятия так и не появился.

По словам модератора конференции, исполнительного директора Поволжской логистической ассоциации Василия Гончаренко, логистика сегодня – это основа экономического развития государства, связь производителя и потребителя, которая формирует цепочку доставок. «С вступлением России в ВТО надо приблизить логистику к международным стандартам, посмотреть на опыт мировых лидеров отрасли. Это единственное и пока первое такое мероприятие в ПФО, ранее тема еще не затрагивалась», - сообщил он.

Заявленный в конференции эксперт Поволжской логистической ассоциации, профессор Вятского государственного гуманитарного университета Александр Носов по иронии судьбы не смог приехать в Казань из Кирова из-за плохого транспортного сообщения, поэтому выступил перед собравшимися по Skype. Главной темой его выступления стало предложение о создании регионального информационно-аналитического центра по логистике. Гончаренко уточнил, что снова вернулись к 2001 году, когда говорили о необходимости создания в регионах при правительствах логистических комитетов, которые бы прорабатывали логистические вопросы. «Самара, например, уже создала комитет по развитию логистических центров», - уточнил он.

460-4.jpg
Василий Гончаренко: «Мы вошли в ВТО и ощущаем рост интереса со стороны западных партнеров»

ЗАЧЕМ СТРОИМ СВИЯЖСКИЙ ЛОГОЦЕНТР?

Одной из основных тем конференции стала будущая конкуренция в логистической отрасли российских и зарубежных игроков. «Россия наконец-то вступила в ВТО, и во второй половине 2013 года иностранные компании полностью начнут осваивать российский рынок. Усилится конкуренция, что может значительно уменьшить доход и увеличить маркетинговые расходы российских компаний», - сообщил генеральный директор нижегородской ООО «Сипти Логистик» Юрий Жуков. По его словам, ожидается снижение рентабельности бизнеса, трудности вплоть до продажи своего производства компаниями. Директор департамента оптимизации логистических процессов этой же компании Василий Воронюк сообщил данные, согласно которым 28% российских предпринимателей ожидают резкого увеличения конкуренции с приходом иностранных игроков. «У нас сначала делают что-то, а потом думают, для чего это нужно. Для чего, например, строим Свияжский логоцентр? Думать будем, как всегда, потом», - с иронией сказал спикер о масштабном проекте Татарстана.

Среди мер, которые помогут справиться с конкуренцией с Западом, спикеры назвали необходимость оптимизации расходов внутри предприятий, создание нормативно-справочной базы по системе управления предприятием, логистикой. «Только так можно снизить затраты», - резюмировал Воронюк.

Другой проблемой в условиях вступления в ВТО для логистической отрасли на конференции была названа подготовка кадров. Как выразился научный руководитель бизнес-школы «АйТек», доктор экономических наук Вадим Хоменко, сегодня идет возврат к сталинскому лозунгу: кадры решают все. «Необходимы кадры, которые знают работу в рамках международных нормативов. Нужен целый шлейф специальностей: экономисты, логисты, страховщики. Второй пункт повестки – это повышение квалификации кадров», - перечислил спикер. Воронюк добавил, что необходима подготовка среднего и нижнего класса специалистов. Он же посетовал на отставание России не только в технологическом плане, но и в образовательном. «По технологическим процессам мы отстаем от Европы на 30 - 35 лет! А в США, например, есть предмет «инженерная психология», который изучает взаимодействие человека с роботом. Когда так будет и у нас?» - задал он риторический вопрос.

Не была забыта и тема закупочной логистики. Так, сегодня более половины затрат промышленных предприятий связаны с расходами в сфере снабжения. Есть проблема сезонности, нерационального использования складов, неэффективного использования информационных технологий. Для решения этих проблем необходимы проведение логистического аудита, правильная организация закупочной деятельности.

460-3.jpg
Среди мер, которые помогут справиться с конкуренцией с Западом, спикеры назвали необходимость оптимизации расходов и создание нормативно-справочной базы по системе управления предприятием и логистикой

НАТО НАУЧИТ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, каким образом российским компаниям уже сегодня готовиться к конкуренции с зарубежными игроками, восстановился ли спрос на складскую недвижимость после кризиса и какое место занимает в отрасли Татарстан по ПФО.

Василий Гончаренко - исполнительный директор Поволжской логистической ассоциации:

- Сегодня мы должны начинать работу по пониманию бизнес-процессов, которые, в свою очередь, были бы близки к западным стандартам. Мы вошли в ВТО и ощущаем рост интереса со стороны западных партнеров. Например, Ульяновск сотрудничает с США (транзит грузов НАТО). То есть сегодня жизнь заставляет нас обучаться стандартам Европы и ВТО. Если мы не изучим их и не перейдем на них, то это грозит даже банкротством для некоторых компаний на рынке. К стандартам относится в том числе обучение персонала, руководящего состава, работников складов, вопрос состояния транспортной техники. Мы обсуждаем и вопросы саморегулирования в автотранспортной отрасли.

Наиболее развиты в логистической отрасли Татарстан, Нижегородская область, Пермь, Самарская, Саратовская области. Не могу сказать, что кто-то сделал особенно сильный скачок. Что касается терминально-складской логистики, особенно класса А, то действительно Татарстан выглядит в наилучшем свете. Есть такие комплексы, как "С-Лоджистик", "Биек Тау", в перспективе – строительство Свияжского логистического комплекса. Это тримодальный логистический центр, который является комплексом будущего. В Кстово Нижегородской области сейчас создается похожий терминально-складской комплекс.

После кризиса заполняемость складских площадей в регионах еще не так восстановилась, как в Москве, например. В целом по ПФО сегодня складские комплексы категории А составляют всего 18 процентов. Например, Q-парк рядом с казанским аэропортом имеет загруженность всего на 23 процента. В Поволжье все-таки более востребованы складские помещения класса B. Думаю, что с учетом проведения Универсиады Татарстан исправит эту ситуацию, особенно учитывая большие грузовые, транспортные потоки.

В ближайшее время в ПФО планируется запуск нескольких объектов в логистической отрасли: это строительство мультимодального логистического комплекса в Кстово, аналогичного Свияжску, есть проект «Звездный» в Перми по строительству контейнерного терминала, рассматриваем вопрос по созданию оптового сельскохозяйственного логистического комплекса в Саратове, есть большой комплекс стоимостью 6 миллиардов рублей в Перми, проект логистического распределительного центра в Доскино.

Василий Воронюк - директор департамента оптимизации логистических процессов ООО «Сипти Логистик»:

- В организации логистической деятельности несогласованность действий идет не только на уровне больших предприятий, но и на уровне восприятия информации. У нас строятся логистические центры, но их загрузка идет только от крупных игроков, а это иностранный бизнес. Речь идет о том, чтобы помочь российским компаниям жить в такой ситуации. В Татарстане конкретно мы работали лишь с несколькими предприятиями, например "Пестречинкой", несколькими птицефабриками, а контактов с производственными предприятиями нет. Будем работать над этим.

Для конкуренции с западными компаниями надо изучить опыт коллег по Беларуси, других государств рядом. Я уж не говорю о далеких зарубежных компаниях. Надо углубиться в то, как работает бизнес, посмотреть, на основании чего он работает.