460.jpg
Как выяснилось на сегодняшнем совещании в Госсовете, за год своего существования закон об инвестиционном налоговом кредите в РТ так и не заработал

100 МИЛЛИОНОВ НЕПОЛУЧЕННЫХ КРЕДИТОВ 

Поразительно совпадение - закон «Об инвестиционном налоговом кредите в РТ» был подписан президентом Татарстана 10 октября 2011 года, то есть ровно год назад. Как писала наша газета, презентованный минэкономики закон обещал предпринимателям новые, во многом волшебные условия для получения кредитов путем уменьшения налоговых платежей. Чиновники обещали тогда, что предприниматели кредиты могут компенсировать до 100% от стоимости приобретенного оборудования, а также компенсировать затраты на создание новых или реконструкцию существующих производств. Технология предлагалась такая: предприятия получают отсрочку платежей по налогу на имущество, транспортному налогу и налогу на прибыль (налоги, поступающие в бюджет РТ) на срок до 7 лет, а в дальнейшем выплачивают эти суммы бюджету под 4% годовых (или 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Однако, как выяснилось на сегодняшнем совещании в Госсовете, за год своего существования закон так фактически и не заработал. И все, казалось бы, при нем, даже средства выделены в бюджете республики – 100 млн. рублей. Но дьявол, как известно, кроется в деталях – правительством РТ до сих пор так и не были приняты постановления, необходимые для внедрения закона в жизнь. Соответственно, предприятия так и не получили ни рубля кредита под сказочные 4% годовых. Весь груз накопившихся вопросов парламентарии обрушили на плечи замминистра экономики РТ Артема Здунова.

460.jpg
«Этот закон такой… многострадальный. И у меня вообще есть подозрение, что с 1 января он может и не понадобиться...», - сделал неоднозначный вывод Гадыльшин

«СОВСЕМ УЖ МАСЛО МАСЛЯНОЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!»

В начале своей короткой речи Здунов сообщил, что с 2006 года в республике всего было предоставлено налоговых льгот на сумму порядка 6 млрд. рублей. «Мы долго думали, совещались, что нам нужно постепенно замещать налоговые льготы возвратными механизмами», - сказал он. Другими словами - налоговыми кредитами. По мнению замминистра, инструмент этот настолько привлекателен для бизнеса, что пришло время (напомним, что закон в полную силу так и не заработал!) для некоторых ограничений, которые будут нацелены на то, чтобы уберечь бюджет РТ от выпадающих доходов. Собственно, это и стало главной целью предлагаемых поправок, по версии Здунова.

Депутаты увидели в проекте закона нечто совсем другое.

- Привлекательность – это когда ты взял и не вернул? - удивился председатель комитета Мурад Гадыльшин и даже порекомендовал замминистра быть поосторожнее со словами.

Генеральный директор ЗАО "Эссен продакшн АГ", депутат Леонид Барышев отметил, что многие предприятия, которые выполняют инвестиционные программы на  сумму более 800 млн. рублей, и так получили эти средства от государства, и помимо этого имеют и все прочие возможные льготы.

- Нет ли у вас желания ограничить компании, которые уже пользуются существенной поддержкой государства, потому что это совсем уж масло масляное получается? Мы знаем, что этим пользуются ограниченный круг предпринимателей, имеющих серьезное лобби в ваших кругах, - аккуратно заявил «майонезный король», обычно высказывающий свое мнение без оглядки.

Ответы Здунова на этот и многие последующие вопросы депутатов не удовлетворяли, они заявляли, что закон в таком виде приведет к коррупции, и даже начали генерировать новые идеи. Например, предложили прописать в законе «Об инвестиционной деятельности» возможность однократного получения льготы от государства или выбор лишь одной из форм государственной поддержки.

4988_.jpg
Весь груз накопившихся вопросов парламентарии обрушили на плечи замминистра экономики РТ Артема Здунова

- Этот закон такой… многострадальный. И самое печальное, что его никак нельзя потрогать руками, поскольку это нигде не работает. И у меня вообще есть подозрение, что с 1 января он может и не понадобиться, - сделал неоднозначный вывод Гадыльшин, однако вопреки логике процесса попросил депутатов проголосовать… «за» принятие поправок в первом чтении.

- Мы будем принимать неработающий закон! - предупредил коллег генеральный директор ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" Леонид Иванов  (фракция КПРФ) и предложил сначала прописать в нем конкретно все отрасли, которые нужно заинтересовать при помощи закона о налоговом кредите.

Постоянно перебиваемый замминистра Здунов все же попытался перечислить тех, кто попадает под действие закона: компании, занимающиеся внедрением энергоэффективных объектов, выполнением социально значимых заказов, использующие нанотехнологии….

- Артем! - по-отечески обратился к нему Гадыльшин. - Не смеши людей насчет энергоэффективности. Это, как говорил Соммерсет Моэм, настолько абсолютно правильно, что нельзя потрогать руками, все подходят под это дело. Что такое социально важное производство? У тебя нет перечня социально важных производств. Ты нам скажи, нужно зубные щетки производить в республике или нет? – возмутился уже сам Гадыльшин. – Нанотехнологии… Они даже в аккумуляторах есть, в свинцовых решетках. При желании - нанотехнологии везде есть!

В итоге глава комитета еще раз попросил депутатов принять проект в первом чтении. «Но я вас предупреждаю, что это не означает, что мы его примем во втором, мы его можем снять потом!» – с угрозой в голосе добавил он.

460-2.jpg
Леонид Барышев отметил, что предприятия, которые выполняют инвестиционные программы на сумму более 800 млн. рублей, и так имеют всевозможные льготы

ДО 100% СТОИМОСТИ ПРИОБРЕТЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ… 

А теперь подробнее о тех поправках, которые предлагается внести в закон «Об инвестиционном налоговом кредите в РТ». Основные изменения касаются четвертой статьи закона, в ней более конкретно расписано то, какие категории предприятий и в каком объеме смогут получить налоговый кредит. Указано, что инвестиционный налоговый кредит на срок от одного до четырех лет могут получить инвестиционные проекты с капложениями до 350 млн. рублей. До пяти лет пользоваться кредитом смогут компании, потратившие на капложения от 350 до 800 млн. рублей. До 7 лет – с капложениями свыше 800 млн. рублей.

На сумму кредита, составляющую 100% стоимости приобретенного оборудования, смогут рассчитывать компании, занимающиеся научно-исследовательскими или опытно-конструкторскими работами, а также создающие объекты с высокой энергоэффективностью. Компании с внедренческой или инновационной деятельностью могут претендовать на кредиты на сумму до 50% стоимости инвестпроекта. Компании, выполняющие социально значимые и оборонные заказы, – на сумму до 30% от госконтракта. Резиденты ОЭЗ – не более 100% от расходов на капитальные вложения. Что касается компенсации затрат тем, кто будет создавать новые или реконструировать существующие производства, они могут рассчитывать на налоговый кредит на сумму до 10% от инвестиционного проекта.

Стоит отметить, что большинство этих положений прописано в законе РТ не прямо, а с многочисленными отсылками к налоговому кодексу РФ, возможно, именно это и смутило депутатов, которые требовали точнее определить спектр компаний, которые смогут рассчитывать на эту льготу.

Проект закона все же был одобрен в первом чтении. Какая судьба его ждет - узнаем завтра на сессии Госсовета РТ.