СИЙБЕСМА НЕ СТАЛ НАЖИМАТЬ НА КНОПКИ

Экскурсия Фейке Сийбесма по заводу была не очень длинной. В сопровождении гендиректора OOO «ДСМ нутришнл продуктс рус» Александэра Каминьски, председателя совета директоров ОАО «Сетевая компания» Ильшата Фардиева, председателя правления ОАО «Акибанк» Ильдара Галяутдинова, руководителя исполкома Набережных Челнов Фархада Латыпова и других гостей, Сийбесма лишь убедился, что все работает, как и на пятидесяти остальных премиксовых заводах DSM по всему миру.

Компания DSM Nutritional Products, очередной филиал которой заработал прошлым летом под Набережными Челнами как совместное предприятие с ОАО «Татэнерго», на сегодня остается единственным в мире производителем полного перечня витаминов для фармацевтической, пищевой и кормовой промышленности. Корпорация DSM контролирует 40% мирового витаминного рынка, в России же, по словам Сийбесма, инвестиции компании на данный момент сосредоточены в Самарской области (в Тольятти DSM производит промышленные пластики) и Татарстане. Завод по производству витаминно-минеральных смесей (премиксов для комбиркомов животных) для России является передовым в своей отрасли.

Из холла через звуконепроницаемую дверь делегация сразу попала на склад готовой продукции.

Само производство разместилось на этажах 8-уровневой башни, весьма малолюдной: за заводе работают 34 человека, в основном оперируя автоматикой, хотя и не исключая физического труда. Производство премиксов под маркой Rovimix контролируется системой автоматического управления Datastor. На одной из двух производственных линий выпускаются премиксы с содержанием лекарственных препаратов по индивидуальным рецептурам, на другой – витамины и минералы для корма здоровых животных. Всего завод вырабатывает по 40 т продукции за смену, 10 тыс. т в год. Сырье используется в основном свое, от DSM – либо от поставщиков, сертифицированных в соответствии с Европейским кодексом по применению кормовых добавок и премиксов.

Сийбесма задержался в лаборатории, работа которой не оценивается на глаз. Следуя пояснениям менеджера производства, в лаборатории исследуется проба из каждой партии премиксов: проверяется точность пропорций в смеси, до каких пор продукцию не считают готовой. Лаборатория была аккредитована в системе ГОСТ РФ и ее осмотр оставил председателя правления довольным. В целом производство оказалось чистым, достаточно тихим за счет удачно зонированной акустики, и настораживало только гостей, далеких от химии – незнакомыми запахами премиксов.

«10 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК МЫ СНАБЖАЕМ ВИТАМИНАМИ ЗА СВОЙ СЧЕТ»

Основное время визита на завод заняла пресс-конференция, на которой «Самый влиятельный человек года» в химической промышленности обстоятельно выразил идеологию работы DSM.

– В переводе на русский DSM расшифровывается как «голландские государственные шахты», но уголь мы не добываем с 60-х годов, а компания перестала быть не только государственной, но и голландской: сегодня DSM – мировая компания. Мы не так известны, как химические бренды уровня BASF, мы скромные и просто являемся лидерами, на что в течение 6 лет указывает рейтинг по индексу устойчивости Доу-Джонса. Отраслями биомедицины и материаловедения DSM занимается с 90-х годов. Сегодня в большинстве кормов для животных присутствуют компоненты нашего производства, а в фармацевтике мы занимаем второе место среди крупнейших поставщиков мира. Что касается материаловедения, мы выпускаем сверхпрочные ткани, например, для бронежилетов, термостойкие пластики для производства деталей автомобиля… Другие наши отраслевые интересы пока не представлены в России – это материалы для ветряных и солнечных энергоустановок, биотоплива, и другие производства. Общие продажи компании составляют около 10 млрд. евро. У нас порядка 24 тысяч сотрудников, работающих примерно на 200 площадках.

Сийбесма рассказал, что продукты питания остаются ведущим направлением DSM: компания является партнером всемирной программы питания ООН и ежедневно бесплатно поставляет витамины и минералы для 10 млн. человек. Те пищевые компоненты DSM, что западный мир потребляет в дорогих продуктах, жители стран с низким уровнем жизни получают в своей простой пище, благодаря сотрудничеству DSM с их правительствами. Сам Сийбесма бывал в лагерях беженцев, в частности, в африканских государствах, продукты которых ООН обогащает углеводами, а DSM – витаминами и минералами, необходимыми для здоровья. Добавив, что 10 млн. – это один процент от нуждающегося в их помощи населения планеты, Сийбесма сосчитал до пяти: этим он заставил аудиторию осознать, сколько времени нужно, чтобы один ребенок на Земле умер от голода. Напомнив о том, что экономика – это только инструмент для счастливой жизни 7 млрд. человек, президент DSM перешел к вопросу появления компании на российском рынке.

НА ОЧЕРЕДИ ФАРМАЦЕВТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

В Татарстан компания пришла в соответствии со стратегией охвата быстроразвивающихся экономик: России, Китая, Индии, Бразилии. Компоненты для кормов – лишь первое из направлений, которые DSM собирается развивать, как в стране, так и в республике. Татарстан был избран объектом инвестиций благодаря предложению Ильшата Фардиева и оперативной реакции президента РТ Рустама Минниханова (СП было создано за полгода переговоров, а завод построен за 8 месяцев). В том, что Россия должна стать самообеспеченной пищевыми компонентами, ныне импортируемых, мнения руководителей корпорации и республики сошлись. Татарстан остается привлекательным регионом и для дальнейших инвестиций – в биотехнологии, производство материалов с высокими рабочими характеристиками и волокон сверхвысокомолекулярного полиэтилена.

– В Татарстане живет всего четыре миллиона человек, – возвращаясь к дню сегодняшнему, сказал Сийбесма, – но масштабы сельского хозяйства республики не ограничиваются внутренними потребностями. Это позволяет сказать, что «Татарстан – намного больше, чем Татарстан». Я считаю, мы можем помочь республике вносить еще более весомый вклад в обеспечение государства продукцией животноводства. Но мы видим, что российский потребитель ментально предпочитает импортную продукцию, и нам приходится объяснять, что своя – не хуже. Я хочу, чтобы производимое здесь – здесь же и продавалось, и качеством продукции мы намерены сломать стереотип о превосходстве импорта. Чтобы страна развивалась, народ должен доверять своим производителям.

Как вы оцените состояние фармацевтического производства в России?

– Большинство лекарственных препаратов так же импортируется, как и компоненты для кормов. Россия уже 20 лет не производит антибиотиков – я вижу в этом факте возможность начать производство фармпрепаратов для небрендовых качественных лекарств.

Расскажите немного о личных методах управления: насколько управленцу вашего уровня нужно быть вовлеченным в производственные процессы? Сегодня вы чувствуете себя больше химиком или менеджером?

Ни то, ни другое. Скорее я чувствую себя лидером, чья ответственность заключается в найме правильных людей для организации структуры. Заняв же людей, я должен показать им будущее, к которому мы движемся. Представление о будущем у меня оптимистичное, я обсуждаю его и на международном уровне, на всемирном общественном экономическом форуме по глобальным вопросам (с прошлого года Фейке Сийбесма является председателем правления этой организации - ред.). В то же время, являясь руководителем компании, насчитывающей 24 тысячи сотрудников, я остаюсь всего лишь одним из них.

Перед отлетом президент DSM подтвердил эти слова: лично познакомился, пожал руку и заглянул в глаза каждому работнику завода. С бизнес-партнерами господин Сийбесма попрощался и вовсе тепло – с каждым обнялся, несмотря на свойственную европейцам сдержанность.