Мухаметшин рассказал, что на днях стал инициатором встречи с главами обеих палат российского парламента - Нарышкиным и Матвиенко - и вкратце описал общее содержание беседы. «Мы говорим о повышении конкурентоспособности страны за счет лучшей подготовки кадров, готовим их, пять лет обучаем, а они не идут работать по тем специальностям, которым их учили работать. Медики, ветеринары, агрономы, педагоги – получают образование, а работают абы где!» – возмутился он.

Спикер привел цифры: из 123 выпускников казанского медуниверситета в прошлом году 23 человека поступили на работу по специальности, из них только 7 (да и те - контрактники) уехали работать туда, откуда приехали учиться в Казань. «Приезжаю в муниципальные образования, там одни и те же вопросы - не хватает специалистов. Страна кует, вузы молотят, профессора обучают! А ожидаемого эффекта от того, что полученные знания этот человек будет использовать по специальности, которой его пять-шесть-семь лет учили, мы не получаем», - заявил спикер Госсовета.

Позднее, общаясь с журналистами, Мухаметшин уточнил подробности инициативы. Он пояснил, что речь не идет о выпускниках коммерческих отделений вузов - вводить ограничения по дальнейшему их трудоустройству было бы неправильно, как считает спикер. Другое дело – бюджетники, на образование которых тратятся деньги налогоплательщиков.

460-2.jpg
По сути, речь идет о возвращении к советской системе распределения после окончания института

«ОТРАБОТАТЬ ТАМ, ГДЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСЧИТАЕТ НУЖНЫМ»

Мухаметшин считает, что обучающиеся бесплатно должны в начале поступления в вуз заключить контракт, в котором будет прописано, что они согласны после обучения отработать «там, где правительство посчитает нужным». «Даже больше скажу, если он не захочет ехать и трудиться по полученной специальности, он должен будет, как коллега, получивший образование за свои деньги кровные, тоже заплатить за полученные знания, - сделал сенсационное заявление Мухаметшин. - Это непростая задача, но дальше нельзя лить воду на пустую мельницу!»

По сути, речь идет о возвращении к советской системе распределения после окончания института, когда выпускников отправляли на пять лет работать. Кого - в союзные республики, кого – на БАМ, кого – на север.

460.jpg
Сейчас Госсовет РТ готовит законодательную инициативу в Госдуму России

НАДО, ЗНАЧИТ, НАДО 

Мухаметшин добавил, что Матвиенко и Нарышкин идею поддержали, и сейчас Госсовет РТ готовит законодательную инициативу в Госдуму России. Впрочем, как выяснилось, без неудобных вопросов все же не обошлось. В частности, Мухаметшин рассказал, что ему указали на необходимость ориентироваться на опыт западных стран и интересовались, не станет ли это ущемлением прав человека.

- Мы - суверенное государство, если надо на этом этапе решать эту задачу такими кадрами, значит, надо поступать таким образом. Но не делать это, когда студент уже заканчивает институт, а в начале, при поступлении в вуз, с ним договориться, чтобы он такое условие принял», - пояснил Мухаметшин.

222.jpg

Позднее Мухаметшин уточнил подробности инициативы. Он пояснил, что речь не идет о выпускниках коммерческих отделений вузов, а о бюджетниках, на образование которых тратятся деньги налогоплательщиков

ИНЖЕНЕРА НА ЗАВОД, ВРАЧА В БОЛЬНИЦУ – ВСЕ ЧЕСТНО 

Представители вузов и бизнеса считают инициативу Госсовета РТ крайне необходимой.

«Инженер будет работать на заводе, врач в больнице - все будет честно. Кроме того, решим проблему трудоустройства молодых специалистов, - высказал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» свое мнение Геннадий Дегтярев – президент КНИТУ (КАИ). - Логично, что каждый человек, получивший образование за счет государства, должен деньги отрабатывать. Он просто возвращает то, что ему было дано. Все работодатели без исключения будут рады, если эта идея реализуется».

Дегтярев вспомнил, что в свое время по распределению работал два года на Урале, «накопил хороший практический опыт», добавив, что все студенты с удовольствием будут учиться на таких условиях.

С инициативой солидарен и Ильяс Нуриев - директор «Клиники Нуриевых». «После окончания вуза выпускник не имеет достаточных практических навыков, и возникают проблемы с поиском работы. А эта инициатива - гарантия того, что выпускник будет трудоустроен и получит хороший опыт для будущей работы, - отметил Нуриев. - Также абсолютно нормальная практика, что студент будет возвращать деньги государству, если работать не хочет. Это будет хороший «контрастный душ» для других студентов, которые собираются поступать в медицинский вуз на бюджетное место».

КАК ДОЛГ РОДИНЕ ОТДАВАТЬ БУДЕТЕ? 

Участники кадрового рынка Татарстана в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» интересуются мотивацией сотрудника, кроме «обязательства отдать долг».

Елена Садыкова - менеджер отделения по подбору персонала «Келли Сервисез Си-Ай-Эс»:

- Ничего нового в этой инициативе нет. В принципе, система распределения имеет свою логику для государственных вузов. Государство тратит бюджетные деньги на подготовку специалистов, то есть готовит их для собственных нужд – работы на госпредприятиях. Сейчас же, например, студенты, получившие в государственном вузе специальность педагога или инженера, уходят работать в коммерческие структуры, получается, что средства потрачены государством без пользы для себя. Но другая очевидная сторона этой проблемы – будут ли у молодых специалистов другие стимулы для работы на государство, кроме как по обязательной разнарядке. Конечно, формально можно заставлять «отдавать долги Родине», работая год или два на госпредприятии. Но если там не будет перспектив для профессионального роста, не будет достойной оплаты труда, то мотивация и эффективность работы таких молодых специалистов будет очень низкой, и все будут убегать с таких предприятий при первой же возможности.

Для нас очевидно, что большинство студентов не идут работать по специальности, просто потому, что у нас в стране существует большой разрыв между знаниями, которые предлагаются в вузах, и реальными потребностями бизнеса. Если в технических специальностях еще более или менее можно получить практические навыки для дальнейшего трудоустройства, то гуманитарное направление готовит, в основном, «специалистов широкого профиля», дальнейшее трудоустройство которых почти не зависит от полученного образования. В результате, имеем огромное количество людей с корочками, но без каких-либо полезных знаний и навыков.

Сложно оценить, насколько сейчас очевиден «кадровый голод» в государственных организациях, все зависит от конкретной структуры. Наверное, у госкорпораций и у районной ЖКХ-компании разные потребности и разный дефицит кадров. Существуют проблемы с кадрами в ВПК – долгое время притока новых специалистов в эту сферу не было, персонал быстро «старел».

Гузель Камалова - руководитель группы консультантов кадрового холдинга «АНКОР» в Казани:

- В настоящее время подобная практика существует: если студент проходил практику или обучение за рубежом за счет республиканского бюджета, либо за счет государственного предприятия, по возвращении молодой специалист должен отработать в компании от года до трех лет и тем самым «вернуть долг» организации, которая выделяла деньги на обучение.

Подобная инициатива хороша тем, что дает возможность абитуриентам, которым недоступно платное обучение, получить желаемое образование и, более того, опыт работы сразу после окончания вуза. Но при этом стоит учитывать, что часто уже в процессе обучения студенты выбирают другую специальность и не планируют развиваться в первоначально выбранной профессиональной области, необходимо прорабатывать решения с учетом возможных рисков. Ведь на сегодняшний день полученное образование и профессиональный опыт зачастую отличаются: более трети выпускников не продолжают развитие в изначально выбранной профессии. Также здесь нужно внимательно отнестись к перспективе возникновения коррупционных инициатив, когда, к примеру, использование связей и служебного положения будет способствовать поступлению студентов по целевым программам, которые в будущем точно не станут работать в положенной организации после окончания вуза.

Сегодня стоит активно прорабатывать тему сотрудничества бизнеса и вузов при непосредственном участии государства. Необходимо убрать вакуум, когда выпускники не отвечают запросам работодателя. И конечно, здесь нужно говорить как о программах для студентов, о стажировках во время обучения, так и о возможностях бесплатного обучения с последующей отработкой в компании.