IMG_1773.jpg
Борис Петров: «Везде, где есть спешка, везде есть проблемы и огрехи...»

«КРАНОВЩИК У НИХ, МОЖЕТ БЫТЬ, СПЕЦИАЛИСТ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ УТРОМ ПРИНЯТЫ НА РАБОТУ, ВЕЧЕРОМ УВОЛЕНЫ»

Руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров сегодня в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказал некоторые подробности строительства 45-тысячного стадиона, где пройдут церемонии открытия и закрытия Универсиады-2013.

Косвенно инспекторы Ростехнадзора отслеживают все объекты Универсиады – с точки зрения теплоэнергобезопасности. Но вот стадион как уникальный объект федерального значения попал под надзор ведомства, как говорится, «от и до» - инспекторы держат под наблюдением все работы с первого колышка до последней заклепки.

«Везде, где есть спешка, везде есть проблемы и огрехи, - отметил Петров. - Поэтому сегодня наши инспекторы, к сожалению, выполняют роль в некоторой степени погонял в плане того, чтобы вовремя исправить те нарушения, которые мы выявляем... Наши люди день и ночь работали на стадионе, пока шел монтаж всех конструкций, выполнялись монолитные работы. Их приходилось останавливать несколько раз, чтобы добиться качества – и по суду, и без суда…»

Причины остановок, по словам Петрова, были либо в некачественном бетоне, либо в нарушениях самого процесса бетонирования. Причем приостановки строительства инспекторы добивались в августе. В сентябре приходилось возвращать металлоконструкции исполнителям на переделку и останавливать стройку из-за нарушений в работе кранов. «Здесь одновременно на площадке работают по 30 - 40 подъемных механизмов, - описал ситуацию Петров. – А когда нет проекта производства работ, они создают угрозу друг другу...» Работы здесь теперь ведутся другими подрядчиками, другими кранами, другим оборудованием – при соблюдении всех требований. Приостановка работы предприятия – это огромная ответственность инспектора, которому компания запросто может вчинить приличный иск за необоснованный простой. К тому же приостановка на 90 дней и более допустима только с решения суда.

Тем не менее, как отметил Петров, это нормальный процесс. «Я считаю, что нам удалось добиться качественного проведения работ – по металлоконструкциям у меня есть полная уверенность, что мы проверили все, что можно было проверить. Отбраковали все, что можно было отбраковать. И заставили исправить все, что было необходимо исправить». Постучав по дереву, глава ведомства заверил, что в итоге все будет нормально.

Любой контроль испытывает давление со стороны контролируемых – позвоночное право в России никто не отменял. Так что звонки с посылом «ну что же вы, мы так торопимся» - не редкость. Однако Петров отметил здравомыслие руководства, которое курирует эти стройки. «Когда приносишь им фотографии и показываешь – вот, смотрите, такие положили сварные швы – что же мы хотим? – привел он пример. - Редко кто начинает возражать против фактов. Вопрос ведь на самом деле очень серьезный…»

IMG_1764.jpg

Петров посетовал, что звонки с посылом «ну что же вы, мы так торопимся» - не редкость

ИЗНОС ОБОРУДОВАНИЯ ТАТАРСТАНСКИХ ФЛАГМАНОВ НЕФТЕХИМИИ ПЕРЕШАГНУЛ 60%

Высокий износ оборудования, как известно, не только сказывается на производительности предприятия или росте расходов на ремонт, но и способствует росту вероятности техногенных катастроф. По словам Петрова, общий средний износ оборудования в нефтехимии Татарстана превышает 60%. В энергетике уровень – примерно такой же по силовому, трансформаторному оборудованию. Для сравнения: в системе «Газпрома» в РТ износ составляет 10%...

«Я думаю, что опосредованно так же, как и МЧС, можно говорить о вероятных техногенных катастрофах – по сути, это ведомство основывает свои прогнозы на наших данных, когда речь идет о промышленных предприятиях. Естественно, если износ оборудования высокий, то и вероятность каких-то техногенных катаклизмов повышается, - пояснил Петров. - Хотя здесь нет прямой зависимости – очень многое зависит от компетентности руководителей и персонала. Наверное, всем кажется, что каска на стройке – это, как говорится, прибыль инспектора, который лишний штраф мечтает выписать. Но на самом деле безопасность начинается именно с последовательности выполнения операций – и там, где люди довели исполнение правил до автоматизма, безопасность выше. Там, где люди пытаются упросить эти схемы, вероятность ЧП сразу увеличивается. Если руководство предприятия относится к этому серьезно, то и отношение персонала к этим вопросам тоже серьезное».

Одной из причин нежелания модернизировать производство Петров называет общую политику и правила, действующие в России. «Сегодня экспертиза технических устройств может продлевать сроки эксплуатации оборудования практически до бесконечности, - пояснил он. Лично я считаю, что третий срок экспертизы должен быть уже предельным – и дальше должны сильно возрастать страховые суммы для этих объектов, чтобы стимулировать собственника к модернизации».

А пока тот же «Оргсинтез» или «Нижнекамскнефтехим» вводят новые производства – и в целом по объединению процент старого оборудования как бы уменьшается. Но это можно сравнить со средней температурой по больнице. Впрочем, топ-менеджмент уже начинает понимать, что морально устаревшее оборудование тормозит экономику. Такое понимание есть, к примеру, на заводе им. Горького. «Можно хвалиться, что в Зеленодольске на одном из фанерных производств работает кран позапрошлого века, - привел он пример. - Да, прекрасно - история, музейная реликвия, но какова его производительность?»

Хотя отношение к вопросам безопасности практически на всех предприятиях нефтехимии Татарстана достаточно серьезное, нарушения инспекторы находят и на «Оргсинтезе», и на «Нижнекамскнефтехиме», и на ТАНЕКО, и в «Татнефти». «Но не стараемся мелочиться, не технические замечания выносим, - отметил Петров. - Вот буквально в понедельник будет серьезный разговор в «Нижнекамскнефтехиме» - там целый ряд серьезных вопросов. Но опять же все это делается не для того, чтобы хуже стало, а для того, чтобы работали лучше. И в принципе, каждый год мы проводим такие совещания на предприятиях, чтобы не только узкий круг руководства знал о том, как исправить ситуацию, но и персонал был в курсе, как меняются требования, правила, меры наказания…

За последнее время суммы штрафов, к примеру, значительно возросли, достигнув до миллиона рублей для юридических лиц. И такие санкции приходится применять, если есть серьезные нарушения, а предприятие игнорирует требования законодательства. Крупные штрафные санкции применялись, к примеру, на предприятиях РЖД, «Оргсинтеза», ТАНЕКО, на том же стадионе Универсиады.

В ходе полуторачасового разговора Петров рассказал о работе подъемных механизмов, проблемах сокращения ведомства, росте штрафных санкций и их влиянии на сознание владельцев бизнеса. Подробная стенограмма разговора будет опубликована в ближайшее время.