460_Экспертный-совет-сегодн.jpg
Экспертный совет АИРа заседал в несколько уменьшенном составе (отсутствовали как минимум пятеро), но с прежней пристрастностью

ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТОВ

Несмотря на форсированный (после скандала, вызванного «письмом 30-ти» президенту РТ Рустаму Минниханову) процесс, АИР не обещает скорой публикации результатов конкурса «Социальный бизнес». Интересно, что в качестве объяснения этому АИР на своем сайте приводит тот факт, что в агентстве работает комиссия управления президента РТ по антикоррупционной политике.

На вчерашнем, предпоследнем в этом году, заседании экспертного совета по отбору проектов на предоставление госсубсидий по программе «Социальный бизнес» с утра было не столь многолюдно, как на предыдущих. Да и эмоциональный накал событий конца минувшей недели уже заметно поугас. Из 27 членов совета, список которых был утвержден приказом руководителя АИР Линара Якупова от 24 сентября 2012 года, отсутствовали как минимум пятеро. В том числе один из двух представителей АИР в экспертном совете, начальник юридического отдела агентства Александр Кирюшин, который запомнился корреспонденту «БИЗНЕС Online» как один из наиболее активных участников процесса рассмотрения заявок.

Впрочем, активность не всегда равна эффективности – порой вопросы были весьма странными, особенно учитывая жесткий регламент. Например, представительницу ИП Максимовой из Набережных Челнов, запросившую субсидию на расширение деятельности в сфере репродуктивного здоровья – в частности, на организацию агентства суррогатного материнства, один из экспертов спросил, кто заказчик ее услуг. «Бездетные пары», - последовал очевидный ответ. У представителя ООО «Зима», работающего на рынке ритуальных услуг и желающего закупить станки для производства недорогих венков, эксперты уточнили, достаточен ли спрос. «Эта продукция всегда пользуется спросом, конкуренция здесь – это вопрос цены», - констатировал удовлетворившую автора вопроса прописную истину предприниматель.

Но порой вовремя заданный вопрос даже не требует пояснений. Например, исполнительный директор ТРО «ОПОРА России» Артем Наумов спросил у представителей газеты «Казань Гералд» (директором ООО «ИД Казань Гералд» является пресс-секретарь казанского IТ-парка Рустем Юнусовред.), зачем им программист, если они просят субсидию на увеличение тиража печатного издания. «Основная ставка у нас на сайт, газета – маркетинговое приложение», - был ответ, не слишком стыкующийся с только что сделанной презентацией. Чуть позже, к слову, Наумов отложил одну из заявок, заметив: «По положению могут заявляться только печатные издания». Была ли это заявка Юнусова, он не уточнил.

460_Представитель-Казань-Ге.jpg
Представитель «Казань Гералд»: «Наш соцбизнес - увеличение тиража»

Предпринимателя Люшина, тоже из Челнов, попытались уличить в излишнем стремлении к господдержке. Он рассказал, что занимается грузоперевозками и планирует на средства субсидии организовать офисные рабочие места для диспетчеров-логистов (в числе которых - социально-незащищенные лицаред.). Услышав от Ирины Посоковой, что Люшин ранее получал по линии службы занятости компенсацию за создание рабочих мест для инвалидов (была такая антикризисная программа два года назад), представитель «Деловой России» Гульнара Бикинеева упрекнула заявителя: «Получается некрасиво – одну субсидию взяли, другую просите!» И уточнила: «Вы, как и в этом случае, не создали рабочие места?» В ответ Люшин и Посокова хором изумленно воскликнули: «Как не создали?! Создали!»

«ВТОРОСОТНЕНЦЫ»

Некоторые иногородние предприниматели, чьи проекты на днях либо вчера утром рассмотрели без их участия (презентация возможна, но не обязательна, и если проект хорош и не вызвал нареканий, он может пройти и без личного представления заявителемред.), подъехали вчера днем – и члены совета предоставили им возможность 1,5-минутной презентации постфактум. Как отметил Наумов после одной из таких презентаций, обращаясь к коллегам: «Если выступление изменило ваше мнение о проекте, можете зачеркнуть прежний и поставить новый результат».

Ряд заявок оказался подан исключительно в электронном виде, т.е. фактически без документов. Такие заявки после их демонстрации на проекторе откладывались в сторону. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Наумов, электронная заявка – это «как очередь застолбить»: «Положением предусмотрено - они в электронном виде подают, а потом можно спокойненько документы дособирать и принести. Даже сегодня с утра еще можно было принести документы (при наличии электронной заявкиред.), мы бы прямо на совете при заявителе вскрытие сделали и рассмотрели. Но поскольку данных вообще никаких нет, в электронной заявке только название, то на этом все».

460_Виктор-Мелешкин,-предпр.jpg
Виктор Мелешкин - предприниматель из Набережных Челнов: "Никогда не просили помощи, но сейчас она очень нужна"

В целом, как отметил Наумов, по мере приближения к концу списка качество проектов и их подготовленность стали заметно слабее.

- Да, есть такое мнение, что те проекты, которые рассматриваются сейчас, из второй сотни – они уже похуже идут. И по документам, и по комплектации… Первые, они все-таки были более подготовленными. Оценивают так же, не жестче, просто мы немножко отошли от принципа, что мы с человеком спорим… Первые 100, когда рассматривали, частенько было, что друг другу что-то доказывали. А теперь нет, просто указываем на факты, - отметил эксперт.

НЕУДОБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель АИРа, пожелавший остаться неназванным, ситуация с «письмом 30-ти» трактуется внутри организации «как технический, а не системный сбой», а отношение к предпринимателям, заявившим свои права на возможность получения субсидии вне зависимости от исчерпания лимита, в целом скептическое. Проще говоря, как к любителям халявы. На вопрос, а как же социальный бизнес и трудоустроенные инвалиды, собеседник нашего издания скептически отметил, что «эти инвалиды из проекта в проект кочуют».

В то же время корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с юристом Сергеем Новиковым, представлявшим интересы одного из челнинских предпринимателей. Он, в частности, рассказал, что положение программы «Социальный бизнес» местами противоречиво, либо отдельные положения трактуются узко, но заявитель узнает об этом только в ходе защиты проекта. Пример тому - номинация «Сфера здравоохранения, в том числе услуги аутсортинга» (в положении о конкурсе написано именно так, хотя правильно – «аутсорсинг», уточнил Новиков).

– Предпринимателям, подавшим заявки по этой номинации, сказали, что они под нее не подходят. Для обоснованности такого утверждения в положении должен был быть приведен перечень видов услуг, которые сюда включаются, по аналогии с классификатором бытовых услуг, либо перечень исключений. В противном случае отказывать предпринимателям по этой причине неправомерно. В случае, когда экспертный совет считает, что заявитель не подходит под номинацию, в данном случае «Здравоохранение», необходимо его переквалифицировать под другую подходящую номинацию, например «Бытовые и социальные услуги», уменьшив балл по отраслевому критерию, а вот если такой номинации нет, то должна быть «Прочие сферы» и 0 баллов. Однако таких предложений комиссия не сделала, - отметил Новиков.

460_Предприниматель,-директ.jpg
Предприниматель, директор клиники апитерапии: "Если не пройду, буду судиться!"

В ОЖИДАНИИ ИТОГОВ И СУДА

Сегодня состоится последнее заседание экспертного совета АИРа по программе «Социальный бизнес». После этого, как предположил вчера Наумов, будут приняты некие рекомендации по тому, что, собственно, делать с прошедшими отбор проектами из «второй сотни». Кроме того, к тому времени должна закончить работу комиссия под председательством премьер-министра РТ Ильдара Халикова, созданная на прошлой неделе по поручению президента РТ Рустама Минниханова. Как ранее сообщал Наумов, до официального оглашения результатов проводимой в АИРе проверки никаких изменений ни в работе совета, ни в положении о программе не предвидится.

Вероятно, что итоговых решений экспертного совета по рассмотренным проектам соцбизнеса в виде протоколов на сайте АИРа заявителям следует ожидать не раньше пятницы. Остается открытым и вопрос об итогах рассмотрения заявок по направлению «Инновации» программы «Лизинг-грант» - результаты на сайте АИРа по неизвестным причинам до сих пор не выложены.

Однако даже после объявления результатов в этой истории будет рано ставить точку. Некоторые предприниматели заявили вчера корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в случае, если их заявка не окажется в числе получателей субсидии, готовы судиться с АИРом…

460_Представитель-двух-прое.jpg
Представитель двух проектов из Тюлячинского района: "Передвижная баня - может, оно вам смешно, но для рабочих очень даже заманчиво"

СПИСОК РАССЕКРЕЧЕН

Отдельного внимания заслуживает наконец-то на днях опубликованный АИРом (точнее стыдливо вброшенный в печать через один из информационных сайтов) список членов экспертного совета. Напомним, что газета «БИЗНЕС Online» долгое время не могла получить этот документ в АИРе, несмотря на неоднократные обещания его сотрудников. И вот, наконец, АИР все-таки рассекретил список из 27 членов совета, опубликовав его в издании vo-vremya.ru. Имеющий глаза, как говорится, сам все увидит. Мы же только отметим несколько моментов.

Во-первых, в списке отсутствуют как таковые бизнесмены-практики. Из всего списка к представителям бизнеса можно отнести лишь Наумова, Фариду Хузину, Хайдара Халиуллина и Сергея Николаева, которые представляют предпринимательские объединения и, в общем-то, являются наемными менеджерами – лоббистами.

Во-вторых, выясняется, что возглавляет экспертный совет лично Якупов.

В третьих, в составе совета газета «БИЗНЕС Online» насчитала четырех представителей различных молодежных организаций, трех представителей банков, трех представителей сферы образования. И что любопытно, особенно широко в списке представлены чиновники различных госструктур – всего их мы обнаружили как минимум 7 человек. Это факт, на наш взгляд, довольно показательный.

460-2.jpg
Ряд заявок оказался подан исключительно в электронном виде - без документов - после просмотра советом они просто откладывались в сторону. Как пояснили в АИРе, электронная заявка – это «как очередь застолбить»

«ПО МНЕНИЮ МНОГИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРОСТО РАЗДАВАТЬ ХАЛЯВНЫЕ ДЕНЬГИ - НЕПРАВИЛЬНО»

Корреспондентам «БИЗНЕС Online» удалось связаться с некоторыми из членов экспертного совета и спросить их оценку эффективности его работы. Они признались, что заседания посещали далеко не всегда.

Хайдар Халиуллин – президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Сегодня я первый раз присутствовал, до этого за меня был Тимур Аюпов, по доверенности. Экспертная комиссия работает нормально.

На мой взгляд, за одну-две минуты рассмотреть и оценить проект невозможно. Тут надо что-то другое придумать, как оценивать эти проекты. Экспертная комиссия ведь сидит на добровольных началах, люди с работы отпрашиваются, целыми днями сидят. Это же не дело – столько сидеть и рассматривать по формальным признакам! Мне кажется, надо сначала в АИРе проводить анализ проектов в рабочем режиме, а на открытое заседание совета направлять только лучшие, уже прошедшие первый фильтр отбора проекты. Это тоже сложно, но тем не менее необходимо.

Я сегодня написал в Twitter Рустаму Минниханову от лица ассоциации два конкретных предложения по совершенствованию работы АИРа. Первое – субсидируемые средства должны быть бесплатными, но возвратными. Тогда финансирование будет складываться из средств, выделяемых бюджетом, а также возращенных предпринимателями, и объем финансовой помощи сможет многократно увеличиться. По мнению многих предпринимателей, просто раздавать халявные деньги неправильно. Хотя критерии отбора нужно очень хорошо продумать. Второе предложение касается организации работы совета: состав его должен утверждаться на правительственном уровне, а труд экспертов должен оплачиваться.

Якупов не виноват – он стремится что-то сделать, но, по всей видимости, не все получается. У Шагивалеева тоже не получалось, тоже недовольных было много. Кроме того, на экспертной комиссии мы договорились, что проекты будут получать финансирование по календарному признаку: кто подал раньше - у того больше шансов. И предприниматели об этом знали. Уверен, не было бы нынешнего скандала, если бы тех предпринимателей хотя бы вовремя предупредили, что рассмотрение их заявок не состоится по причине исчерпания лимита финансирования. А так, конечно, люди приехали, стали возмущаться…

Артем Наумов – исполнительный директор ТРО «ОПОРА России»:

- Совет работает нормально, в прежнем режиме. Да, сегодня нет нескольких участников, но это не критично. Все, кто приходит с утра, возвращаются и после обеда.

Каких-то конкретных предложений по совершенствованию работы совета мне дать трудно. Бизнес представлен предпринимательскими организациями. Сомневаюсь, чтобы в совет пришел отдельный бизнесмен, заседать на общественных началах. Если состав совета будет утверждаться на уровне кабмина, это будет только плюс АИРу, тем более что подбор кадров останется за агентством.

Я все-таки считаю, что участие в экспертном совете должно осуществляться на общественных началах. Тем более что здесь больше половины экспертов – госслужащие (кроме них, из 27 членов совета: 3 представителя банков, 4 - предпринимательских организаций, 2 - самого АИРа), им оплачивается работа в совете. Только мы да банки на общественных началах.

460-1.jpg
Итоговых решений экспертного совета на сайте АИРа заявителям следует ожидать не раньше пятницы

«НИКАКИХ УСТАНОВОК СВЕРХУ НИКТО НЕ ДАЕТ, КОМИССИЯ РАБОТАЕТ СВОБОДНО И ВЫРАЖАЕТ СВОЕ МНЕНИЕ»

Андрей Финохин - руководитель департамента IT-направления союза молодых предпринимателей Республики Татарстан:

- После того как завершился скандал с рассмотрением 200 заявок, совет продолжил работу – в ежедневном режиме рассматривается по 100 заявок, это началось с пятницы. В понедельник, вторник, среду будет рассмотрено еще по 100 заявок. Совет работает с 9 до 18.

Реально ли совет может оценить достоинства проекта? Речь идет все-таки о проектах в социальной сфере, поэтому и присутствуют чиновники, которые могут адекватно это оценивать. Я представляю союз молодых предпринимателей, то есть бизнес, и оцениваю проект как бизнес-идею. Присутствуют банки, ассоциация малых предприятий – в принципе, комиссия большая, все люди разные, и у каждого свой профессиональный подход. Какого-то главного мнения там нет, поэтому, думаю, оценка получается максимально объективной. Могу оценить это и на собственном опыте – я был участником и был, как говорится, по ту сторону баррикады, представляя когда-то свой проект. Сейчас, находясь в экспертном совете, могу оценить, насколько это здраво и адекватно.

Никаких установок сверху никто не дает, и можно сказать, что комиссия работает свободно и выражает свое мнение.

«Я ПРИХОДИЛ ВСЕГО ОДИН РАЗ, И ТО НА ПОЛДНЯ…»

Эмир Харисов - председатель молодежного физкультурно-спортивного общества «Буревестник» Республики Татарстан:

- Процедура обсуждения проектов, конечно, необходимая – принимать решение нужно открытым обсуждением. Однако в целом на обсуждение одного проекта в установленных рамках остается не более 5 - 6 минут, а что можно решить за это время? Ведь проекты видишь в первый раз… Я бы предложил хотя бы высылать экспертам заранее по электронке суть этих проектов. А так получается, что многие, и я в том числе, по ряду проектов в первый раз на самом совете видел эти предложения.

Условия для реализации тех или иных идей в разных районах разные. Где-то есть обширные рекреационные зоны, водные поверхности, береговые зоны. Где-то можно организовать те же оздоровительные и спортивные лагеря, где-то нет. И оценить все это за несколько минут…

Что удивительно, далеко не все представители лично приходили, чтобы защитить свои работы. Я считаю, если человек заинтересован в выделении субсидий, то он обязательно должен присутствовать.

И понятно, что далеко не все члены совета могут ежедневно приходить на обсуждение. У спортсменов сейчас горячая пора, и я тоже не мог полноценно там находиться. Если бы тематика бизнеса была известна заранее, было бы проще работать. Что до компетенции экспертов, то практически все сферы «социалки» и различных отраслей в совете представлены.

Ярослав Муравьев - руководитель фонда «Фактор Будущего» Республики Татарстан:

- Я приходил всего один раз, и то на полдня… Во-первых, тратить столько времени только на это для меня недопустимо. Во-вторых, я недостаточно компетентен для того, чтобы отбирать проекты. Но другие члены совета ходят. Сегодня проходил мимо и заметил 15 - 16 членов совета. Знаю, что, если кто-то из них не может прийти, он присылает вместо себя кого-то другого.

Почему в совете так мало людей из бизнеса – да потому что предпринимателей достаточно сложно привлечь. Хотя такие попытки делали. Бизнесмены всегда очень заняты, к тому же они не понимают, зачем им это нужно… Социальная ответственность у них очень низкая.

Ляля Бикчентаева - исполнительный директор общественной организации «Казанский центр «Достижения молодых»:

- Мне бывает очень обидно за то, что, несмотря на сильный проект, предприниматель не проходит по причине того, что положение было невнимательно прочтено. И приходится отказывать этому бизнесмену. Есть среди участников и так называемые «грантоешки» - так мы называем тех, кто просто пришел заработать. Они не ставят целью развить свой бизнес, вложить в него деньги…

Экспертный совет состоит из профессионалов. То, что в нем много чиновников, – в общем-то, хорошо, поскольку все они свое дело знают. Они знают про все социальные провалы и могут оценить, может ли представленный проект стать успешным.

Большее количество предпринимателей просто не удалось бы привлечь – настолько сложно их задействовать. Сюда же приходится приходить каждый день… А бизнесменам не хочется отрываться от производства.

Кстати, АИР придерживался мнения, что в совет может попасть любой человек, но только по согласованию с самим АИРом и экспертным советом. Однако ни от одного предпринимателя мы не получили заявку. Зато некоторые из них начали проситься, когда сами подали проекты… Но это же неадекватно! Продвинуть-то свой проект любой готов…

==table120==