ПРОТИВ АИР: НУ И КУДА ИМ ПОСЛЕ ЭТОГО ЗАНИМАТЬСЯ
ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕСПУБЛИКИ?

Пожалуй, в большинстве комментариев читатели высказывают свои претензии к АИР. Обидные, но во многом справедливые…

«Замахнулись на «великие проекты» - корпорация развития РТ, центр поддержки экспорта РТ. Названия-то какие громкие придумали. А на деле даже с обычным грантовым конкурсом справиться не могут. Полнейшая безалаберность и некомпетентность».

«Как можно за день оценить 400 проектов? При восьмичасовом рабочем дне - это около минуты на проект. За это время только название прочитать можно. Я так понимаю, что тут задача - не помочь живым, работающим идеям, а тупо слить кому-нибудь (а может и не кому-нибудь) бюджет. Маразм».

«Всегда думаю, зачем у нас молодых неопытных людей ставят на высокие должности руководителей. Ведь президент сам прошел какую большую практику, начиная с предприятия района до президента. И с других стран приезжают делегации, и нигде не вижу молодых, как у нас руководителей, все пожилые, с огромным опытом. Особенно в финансовых институтах и органах… В результате, думаю, что руководству (особенно молодому) легче работать с неопытными молодыми кадрами, они (хотя сами и толком ничего не знают и не умеют) стремятся подниматься выше и выше. Потом на все, что сказало руководство, соглашаются, не могут оценить действия руководства - правильно оно делает или нет. Поэтому и руководители многие стараются их держать. А толку нет».

«Даже если предприниматели путаются в документах (кстати, почему бы не сделать для заявителей оперативную проверку готового пакета документов за день до заседания, когда этот проект должны рассматривать?), даже если лимит средств и количество заявок оказались несоотносимы, - почему никто не счел нужным ПРЕДУПРЕДИТЬ ЛЮДЕЙ, чтобы они зря не приезжали?! Или это «деревенское быдло» - ненастоящие предприниматели, мелкота?! Да, поздно закончили заседание, но случай не рядовой, можно было поднять все контакты оставшихся (хотя бы тех, кто был заявлен на следующий день), хотя бы по электронной почте связаться! Хотя бы отмели от себя обвинения в равнодушии, хотя бы часть людей не стояли бы у закрытых дверей на утро среды. Но нет же…»

«Якупов не прав. Он руководитель исполнительного органа и отвечает за все программы и действия, реализуемые АИРом. Валить на исполнителей в данном случае некорректно. Якупов, будь мужиком».

«Без сомнений - это просчеты руководителя. А команда действительно слабая, не хватает компетенций - элементарные вещи-то решить не могут. Для АИР главное - великие проекты, а к грантам они отнеслись, мягко говоря, сквозь пальцы».

«Может, наступило время для реформ в АИРе? Наплодили они уже кучу организаций «Корпорация развития РТ», «Центр поддержки экспорта РТ», а есть еще при кабмине схожие организации. Люди из АИРа уходят…»

«Якупов вплоть до 20 сентября призывал готовить и присылать проекты, говоря, что деньги есть, механизм открыт и прозрачен, а в итоге в пролете оказались как раз эти люди, поддавшиеся на его уговоры. Но надо признать, что в целом его вина в том, что он все поручил своим замам, пока сам катался по Малайзиям и Сингапурам, а замы его подставили».

«Ну и куда им после этого заниматься инвестиционным развитием республики?»

«Расформировать АИР с его дублирующими функциями. Функции АИР передать кому-то:

1. Венчурный фонд РТ (но это немного другое).

2. Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ (у него и так работы с госзаказами хватает).

3. Минэкономики РТ (его прямые функции)».

«Главная проблема - это не формальные признаки, безграмотность выстроенной работы. А КАДРЫ! Как Якупов этого не понял - уму непостижимо. Каждый раз наступает на одни и те же грабли. Дай ты шанс нормальным ребятам, которые выстроят тебе такую крепость, что и программы будут работать, и люди будут счастливы, и сам спокойно будешь сидеть в Сингапуре. Вместо этого дельных отпустил, вот и сиди - хлебай теперь».

«Зачем так откровенно ересить? Понятно же, что первыми всегда проходят аффилированные получатели грантов, потом - все остальные».

«Да, действительно, мы не просители и не нищие. И деньги эти наши - налогоплательщиков, а не Якупова.

Мы в прошлом году участвовали два раза. Оказывается, за год ничего не поменялось, а стало хуже. В это здание заходить неприятно. Такое же обычное российское чиновничье ведомство. Непохоже, что Линар из бизнеса, он - обычный чиновник.

1. Организация плохая. В последний день приема заявок принимал один сотрудник на первом этаже у главного входа в здание, хотя остальные сотрудники расхаживались по коридорам, пили кофе и в здании 4 этажа. Ждали 6 часов приема документов.

2. Никаких условий приема, ждали стоя.

3. Защита - это не защита, а чисто формальная беседа. Нет критериев отбора. Сидит человек 5 - 6 уставших чиновников, задают чисто общие вопросы. Потом говорят спасибо, ждите протокола, кто там следующий. Им: 1) неинтересно, потому что они устали и им охота домой 2) они не понимают в твоем бизнесе ничего.

Голосования не показали.

В итоге: все решает протокол итоговый с подписью Якупова через неделю после защиты. Непонятно, кого отбирают, по каким принципам, не объясняют. ТАМ НЕТ ПРОЗРАЧНОСТИ. Трансляция без звука ничего не показывает.

В этом году плюнули на все это и не пошли туда.

Нужно всю систему выдачи грантов как-то по другому придумать.

Надо эти деньги по районам распределить и пусть комиссии в районах раздают, главе лучше знать, что актуальнее и нужнее району».

«Господа, вы пишите, что Л. Якупов - бизнесмен, а не чиновник. Расскажите, если кто знает, какие проекты он реализовал в республике. А.Сергеев, первый глава агентства, создал сеть магазинов. Сергеева - юрфирму. У Привалова была стройкомпания, пусть и приватизированная. А сей господин в своей жизни организовал и управлял?».

«Вам, чинушам-мажорам, не дано понять интересы предпринимателя, ибо нужно таким хоть немножко побыть и поуправлять хоть небольшой торговой точкой или шиномонтажем. Ты завтра же расплакаешься и побежишь...»

«Как всегда: деньги уже распилили!»

«Вам, баранам предпринимателям, снова объяснили, кто пастух, и снова вас послали, в определенном направлении. Видно, как АИР защищает в очередной раз интересы предпринимателей. Огромное количество противоречий в самом АИРе, если эксперты сами говорят: «Просто у меня нет ни одной дельной мысли о том, как мы будем сравнивать 600 проектов, и по каким критериям будем выбирать из них лучшие согласно нынешнему положению о конкурсе», «Многие члены экспертного совета признают, что нынешняя балльная система устроена неправильно».

«МЫ имеем право выступать, потому что МЫ - МАЛЫЙ БИЗНЕС, мы работаем кровью и потом, как «раб на галерах», ПЛАТИМ НАЛОГИ. И деньги эти наши - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ.

Распределяют их ЧИНОВНИКИ.

В комиссии нет ни одного представителя МСБ. Пусть АИР у каждого района по очереди предпринимателя в комиссию приглашает с правом подписи в итоговом протоколе, и чтобы мы знали, что там творится. И протокол надо подписывать там же после «голосования», а не через неделю».

«А зачем вообще нужен АИР?

Есть венчурный фонд РТ, есть минэкономики РТ, есть агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ.

А не идет ли дублирование госфункций?

А мы все про оптимизацию госрасходов говорим?»

«Зачем вообще нужен АИР, если его основная функция - объявить, что деньги получат те, кто раньше подал заявку. Сколько человек из АИР и сколько недель думали над таким критерием отбора? Структура создана лишь для распила федеральных денег - не больше. Ни о каких инвестициях в бизнес речь не идет. Интересно, сколько денег потрачено на содержание самой структуры, на поездки в Сингапур и пр. джипы».

«Отвечает всегда рук-ль. Он должен организовать правильно. Точка».

ЗА АИР: ЯКУПОВА ПОДСТАВИЛИ, А ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК
СТАРАЕТСЯ ИЗО ВСЕХ СИЛ И ЧИСТ НА РУКИ

«Раньше комитет тихонечко распределял субсидии, никто толком о них и не знал, а те, кто слышал, понимали, что шансов нет, сколько денег - столько и заявок. Никакого скандала. На «Социальный бизнес» подано 1200 заявок, это говорит о том, что программа открытая, а условия участия простые. Чем программа прозрачнее, тем она скандальнее. Парадокс».

«Вообще считаю, что надо обязать предпринимателей готовить серьезные документы, а не заказывать бизнес планы за 10 - 20 тысяч рублей, в которых нарисованы смешные цифры. И спрашивать надо серьезно, пусть поясняют каждую цифру, каждый маркетинговый прогноз. Тогда и не будет столько желающих получить «халявные деньги» от государства. Пооткрывают ИП специально под это дело, создают видимость, получат деньги и все на этом. А стоит им отказать, так тут же катают письмо президенту. Типичный менталитет, лишь бы урвать халяву».

«Там 20 человек экспертов, сговориться невозможно. А регламент определяет АИР. В прошлом году члены экспертного совета предлагали ввести процедуру отбора по качеству проектов, а не по формальным признакам, но их, увы, не послушали. Хотя по-любому недовольные будут. Как обосновать, отказ одному и согласие другому? Ведь каждый посчитает, что его проект самый достойный! А по формальным признакам все просто - нет подписи - свободен!»

«Предприниматели просили передать распределение субсидий им, передали. В экспертом совете большинство представители общественных организаций предпринимателей, а виноват Якупов. Может, Якупову самому распределять субсидии, какая разница все равно отвечает».

«Ленар Габдельнурович, он хороший человек, красиво говорит, умеет привлечь внимание больших людей и инвесторов. Возможно, просто ошибся разок другой - думаю, не надо так на него наезжать. Примут без нас конструктивное решение и исправят ситуацию. Из Балтасей».

«Действительно! Государство дает денег на развитие бизнеса почти бесплатно (относительно банков), и еще возмущаются. Так изучи все, проверь 10 раз, потом уже отправляй бумаги. Интересно, а в договорах тоже также у этих предпринимателей бедлам? Наверняка же все с юристами выверено, чтобы не было серьезных последствий».

«Мой вывод такой: хочешь развиваться - соблюдай все правила и начинай подготовку с первых дней, а не в последние 2 - 3 дня, чтоб «бабла срубить на халяву».

«При такой открытости каждый будет письма писать, что его обделили... Не надо прикрываться благими идеями, нарушил условия подачи - свободен, это ж конкурс. Процедуру надо совершенствовать, и ключевое здесь - критерии. А вот открытость - это палка о двух концах. Их потом проверки долбят, федеральные деньги же, если будут критерии (объективные и продуманные) то их накажут за аффилированность (ну не руководство, а исполнителей конечно)».

«Странно как-то получается, позволили людям писать, что хочется, они и пишут. Тоже сдавал заявку в последний день. Так получилось, сам дотянул. Принимали, как минимум, пять человек. Очередь была, но не больше получаса ждали. И уж простите, пожалуйста, мы все сами на последний день оставили! Не надо лукавить!».

«Бла-бла-бла. Документы сделай сначала нормально. Какие бы благие цели не были, если печать поставить не можешь - как управишься с 600 штуками?».

«Якупова подставили, а ведь человек старается изо всех сил, и чист на руки».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ: ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ НУЖЕН СПЕЦНАЗ ТИПА ОПРИЧНИКОВ

Публикуем также интереснейшие из предложений, которые высказали наши читатели.

«Так денег все равно даже на половину заявок не хватит. Разумно было бы программу дофинансировать программу из республиканского бюджета миллионов на 100. Для бюджета это копейки - а для республиканского малого бизнеса существенная поддержка».

«Почему программы не отдадут в минэкономики? Это их профиль. Да и уровень исполнения будет на порядок выше».

«Все бизнесмены в один день не могут подавать заявки, они же работают. Надо было всех рассмотреть, а потом оценить в баллах или по-другому. Может, последняя заявка первое место займет. Как ЕГЭ школьников надо сделать, и с самого лучшего надо начинать разрешение. Какие не опытные люди работают в этом АИРе. Всегда, как ни странно, в таких мелочах нужно обратиться к президенту, и он должен управлять вручную».

«Тут некоторые особо умные господа пишут, что в экспертном совете должны быть зубры бизнеса, успешные предприниматели. Глупцы, они потому и успешные, что занимаются только своим бизнесом, а помогать кому-то бесплатно они не станут. Их гонорар за десятичасовой рабочий день в течение недели съест все субсидии. Увы, общественники - это единственный разумный вариант. У них есть, пусть небольшой, опыт в бизнесе и понимание потребности рынка в том или ином виде деятельности, бизнесмены, кстати, в основном узкие специалисты. Посему, не придумывайте велосипед, пусть чиновники отдадут разработку правил и регламентов конкурса экспертному совету, а не сами придумывают, тогда будет все намного правильнее. Но идеального решения все равно не будет! Недовольные, наверное, даже в раю найдутся, такова натура человека!»

«Все во благо предпринимателя). На фига нужны какие-то гранты и другие подачки, может, заставить банки снизить кредитные ставки и увеличить сроки возвратности кредитов, а уж предприниматель сам разберется, что с этими деньгами делать... А то ситуация не совсем ясная - кто-то миллиарды получает, а кто-то за миллиончики грызется. А ведь для того чтобы выделить эти грантики, создаются целые структуры, ФОТ которых наверняка выше всего грантового фонда. Абсурд и непорядок».

«Главное - не мешать предпринимателям. А создавать структуры типа венчурного фонда, АИР и прочих агентств по распределению и освоению государственных средств - это капля в море, нерыночный механизм поддержки неконкурентоспособных менеджеров. Те, кто может без господдержки, уже давно занимаются своими делами и приносят пользу…»

«Господа из комиссии, а что, разве так сложно выбрать из заявок наиболее перспективные и прорывные? Технология: выбираем самые прорывные и составляем бальный рейтинг, с указанием сумм необходимых субсидий, далее финансируем первых по списку, на кого денег хватит, остальные на следующий год или под допфинансирование. Чиновник ОБЯЗАН создать и систему, и правила игры в ней, причем в соответствии с целями и задачами своей системы (агентства). Чиновник в первую очередь должен уметь правильно организовать процесс! А формировать правила игры при помощи комиссии при премьер-министре равносильно тому, что расписаться в собственном бессилии и некомпетентности».

«Не нужны структуры, которые делят государственные деньги! Все равно всем не хватит и дадут только тем кто лучше подъедет на козе! При президенте нужен спецназ типа опричников».

«Лучше бы вообще бизнесменам перестали гранты раздавать. Самое интересное, что половина из них возьмут деньги, и все - на этом бизнес весь закончится. Не зря есть пословица: не делай добра не получишь зла».

«Самый эффективный способ поддержки малого бизнеса - налоговые каникулы плюс льготные кредиты. Нужно всем говорить - ребята, приезжайте в Татарстан, регистрируйте здесь компанию, а мы снижаем вам до 0 все местные налоги + субсидируем ставки по кредитам + зеленый свет по всем вопросам, связанным с согласованиями и разрешениями. И разумеется, должно быть жесткое администрирование процесса, чтобы свести к минимуму всяких жучков, крутящихся вокруг процесса».

«Да что вы говорите?! «Накажут за аффилированность»? Так пусть пропишут понятные и прозрачные критерии ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА, чтобы действительно побеждали лучшие, и минимизируют возможность отказа по формальным признакам - например, за счет обязательной перепроверки готового пакета документов заявителей перед днем рассмотрения его заявки. И пусть пакет этот потом опечатывается, и пломба будет сорвана только на самом заседании. Кто вообще кому тут помогает? Государство предпринимателям или предприниматели должны облегчать жизнь «девочкам с кофе»?»

«Всю эту деятельность по предоставлению грантов нужно проводить по принципам «проектного финансирования», и, быть может, сюда еще венчурный фонд подключить для контроля за деятельностью финансируемого бизнеса. А вообще поток халявщиков резко уменьшится, если сделать предоставляемый грант бесплатным, но возвратным. То есть нужно было, чтобы бизнес его потом отбивал и возвращал».

«Вообще, эти субсидии только вредят бизнесу. И если их давать, то давать всем, и в виде надбавок или льгот на налоги. Один предприниматель, который получил субсидию (халяву), выбивает из бизнеса с десяток потенциальных предпринимателей. Просто они оказываются в неравных условиях и оказываются не конкурентоспособными. Потом удивляются, почему мало людей идет в бизнес. Одна из причин именно в этом. Люди боятся. Вложишь деньги, а рядом государство создает субсидируемого конкурента, у которого или льготы, или госзаказ, или программа 50/50. Бизнес - это продажа товаров потребителям. Если твой потребитель ушел к субсидируемому бизнесу, тогда что делать?! Все эти льготные зоны, программы поддержки надо ликвидировать и создать равные условия».