ЗАПРЕТ НА КЛАНЫ И «ЗОНТИК» ДЛЯ БИЗНЕСА

В начале документа отмечается, что позитивные результаты нургалиевской реформы все же есть. В частности, это сохранение жесткой вертикали управления в системе МВД. Вместе с тем отмечается, что изменения не привели к результатам, ожидаемым обществом, поскольку нарушения законности в органах внутренних дел продолжаются. Аттестация не решила всех проблем. «В основном на службу в полицию были переведены те же сотрудники милиции, с их положительными и отрицательными качествами», - говорится в проекте реформы. Так что без новых перемен не обойтись. Реформу предлагается вести по пяти направлениям.

Первая часть касается кадров. Новой тотальной аттестации не будет, зато выборочных аттестаций отдельных подразделений и служб по сигналам в СМИ, судя по всему, не избежать. Реформаторы собираются заглянуть в «карманы» сотрудников в погонах, нет ли там зарубежной собственности или «завалящих» финансовых активов? Далее ограничения будут введены на так называемую «клановость» в полиции – это когда вслед за руководителем на новое место работы перебирается еще ряд его бывших коллег и подчиненных, что, к слову, весьма распространено и в Татарстане. При приеме на службу, помимо детектора лжи, планируется использовать также российскую «айскрин»-технологию для мониторинга психофизиологического состояния кандидатов. Для того, чтобы оградить предпринимателей от, так скажем, чрезмерной и принудительной заботы со стороны полицейских, предлагается создать постоянно действующую рабочую группу.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРИМЕТ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ГОРОДОВОЙ»

В МВД намерены еще активнее общаться с населением. Членов общественных советов будут привлекать к проверке жалоб на действия полицейских. О пропавших детях, террористах или, например, о нарушениях законности сотрудниками полиции можно будет рассказать по телефонам специальных горячих линий, а также на сайтах. Еще одна новинка – предлагается провести эксперимент по установке «Электронного городового». Это терминал, при помощи которого граждане могли бы подавать заявления о преступлениях. А на самих работников полиции заведут своего рода «банк данных» их проступков (аналог зарубежной Police Tape).

ОТКАТ К ДОНУРГАЛИЕВСКОЙ ЭПОХЕ?

Значительная часть реформы посвящена оптимизации системы МВД, ситуацию предлагается частично отыграть назад. Авторы проекта посчитали, что из-за сокращений кадров эпохи Нургалиева в сельской местности стало труднее подавать заявления в полицию, а в поселках и малых городах снизилась скорость реагирования на сообщения о преступлениях. Недостаток участковых предлагается компенсировать за счет муниципальных инспекторов по охране общественного порядка, они будут выполнять роль помощников участкового и финансироваться из региональных бюджетов. Оптимизацию ждет и центральный аппарат министерства, и региональную полицию, планируется также воссоздать единый орган управления - штаб МВД России и такие же штабы на уровне субъектов.

ОТКАЗ ОТ ИНСТИТУТА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Не менее любопытным выглядит предложение заменить практику возбуждения уголовного дела на европейско-американскую процессуальную модель - институт начала уголовного судопроизводства. Другими словами, полицейский не будет больше рассуждать возбуждать или не возбуждать уголовное дело. Ему предстоит выполнить определенную систему действий:

- принятие, регистрация сообщения о преступлении;

- проверка сообщения о преступлении - сбор доказательств;

- задержание сроком до 48 часов без судебного решения;

- производство следственных действий.

По-новому предлагается вести также учет преступлений. А критериями эффективности действий полиции станет выявление реального количества преступлений, а также качество реагирования на них.

РАБСТВУ - БОЙ!

Отдельная часть посвящена усилению определенных функций полиции, согласно требованиям времени, и созданию новых структур. Так, при МВД России может возникнуть межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми. Планируется усилить работу по борьбе с терроризмом, реформы ждут системы борьбы с наркотиками и с налоговыми преступлениями. Будет разработана государственная программа по противодействию криминализации экономики России.

Авторы проекта подчеркивают, что он носит предварительный характер и, как передает РБК, открыт для обсуждения, россиянам предлагается вносить свои предложения.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, что о предстоящей реформе МВД думают представители бизнес-сообщества и общественные организации в Татарстане.

НУЖНА КОМПЛЕКСНАЯ РЕФОРМА

Ильдус Янышев – председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР»:

- Цель - не реформирование МВД, а реформа всех институтов общества, которые отвечают за сохранение общественного порядка. Реформа МВД невозможна без реформы судебной системы, невозможна без реформы системы исполнения наказания. Иначе это просто трата времени, ресурсов и повышение общественного интереса. В проекте предлагается создание инспекторов по охране общественного порядка, которые будут финансироваться из региональных бюджетов.

Ранее я уже выступал с похожей идеей, говоря о создании комиссаров общественной безопасности. Но они не должны работать при участковых, они должны быть НАД полицией, работать самостоятельно. Это должна быть выборная должность. Такие инспекторы должны исполнять социальный заказ на создание общественного правопорядка. А так, это просто увеличение штатов и решение вопроса с недостаточной комплектацией кадров. Понравилось, что предлагается демократизировать систему регистрации правонарушений, отказаться от «палочного» учета результатов работы полицейских.

«НУЖНО ВСПОМНИТЬ МИЛИЦИЮ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА»

Леонид Штейнберг - генеральный директор ТКФ «Кама-тракс», ветеран МВД:

- Любая компания, организация приносит результат, когда она стабильна, люди уверены в завтрашнем дне, знают, что им делать. А если они не знают, что им делать, каждый министр должен будет проводить новую реформу. Нужно просто проанализировать то, что называлось милицией советского периода, вернуться к работе с общественностью, к работе участковых инспекторов, вернуть постовых на улицы, снизить количество полковников, которые сидят в кабинетах. Нужно, чтобы зарплата начислялась не за то, что ты появляешься на работе, а за то, насколько ты эффективно работаешь. Нужно заставить начальников повернуться лицом к рядовому составу. Не нужно никаких реформ. Раньше был один угрозыск, который занимался оперативной работой, а сейчас кто только не занимается. Сколько небылиц ходит про работников полиции! Новое – это давно забытое старое, нужно вернуть ветеранов, которые ушли на пенсию, чтобы они передавали тот огромный опыт, который у них есть. Нужно провести такой опыт на базе какого-нибудь МВД или УВД. Вот мое видение реформы МВД.

Евгений Щепин - директор детективного агентства «Смит»:

- В сентябре текущего года я принял участие в очередной конференции всемирной ассоциации детективов (World Association of Detectives), которая проходила в Бостоне (США). Была уникальная возможность непосредственно пообщаться с коллегами моей профессии со всего мира. В задачах, стоящих перед детективами, отличий почти не было: проведение расследований, обеспечение безопасности, проверка недобросовестных деловых партнеров. А вот право работать с персональными данными, задерживать и доставлять в полицию подозреваемых преступников было только у иностранных коллег.

Таким образом, бюджетные средства полиции США полностью экономятся при расследовании мелких преступлений, так как их расследуют страховые компании при помощи частных детективов. В нашей стране были такие курьезные случаи, когда суд выигрывали банковские должники, уличая банки в незаконности передачи их персональных данных организациям, занимающимся возвратом задолженностей. Думаю, что принятие закона, разрешающего проводить частными детективными агентствами расследования, аналогично американским, поможет безопаснее вести законный бизнес и сэкономит бюджетные средства, выделяемые полиции. Очень жаль, что в статье министра Колокольцева, посвященной реформе в МВД, этот вопрос не упоминался.

«СТРАННО, ЧТО РЕФОРМУ РАЗРАБАТЫВАЮТ ПЕНСИОНЕРЫ»

Павел Чиков - председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА»:

- Изначально, когда реформа запускалась, говорилось, что она будет длительной. Шла речь о том, что переаттестация сотрудников – это только первые шаги в этом направлении. Правительство заявляло о дальнейшем продолжении реформы. Но после реформы нургалиевского периода новым руководством МВД были сделаны не совсем верные шаги по ее оценке, и та критика, которой сопровождалась эта реформа, сохранилась и стала еще хуже. Основана эта критика на том, что реформа МВД поручена самому МВД, и при Колокольцеве эта ситуация не изменилась. Новый министр внутренних дел предложил новые шаги по реформированию полиции, поручив работу группе, сформированной при МВД, при этом существенно ограничив число экспертов, которые напрямую не относятся к МВД. У Нургалиева их было больше. Сейчас единственный в группе, кто не имеет отношения к власти, – это адвокат Генри Резник.

Депутат Госдумы Хинштейн, который также вошел в эту группу, представляет интересы генпрокуратуры. Первую скрипку играет генералитет, который всю жизнь проработал в системе МВД или работал в ней в прошлом. Исходя из своего опыта, они могут предложить определенные шаги, удовлетворяющие требованиям ведомства, в понимании самого генералитета. Также критику вызывает то, что возраст членов этой группы сильно зашкаливает за пенсионный. Странно, что пенсионеры разрабатывают систему функционирования МВД на ближайшие 10 - 15 лет. Среди молодежи также есть специалисты, которые обладают опытом и хорошо известны в обществе, почему их там нет?

Второй момент, который я бы хотел отметить, - это отсутствие концепции реформирования МВД. «Дорожная карта», как разработчики называют свой проект реформы, должна содержать образ идеальной системы, то, к чему ведет реформа. Предлагаются какие-то мелкие изменения, которые не имеют смысла при отсутствии общего идеального образа. То есть в целом все устраивает, нужно лишь поменять детали. В документе говорится о том, что плюсом нургалиевской реформы является централизация управления в системе МВД, но этой централизации не произошло в реальности. И не могло быть в такой большой стране, как Россия, с одним миллионом штатных сотрудников полиции и спецификой работы в регионах. Из реальных результатов той реформы могу назвать разве то, что теперь компенсацию за причинения вреда в результате действия сотрудников полиции выплачивают из федерального бюджета. Все предложения в новом проекте – на уровне микроменеджмента.

Положительным моментом можно считать передачу ведения статистики в генпрокуратуру. Хинштейн - большой лоббист, в этом чувствуется его рука. Скорее, это тот случай, когда интересы генпрокуратуры совпали с интересами общества, поскольку генпрокуратура напрямую не заинтересована в манипуляциях со статистикой, например, с целью занижения числа преступлений и т.п. Еще хочу отметить момент, который заключается в снижении роли постановления о возбуждении уголовного дела. С точки зрения здравого смысла и международных правил, рассмотрение дела должно начинаться с момента обращения потерпевшего в правоохранительные органы. В этом смысле институт возбуждения уголовного дела не имеет смысла, это атавизм. Однако если следователи получат больше прав на доследственную проверку, это может привести к существенному ограничению прав на защиту у подозреваемых и процессуальных прав потерпевших.