333.jpg
Всего за один выходной уничтожили здание XIX века на пересечении улиц Бутлерова - Маяковского, больше 80 лет простоявшее под вывеской «ДК медработников».

МЕЖДУ ИСПОЛКОМОМ И КАБМИНОМ

Между «да» и «нет» - сколько «может быть»? Между одобрением документа Казгордумой и утверждением кабмина - сколько месяцев согласований?

Для понимания, речь идет не о зданиях, находящихся под охраной, - с памятниками все более или менее понятно. Но есть так называемые средовые дома, создающие ткань архитектурного пространства города. Представьте: в центре Казани остались одни только памятники, а между ними – новостройки, новостройки… Наверное, это будет уже не Казань, а какой-то другой город. Руководствуясь именно этими соображениями, управление архитектуры города еще год назад разработало и включило в проект зон охраны перечень исторически ценных градоформирующих объектов Казани (тогда в нем было более 400 зданий). Обременения для собственников объектов из перечня предполагались самые лояльные. Согласно им, собственник может как угодно перестраивать здания при условии сохранения фасада. Казгордума прошлой осенью проекты этих документов одобрила и передала на согласование в министерство культуры РТ.

С тех пор прошел год. Ни проект зон охраны, ни перечень исторически ценных градоформирующих объектов так и не утверждены на уровне республики (а это прерогатива именно субъекта федерации). Документы «зависли» где-то на полпути (интересно, сколько их собратьев также бесконечно кружат, затерявшись на бюрократических распутьях?).

Собственники зданий из перечня прекрасно осведомлены о том, что никаких обременений по сохранению своих объектов они до сих пор не несут. Так что сегодня судьба этих домов зависит только от того, как карта ляжет. После сноса ДК медработников исполком города вышел в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку этому событию. На минувшем деловом понедельнике в мэрии по просьбе главы города Ильсура Метшина ее озвучил прокурор Казани.

==video868==

«Объектом культурного наследия является земельный участок, он находится под охраной регионального значения. Само здание объектом культурного наследия не являлось, находилось в частной собственности. С формально-правовой точки зрения собственник имел такое право – снести. Но какие-либо дальнейшие работы он без разрешения министерства культуры проводить не может, ни один шаг сделать не может. Для чего он снес?» - объяснил ситуацию Илдус Нафиков. И тут же добавил, что прокуратура сейчас проводит допроверку, уточняя, требуется ли разрешение на снос, и судя по всему, оно все же необходимо.

Сам же Метшин среагировал на снос здания ДК медработников так эмоционально, как будто он не крупный чиновник, а неистовый общественник. «Произошедшее перечеркивает все усилия по восстановлению исторического центра города, - заявил он. - И неважно, кто виноват - министерство культуры или мы - никто с себя ответственности не снимает. Хотя все должны понимать, что работать можно только в правовом поле. И если я как мэр подойду и скажу - этот объект исторический, не смей его сносить - владелец тут же подаст на нас в суд и докажет, что здание не историческое».

111.jpg
После сноса ДК медработников исполком города вышел в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку этому событию

ЧИНОВНИКИ МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬ ВОССОЗДАНИЯ ДК МЕДРАБОТНИКОВ

Резкость Метшина становится понятной, если вспомнить, что ДК медработников – не одно такое здание… Еще раз подчеркнем, что в одобренный Казгордумой перечень исторически ценных градоформирующих объектов Казани в сентябре прошлого года вошли более 400 исторических зданий, не состоящих в официальных списках памятников татарстанской столицы. Тогда же, как сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела охраны памятников архитектуры и культурного наследия исполкома Ольга Авксентьева, он был направлен в министерство культуры РТ.

«Перечень был направлен в составе нового проекта зон охраны, он идет приложением №3.3, - уточнила Авксентьева. – Для этого достаточно осмотреть содержание проекта… За минувший год этот перечень претерпел определенные изменения, связаны они с тем, что министерство культуры около 150 зданий из него утвердило как здания, обладающие признаками объектов культурного наследия. То есть эти здания сейчас взяты под охрану. Сответственно, они ушли из этого перечня, он был откорректирован по факту. Кроме того, была проведена работа с положением о порядке включения и исключения из этого перечня. Сейчас исполком по системе электронного правительства направляет документ в аппарат президента и министерство культуры для работы».

Как отметила Авксентьева, в любом случае собственников всегда уведомляют, что тот или иной объект входит в этот перечень. Но при этом делается приписка, что он вступает в силу после утверждения. Пока из этого перечня только ДК медработников пал жертвой интересов собственника, который намеревается построить здесь гостиницу. «Перечень состоит из двух частей – ныне существующие здания и объекты, рекомендуемые к воссозданию. По этому положению ДК медработников может перейти из одной половины списка в другую. Это мы так предлагали, а министерство культуры, конечно, может внести и более жесткую формулировку».

Подвешенное состояние перечня Авксентьева объяснила тем, что сейчас вносятся изменения в законодательство, и утверждение такой категории объекта будет исключительно в компетенции субъекта РФ. Город на уровне органов местного самоуправления это сделать не вправе… «Перечень может утверждаться только постановлением кабинета министров РТ», - заключила Авксентьева.

Отметим, что в ходе недавнего совместного заседания комиссий Госсовета и комитетов Казгордумы депутаты поставили на вид правительству республики необходимость срочного принятия перечня. Шутка ли – год как где-то в чиновных сферах болтается важнейший документ, а собственники творят с памятниками что хотят, и наказать их за уничтожение казанской старины по закону просто невозможно.

Ведь пока все, что может общество, – это воззвать к патриотическим чувствам владельцев исторически ценных домов. Чиновники могут попугать прокуратурой. Краеведы и блогеры могут подвергнуть бесхозяйственных собственников публичному остракизму в интернете, и это, пожалуй, все!

222.jpg
Все, что пока может общество, – это воззвать к патриотическим чувствам владельцев исторически ценных домов

«ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННИКА ЗДАНИЯ К РОДНОМУ ГОРОДУ ПРОСТО НЕПОНЯТНО»

Впрочем, в минкульте по поводу зависания «исторического» списка казанских древностей придерживаются иной позиции. Во всяком случае, замминистра культуры Светлана Персова сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что исполком этот перечень в минкульт… не направлял. И только теперь по этому документу началась активная работа.

- Исполком не направлял нам этот перечень, - сказала Персова. - Эту проблему с исполкомом Казани мы обсуждали. Сейчас будем принимать решение по этим документам и далее будем утверждать их. Вопрос об этом не стоял до тех пор, пока не стало ясно, что решения Казгордумы недостаточно.

Сейчас юридические службы рассматривают все возможные варианты, каким решением можно утвердить перечень градоформирующих объектов, чтобы этот список не был только на бумаге, как это получилось с решением Казгордумы. Необходимо сейчас в рамках действующего законодательства, которое на самом деле не устанавливает четких нормативов по поводу градоформирующих объектов, найти такое решение, которое позволило бы защитить эти объекты.

На федеральный уровень тоже нужно выходить, там рассматриваются поправки в закон №73 ФЗ, которые затрагивают и статьи, касающиеся охраны объектов градостроительной среды. На сегодняшний день этот законопроект пока не принят и в законе не прописано, какой орган принимает по ним решение.

Поэтому и возникают такие ситуации, как с ДК медработников. Чисто по-человечески я такого отношения собственника здания к родному городу просто не понимаю... В случае с этим объектом все произошло так стремительно, что никто просто не успел вмешаться. Попытки сноса зданий в Казани были, достаточно вспомнить хотя бы дом на улице Клары Цеткин, но там была своевременная реакция и министерства культуры, и других ведомств. А здесь владелец успел «провернуть» все за один день, причем выходной.

Впрочем, как отметила Персова, решение по дальнейшей судьбе перечня может быть принято уже на следующей неделе.