- Вячеслав Всеволодович, давайте начнем с самого начала: в чем отличие учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессиональное образования?

- Конечно же, в работе вуза и учреждения ДПО имеются большие отличия. И они касаются, прежде всего, программ обучения. Судите сами: вуз работает в соответствии с образовательным стандартом, который меняется относительно редко - как правило, не чаще, чем раз в пять лет! А учреждения ДПО, которые, кстати, находятся практически на самофинансировании, реализуют краткосрочные программы - от 72 часов. Причем разрабатывают их с учетом именно сегодняшних требований заказчика. Время востребованности таких программ на рынке образовательных услуг порой не превышает и года.

Другим важным отличием является состав слушателей. Это не студенты, которые еще не имеют специального образования, нет. Это - специалисты, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, имеющие не только определенный жизненный опыт, но и опыт работы по специальности. И вот такому специалисту нужно повысить свою квалификацию в соответствии с теми новациями, которые появились с момента получения им базового профессионального образования.

- Это, наверняка, влечет за собой кадровую проблему – учреждениям ДПО нужен преподавательский состав, который удовлетворит запросы действующих специалистов...

- Это, действительно, так. Высококвалифицированные преподаватели вузов все-таки ориентированы именно на студенческую аудиторию, а также на стабильные учебные программы, определенные требованиями ФГОС.

А наших слушателей интересует информация, связанная с решением практических задач, с которыми они сталкиваются в своей практической деятельности. Зачастую преподаватель вуза не может ответить на их вопросы.

- Но ведь можно пригласить практиков…

- Можно, конечно. Но они, как правило, не имеют ученой степени или ученого звания. А это чревато для вуза ухудшением аккредитационных показателей. Другое дело - учреждения ДПО. У нас структура профессорско-преподавательского состава отличается от вузовской. Всего у нас работают свыше 500 преподавателей. Есть и свой штат, в том числе доктора наук, профессоры, кандидаты наук. Есть совместители, есть работающие на условиях почасовой оплаты… Главные требования к нашим преподавателям - это, конечно, компетентность и ответственность.

РАБОТОДАТЕЛИ ПРИВЫКЛИ: ГОСУДАРСТВО ПОЗАБОТИТСЯ

- Можно предположить, что в учреждения ДПО очереди из желающих повысить свою квалификацию…

- Не совсем так. Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем пассивность работодателей в области повышения квалификации и переподготовки специалистов. Дело в том, что на протяжении последних трех лет активно работала госпрограмма по финансированию повышения квалификации, по опережающему обучению. По этой программе учились специалисты, которые работали в режиме неполной занятости, по сокращенной рабочей неделе. А финансировало их переобучение через центры занятости министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. И работодатели к этому привыкли! К тому, что за счет государства можно и квалификацию своих специалистов повышать, и вести их переподготовку… Однако в нынешнем году такая программа практически перестала действовать. И предприятия заняли выжидательную позицию: а может, государство решит по новой финансировать? Но это, хочу заметить, маловероятно. Впрочем, предприятия надеются пока жить за счет потенциала, накопленного за последние три года.

«БИЗНЕС-РУЛЕТКА»: ПРОИГРЫВАЕТЕ В УЧЕБЕ - ВЫИГРЫВАЕТЕ В ЖИЗНИ

- Вы предлагаете на рынке не совсем обычную продукцию – знания. Вроде бы это не костюмы, не башмаки, не пища… Много ли сегодня тех, кто считает: я закончил вуз, получил диплом и больше учиться мне не надо?..

- Сейчас даже студенты, которые учатся на 3 - 4 курсе, параллельно стремятся получить второе высшее образование или в своем вузе, или в каком-то другом. И одновременно получают два диплома. Таких сегодня очень много. Люди понимают, что в наши времена одно высшее образование – это еще не гарантия трудоустройства. Да и на любой работе человек, в конце концов, все равно понимает, что надо повышать квалификацию. Работодатель при сокращении кадров обязательно посмотрит, кто повышает квалификацию, кто стремится к карьерному росту.

Тем более что, по моим наблюдениям, большинство выпускников вузов быстро понимают, что повышать квалификацию надо обязательно. И многие из них обращаются к нам. Даже выпускники КФЭИ приходили к нам на курсы повышения квалификации бухгалтеров. И говорили, что таких курсов они не получали никогда и нигде. Потому что в вузе образование - академическое. А у нас им дают практику, они решают реальные задачи, анализируют изменения в законодательстве.

460-2.jpg
«В основе всех программ лежит инновационная образовательная модель, которая формирует у менеджеров способность находить нестандартные решения и действовать в условиях неопределенности»

Причем мы предлагаем разные и самые передовые формы обучения. Например, у нас есть «бизнес-рулетка», с помощью которой слушатель становится как бы руководителем или бухгалтером предприятия. Как руководитель постигает всю процедуру создания своей фирмы. Понимает, какое ему лучше, выгоднее выбрать направление в бизнесе - сферу услуг, торговлю или, скажем, строительство. Какие плюсы и минусы каждой сферы. С чего начинать, как разработать свой бизнес-план, как потратить капитал, сколько материалов закупить, создавать свои склады или отдать хранение на аутсорсинг… И так далее, и так далее. В процессе игры предприятие проходит весь годовой цикл.

А бухгалтеру за несколько занятий эта игра позволяет составить бухгалтерскую документацию за весь налоговый период.

Очень многие в конце концов обнаруживают, что, если бы стали руководителями, то через год фирма прогорела бы! А наши специалисты показывают, на каком этапе и какие ошибки допустили, почему прогорели, как этого избежать…

НЕ НАДО ЕХАТЬ, ТЕРЯТЬ ВРЕМЯ НА ДОРОГУ

- Вячеслав Всеволодович, а как вы оцениваете сегодняшний татарстанский рынок профессионального обучения?

- Он достаточно гибкий и мобильный. Быстро, оперативно реагирует на запросы работодателей. Я бы эти запросы разложил на несколько составляющих. Первая – по качеству программ. Понятно, что качество обучения зависит от качества программ в учреждении ДПО. А критерием показателей качества в Татарстане может служить то, что наши работодатели все чаще и чаще для повышения квалификации своих специалистов приглашают учреждения ДПО нашей республики. И все реже выезжают на обучение в Москву или приглашают преподавателей оттуда.

Более того, если посмотреть на примере нашего агентства, к нам на курсы приезжают слушатели из других республик – из Башкортостана, Марий Эл, Ульяновской области… Это говорит о том, что образовательные программы республиканского ДПО достаточно высоко котируются.

- А много таких программ?

- Это как раз вторая составляющая – количество программ. Могу сообщить, что у нас в республике очень большое разнообразие образовательных программ по повышению квалификации, по переподготовке. Причем количество этих программ ничуть не меньше, чем в Москве, в Питере, в других крупных городах России.

Третья составляющая – формы обучения. У нас в Татарстане, как и по всей России, предлагаются различные формы обучения. Это и очное, и очно-заочное, и вечернее, и дистанционное… А наше агентство еще использует новую форму обучения – с помощью конференц-связи. Это стало возможным благодаря поддержке нашего учредителя – министерства труда, занятости и соцзащиты РТ. Министерство установило оборудование для конференц-связи во всех центрах занятости, а наши четыре филиала в Челнах, Нижнекамске, Бугульме и Зеленодольске как раз и располагаются в центрах занятости. К тому же минтруд нам помог приобрести все необходимое в рамках федеральной целевой программы «Доступная среда»… Мы набираем группу, скажем, в Казани и Челнах по 15 человек, в Бугульме трое, в Нижнекамске один, в Зеленодольске… два. Все собираются – каждый в своем городе, своей аудитории в центре занятости, и преподаватель отсюда, из Казани, дает нужный материал.

- То есть никому не надо ехать, терять время на дорогу…

- Конечно. Каждый наш слушатель теперь может дистанционно обучаться хоть из района. В Актаныше, в Дрожжаном, в любом другом районе люди могут находиться в центре занятости и слушать нашего преподавателя. И задавать ему вопросы, и консультироваться, и просить что-то разъяснить… Все в режиме online, с эффектом присутствия в той же аудитории, где находится преподаватель.

Хотел бы сказать еще об одном очень важном направлении нашей работы. В рамках федеральной целевой программы «Доступная среда» у нас здесь в Казани и в филиалах будут установлены компьютеры для незрячих, причем, с принтерами, чтобы можно было не только набирать на клавиатуре, но и распечатывать текст. У нас будет разработан свой программный продукт по обучению инвалидов - по различным направлениям деятельности. В каждом филиале будет видеокамера и интерактивная доска.

460.jpg
«Мы делаем ставку на своих выпускников - это самое эффективное продвижение нашего продукта, наших услуг. Это безотказно работает…»

ПРОДУКТЫ, КОТОРЫХ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ РЫНКЕ ТАТАРСТАНА ПОКА НЕТ, - МЫ ПЕРВЫЕ ИХ ВНЕДРЯЕМ.

- Как изменяется спрос на знания: что востребовано сегодня?

- Повышение квалификации всегда востребовано. Другое дело, что жизнь вносит коррективы в наши программы. Если, например, раньше мы проводили обучение по 40-часовой программе для кадровиков, и они просили, чтобы выступали представители фонда социального страхования, миграционной службы, пенсионного фонда, то сегодня кадровики уже просят, чтобы им читали такие блоки, как отбор, найм, мотивация персонала, проведение тренинга по командообразованию… Просят научить их подбору персонала, и чтобы при этом делать как можно меньше ошибок…

Так что наши программы, они меняются. И поскольку постоянно есть какие-то новые запросы у наших потребителей, мы предлагаем новые программы. В том числе новые продукты, которых на образовательном рынке Татарстана пока нет. Мы первые их внедряем.

Более того, наши высококвалифицированные специалисты проводят тренинги и отбор резерва кадров руководителей подведомственных учреждений нашего министерства. Мы смотрим, готов тот или иной «резервист» возглавить какое-то учреждение или не готов, конфликтен он или нет… Знаете, с помощью тестирования все нужные качества легко определяются. Даже если человек пытается что-то скрыть…

- Что он, скажем, весьма конфликтный…

- Не получится скрыть! Даже если человек уверяет, что он «весь из себя белый и пушистый», с помощью двух-трех других тестов все выявляется, выплывает.

- Каков ваш прогноз на будущее - потребность в знаниях, в повышении квалификации будет увеличиваться?

- На мой взгляд, да, потребность в кадрах ощущается. И постоянно будет увеличиваться. Жизнь не стоит на месте, президент РТ ставит задачи модернизации производства, повышения его эффективности, Соответственно, и любому специалисту постоянно надо повышать свой образовательный уровень. Как сейчас правильно говорят: нужно образование на протяжении всей жизни, нужна непрерывность в образовании.

СЕГОДНЯ НУЖНЫ ДРУГИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

- Известно, что к вам охотно идут на МВА...

- Да, это так. И я объясню, почему. РАРК является региональным учебным центром в составе образовательного консорциума Открытого университета Великобритании и Международного института менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК).

Мы реализуем различные по продолжительности программы бизнес-образования, имеющие максимальную практическую направленность. В основе всех программ лежит инновационная образовательная модель, которая формирует у менеджеров способность находить нестандартные решения и действовать в условиях неопределенности.

Кроме программ повышения квалификации и переподготовки наши слушатели обучаются на программе МВА «Стратегия» МИМ ЛИНК. Данная программа базируется на единой технологии обучения и стандартах, разработанных Открытым университетом Великобритании — стратегического партнера ЛИНК. Благодаря уникальной технологии обучения программа признана лучшей в России по критерию «приобретаемые практические навыки». Очные занятия проходят в выходные дни, так что наши слушатели совмещают учебу, не отрываясь при этом от работы. А общение с преподавателями-практиками позволяет выработать механизмы решения конкретных управленческих задач своей организации и сразу использовать их в управленческой деятельности. Что еще немаловажно, так это уникальная среда общения, которая позволяет учиться не только с пользой, но и с огромным удовольствием.

460-3.jpg
«К нам на курсы приезжают слушатели из других республик – из Башкортостана, Марий Эл, Ульяновской области… Это говорит о том, что образовательные программы республиканского ДПО достаточно высоко котируются»

Хочу отметить, что программа МВА «Стратегия» принципиально отличается от других программ МВА, представленных на образовательном рынке Республики Татарстан.

Во-первых, она имеет аккредитацию в трех самых авторитетных в мире профессиональных сообществах в области бизнес-образования - AMBA, EFMD, AACSB, чего не имеет ни одна из программ МВА, на которых обучают в нашей Республике.

Во-вторых, по окончании обучения вы получаете помимо российских документов об образовании также международный диплом Открытого университета Великобритании.

Хотелось бы пожелать нашим будущим слушателям, которые задумываются о получении бизнес-образования, не откладывать обучение «в долгий ящик». Помнить, что, получая современное бизнес- образование, они инвестируют в себя, в свое будущее, в дальнейшее развитие своей карьеры. При выборе программы ориентируйтесь прежде всего на ее практическую направленность, наличие преподавателей-практиков, на современные формы и методы обучения, на известность бизнес-школы.

А учиться не только полезно, но и интересно всегда и в любом возрасте.

«Я В ВОСТОРГЕ ОТ ВАШЕГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ, Я ТЕПЕРЬ ВАШ СТОРОННИК»

- Кто ваши основные клиенты, Вячеслав Всеволодович?

- Наша клиентская база очень большая, мы ведь все-таки на рынке образовательных услуг работаем уже 20 лет. И за счет того, что оказываем широкий, я бы даже сказал широчайший перечень услуг (и в области образования, и в области профориентации и соцадаптации, и по охране труда, и по сертификации), эта база у нас аккумулируется. Она очень большая сегодня.

Мы даже имеем возможность делать ставку не столько на традиционную рекламу своего агентства, сколько на своих рекомендателей. То есть на тех, кто прошел у нас обучение. Вот они и рекламируют наш продукт эффективнее всего. Руководители учреждений, фирм нам не раз говорили: "Я в восторге от вашего бизнес-образования, я теперь ваш сторонник, буду вас рекламировать!" Эти наши выпускники преподносят нас с самой лучшей стороны. Мы это знаем, к нам не раз приходили и говорили о том, что они по рекомендации того-то и того-то… Поэтому мы делаем ставку на своих выпускников - это самое эффективное продвижение нашего продукта, наших услуг. Это безотказно работает…

НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ГОТОВЫ РАЗРАБАТЫВАТЬ ПРОФСТАНДАРТЫ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ РТ

- Каковы ваши планы?

- Мы развиваемся в соответствии с рынком. Динамику развития нашего агентства можно, наверное, посмотреть по созданию центров внутри нашей компании. Например, стали актуальными вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества по стандартам ISO 9001:2008 - мы получили лицензию, начали заниматься этим направлением. Или другое - понимаем, что на сегодня востребовано, пусть в достаточно узком сегменте, бизнес-образование, элитное образование MBA - мы добились, открыли школу. Увидели, что президент РФ ставит вопрос о том, чтобы развивать медиацию - внесудебное урегулирование конфликтов, споров. Открыли центр медиации и права, возглавляет его заслуженный юрист России, Татарстана и Удмуртии, профессор, доктор юридических наук, человек со всеми регалиями...

460-5.jpg
«Сертификат – это гарантия того, что человек обладает высокой квалификацией»

- То есть это означает, что работодатель говорит: мне нужен специалист, обладающий следующими компетенциями, и я хочу, чтобы из вуза он вышел именно таким?

- Или из вуза, или из учреждения ДПО, если нужно повысить квалификацию своим работникам. Кто-то, может быть, пройдет сертификацию сразу, получит сертификат. Тогда работодатель должен ему больше платить, чтобы мотивировать персонал идти по этому пути. Если говорить о большинстве выпускников вузов, у них есть знания, но недостаточно компетенций, необходимых в работе. Это только через сертификацию. Их стажируют, они проходят практику, выходят на сертификацию. Сертификат – это гарантия того, что человек обладает высокой квалификацией.

Профстандарт разрабатывается как минимум в течение года. Это не должностная инструкция о том, что нужно делать, это квалификационные требования к работнику, что он должен знать, уметь и какими компетенциями должен обладать. Сегодня на уровне России идет обсуждение двух разработанных нами проектов профстандартов - водитель трамвая и водитель троллейбуса. По поручению президента РТ сейчас разрабатываются профстандарты в сфере гостиничных, туристических, аптечных и жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня наши специалисты с помощью экспертов готовы разрабатывать профстандарты практически во всех сферах экономики республики. Слово за работодателями.

Справка

Визитная карточка РАРК

«Центр дополнительного профессионального образования и сертификации «Региональное агентство развития квалификаций», РАРК

Год создания: 1991.

Число сотрудников тогда и сегодня:
1991 год - 9;
2012 год - 62. Также сегодня работают свыше 500 преподавателей вне штата.

Число учебных программ:
- 24 направления профессиональной подготовки;
- 44 направления повышения квалификации;
- 9 направлений профессиональной переподготовки.
Ежегодно в РАРК проходят обучение свыше 9 тыс. человек.

В составе агентства - орган по сертификации и испытательная лаборатория по измерению и оценке вредных производственных факторов. Ежегодно проводится аттестация более 1,5 тыс. рабочих мест и сертифицируется до 20 организаций республики.

Филиалы: Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма и Зеленодольск.

Количество подготовленных специалистов: 70 тыс. выпускников за 20 лет

Визитная карточка руководителя

Скворцов Вячеслав

Год и место рождения: 1959, Бугульма.

Образование:
- Казанский инженерный строительный институт, специальность «инженер-теплотехник»;
- Саратовский социально политический институт, специальность «преподаватель социальных и политических наук»;
- MBA, высшая управленческая квалификация топ-менеджера.

Основные моменты карьеры: ученик токаря, горком комсомола, горком партии, мастер на стройке, руководитель аппарата администрации Бугульмы, директор Бугульминской мебельной фабрики. С 2001 года - руководитель РАРК.