КАК КРАСИВО НАЧИНАЛОСЬ…

Федеральная сеть агентств недвижимости "МИАН" о своем выходе в Татарстан заявила в августе 2008 года. Первый офис открылся в ТК «Савиново», потом появился второй офис в «Корстоне», вскоре к ним прибавился филиал в Набережных Челнах. В дальнейшем планировалось открытие филиала МИАН в Альметьевске и других городах республики. Инвестиции в открытие казанского офиса были озвучены на уровне около $2 миллионов. Для риэлторского бизнеса это просто огромные деньги.

Тогда казанский офис стал первым в дивизионе «Поволжье», уже потом в рамках региональной программы МИАН появились филиалы в Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Самаре, Тольятти, Саратове и Чебоксарах.

В анонсирующем пресс-релизе МИАН сообщалось, что региональная программа разработана на основе собственных аналитических данных компании при участии консалтинговой группы PriceWaterhouseCoopers. К концу 2009 года федералы рассчитывали, что на риэлторских рынках городов присутствия займут 5%, а к 2013 году отделения компании будут работать во всех регионах России. Планировалась, что доля МИАН на российском риэлторском рынке превысит 10%.

В 2008 году сеть агентств заявляла, что готова в региональную экспансию инвестировать до $50 млн., а общие инвестиции в проект до 2013 года превысят $100 миллионов. В 2010 году МИАН признался, что общие инвестиции в регионы составили 1 млрд. рублей. Отметим, что развитием сети МИАН занимался известный российский маркетолог Игорь Манн. И, как признался последний на интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online», тут совсем некстати грянул кризис.

ПРИЧУДЫ ОЛИГАРХОВ

Хотя справедливости ради надо отметить, что проблемы у девелоперской группы "МИАН" (в нее входила и одноименная сеть агентств недвижимости) начались еще в 2007 году, когда налоговики предъявили компании претензии почти на 1 млрд. рублей из-за использования вексельных схем продажи квартир в новостройках. Основной собственник группы Александр Сенаторов в ответ на обвинения, что он устранился тогда от оперативного управления, сейчас признает, что тогда недооценил масштаб проблемы. В кризис МИАН переименовался в «Коперник», правда за агентством недвижимости было сохранено прежнее название.

«За последние несколько лет сеть (агентств недвижимости ред.) "МИАН" сильно уменьшилась. Причина не столько в налоговых претензиях, сколько в том, что со временем меня больше стал интересовать девелоперский бизнес, а бизнес, которым мало занимаешься, идет вниз. Но я уверен, что у компании "МИАН" - хорошее будущее. У нас есть бренд почти с 15-летней историей, понимание рынка. Сейчас мы планируем изменить формат услуг, привлекать новых партнеров, а также покупать небольшие агентства», - рассказал Сенаторов в последнем интервью газете «Коммерсантъ».

Сейчас «Коперник» пребывает в судебной войне с Альфа-банком. Банк-кредитор уже получил большую часть объектов «Коперника», а недавно доказал в суде свои права и на оставшиеся активы группы.

КАДРОВАЯ ЧЕХАРДА

Один из участников рынка считает, что проблемы в МИАН, задумавшего региональную экспансию, начались со сменой управленческой команды в 2009 году. «Где-то летом 2009 года Сенаторов порезал старую команду. Так сложилось, что с ним обычно долго топ-менеджеры не работали. Пришел Василий Митько. И это стало, на мой взгляд, началом конца. Он проработал 8 месяцев и ушел. Потом началась кадровая чехарда, и вот естественный итог – закрытие последнего филиала», - рассказывает источник газеты «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией внутри группы. Помимо этого бывшие работники отмечают, что в дальнейшем от центрального офиса особой помощи не было, зато были элементы ручного управления филиалом из Москвы.

Проблемы в головном офисе отразились и на местах. Так, в марте 2010 года казанский МИАН покидает руководитель Марсель Валиахметов. Он переходит в «ЮИТ Казань», где становится начальником отдела продаж и маркетинга (сейчас он там уже не работает). В августе 2011 года из казанского офиса МИАН уходит второй директор - Искандер Юсупов (он перешел в структуры Алексея Семина), которого сменяет Елена Михеева. Но и она вскоре покидает компанию.

К этому можно добавить, что в конце 2010 года было объявлено, что агентство недвижимости "МИАН" в рамках реструктуризации приняло решение перевести филиалы агентства в регионах РФ на режим самоокупаемости. «С 2011 года в составе МИАН будут сохранены только рентабельные бизнес-подразделения, а компании с неудовлетворительным финансовым результатом будут закрыты», - было озвучено решение. Казанский филиал тогда был признан самоокупаемым и, как мы видим, продержался до сентября 2012 года.

Сейчас команда МИАН-Казань создала новую риэлторскую компанию ООО «Юпитер» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Учредителями ее стали три физлица - Эльмира Валиуллина, Лилия Плаксина - экс-директор «МН Риал Эстейт-Казань» и Алеся Шишкина - действующий директор агентства недвижимости.

Что символично, и в центральном офисе МИАН, и представители «Юпитера» отказываются комментировать произошедшее.

Что касается новых технологий, то МИАН в Казани, к примеру, первым запустил услугу страхования клиентов от финансовых потерь на случаи неудачных сделок с жильем. Помимо страхования титула, МИАН запомнился как агент самой дорогой квартиры в Казани - в строящемся жилом комплексе «Падишах плаза», осенью 2011 года цены в нем стартовали от 23,4 млн. рублей, но безусловный рекорд принадлежит апартаментам в 436 кв. м за 104,6 миллиона. Участники рынка отмечают, что, несмотря на рекламу на федеральных каналах, щитах и в интернете, компания в Казани так и не смогла занять значительной ниши и никогда не входила даже в Топ-5.

НЕВЗЯТИЕ КАЗАНИ

Отметим, что в 2010 году в Казани ушел еще один представитель федеральной компании АН «Хирш». В Татарстане действовал единственный федеральный франчайзи – АН «Хирш», покупателем франшизы московской компании стало казанское АН ООО «Риэлт-Эль» Эльвиры Хидиятуллиной.

Планировалось, что АН «Хирш» будет работать исключительно в сегменте продаж вторичной недвижимости. Уже в сентябре 2008 года директор по развитию бизнеса АН «Хирш» в России Ольга Ильина сообщила, что под брэндом «Хирш» в Казани предполагается открыть 11 агентств недвижимости и занять 30% от рынка продаж вторичного жилья. В дальнейшем были планы выйти в городах с населением от 100 тыс. человек. Попытки активизировать продажи франшиз также успеха не имели.

В отделе продаж АН «Хирш» в Москве газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что казанский филиал компании закрылся еще в 2010 году. Компания не исключает, что однажды вернется на казанский рынок. «Наша компания аккредитована Сбербанком, и есть немало желающих людей по покупке франшизы на открытие нашего агентства в различных городах, в том числе в Казани, однако на сегодня конкретных договоренностей нет», - заявили нашему изданию.

Вообще, до кризиса Казань пытались завоевать многие федеральные агентства. Правда, все их попытки закончились неудачно и стали причиной для материала газеты «БИЗНЕС Online» «Ненужная франшиза».

Пик предложений по франчайзингу для риэлторов в Казани пришелся на лето - осень 2008 года. Тогда со своими предложениями на рынок вышли такие федеральные игроки, как "Дом.ru", Century 21, "Хирш", DOKI International Realti, "Эксперт" и другие. Для того чтобы продвинуть продажи франшизы, была придумана легенда, что в связи с кризисом идет консолидация казанского рынка, поэтому тех, кто не присягнет сильнейшему, обязательно сомнут.

Особо талантливые даже давали прогнозы, что если экспансия будет продолжаться такими темпами, года через два в Казани может сложиться вторичный рынок продаж франшиз в сфере недвижимости. Отрезвление пришло в ноябре – декабре 2008 года вместе с падением рынка недвижимости. Больше всего опрошенные игроки в прошедшем году тогда запомнили громкий уход из Казани франшизы "Дом.ru". Арендодатели даже были вынуждены в счет долгов у компании забрать мебель.

ВЗВОД НЕ ЗАМЕТИЛ ПОТЕРИ БОЙЦА…

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к участникам рынка с предложением оценить уход и место агентства "МИАН" на рынке Казани.

Валерий Абсалямов - директор ЦДН «Валери»:

- У агентств недвижимости – федеральных игроков – перспектив на местных рынках нет. Федеральный игрок ничем, как правило, не выделяется среди уже существующих местных риэлторов. У такого игрока есть междугородная база, однако сегодня она практически не работает. Цены везде сформированы, и обычно продаешь недвижимость в том регионе, в котором находишься. В интернете сейчас без проблем можно найти информацию по выставленному на продажу жилью. Вряд ли федеральные игроки привносят на местные рынки свои методы работы. У нас в Татарстане уже сложившийся рынок со своим менталитетом. Получается, что обычное агентство, которое набрало с улицы людей, крутится так же, как и любое другое. Москвичам даже немножечко сложнее, потому что казанские компании работают на рынке не первый год, о них сложилось определенное мнение, есть своя клиентская база.

Московская компания пришла и ушла, а потом ищи ее в Москве. Есть очень много тонкостей, люди могут не доверять фирмам. Если к местным сложилась определенная степень доверия, то с федеральными быть уверенными люди не могут.

У федеральных розничных сетей дела проще: пришли, построили центры, а людям не так важно, где покупать колбасу. С недвижимостью совсем другая ситуация. Московская вывеска ни о чем не говорит, потому что людям нужно качество и надежность. Агентства стандартно закрываются тогда, когда не получается работать с тем результатом, который был запланирован. Учредителя может не устраивать небольшой плюс. По моему мнению, федеральные игроки уходят, когда нет экономического смысла продолжать работу.

Анастасия Гиззатова - директор АН «Счастливый дом»:

- Думаю, что закрытие МИАН в Казани связано кадровыми проблемами. Просто по-другому объяснить сложно. Когда компания заходила в Казань, то реклама шла по федеральным каналам, реклама на щитах, контекстная реклама, компания имела два офиса в Казани в хороших местах. Добавим, что их раскручивал Игорь Манн… Среди других преимуществ можно было назвать межрегиональные сделки. Мы также представлены в этом сегменте, поначалу боялись, что МИАН вытеснит нас из этого сегмента. Ничего подобного. Мы замеряли количество объявлений, экспозиций этого агентства в целом по рынку во время его работы, особого изобилия не увидели. Что касается Топ-5, то безусловным лидером является "Флэт", следом идем мы, "Домус", "Авангард", возможно "Инвест-групп" и Центральное агентство недвижимости…

Айрат Хабибуллин - директор АН «Домус»:

- То, что из Казани ушел МИАН, честно говоря, рынок недвижимости Казани и не заметил. В регионах, в отличие от Москвы, другие реалии. В регионах работать стабильно и высокорентабельно продолжительное время невозможно. Тем временем у местных компаний больше возможностей диверсификации деятельности при нестабильности рынка. МИАН за эти годы не смог занять долю рынка Казани, которую декларировал в 2008 году.

Эдгар Шамгулов - представитель АН «ФЛЭТ»:

- Ни для кого не секрет, что одной из основных причин закрытия бизнеса является потеря рентабельности. В риэлторском бизнесе, особенно сейчас, делается акцент на удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг. В случае с представительством АН «МИАН» в Казани оказалось недостаточным проведение активной федеральной рекламной кампании. Но судить о качестве предоставляемых услуг могут только клиенты фирмы. В этом году компания "МИАН" закрыла ряд представительств по причине неокупаемости.

Основная масса риэлторских компаний работает со среднестатистическими запросами по недвижимости. Некоторые развивают дополнительные направления. Возможно, и у казанского филиала АН «МИАН» велась работа по определению своей ниши.

В Казани достаточно высокий уровень конкуренции на рынке недвижимости. Каждая компания старается прилагать все усилия для увеличения круга лояльных клиентов. Возможно, перспективы для выхода федеральных игроков и есть, но для этого должна быть проведена колоссальная работа.

Ежегодно одним деловым изданием Казани проводится независимое исследование – составляется топ-лист крупнейших агентств недвижимости. Лидерами рейтинга уже третий год подряд является наша компания.