460-каз.jpg
Группа ГМС из Москвы приобрела 77,8% голосующих акций  ОАО «Казанькомпрессормаш» за $168 миллионов

ЗНАК SPO У ГРУДИ У НЕГО 

Приватизация пакета 7,58% акций Сбербанка России в формате SPO (Secondary Public Offering – вторичное публичное размещение ред.) началась 17 сентября и закончилась 18 сентября. Около 10% пакета разместили на ММВБ, остальное — в форме глобальных депозитарных расписок. Стоимость акций в ходе SPO составила 93 рубля ($3,04) за штуку. Стоимость глобальных депозитарных акций равняется стоимости четырех простых акций - $12,16 за штуку. Центральный банк заявил о продаже 1,712 млрд. принадлежащих ему обыкновенных акций Сбербанка за 159,3 млрд. рублей ($5,2 млрд.), что составляет 7,58% уставного капитала кредитной организации. Доходы от продажи, по данным минфина, пойдут в федеральный бюджет в виде прибыли ЦБ в 2013 году. Сделка Сбербанка обеспечит в сентябре чистый приток иностранного капитала в Россию.

К концу первого дня книга была не просто заполнена, а существенно переподписана.

Причем переподписка превысила предложение более чем вдвое - заявки на покупку акций подали более 300 институциональных инвесторов, в том числе на сумму от $500 млн. и даже свыше $1 миллиарда. Было проведено и российское биржевое размещение, то есть у российских больших инвесторов была возможность дать заявку напрямую в книгу, а через брокеров мелкие инвесторы могли купить акции на ММВБ. Это принципиально новая технология, это следующий шаг на пути к международному финансовому центру.

В итоге через Московскую биржу размещено около 3% объема — 4,6 млрд. рублей.

Но ни Сбербанк, ни кто-то близкий или аффилированный не купил ни одной акции кредитной организации.

Глава Сбербанка Герман Греф по итогам подписки заявил следующее: «Могу сказать, что у нас очень широкий круг инвесторов - более 10 крупнейших институциональных мировых фондов. География представлена практически вся - все части континентальной Европы, Великобритания, есть инвесторы из Азии, арабские и, конечно, российские инвесторы. Особо для нас приятно, что среди наших новых инвесторов есть такие, которые не были нашими акционерами». Впрочем, при этом не менее четверти всех поданных заявок обеспечили три крупных американских фонда. В частности, по данным агентства «Интерфакс-АФИ», американский фонд TPG Capital подал заявку на $650 млн., агентство «Прайм» оценивает заявку TPG в $1 миллиард. Однако TPG оказался не самым крупным западным фондом, принявшим участие в размещении российского банка. «Всего было три крупных американских фонда,— говорит источник «Коммерсантъ» в российском инвестиционном банке. - Один фонд выставил заявку на несколько сотен миллионов долларов, TPG — на 1 миллиард долларов. Самая крупная заявка, более чем на 1 миллиард долларов, поступила от Och-Ziff Capital Management Group (крупный зарубежный хедж-фонд с активами, превышающими $30 млрд. «Коммерсантъ»)». Таким образом, только заявки от трех фондов составили около 50% объема предложения. Есть информация, что фонды Джорджа Сороса также осуществили покупку бумаг банка. Вероятно, что и китайский госфонд China Investment Corp (CIC), который еще в прошлом году хотел купить 5% акций, тоже поучаствовал в SPO крупнейшего российского банка, но приобрел значительно меньшую долю, чем планировал.

Так или иначе, но SPO в результате состоялось с минимальным дисконтом - 1,4% к рыночной цене, хотя при размещениях других эмитентов дисконт превышал 10%. «Я считаю, что время было выбрано очень удачное, за 15 месяцев был один такой день, - прокомментировал размещение Греф. - Я не мог дождаться понедельника, чтобы объявить о сделке. Такие решения принять за один день невозможно, но нам повезло, что в один момент решения по стимулированию экономики приняли и США, и Европа, и Китай».

«ВТЮХНУЛИ ЗАДОРОГО» 

Несмотря на то что Сбербанк не входит даже в десятку крупнейших европейских банков по объему активов (он в 6 - 7 раз уступает пятерке самых больших) и по размеру капитала (разница в 2 - 3 раза), зато по рыночной капитализации он уже год как в тройке самых дорогих. По мультипликатору P/B (цена/балансовая стоимость) банк более чем в два раза дороже большинства европейских конкурентов.

Почему же инвесторы раскупили акции Сбербанка как горячие пирожки в то время как у европейских банков явные проблемы с привлечением капитала? Дело в том, что европейские банки из-за продолжающегося долгового кризиса в Европе, ужесточения регулирования, а также отсутствия возможностей для активного роста бизнеса из-за работы в «зрелой» индустрии переживают далеко не лучшие времена. Активы большинства европейских банков продолжают снижаться, причем процесс делевериджа в Европе только начался. Европейские банки вынуждены уменьшать размер активов не только из-за ограниченного количества качественных заемщиков, но и из-за повышения требований к достаточности капитала, т. к. привлекать капитал при таком уровне цен на свои акции им попросту не выгодно.

Кроме того, Сбербанк очень прибылен: рентабельность его капитала в последние полтора года находится на уровне в среднем более 27%. А для многих банков развитых стран и 10% по данному показателю все еще остается несбыточной мечтой. Не следует также забывать (а инвесторы уж точно помнят), какая помощь Сбербанку была оказана российским правительством во время кризиса 2008 - 2009 года. По разным оценкам, объем выделенных ресурсов по различным каналам для спасения Сбербанка доходил до 1 трлн. рублей.

«ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?» 

А теперь вспомним аналогичное, проведенное профильными структурами в РТ, но оставшееся незамеченным вторичное публичное размещение. Речь идет о недавней продаже контрольного пакета ОАО «Казанькомпрессормаш».

Напомним, сначала ОАО «Казанькомпрессормаш» сообщило, что 29 декабря 2011 года владельцем 49,999% обыкновенных акций завода, составляющих 47,86% уставного капитала предприятия, стала офшорная компания Sinek Investment&Development Limited. Ранее эти акции принадлежали правительственному ОАО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ), которое является единственным владельцем этого офшора. В сам СИНХ акции, ранее принадлежавшие минземимущества РТ, попали путем вложения госпакета в уставный капитал СИНХа. Бесплатно, проще говоря.

СИНХ так же вложил их в вышеупомянутый офшор (остров Нью-Джерси) в уставный капитал и опять-таки бесплатно.

И вот, в июле 2012 года пресс-секретарь «Связьинвестнефхима» Эльвира Сайфуллина сообщила: «Правительство Татарстана продало весь пакет акций, а «золотая акция», ранее принадлежащая республике, была отменена. Группа ГМС приобрела 50,001 процента от уставного капитала завода, в том числе 49,999 процента акций, которыми с начала 2012 года владела дочерняя компания «Связьинвестнефтесервиса» на острове Джерси — Sinek Investment&Development Limited». Всего группа ГМС из Москвы приобрела 77,8% голосующих акций за $168 миллионов.

Итак, доля СИНХа в офшоре переписана на новых хозяев. На каких условиях? Говорят о каких-то деньгах в $168 миллионов. Попали ли они на баланс СИНХ (не говоря уже о республиканском бюджете)? Об этом узнать невозможно. Потому что с 31 августа 2012 года СИНХ изменил порядок раскрытия информации, перейдя с ежеквартального на годовой режим публикации бухгалтерской отчетности. К чему такая скрытность? Возможно, станет понятно после анализа годовой отчетности весной следующего года.