24 ИСКА РОСИМУЩЕСТВА

Административно-бытовые и хозяйственные здания подразделений вневедомственной охраны по всей республике, включая земельные участки под ними, должны перейти в федеральную собственность. С таким требованием обратилось в Арбитражный суд РТ территориальное управление Росимущества. Как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», в общей сложности в суд было подано 24 таких иска. Так как объекты вневедомственной охраны расположены в разных районах республики, требования разделили по территориальному принципу.

«По действовавшим законам, в том числе вступившему в силу с 1 марта прошлого года закону «О полиции», все объекты органов внутренних дел могут находится исключительно в федеральной собственности», - обосновал свои требования на недавнем судебном заседании представитель территориального управления Росимущества Радик Марданов. Однако в Татарстане, по его словам, последние 10 лет это условие не выполнялось – недвижимое имущество подразделений вневедомственной охраны находилось в оперативном управлении минземимущества и даже было включено в реестр республиканской собственности.

Общая площадь зданий и земельных участков, которыми располагает вневедомственная охрана в Татарстане, в суде названа не была. По некоторым данным, речь идет не менее чем о 15 объектах недвижимости, включая 30 земельных участков. По подсчетам корреспондента «БИЗНЕС Online», это около 19 тыс. кв. м площадей и почти 3,5 га земли. Только в Казани вневедомственная охрана располагает 4,5 тыс. кв. м административных и хозяйственных помещений (включая склад и гаражи). В частности, ей принадлежит 6 зданий (некоторые из них являются пристроями) на улицах Габдуллы Тукая, Карла Маркса, Рихарда Зорге, Отрадная, Центральная и Челюскина, а также 0,31 га земли. По данным портала «Индикатор рынка недвижимости Казани», средняя цена одного квадратного метра коммерческой недвижимости в столице Татарстана в августе составляла 41 025 рублей. В риэлторских агентствах Казани говорят, что она может варьироваться от 40 до 60 тыс. рублей за квадратный метр. Но если место особо хорошее, например, у развязки, то цена может доходить и до 80 - 100 тыс. рублей.

Таким образом, стоимость только казанских объектов вневедомственной охраны может достигать как минимум 800 млн. рублей, без учета земельных участков. Землю в центре города риэлторы оценивают в среднем в 1 млн. рублей за сотку и выше.

Договоры оперативного управления (не меньше 10) недвижимостью ВО в Казани были заключены в период с 2000 по 2003 годы. В целом же по республике они датированы 2000 - 2005 годами.

СТРОИЛИ ЗА СВОЙ СЧЕТ

Марданов сказал, что Татарстан в лице минземимущества без каких-либо на то оснований решил, что недвижимость подразделений вневедомственной охраны относится к республиканской собственности, и, не имея права распоряжаться ей, оформил сделку – заключил договоры оперативного управления.

Представитель Росимущества пояснил, почему, по его мнению, у республики нет прав на данное имущество: «Все эти объекты были построены подразделениями вневедомственной охраны самостоятельно, за свой счет». По его словам, до 2004 года вневедомственная охрана находилась на самофинансировании. Заключала договоры на оказание услуг с организациями и физлицами, получала за это средства и расходовала их на свои нужды. Именно за счет этих поступлений и была приобретена вся недвижимость, которой она сегодня располагает - где-то здания были куплены, а где-то - построены.

В качестве примера он привел Электротехнический район Набережных Челнов, где вневедомственная охрана с 1995 года располагает административно-бытовым корпусом на пр. Беляева: «Он был построен специально для отдела охраны по договору подряда». Административно-бытовое здание и гараж в поселке Сидоровка находятся в распоряжении охраны отдела в Комсомольском районе немногим позже - с 1997 года. «То есть до дня заключения минземимущества РТ договора оперативного управления», - отметил он. К слову, у вневедомственной охраны в этом городе есть также 6 гаражей на одну-две машины на ул. Набережная Габдуллы Тукая и земля.

«Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года, любое имущество органов внутренних дел, независимо от того, на чьем балансе и в чьей ведомственной подчиненности находится, подлежит отнесению к собственности РФ и никоим образом не может быть отнесено к республиканской собственности. Это наш основной довод», – подчеркнул представитель истца.

По его словам, договоры оперативного управления, на которые в доказательство своего права ссылается Татарстан, не были зарегистрированы в регпалате и поэтому являются ничтожными.

ИСК ПРИЗНАЕМ ПОЛНОСТЬЮ

Заседания на прошлой неделе начались без участия первого ответчика – минземимущества республики.

Представитель управления вневедомственной охраны при МВД по РТ (второй ответчик) Роман Прыгунов полностью признал иск. Он сказал, что управление считает необходимым передать все имущество на баланс РФ, т. к. действительно в соответствии с законом «О полиции» все используемые ей земельные участки, здания-сооружения, оборудование и другое имущество, необходимое для деятельности, должно быть отнесено к федеральной собственности. А Марданов добавил, что точно такие же нормы содержались и в прежнем законе «О милиции». «Остальные нормативные акты, будь то положение о вневедомственной охране, также подтверждают иерархичность и подчиненность федеральным органам», - подчеркнул он.

Знакомый с ситуацией источник газеты «БИЗНЕС Online» утверждает, что подобный вопрос вставал еще при президенте РТ Минтимере Шаймиеве. Тогда была достигнута договоренность, что недвижимость подразделений вневедомственной охраны отдадут федералам.

В частности, пресс-служба республиканского минземимущества еще в декабре 2008 года сообщала о проведении совещания, на котором рассматривался вопрос возможной передаче в федеральную собственность имущества, находящегося в пользовании управления и отделов вневедомственной охраны при МВД по РТ. Тогда было решено инвентаризировать здания и участки под ними для определения рыночной стоимости имущества и ее сопоставления с ежегодным объемом финансирования из федерального бюджета «для установления целесообразности указанной передачи». Все подготовленные документы должны были быть переданы на рассмотрение президента РТ. «Но, по-видимому, в те времена довести этот процесс до логического конца не удалось», - говорит он.

В результате судья Арбитражного суда РТ Артур Кашапов удовлетворил три иска Росимущества – в отношении имущества подразделений вневедомственной охраны в Казани, Набережных Челнах и Агрызе (здание площадью 295,6 кв. м и гараж), признав право РФ на них. Договоры оперативного управления минземимущества были названы недействительными. По словам Кашапова, судебное решение является основанием для регистрации (вернее, перерегистрации) права собственности.

МИНЗЕМИМУЩЕСТВА ТРЕБУЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Однако рассмотрение остальных исков было отложено в связи с тем, что в зале суда появился представитель первого ответчика - минземимущества - и заявил возражения. В частности, ведущий советник отдела защиты имущественных интересов государства Ольга Епишина попросила истцов представить доказательства, что спорное имущество действительно принадлежит РФ. А именно, что до 1991 года, когда на свет появилось упомянутое постановление Верховного Совета, вневедомственная охрана уже пользовалась этой недвижимостью.

В итоге рассмотрение остальных исков было отложено. Арбитражный суд РТ вернется к ним 15 и 16 октября.

Марданов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что им предстоит сделать запросы во все возможные инстанции (архивы и прочие), чтобы получить требуемые доказательства. Подтверждением может служить, например, акт ввода зданий в эксплуатацию.

С БЮДЖЕТА НА ЖЕСТКИЙ ХОЗРАСЧЕТ

Источник газеты «БИЗНЕС Online» в структуре вневедомственной охраны республики рассказал, что, по сути, Росимущество подачей этих исков хочет восстановить статус-кво: «Подразделения вневедомственной охраны в Татарстане финансируются из федерального бюджета, а занимаемые ими здания находятся в оперативном управлении минземимущества Татарстана. Получается противоречие: как федералы могут финансировать республиканское имущество?» Он утверждает, что такая противоречивая ситуация возникла только в нашей республике – больше нигде в России такого нет.

До 1991 года вневедомственная охрана являлась бюджетной организацией – все подразделения ОВО находились в составе РОВД. В 1991 году президент России Борис Ельцин утвердил новое положение о вневедомственной охране, согласно которому она стала юрлицом и все ее подразделения перешли на жесткий хозрасчет.

Однако в 2004 году правительство РФ вновь вернуло все на круги своя – федеральный бюджет взял финансирование подразделений вневедомственной охраны на себя.

Сегодня вневедомственная охрана финансируется отдельной строкой через МВД. Это возвратное финансирование – получая средства на свои нужды, подразделения ВО все заработанные средства без права пользования сразу перечисляют в федеральный бюджет.

По словам источника газеты «БИЗНЕС Online», республика не выделяла ни копейки на строительство зданий для вневедомственной охраны. При этом объекты последней, которые находятся во всех без исключения райцентрах, – определенный лакомый кусок. «По-видимому, по этой причине и возникает соблазн оставить его за собой», - предполагает он.

ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ЗАКОНУ

«Считаем необходимым привести существующее положение в соответствие с федеральным законом «О полиции»: поскольку подразделения вневедомственной охраны как орган полиции пользуются земельными участками и зданиями для обеспечения своей деятельности, то они должны быть в федеральной собственности, - сказали вчера корреспонденту «БИЗНЕС Online» в управлении вневедомственной охраны. – По этой причине иск нами был признан».

Однако источник во вневедомственной охране рассказал, что особого выбора у них нет: «В устной беседе нам дали понять, что в противном случае «перекроют кислород» - лишат финансирования».

Узнать более подробно точку зрения минземимущества РТ не удалось. В ответ на запрос газеты «БИЗНЕС Online» в ведомстве сообщили, что оставляют этот вопрос без комментариев.

ПЛАТНЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ – ЭТОТ НОНСЕНС

Ильдус Янышев - председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр»:

- В том виде, в котором сейчас существует вневедомственная охрана, это, конечно, пережиток прошлого. Платный сотрудник полиции, работающий в интересах хозяйствующих субъектов – нонсенс. К тому же использующий государственную атрибутику и государственное же лоббирование интересов. Европейские партнеры нас не понимают.

Понятие госохраны в странах с рыночной экономикой – это архаизм. По определению органы полиции в западных странах не занимаются оказанием платных услуг бизнесу и населению. Они охраняют только общественный порядок. К примеру, даже аэропорт Франкфурта-на-Майне и посольство США в Евросоюзе охраняет частная охрана.

В данный момент вневедомственная охрана в России существует лишь благодаря тому, что есть прямое указание соответствующих нормативных актов кабинета министров России об обязательности охраны ее подразделениями особо важных объектов, оружейных комнат, кассовых хранилищ и т.д. То есть государство создало им некую делянку, монополию, где они могут безраздельно хозяйничать. И при этом не заботиться ни о качестве услуг, ни о снижении цены и себестоимости услуги. Им, в общем-то, удается удержаться на тех местах, куда частникам заходить нельзя. Но такое положение не устраивает Россию как участника всемирной торговой организации.

Вопрос о том, чтобы ликвидировать вневедомственную охрану как пережиток, стоял уже давно. Я знаю о замысле правительства передать все эти функции недавно образованному ФГУП «Охрана». Потому что и та, и другая структура сейчас потеряли позиции на рынке. Они неконкурентоспособны с частными охранными предприятиями. В частности, в Казани сейчас уже предприятия нашей группы - «КОНТР» и «Сити Гард» - сравнялись по объемам оказанных услуг с вневедомственной охраной. И с каждым годом этот разрыв будет увеличиваться в нашу пользу.

Требование Росимущества передать всю недвижимость подразделений вневедомственной охраны, скорее всего, свидетельствует о том, что сейчас они консолидируют все активы вневедомственной охраны для того, чтобы затем передать их ФГУП «Охрана». Вневедомственная охрана сольет свои активы с ней с последующим акционированием. Наверняка этот лакомый кусок, а в случае с охраной это действительно так, не останется без внимания. Учитывая российскую практику акционирования, есть подозрения, что эти активы будут переданы в руки каких-то аффилированных структур и лиц. Это может быть одна из олигархических групп. Тем самым создадут еще одного игрока, который уже будет конкурировать с негосударственным охранным бизнесом России. Последний давно уже теснит вневедомственную охрану и по ценообразованию, и по сервису предоставляемых услуг, и по используемым в работе техническим новациям.

Говоря об активах, я имею в виду не помещения - в охранном бизнесе они не играют большой роли. Тем более что, например, в Казани они у вневедомственной охраны в основном старые и изношенные и ничего из себя по стоимости не представляют.

Большую ценность имеет клиентская база, известность бренда и применяемые технологии. Охранный бизнес сейчас больше уходит в IT-сферу и не нуждается в том, чтобы в каждом районе иметь пульт наблюдения. Например, в Финляндии один мониторинговый центр на всю страну, и расположен он отнюдь не в Хельсинки. А вот чтобы вместе с помещениями забрать клиентскую базу – это очень важно.

Справка

Управление вневедомственной охраны при МВД по РТ является федеральным государственным казенным учреждением. В Татарстане функционируют 40 подразделений вневедомственной охраны - во всех городах и крупных районных центрах. Служба является многоцелевой. Основная ее функция – охрана объектов и квартир граждан с помощью сигнализации, подключенной к пульту централизованного наблюдения.

На сегодняшний день под защитой вневедомственной охраны находится более 13,3 тыс. объектов - это магазины, крупные склады и базы, банки, кассы предприятий и учреждений, телецентры, издательства, аэропорты, а также 37,3 тыс. квартир жителей республики.

За первое полугодие 2012 года нарядами ОВО раскрыто 1169 преступлений. Только за 6 месяцев прошлого года в доход федерального бюджета от оказанных охранных услуг было перечислено более 476 млн. рублей.