«Это признание десятилетий инвестиций, ответственности перед сотрудниками и лояльности к российскому рынку», — с такими словами итальянская компания Ariston сегодня объявила, что возвращается на рынок РФ. В апреле 2024 года активы итальянцев в России, включая завод в Ленинградской области, по указу главы государства Владимира Путина перешли во временное управление «Газпром бытовые системы». Однако накануне президент России отменил свое же решение годичной давности. На каких условиях итальянцы возвращаются, пока неясно, но фирма пишет, что намерена работать, соблюдая все действующие санкции. О том, почему компания возвращается, какие условия могли ей выставить и станет ли Ariston первой ласточкой, — в материале «БИЗНЕС Online».
Владимир Путин поручил правительству страны обновить список ушедших фирм и разработать процедуру, по которой они смогут вернуться
Итальянцы рады вернуться
«Сейчас некоторые такие компании, которые ушли, собираются вернуться, мы знаем об этом. Сейчас не буду подробно останавливаться, чтобы ничему не помешать», — заметил Владимир Путин 18 марта на съезде российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Президент России поручил правительству страны обновить список ушедших фирм и разработать процедуру, по которой они смогут вернуться, но с гарантией, что будут вести дела добросовестно и ответственно. Вполне возможно, глава государства держал в уме указ, который подписал накануне вечером. Документ отменил временное управление в отношении ООО «Аристон Термо Русь» — российской дочерней компании итальянской компании Ariston.
Надо сказать, что дела у российской «дочки» Ariston под руководством «Газпрома» шли довольно хорошо. Из опубликованной в феврале отчетности следует, что за первый год работы под временным управлением чистая прибыль компании выросла в 9 раз до 292 млн рублей с 33 млн рублей в 2023 году. Выручка сократилась на 6% до 8,91 млрд рублей, но валовая прибыль увеличилась на 12%. Отчисления по налогу на прибыль выросли в 1,5 раза, а число сотрудников осталось прежним — около 290 человек.
Судя по документации, в ревизионной комиссии участвуют два представителя компании Ariston. Так что итальянцы полностью не теряли связь с российскими офисом и производством. А теперь решили вернуться. Компания намерена продолжить работу в России и восстановить сотрудничество со своей российской «дочкой», следует из опубликованного сегодня утром пресс-релиза.
«Мы очень рады решению российских властей восстановить Ariston Group в правах владельца и управляющего нашей российской „дочкой“. Это признание десятилетий инвестиций, ответственности перед сотрудниками и лояльности к российскому рынку», — заявил исполнительный председатель Ariston Group Паоло Мерлони.
Компания пишет, что возобновляет сотрудничество с «российским местным руководством» и будет продолжать «наследие в стране», но при этом оговаривается, что намерена полностью соблюдать существующие санкции. Другие детали организация не раскрывает, в том числе не уточняет, на каких условиях возвращается и как удалось договориться с российским руководством. Очевидно, какие-то условия выставлялись. И накануне премьер-министр России Михаил Мишустин обозначал на заседании Думы, в каком случае западные бренды могут вернуться.
«Прежде всего рассматриваем компании, которые не заявляли об уходе из России, продолжали деятельность через свои дочерние предприятия, ответственно отнеслись к трудовым коллективам», — сообщил премьер. Он также отметил, что смогут вернуться зарубежные фирмы, ушедшие «под давлением правительств», но сохранившие «рабочие места, контакты, технологии» и возможность за собой вернуться. Будет приветствоваться возвращение компаний с «уникальными компетенциями», но обязательно будут «требования по локализации и по инвестициям в России».
«Но все решения будут приняты индивидуально специальной комиссией [правительства РФ]. Все решения — индивидуально», — добавил Мишустин. Выходит, комиссия уже работает?
Что важно понимать в истории с возвращением? «Аристон Термо Русь» — это, если можно так выразиться, не вся Ariston. Российская «дочка» до передачи во временное управление принадлежала итальянской Ariston Group, которая занимается производством только газовых и электрических водонагревательных котлов. А, например, холодильники и стиральные машины под популярным брендом Ariston итальянская компания давно не выпускала. Этим производством занималась другая фирма — Indesit Company. Изначально и Ariston Group, и Indesit входили в итальянскую группу Merloni, однако в 2014 году владельцем Indesit стала американская Whirlpool. После начала боевых действий на Украине активы Whirlpool в России, включая Indesit, были проданы турецкой Arcelik. В результате той сделки Arcelik получил производство в Липецке, мощность которого составляет 2,8 млн холодильников и стиральных машин в год.
Таким образом, производство техники под брендом Ariston в России не прекращалось. А итальянская Ariston Group не говорила о планах покинуть Россию. И речь идет о том, что итальянцы теперь снова владеют российской «дочкой» и производством нагревателей.
Итальянская компания Ariston решила вернуться в Россию
Как Ariston ушла во временное управление
Итальянский производитель бытовых электрических приборов после начала боевых действий на Украине не делал громких заявлений об уходе с российского рынка. Но, судя по всему, приостановил работу. ООО «Аристон Термо Русь» зарегистрировано в 2002 году во Всеволожске Ленинградской области. Там же расположен единственный в России завод итальянцев. Основной вид деятельности компании — производство бытовых электрических приборов. За 2023 год прибыль «Аристон Термо Русь» составила 33 млн рублей, выручка — 9,4 млрд рублей.
Год назад, в апреле 2024-го, Путин своим указом передал российскую «дочку» Ariston во временное управление АО «Газпром бытовые системы». Это холдинг газовой монополии, крупнейший в стране производитель бытового газового оборудования, газовых и электрических плит. Итальянские власти уже на следующий день после выхода указа вызвали посла России в Италии, чтобы услышать разъяснения по поводу «национализации» компании. Глава МИД Италии Антонио Таяни назвал решение Москвы «неожиданным» и пообещал, что итальянское правительство защитит местный бизнес. Спустя два дня власти Евросоюза обвинили Москву в нарушении международного права и потребовали пересмотреть решение, искать «приемлемые решения с европейскими компаниями». Вместе с «дочкой» Ariston во временное управление тогда перешли и российские активы немецкой Bosch.
В российском МИДе назвали действия в отношении Ariston законным и пояснили, что это ответ на «недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним иностранных государств, направленные на незаконное лишение России, ее юридических и физических лиц права собственности и/или ограничения этого права на имущество, находящееся на территории этих государств». Москва всегда ценила торгово-экономические отношения с Италией, но ответственность за их разрушение лежит на Риме, который «пожертвовал реальными национальными интересами ради участия в бесперспективных и опасных антироссийских геополитических авантюрах».
Глава МИД Италии Антонио Таяни
На этом публичное выяснение отношений закончилось, новостей больше не было. Но не публичные переговоры, судя по всему, продолжались в течение года. Их результатом стал вчерашний указ президента России. Италия положительно оценивает решение России вернуть Ariston контроль над российской «дочкой», сообщили сегодня днем в МИД страны. Как отмечают издания, это первый случай возвращения западной компании после 2022 года.
Напомним, временное управление — это один из инструментов, которые российские власти создали, чтобы перехватывать контроль над производствами уходящих из страны западных компаний. Возможность введения в российских компаниях внешнего управления в случае «угрозы национальной, экономической, энергетической или иным видам безопасности Российской Федерации» была утверждена указом президента РФ №302 в апреле 2023 года.
Указ о передаче иностранных активов во временное управление коснулся около 10 компаний, уточнял МИД РФ в мае прошлого года. В апреле 2023 года под временное управление Росимущества перешли, например, активы крупнейших иностранных инвесторов в российской электроэнергетике — компаний Fortum и Uniper, в июне 2023 года — активы французской Danone, а в конце 2024-го — активы крупнейшего российского машиностроительного холдинга АО «Группа ГМС», включая расположенные в Казани «Казанькомпрессормаш» и АО «Научно-исследовательский и конструкторский институт центробежных и роторных компрессоров им. Шнеппа».
«По поводу возвращения итальянского „Аристона“ — это только начало. Прямо сейчас готовятся к возобновлению деятельности на территории РФ еще несколько знаковых брендов, — реагирует телеграм-канал „МИГ России“. — Нам важны не сколько эти бренды, сколько разрушение санкционной клетки, в которой хотели бы задушить Россию наши враги».
Возвращению Ariston помогло «лоббирование из Италии», отмечает Bloomberg. Агентство приводит комментарии итальянского МИДа, которое сообщило, что провело «обширную работу», в том числе с итальянскими и европейскими деловыми ассоциациями, действующими в России, чтобы гарантировать, что «дело Ariston будет решено правильно». При этом издание оговаривается: «Неясно, позволит ли Кремль другим иностранным компаниям восстановить контроль над своими местными дочерними предприятиями».
Россия в последние несколько месяцев развернула очень серьезную активность по национализации иностранных активов
«Это такая «первая ласточка». И в Европе другие компании задумаются: «А я рыжий, что ли?»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали возвращение Ariston и порассуждали о том, какие условия могли выставить итальянской компании и последуют ли другие примеры.
Андрей Марголин — заслуженный экономист РФ, проректор РАНХиГС:
— Почему Ariston решил вернуться на российский рынок? Здесь, мне кажется, логика очень простая. Те компании, которые уходили, как говорится, по-человечески и изначально понимали, что они хотят вернуться — пожалуйста, пусть возвращаются. Единственное, что, скорее всего, не будет тех преференциальных режимов, которые были раньше. Вот на общих основаниях пусть работают, в этом ничего плохого нет. Двери открыты.
Есть же те, кто уходил в такой неприглядной, если угодно, русофобской манере. Я думаю, у тех компаний будут очень большие проблемы с возвращением на российский рынок, и это правильно.
Какие условия компании предложили для возвращения? Я думаю, скорее раньше были преференциальные условия, а сейчас — на общих основаниях. Понимаете, рынок пустоты не терпит. Если освобождается какая-то ниша, появляются предприниматели, которые ее занимают. Значит, получается, что в трудных условиях, которые сложились, российский бизнес что-то полезное сделал и заполнил эту нишу. Ну это же будет очень странно, если мы сейчас возвращающимся иностранцам дадим какие-то льготы по сравнению с российскими предпринимателями. Возвращение на общих основаниях, мне кажется.
Могут ли, наоборот, ввести какие-то ограничения [в отношении западных брендов]? Они должны, безусловно, действовать в рамках российского законодательства, но это укладывается в общее представление. Ограничения здесь какие могут быть? Если они не нарушают закон, то пусть себе работают. По факту того, что они из недружественной страны, ограничивать их будет странно. Мы же на самом деле хотим сделать таким образом, чтобы российские ценности распространялись по всему миру. И постепенно те страны, которые являются недружественными, зарабатывают право стать хотя бы нейтральными. Поэтому думаю, что все будет вот примерно в таком общем, что ли, формате, но без привилегий каких бы то ни было.
Могла ли быть одним из условий возвращения локализация производства? Конечно! Разумеется, и это очень правильно. Например, существуют так называемые офсетные контракты, которые предполагают вот такого рода локализацию. И это действительно очень важно. Потому что чем больше добавленной стоимости на территории страны производится, тем больше качественных рабочих мест, тем шире налоговая база и так далее. Поэтому такое условие могло быть.
Можно ли сказать, что возвращение Ariston — это первая ласточка и скоро начнут другие возвращаться? Обычно говорят, что первая ласточка еще не делает весны. Тем не менее то, что этот процесс будет ускоряться… Очень многие иностранные компании уходили «со слезами на глазах» просто из-за того, что их заставляли. Поэтому многие будут готовы вернуться, и мы этот процесс, конечно, увидим. Мне кажется, сейчас и американский бизнес будет думать, каким образом ему возвращаться в Россию с учетом изменившихся взаимоотношений на политическом уровне.
Нам просто нужно, как мне кажется, исключить практику предоставления эксклюзивных преференций иностранным партнерам. Этого быть не должно.
Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:
— История там была следующая: российский филиал был изъят, передан структуре «Газпрома», но буквально только что его вернули обратно. То есть имущественная история вроде бы на данный момент устаканилась. Цель [итальянской] компании понятна: они хотят на российском рынке деньги зарабатывать. Это может происходить разными способами. Ariston выпускает отопительную технику. Ее можно продавать разными способами. Можно производить ее за границей и завозить сюда, а можно здесь разворачивать производственные мощности с разной степенью локализации.
С них станется вести работу именно по первому варианту. Почему бы и нет? Рынок сбыта открыт: «Мы сюда будем возить свои котлы», — и прочее оборудование. Дело в том, что Россия в последние несколько месяцев развернула очень серьезную активность по национализации иностранных активов. В 2023 году владелец компании «Интеррос», миллиардер Владимир Потанин публично сказал, мол, наши иностранные инвесторы оставили нам столько всего, что только подбирай. И, естественно, западные компании сделали свои выводы.
Скорее всего, в обозримом будущем они сюда с крупными инвестициями заходить не станут. Открыть торговое представительство, завести готовую продукцию на склад — да, пожалуйста. А вот насчет развертывания производственных предприятий они еще хорошо подумают, потому что права собственности не чтят. Я думаю, что в целом работа будет идти в рамках завоза готовой продукции. Полноценные производства иностранные компании здесь не будут открывать еще длительное время. Первое время они откроют какие-то представительства, филиалы, чтобы продавать готовую продукцию. И, я думаю, это первое время продлится довольно долго — не полгода и не год.
Это единичный случай или сейчас и другие компании последуют примеру? Я думаю, что, может быть, и потекут. Это такая первая ласточка. И в Европе [другие компании] сейчас задумаются: «А я рыжий, что ли?» Эти, мол, будут на русских зарабатывать, а что нам мешает? Конечно, сохраняются санкции и так далее. Поэтому начнется работа с Европарламентом, Еврокомиссией, включится лоббизм. А итальянцы такие в хорошем смысле слова безбашенные. Кроме того, они довольно долго держат фигу в кармане относительно политики Брюсселя и общеевропейских инициатив. Поэтому почему бы и нет?
Российский рынок не то чтобы прямо большой, но он по крайней мере приятный. И в любом случае это дополнительные деньги. Да и они все раньше тут работали. Не надо сравнивать наш рынок с чем-то более крупным, но он все равно значимый. Поэтому сюда, конечно, стремятся.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.