Во сколько обойдется запись татарского эстрадного музыкального бестселлера? Эксперты «БИЗНЕС Online» единогласны в своих подсчетах — 100 тыс. рублей (плюс-минус) за одну песню Во сколько обойдется запись татарского эстрадного музыкального бестселлера? Эксперты «БИЗНЕС Online» единогласны в своих подсчетах — 100 тыс. рублей (плюс-минус) за одну песню Фото: © Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Проблем с песнями нет, сейчас проблема с хитами»

Буквально неделю назад отгремел «Татар җыры» — татарской «Песне года» уже 25 лет. Между тем сама концепция концерта-фестиваля — отмечать не только артистов, но и наиболее яркие хиты, созданные авторами национальной эстрады за последнее время или же ставшие шлягерами на все времена. Что же нужно сделать и к кому обратиться для того, чтобы записать и выпустить песню, которая могла бы претендовать на участие в мероприятии, подобном «Татар җыры»? Этим вопросом и задалась наша редакция.

Так во сколько обойдется запись татарского эстрадного музыкального бестселлера? Эксперты «БИЗНЕС Online» единогласны в своих подсчетах — 100 тыс. рублей (плюс-минус) за одну песню. «Самая дорогая песня примерно в 100 тысяч обходится, если покупаешь аранжировку, мелодию, слова (тут все зависит от самооценки поэта). Наиболее дорогое — аранжировка. Гитара нужна, желательно живая, приглашаешь гитариста — ему надо платить, бэк-вокал и так набирается. Отдельно аренда в студии, плюс запись отдельно, мастеринг», — разложил составляющие записи песни один из собеседников газеты, работающий в индустрии.

«Если бы я не сам писал песни, то платил бы около 100 тысяч за одну, но кто как продает. Проблем с песнями нет, сейчас проблема с хитами, это всех артистов волнует, — рассказывает нашему корреспонденту известный татарский певец. — Мы ведь благодаря хитам всем известными становимся, это позволяет заработать на хлеб. Допустим, у Фирзара-абыя (Фирзар Муртазин — композитор прим. ред.) я взял песню за 15–20 тысяч. Но ведь ее еще надо довести до ума! Ты идешь к аранжировщику, если к хорошему, такому как Марат Мухин, то он попросит минимум 50 тысяч. Бэк-вокал — вызываешь девушку, она тоже бесплатно не придет, ей 5 тысяч даешь, вот тебе и 70–75 тысяч рублей. Запись в студии — еще 10 тысяч, хочешь виолончель — плюс 10 тысяч рублей. Вот тебе и 95 тысяч».

Правда, популярному певцу автор может отдать композицию бесплатно, чтобы пропиариться, продолжает собеседник «БИЗНЕС Online», а вот малоизвестному артисту придется раскошелиться. «У них безвыходное положение, им нужна хорошая песня, — объясняет эксперт. — Авторы песен тоже торгуются, как на рынке. Итоговая сумма за песню здесь от многих факторов зависит: от сложности, качества песни, аранжировки, записи, качества сведения».

Дополнительно к этому, добавляют знающие собеседники, нужны средства для раскрутки трека. Ротация на радио — примерно 30 тыс. в месяц, плюс фотосессия для промо по соцсетям (тут расценки совершенно разные) и т. д. Если артист захочет снять клип, то это еще сотни тысяч рублей (минимальная сумма, по подсчету спикеров, 250–300 тыс. рублей). Получится ли после таких затрат хит? Не факт. «Без кайфа нельзя!» — так объясняет секрет создания популярной песни один из татарских артистов эстрады, причем это состояние должны испытывать и певец, и авторы композиции в процессе работы.

«Пыяла» в мировых чартах, хиты из TikTok и «Тыпырдатып»: 30 главных татарских песен XXI века

Некоторые собеседники газеты считают: чтобы выпустить музыкальный «боевик», надо «брать оптом». «Нужно сразу записывать и выпускать 20 песен. Если гоняться за хитом, работая над одним треком, можно только потратить время и остаться вообще без всего», — предлагает один из экспертов. Но есть ли у татарского певца, даже популярного, возможность разом выложить за 20 треков 2 млн рублей?

Впрочем, популярные артисты на национальной эстраде могут себе такое позволить. Есть несколько источников дохода: концерты, рекламные контракты, стриминговые площадки, корпоративы. При этом, по признанию самих артистов, в процентном соотношении 70–90% заработков наших эстрадников — это концерты (чаще всего те самые клубы в районах), 20–30% — корпоративы, свадьбы. Стриминговые музыкальные сервисы приносят не более 10% денег. А на рекламе могут заработать только артисты с большим количеством подписчиков в соцсетях.

А к примеру, единственный на татарской эстраде, кто всерьез зарабатывает на музыкальных онлайн-сервисах, — это Элвин Грей (Радик Юльякшин), потому что у него есть русскоязычный контент, который приносит ему до 30% доходов. К примеру, один популярный трек на русском языке может принести столько, сколько весь каталог татарских песен, а это больше 300 композиций. «Сольные концерты для Радика больше имиджевые, так как у них высокая себестоимость. На площадках до 500 мест вообще выходит в минус. Стадионные концерты также нерентабельны», — поделился источник газеты.

«Самое дорогое в песне — это аранжировка»

Времена, когда артист становился у микрофона и с ходу вместе с баянистом записывал целый альбом, а все аранжировки делались на синтезаторах, неактуальны уже лет 25, отмечают эксперты татарской эстрадно-музыкальной отрасли.

«Мамонт» индустрии и «главный аранжировщик татарской эстрады» — Марат Мухин «Мамонт» индустрии и «главный аранжировщик татарской эстрады» — Марат Мухин Фото: «БИЗНЕС Online»

Самое дорогое в песне — это аранжировка. Почему? Если провести аналогию с ювелирами, аранжировщики ограняют алмаз (демоверсия песни) до бриллианта — суперхита. Задача специалиста — сделать так, чтобы мелодия, которую исполняет вокалист, прозвучала «наиболее эффектно», подчеркивают спикеры. Грубо говоря, все, что человек слышит в треке, кроме голоса вокалиста, делает аранжировщик: прописывает гармонию, музыкальные ходы, обрабатывает и оформляет мелодию и т. д. Чтобы попасть к некоторым из них, приходится ждать по два-три месяца, настолько плотная у них запись.

В этом деле есть свои столпы. «Мамонт» индустрии и «главный аранжировщик татарской эстрады» — Марат Мухин. Его клиентура — сплошь звезды: Раяз Фасихов, Фирдус Тямаев, Ришат Тухватуллин, Данир Сабиров, Элвин Грей — список можно продолжать долго.

Почти так же часто из уст собеседников газеты звучало имя уроженца Башкортостана Ильдуса Давлянова (псевдоним Davlyan) — певца, аранжировщика и саунд-продюсера (это фактически те, кто «вытеснил» композиторов, но об этом немного позже). К последнему обращаются за более современным звучанием. Периодически Давлянова обвиняют в плагиате: якобы некоторые его композиции слишком сильно похожи на популярные песни из соседних тюркоязычных стран — Азербайджана, Узбекистана, Казахстана. И все же большинство экспертов уверены, что уфимский парень сам по себе «талантище», который понимает, как надо писать музыку. Сейчас Давлянов плотно работает с Ильсией Бадретдиновой, с которой также часто записывает дуэты, но пока не создал для певицы таких же музыкальных «боевиков», на которых «встает зал», как ее покойный супруг Ильфак Шигапов, уровня «Торып бас».

Почти так же часто из уст собеседников газеты звучало имя уроженца Башкортостана Ильдуса Давлянова (псевдоним Davlyan) — певца, аранжировщика и саунд-продюсера Почти так же часто из уст собеседников газеты звучало имя уроженца Башкортостана Ильдуса Давлянова (псевдоним Davlyan) — певца, аранжировщика и саунд-продюсера Фото: социальные сети Ильдуса Давлянова

С Юрием Федоровым «изменяет» Эльмиру Низамову нынче народная артистка РТ Эльмира Калимуллина. Федоров является автором ее русскоязычных хитов — «Обмани», «Опять влюблена», «Скажешь мне да» и т. д. Композитор, саунд-продюсер и «прекрасный пианист» (в один голос говорят наши спикеры) базируется в Зеленодольске, и многие татарские топ-артисты не тушуются ездить к нему за шлягером, простояв в листе ожидания несколько месяцев. Он также сотрудничает с инди-исполнителями лейбла Yummy Music, Ильгизом Шайхразиевым (на трэк «Сөю» обратило внимание федеральное издание «Афиша Daily»), а также с Илюсой Хузиной и т. д. Среди представителей более традиционной татарской эстрады клиенты Федорова — Тямаев, Анвар Нургалеев, Зайнап Фархетдинова и многие другие.

В нашем списке есть и аранжировщики, которые пробуют работать на более молодежную современную аудиторию. «На аудиторию 10–14 лет мы ничего не производим в татарской музыкальной поп-культуре, — сетует один из экспертов. — Есть трек „Тукран“, который поет Марат Яруллин. Да, к песне есть вопросы, но она здорово заходит подросткам. Разве это не круто? Пусть слушают, главное, что песня на татарском языке. Поэтому нам нужны те, кто будет, пусть не намеренно, но работать на подростков».

Среди таких бывший участник поп-дуэта «Эссе», «скромный» (по характеру) аранжировщик, гитарист Нияз Валиев. Он пишет «вкусно», модно, современно, отзываются о нем наши собеседники. Сегодняшняя популярность Марата Яруллина во многом заслуга «бомбических» треков Валиева. Например, вирусный трек «Исерек сөюемнән» Яруллина с Сабировым. При этом Валиев давно в профессии, у него серьезный послужной список песен, в творческой копилке аранжировщика «Гомер үтә» и «Ялгыз торна» Тямаева, «Чакыр гына мине» Рината Рахматуллина, «Кузләреңдә сөю күрдем» Альберта Валиуллина.

Расим Фасихов, младший брат популярного татарского певца Раяза Фасихова, тоже представитель современного звучания татарской лирики. Ему можно ставить невыполнимые на первый взгляд задачи, отзываются о нем эксперты. Например, переиначить старый татарский хит, добавить в него элементы хауса (жанр электронной музыки), сделать его другим, но оставить узнаваемым, татарским. Некоторые из наших собеседников недоумевают, почему Фасихов-младший еще не суперзвезда, и уверены, что если бы он работал в Москве, то уже бы давно стал «крутым». Возможно, добавляют они, татары еще не готовы к песням «в стиле Адель» (популярная британская исполнительницаприм. ред.).

Кстати, «башкирский Джастин Бибер» Элвин Грей сам работает над звучаниями свои треков, собственно, с аранжировки он и начал свой музыкальный путь. Тогда он жил в Москве, а потом встретил в столице продюсера и запел сам. И вообще, это одна из тенденций современной эпохи, когда многие известные артисты сами пишут песни и самостоятельно работают над их записью. То ли экономят, то ли талантливый человек талантлив во всем.

Если речь об эстрадной музыке, претендующей на высокое качество, красивой, проникновенной, — это к Эльмиру Низамову Если речь об эстрадной музыке, претендующей на высокое качество, красивой, проникновенной, — это к Эльмиру Низамову Фото: «БИЗНЕС Online»

Авторы «Син минем җанымның яртысы» Галимова и «Туган көн» Салавата

Композитор в целом изжившее себя ремесло: что на татарской, что на русской эстраде их заменили на сонграйтеров, объясняют некоторые спикеры «БИЗНЕС Online». Если переводить буквально с английского, «сонграйтер» (songwriter) — «автор песни». «Современный композитор — это только носитель идеи, который приносит мелодию для доработки аранжировщику. Это раньше были композиторы типа Исаака Дунаевского, который сразу прописывал партитуру произведения, то, в какой ее части вступает тот или иной инструмент», — поделился мнением один из представителей индустрии.

Но есть исключения. Если речь об эстрадной музыке, претендующей на высокое качество, красивой, проникновенной, — это к Эльмиру Низамову. Его исключительность, подчеркивают собеседники газеты, понятна, все-таки Низамов — профессионал с консерваторским образованием, чей талант не ограничивается классикой. Правда, чтобы заказать у него песню, исполнитель сам должен… «иметь вкус». Почему? Эксперты отмечают, что Низамов очень избирательно относится к тем, кому «подарит» свою песню. Он не про «написать и продать», а про то, чтобы его песня жила много лет. Часто работает с современной поэтессой Резедой Губаевой, вместе с которой, например, написал «Татлы газап», «Мәхәббәт», «Мин юк!» — диям, сугышка!», «Син минем» и т. д. Конечно, один из главных песенных соавторов композитора и аксакал Ренат Харис.

Пророк из Чистополя, отец «Шурале» и «непрофессионал» Сайдашев: топ-30 композиторов в истории Татарстана

Самым плодовитым композитором называют Оскара Усманова — представителя «мощной» музыкальной династии, чей отец Вадим Усманов много лет работал с легендарным Ильгамом Шакировым. Особенно ярким в творчестве Усманова-младшего был период работы с татарским поэтом Робертом Миннуллиным, уже ушедшим из жизни. В тандеме с ним родились такие бессмертные «боевики», как «Мәхәббәт шушыдыр», «Гомерләр үтә», «Буран дулый», «Каеннар» и т. д.

Усманов — автор многих хитов Гузель Уразовой, с которым она записала дебютный альбом с суперхитом «Тимәсен тик кузләрем». Ну и, конечно, «Син минем җанымның яртысы» — эта песня сделала мегазвездой Айдара Галимова. Сейчас, говорят спикеры, Оскар Вадимович, кажется, находится в некотором творческом кризисе, давно не выдавал шлягеров, тем не менее за последние несколько лет его песни переживают новую волну популярности — во многом благодаря Элвину Грею, который к его трекам «создает современные аранжировки и успешно продает зрителю». В их числе уже упомянутые творения Усманова с Миннуллиным.

Фирзар Муртазин сам когда-то был очень популярным исполнителем Фирзар Муртазин сам когда-то был очень популярным исполнителем Фото: «БИЗНЕС Online»

Фирзар Муртазин сам когда-то был очень популярным исполнителем, собиравшим стадионы, но композиторская жилка перевесила, и он подарил татарскому миру такие эстрадные «саундтреки», как «Туган көн» в исполнении Салавата Фатхетдинова, «Бер генә минутка», которую пела Хамдуна Тимергалиева, «Җанымда яз булып кал әле», «Гомер ике килми», «Кайда син бәхет?». За релизом придется поехать в Буинск, где живет Муртазин.

Заслуженный артист нашей республики Айдар Тимербаев — хитмейкер татарских звезд первого эшелона. В обойме Тимербаева более 600 популярных композиций, такие как «Кагылма кеше ярына», «Парлы ялгызлар» в исполнении Вадима Захарова, многие хиты Бадретдиновой — «Ах, бу язлар», «Камыш әйтә», песня «Китсәң кит» в исполнении Рифата Зарипова, «Яшьлегемне сагынам», «Кайларда оң сез, дусларым», «Бар икән күрәселәр», «Туган йорт», «Югалган мәхәббәт», «Әти җитми икән бу җанга» в исполнении Салавата. Кстати, Тимербаев и сам поет и выступает.

В обойме Айдара Тимербаева более 600 популярных композиций В обойме Айдара Тимербаева более 600 популярных композиций Фото: «БИЗНЕС Online»

Композитор, продюсер Гузелия (Гузелия Шарафутдинова) поет сама и пишет хит за хитом для коллег: Галимова, Яруллина, Ильнара Миранова, Ришата Тухватуллина, завсегдатаев правительственных торжеств, девичьей группы «Ямьле» и т. д. Визитная карточка композитора — эту песню она сама и поет — гимн татарских свадеб «Югалтасым килми», у которого почти 800 тыс. просмотров на YouTube. Кстати, именно на ее концерте в 2015 году состоялся первый выход на казанскую сцену Элвина Грея — вместе они исполнили песню «Яныңа агылам». В последние 8 лет Гузелия активно работает с автором Эльвирой Ахметовой, с которой они написали более 120 песен для известных певцов татарской и башкирской эстрады. Бо́льшая часть треков стали хитами.

Композитор, продюсер Гузелия (Гузелия Шарафутдинова) поет сама и пишет хит за хитом для коллег Композитор, продюсер Гузелия (Гузелия Шарафутдинова) поет сама и пишет хит за хитом для коллег Фото: социальные сети Гузелии Шарафутдиновой

Отметили как композитора и популярную певицу Ильмиру Нагимову. Да, это «поп-история», но она умеет писать красивую музыку, подчеркнули наши собеседники.

Композитор и певец Марат Галимов работает с самыми голосистыми татарскими исполнителями, такими как Артур Исламов и Филюс Кагиров, с которым он прошлой осенью выпустил песню «Горур яшә, Татарстаным». Один из последних его хитов — «Акырма» в исполнении Тямаева. Песня получилась в стиле раннего «Ленинграда» (речь исключительно о музыке) с легкой примесью шансона, а в сочетании с голосом Тямаева с фирменной хрипотцой вышла необычной. Так что за смелыми экспериментами можно обращаться к Галимову.

Композитор и певец Марат Галимов (слева) работает с самыми голосистыми татарскими исполнителями, такими как Артур Исламов и Филюс Кагиров (справа) Композитор и певец Марат Галимов (слева) работает с самыми голосистыми татарскими исполнителями, такими как Артур Исламов и Филюс Кагиров (справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

Как поговаривают в композиторской тусовке, еще один звездный артист Тухватуллин тоже пишет музыку, но скрывает это, говорит, что это делает его мама. А вот Тямаев не стесняется того, что множество мелодий к своим песням написал лично.

Эльвира Сафина часто работает в тандеме с композитором Гузелией. Именно ее трек «Красивая/Хороший» рассорил на время Уразову и Элвина Грея Именно трек Эльвиры Сафиной «Красивая/Хороший» рассорил на время Уразову и Элвина Грея Фото: социальные сети Эльвиры Сафиной

Поэт из «глухой деревни» и автор хитов Салавата

Самая многочисленная творческая группа на татарской музыкальной сцене — поэты-песенники. Конечно, у нас есть Харис, Зульфат Хаким, уже ушедшие от нас Миннуллин, Шигапов и Разиль Валеев, а также другие поэты, создавшие «драгоценную» базу татарских песен. Но, кроме них, имеются другие, более попсовые (в хорошем смысле) сочинители припевов и куплетов.

Среди таких эксперты выделили кандидата филологических наук Эльвиру Сафину. Именно ее трек «Красивая/Хороший» рассорил на время Уразову и Элвина Грея. Среди клиентов Сафиной самые-самые татарские исполнители.

Все «барсовские генеральщики» (главные артисты «Барс Медиа») поют песни Гульфии Шакировой, автора из «глухой деревни». Она, если верить ее соцсетям, написала более 3 тыс. песен, в том числе для Нургалиева, Иркэ («Кил, кил»), Яруллина («Кышкы роза»), Тямаева, Кагирова и других не раз сегодня упомянутых селебрити, но часто сотрудничает и с молодыми начинающими артистами.

Айдар Минхажев работает в «бомбическом» дуэте с композитором Тимербаевым, о котором мы уже рассказали. Вместе они создали треки Салавату, такие как «Матур итеп яшик», «Әткәй каешы», Тухватуллину он написал стихи к прошлогоднему хиту «Төтеннәр». Его эксперты выделили за мастерское владение словом и интересный выбор тем для композиций.

Хит Радика Юльякшина «Роза» с миллионными просмотрами и прослушиваниями именно ее [Анны Поповой] «пера», да и в целом она работает с ним уже много лет Хит Юльякшина «Роза» с миллионными просмотрами и прослушиваниями именно ее [Анны Поповой] пера, да и в целом она работает с ним уже много лет Фото: социальные сети Анны Поповой

Поэтесса и практикующий юрист «с 15-летним стажем» Анна Попова сейчас активно работает в паре с композитором Усмановым. Например, хит Юльякшина «Роза» с миллионными просмотрами и прослушиваниями именно ее пера, да и в целом она работает с ним уже много лет. Еще в 2017-м выходил их совместный танцевальный трек «Джаннури». Одна из последних любопытных работ Поповой — песня «Сиңа» («Тебе»), музыку к которой написала Гульнара Тимербулатова, дочь покойного татарского композитора Шамиля Тимербулатова. Композиция стала первым релизом Дины Гариповой за четыре года.

Также среди текстовиков неоднократно звучали имена поэтессы Гилюси Шахбан, Сакины Хайруллиной, которая написала «Ялгыз торна» — хит Тямаева.

***

Предлагаем читателям «БИЗНЕС Online» также поучаствовать в создании «пантеона» современной татарской эстрады и рассказать в комментариях, кого из нынешних композиторов и поэтов-песенников вы считаете лучшими.