В год 80‑летия атомпрома вышел новый сериал Нурбека Эгена «Атом», в котором команда советских ученых в секретной лаборатории разрабатывает ядерное оружие, чтобы предотвратить уничтожение СССР американскими атомными бомбами. Создатели масштабной картины покопались в рассекреченных архивах и воспроизвели исторические события, добавив в ретродраму щепотку шпионских страстей, личных перипетий и политических игр. В картине можно увидеть фигуры Лаврентия Берии и отца советской атомной бомбы Игоря Курчатова, лондонские панорамы как фон для разведывательной миссии физика Кати и неумолимую работу ученых, от которых зависит будущее страны. Новинку оценил и «БИЗНЕС Online».
1. О чем сериал
1943 год. В разгар войны Советский Союз начинает разработку ядерного оружия, чтобы угнаться за Великобританией и США и восстановить ядерное равновесие в мире. Министр внутренних дел СССР Лаврентий Берия поручает своему заму Всеволоду Замятину собрать команду ученых и спроектировать в сжатые сроки первую советскую атомную бомбу. Так начинает работу секретная лаборатория № 2 с лучшими умами страны и Игорем Курчатовым во главе научного штаба. Ради грандиозной цели Замятин даже выдергивает с фронта физика Фролова, которому несколькими годами ранее удалось открыть спонтанное деление ядра, и добивается возвращения из ссылки в Казахстане радиохимика Карповой. Параллельно с основным повествованием советская разведка в лице агента Екатерины Лазаревой добывает необходимую для проекта научную информацию за рубежом.
2. Оригинальность и актуальность истории
На закате 2024 года вышел «Мирный атом» — дебютный мини-сериал Юрия Ярушникова, который тоже рассказывает о российских исследователях, совершивших революцию в ядерной энергетике, но совсем не претендует на достоверность, поскольку основан лишь на художественном вымысле. На фоне детективного триллера, наполненного шпионскими страстями и подпольными политическими интригами, нынешний «Атом» смотрится куда выигрышнее. Ретродрама разбавляет «научность» захватывающими эпизодами с советской разведчицей, романтической линией и личными драмами, но не смещает на них весь акцент, оставляя в центре внимания работу ученых.
«Ядерная» тема в целом для российского кино не нова (взять даже «Бомбу» 2020 года, где советские физики создали первую в СССР атомную бомбу), но актуальна по-прежнему. Да и в целом картины о легендарных научных разработках, за которыми стоят громкие (а порой не очень, отчего становится даже интереснее) имена ученых с драматической судьбой, нередко появляются на больших экранах. «Игры разума» (2001), «Игра в имитацию» (2014), «Девять дней одного года» (1962), «Тэмпл Грандин» (2010) — перечислять можно бесконечно долго. А все потому, что кинематографу с его художественным языком под силу рассказать зрителям о великих открытиях и превратить сложный для восприятия научный мир в историю обычных людей, которые неумолимо разбирали дебри формул и раз за разом ставили эксперименты — удачные или не совсем. Из последних громких кинопремьер стоит выделить в особенности обладателя 7 премий «Оскар» «Оппенгеймера» Кристофера Нолана (2023) о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере. В нашем «Атоме» Юрий Чурсин, как и исполнитель главной роли в голливудскиом блокбастере Киллиан Мерфи, неизменно носит шляпу.
Диалоги, надо отдать должное, прописаны хорошо. Реплики живые и индивидуальные, под стать времени, и личные драмы персонажей выглядят в общей картине вполне уместно
3. Драматургия и диалоги
Первые минуты напоминают чисто документальный фильм. Качественная инфографика и завораживающий голос Алексея Гуськова, который играет одну из главных ролей в фильме, вводят зрителей в курс дела. Он сообщает, что СССР после войны ждет серьезная угроза — уже к началу 1950-х благодаря новому оружию американцы планировали сбросить атомные бомбы на советские города. И в этом фильме расскажут историю людей, которые боролись за восстановление ядерного равновесия. Затем начинается сам сюжет — предвоенный 1940-й, группа молодых ученых под руководством Курчатова совершает открытие: спонтанное деление ядра урана. Чтобы подтвердить научный прорыв, им даже разрешили провести эксперимент на московской станции метро «Динамо». Однако руководство сворачивает атомный проект, отдавая приоритет другим направлениям. Следом зрителей переносят в разгар войны, потом показывают разговор Берии с Курчатовым, сцены с разведчицей, брошенного на передовую физика Фролова, и так короткие мазки наслаиваются друг на друга, собираясь в цельный сюжет. Динамичное повествование, казалось бы, не должно дать волю скуке, но в процессе просмотра сцены будто существуют разрозненно и лишь к концу первой серии складываются в единый пазл.
Ко всему этому добавляется шквал научной лексики, которую не под силу одолеть обывателю. Пока ученые спорят на своем языке, хочется слегка перемотать или как минимум отвлечься на интерьер или костюмы. Но диалоги, надо отдать должное, прописаны хорошо. Реплики живые и индивидуальные, под стать времени, и личные драмы персонажей выглядят в общей картине вполне уместно. По ходу развития действия в последующих сериях уже не столь сложно вникнуть в сюжет — добавляются все новые и новые детали, и это подстегивает интерес.
4. Авторы сериала
Режиссер Нурбек Эген мастерски снимает сериальные проекты, в его багаже работ 4-й сезон «Мажора» (2022), 2-й сезон «Контакта» (2023), «Самка богомола» (2021), «Алиби» (2018) и пр. Но на этот раз вместо детективных триллеров и трагикомедий он берется за ретродраму. В общих интерьерах и интригующих штрихах, навешанных на основной сюжет, угадывается рука Эгена. Например, шпионская линия Кати – Ирен Адлер напоминает другой его проект — «Шерлок в России» (2020).
Елена Дюффорт дебютировала как сценарист — ранее она сидела только за продюсерским креслом. Лариса Степанова, напротив, уже «на опыте». Что-то приближенное к ретродраме было в байопике «Фурцева. Легенда о Екатерине» (2011) о простой ткачихе, ставшей министром культуры, к которому она писала сценарий.
5. Звезды каста
Актерский состав проекта приятно удивляет. Генпродюсер картины Гуськов исполняет одну из главных и, вероятно, самых сложных ролей — куратора от НКВД Замятина. На экране он выглядит более чем убедительно, внося с собой в кадр дух советской эпохи. Роль Курчатова взял на себя Чурсин. Похожий даже внешне, он отыграл отца советской атомной бомбы как истинного специалиста и чуткого наставника для всей команды. Илья Малаков воплощает многогранную роль дерзкого ученого и пережившего тяготы войны фронтовика. Кроме того, именно он озвучивает сильную мысль, недопустимую во времена Советского Союза, — у науки нет родины и ее открытия — общие. Женские образы не «украшают» сюжет, а смелыми шагами устремляются в самую гущу событий. Ольга Сутулова смогла изобразить одновременно сильную женщину, переживающую личную драму, и талантливого радиохимика. А неотразимая Аня Чиповская балансирует в роли роковой «шпионки», чем-то смахивающей на бибисишную Ирен Адлер, и отважной советской разведчицы.
6. Картинка
Лондонские панорамы иногда выглядят несколько картонными, но это, пожалуй, единственный минус визуала. Атмосфера времени изображена предельно точно и живописно. Обилие деревянной мебели, коричневая доска, испещренная физическими формулами, изысканный ресторан «Арагви», потрепанные здания, домашние интерьеры — все это передает советский дух. Картинка насыщенная, но не перегруженная, всегда есть, «чем дышать» взгляду и за что зацепиться.
Опытный оператор Федор Стручев собирает мелкие штрихи сюжета в рельефные кадры, не злоупотребляя крупными планами, но подсвечивая каждого персонажа. Отдельную благодарность стоит выразить команде художников (Владислав Серебренников, Екатерина Невейницына, Дарья Терехова) за костюмы и грим. Экстравагантные образы агента Екатерины Лазаревой и жены Замятина ярким пятном разбавляют серость, в то же время костюмы ученых с легким оттенком небрежности дополняют обстановку лаборатории, где лучшие умы корпят над созданием атомной бомбы.
7. Что говорит критика
Первыми зрителями стали ветераны и специалисты атомной отрасли в нижегородском Сарове, где была создана советская атомная бомба. Создатели сериала были готовы к критике, однако картину встретили овациями. Гуськов на премьере заметил, что атомщики — люди, привыкшие к огромной ответственности, и они не могут позволить себе права на ошибку, а поэтому с такой же требовательностью относятся и к другим.
Критики, которые отозвались на новый проект о ядерной гонке, в основном тоже положительно оценили фильм. «Складывающаяся в „Атоме“ панорама, конечно, в первую очередь призвана быть увлекательной и живописно, эффектно снятой — и только потом заставлять зрителя задумываться о тонкостях геополитических перипетий начала 1940-х и этической стороне военных экспериментов с атомом, — считает Евгений Шульгин (Lenta.ru). — Но, к чести создателей сериала, совсем эти вопросы они не игнорируют, тем более что в этом плане большая история на их стороне: догнать, а во многом и перегнать Америку советские ученые смогли, но, в отличие от американцев, их страшное изобретение с военными целями ни разу не использовалось. И „Атом“ достаточно убедительно дает понять, что для всех будет лучше, если оно не пригодится никому и никогда».
Изобразить «большую историю» в художественном фильме — задача не из легких, однако авторы проекта, очевидно, брали пример со своих героев. «Это был масштабный проект, показать который даже в сериальном формате практически невозможно — разве что использовать жанр документальной драмы с обильным цитированием документов и кадрами из старой хроники, — рассуждает Игорь Карев („Аргументы и Факты“). — Создатели „Атома“ пошли по более простому пути — оставив в неприкосновенности личность отца советской бомбы Курчатова, они окружили его почти что выдуманными персонажами, у каждого из которых есть собственная драма. Это, конечно, истинно сериальный подход, но в данном случае он срабатывает на все 100 процентов».
Маша Токмашева («Кино-Театр.ру») более критично отзывается о картине. «Чаще всего в „Атоме“ спрашивают: „Вы знаете, что это значит?“ Это и впрямь ключевой вопрос проекта. Продуманного до технических мелочей, отлично срежисированного и разыгранного талантливым ансамблем, но упирающегося исключительно в физику, совсем без лирики. Изобрести атомную бомбу после сериала, конечно, невозможно, но и понять, насколько это открытие было радикально для обычных людей, — тоже», — подчеркивает она.
8. Какому зрителю адресована картина
Сериал адресован не только знатокам ядерной физики, но и обычным ценителям качественного исторического кино, отвечающего законам документалистики. Оценят картину и поклонники фильмов о легендарных ученых, чьи научные разработки призваны спасти мир. Хотя аудитория у «Атома» скорее более взрослая в силу тематики, внимание молодежи вполне смогут удержать шпионские интриги, жизненные перипетии советских ученых и драматическая любовная линия между агентом Катей и дерзким физиком Фроловым.
9. Где смотреть сериал и его продолжительность
Приоткрыть для себя мир ядерной физики можно на платформе медиахолдинга ВГТРК «Смотрим». Премьера сериала состоялась на онлайн-сервисе 27 февраля, сейчас подписчикам уже доступны все 8 серий фильма. По телевизору картину покажут в эфире телеканала «Россия» позже. В среднем эпизод длится около 45 минут, и за несколько вечеров вполне можно осилить историческую драму, хотя особо любопытным придется отвлекаться на «загугливание» научных терминов.
10. Оценка «БИЗНЕС Online»
8 баллов из 10 возможных. Несмотря на некоторую «скомканность» первых серий, картину определенно стоит посмотреть, чтобы проникнуться столь важной для страны темой и прочесть ранее запечатанные государственной тайной страницы. Например, сцены с разведчиками сняты благодаря рассекреченным архивам. И хотя авторы проекта называют сериал вольной интерпретацией событий, высокий уровень достоверности налицо — не зря обращались за консультациями к атомщикам и историкам для восстановления хронологии и создания образов. Практически у всех главных героев существовал реальный прототип, актеры приходили в лаборатории, чтобы впоследствии повторить жесты и манеру общения научных сотрудников, а детали лабораторного оборудования были воссозданы по чертежам 1940-х.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.