В России с 1 мая может измениться система расчета утильсбора для автомобилей, ввезенных из ЕАЭС. В результате подержанные машины премиум-класса подорожают в среднем на 25%, а серые схемы растаможки в Беларуси и Киргизии станут невыгодными. С проектом постановления правительства РФ, подготовленного минпромторгом, ознакомились «Известия».

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Как пояснил эксперт по подбору машин Роман Трофимов, подсчет платежей при ввозе авто в Россию резко усложнится. Владельцу придется доказывать цену машины, а также предоставить не только договор купли-продажи, но и счета-фактуры, таможенные декларации, транспортные накладные и др. Если итоговые затраты на авто не совпадут с перечнем цен на машины, которые публикует минпромторг, то владельца обяжут компенсировать разницу.

По словам дилеров, при отсутствии документов сумма утильсбора превысит 60% от средней стоимости машины. В среднем цена на импортируемые б/у машины в премиум-сегменте может увеличиться на 20–25%. «Трехлетняя машина BMW, которую раньше привозили из Беларуси примерно за 4 миллиона рублей, подорожает на 1 миллион», — отметил Трофимов.

В федеральной таможенной службе пояснили, что, несмотря на единые пошлины для членов ЕАЭС, при расчете таможенного платежа имеются различия из-за НДС. По этой причине цены на растаможку в Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстане немного отличаются. Впервые выровнять таможенные платежи за счет утильсбора в РФ пытались в апреле 2024 года, рассказал эксперт по автобизнесу «АвтоСпецЦентра» Артем Самородов. Тогда власти скорректировали разницу в НДС и в акцизах, однако поставщики нашли лазейки в Киргизии и Беларуси.

Так, в Беларуси есть скидка в 50% на машины для льготных категорий граждан. По словам Трофимова, продавцы платят им $1—3,5 тыс. за помощь в оформлении машин для клиентов из РФ. В Киргизии же для растаможки используют таможенно-приходной ордер, где указываются заниженные цены на импортируемые машины. Например, BMW за $65 тыс. вписывают в ТПО по цене $20 тысяч. При этом документ считается подлинным и признается властями Киргизии.

Директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх пояснил, что из-за серых схем рынок наполнен автомобилями с заниженной ценой, что вводит в заблуждение клиентов. При этом он отметил, что закрытие таких каналов поставок автомобилей из Киргизии и Беларуси приведет к росту цен.

Напомним, 1 октября прошлого года в России вступила в силу новая шкала утилизационного сбора, где ставка была увеличена на 70–85%. Предполагается, что ежегодно, вплоть до 2030-го, данный показатель будет подниматься. Для автомобилей с двигателем менее 2 л утильсбор вырастет примерно на 250 тыс. рублей, 2–3 л — более чем на 700 тыс., 3–3,5 л — более чем на 800 тыс. рублей.