460-зал.jpg
Парламентарии обсудили патентное налогообложение, озадачились проблемой, вызванной отменой перекрестного субсидирования, возмущались низким прожиточным минимумом...

«ГЛАВНОЕ - НЕ УМЕНЬШИТЬ, А НЕ УВЕЛИЧИТЬ»

При обсуждении проекта закона «О введении на территории РТ патентной системы налогообложения» парламентарии заметно оживились. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин рассказал им, что патентная система вводится в России с 1 января 2013 года как добровольная (до 2018 года) альтернатива налогу на вмененный доход. Патентная система уже работает в Татарстане в составе упрощенной системы налогообложения, но с 2013 года она будет осуществляться отдельно. Законом определены размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями (ИП) годового дохода, который будет являться основой для начисления патентного платежа. Этот размер зависит от территории: в Казани он выше (город с населением более 1 млн. человек), в остальных городах и районах РТ он един и, как правило, значительно ниже, чем в столице.

Законопроект вызвал у депутатов массу вопросов. К примеру, Николай Рыбушкин спросил у министра финансов: сколько планируется получить в бюджет в результате введения патентного налогообложения, и не повлечет ли его введение сокращение числа ИП? «Не ляжет ли это на них дополнительным бременем? Малый и средний бизнес сокращаются, сейчас еще и это начнется...» - с беспокойством заявил Рыбушкин.

"Те, кто сегодня работают по патенту, они как работали, так и работать будут, их не ущемляют. А те, кто на «вмененке», они до 2018 могут продолжать работать по этой системе налогообложения, это добровольно", - сообщил Гайзатуллин.

«Вы рассчитываете на увеличение доходов за счет перехода к патентной системе?» - еще раз уточнил спикер парламента Фарид Мухаметшин.

460-РіРѕСЃ2.jpg
Фарид Мухаметшин: «Снимая с предприятий часть нагрузки, мы вправе ожидать увеличения их прибыли. А это дополнительные налоги в бюджет»

"Задачей, которую мы отработали с муниципалитетами, было поставлено именно не уменьшение, а не увеличение, - ответил министр финансов.

Председатель бюджетного комитета Госсовета РТ Мурад Гадыльшин рекомендовал принять законопроект, отозвавшись о нем, как о «прогрессивном» нормативном акте, который до 2018 года дает ИП право выбора, да к тому же, по его словам, перемены коснутся весьма малого числа предпринимателей.

"В целом правительство заинтересовано в том, чтобы отношение к малому и среднему бизнесу, предпринимательству было положительным. Надеюсь, что принятие такого закона расширяет возможности предпринимателей. Не ставится однобокая задача только отбирать и пополнять бюджеты разных уровней", - подвел итог Мухаметшин, после чего депутаты единогласно приняли законопроект сразу в первом и в окончательном чтениях.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» заглянул в текст закона. Как выяснилось, максимальный доход для получения патента, к примеру, для швейной мастерской в Казани определен в 5 млн. рублей, в районах – 1 млн. рублей. Такие же ставки у парикмахерских, химчисток, фотоателье, ветеринарных клиник и репетиторов. Самый большой - по 10 млн. рублей - максимальный доход установлен для ИП, занимающихся сдачей в аренду жилых и нежилых помещений, а также розничной торговлей и оказанием услуг по общественному питанию.

По данным минфина РТ, сейчас патентной системой в РТ пользуются 2,3 тыс. предпринимателей. В Татарстане число ИП, пользующихся «вмененкой», – 69 тысяч. Доходы от поступления налогов от ИП сейчас составляют порядка 4,6 - 5 млрд. рублей в год или 3,5 - 4% бюджета РТ. Доходы от патентной системы налогообложения будут полностью поступать в местные бюджеты.

БОГАТЫЕ ПО СЧЕТАМ НЕ ПЛАТЯТ

Другой важной темой для обсуждения в рамках правительственного часа стала ликвидация перекрестного субсидирования и поддержка малообеспеченного населения. Премьер-министр Ильдар Халиков даже поинтересовался у Мухаметшина, когда депутаты будут рассматривать этот вопрос, хотел присутствовать лично. Но регламент всех устроил, правительственный час переносить не пришлось.

Перед депутатами выступил глава минтруда Айрат Шафигуллин. Газета «БИЗНЕС Online» подробно писала о соцподдержке населения, повторять слова министра не будем. Напомним лишь, что с 1 сентября в республике отменена система перекрестного субсидирования, а в понедельник в органах соцзащиты начался прием граждан, претендующих на получение компенсации. За два дня обратились 1,9 тыс. человек, из них 1,7 тыс. субсидия назначена.

На получение компенсации могут рассчитывать те жители РТ, чей семейный среднедушевой доход не превышает 30 тыс. рублей. Тем, у кого доход больше, субсидии не полагаются. Если доход на одного члена семьи не превышает 10 тыс. рублей, граждане имеют право на полное возмещение.

Министра вопросами атаковали и по традиции активные (иногда излишне) в обсуждении соцвопросов коммунисты (их лидер Хафиз Миргалимов даже признался: «Все ясно, и в то же время ничего не ясно») и единороссы. Депутат из «красной» фракции Рафаил Нурутдинов поинтересовался общим объемом выделяемых средств. Шафигуллин пояснил, что точный размер субсидии будет вычисляться после того, как население получит платежки за услуги ЖКХ за сентябрь. Но средний размер субсидии составляет 897 рублей.

460-РіРѕСЃ.jpg
Хафиз Миргалимов не видит прозрачности в вопросе поддержки малообеспеченного населения

«Ликвидация «перекрестки» означает, что бизнес должен выиграть. Как для него изменятся тарифы?» - поинтересовался единоросс Марат Галеев. Министр труда, занятости и соцзащиты ответил в том духе, что точных данных по предприятиям у него нет, да и не его сфера ответственности.

Тогда Илсур Сафиуллин решил подойти с другого бока и призвал предприятия, которые освобождаются от субсидирования, поспособствовать увеличению зарплаты малоимущим.

«На какие отрасли мы должны повлиять, чтобы получающих субсидии стало меньше?» - спросил он.

Глава минтруда пообещал сделать расчеты. Возможно, эти вопросы следовало бы адресовать в промышленный, экономический или финансовый сектор правительства?

«Не ожидаете ли рост неплатежей из-за ликвидации перекрестка?» - спросил Марат Хайруллин.

Оказалось, что в общей массе задолженности по ЖКХ малообеспеченные имеют мизерный процент, а львиная доля долгов скапливается у тех, кто может вполне платить, но почему-то вовремя этого не делает.

«Малообеспеченные платят регулярно, тем более от этого зависит получение субсидии», - пояснил глава минтруда.

Точку поставил Мухаметшин: «Снимая с предприятий часть нагрузки, мы вправе ожидать увеличения их прибыли. А это дополнительные налоги в бюджет».

МИНИМАЛЬНЫЙ ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Рассмотрели вчера депутаты и законопроект «Об установлении на 2013 год величины прожиточного минимума пенсионера в РТ». Предлагается определить его на следующий год в размере 4,7 тыс. рублей, что на 500 рублей больше, чем в этом году. Столь невысокое повышение вызвало некоторое возмущение у парламентариев.

Артем Прокофьев (фракция КПРФ) заявил, что данный показатель в экономически развитом Татарстане является одним из самых низких в ПФО. В Самарской области прожиточный минимум равен 5,8 тыс. рублей, в Башкортостане – 5,6 тыс. рублей.

«Как такое может быть?» - напрямую спросил Прокофьев.

Первый замминистра экономики РТ Сария Сиразиева, представляющая законопроект, пояснила, что минимум вычисляется с учетом прогноза цен на товары и услуги из потребительской корзины. А в перечисленных регионах индекс цен выше, чем в республике.

В итоге депутаты проголосовали за законопроект в первом чтении. Впрочем, едва ли прожиточный минимум существенно изменится и к третьему чтению.