Завтра, 14 февраля, в широкий прокат выходит «Пророк. История Александра Пушкина», фильм, который рассказывает биографию поэта в свежем прочтении. «Пушкин сам по себе очень зажигательный. Когда думаешь о нем, лично у меня в голову приходят в первую очередь мысли о красном цвете, каких-то искрах, шампанском», — говорил режиссер Феликс Умаров о своем мюзикле на предпоказе в Казани. Среди первых зрителей оказался и корреспондент «БИЗНЕС Online». О том, смог ли немногословный Юра Борисов перевоплотиться в гения русской литературы, зачем поэт читал рэп вместо стихов и как актеры играли в карты с духом Пушкина, — в нашем материале.
Пушкина в байопике сыграл российский номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус» этого года Юра Борисов
Номинант на «Оскар» и красные розы от Пушкина в московском метро
Стоит ли напрячься «Чебурашке», самому кассовому российскому фильму в новейшей истории? Это один из вопросов, которые возникают в связи с премьерой в Валентинов день (в нарушение традиции выхода киноновинок по четвергам) картины Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина». Первый тизер проекта появился еще в марте 2024 года и сразу же привлек внимание публики. Да и как иначе? Мюзикл-драма о «нашем всем» с громким именем в главной роли обещает если не восторги критиков и зрителей, то как минимум солидные сборы.
Пушкина в байопике сыграл российский номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус» этого года Юра Борисов (международный успех ему принесла роль в фильме американского режиссера Шона Бейкера «Анора»). Пусть «Золотой глобус» он не получил, а «Оскар» еще только впереди, актер в какой-то степени тоже стал «нашим всем», только уже в кино. В афиши успели ввернуть упоминание кинопремии, и сам Борисов стал маркетинговым ходом премьеры. Хотя к триумфу соотечественника на родине относятся по-разному — одни радуются, что Россия пробила новый железный занавес, другие скептически убеждены, что ему просто повезло.
Выбор жанра фильма тоже вызывает интерес. Не так много в местном кинематографе качественных мюзиклов, и в целом отношение к ним у российского зрителя крайне недоверчивое. Тем более снимать музыкальный байопик о гение русской литературы — дело рискованное. Не испортит ли современный взгляд историю поэта? Или, наоборот, придаст свежесть закостенелому образу идеального Пушкина, смахнув пыль со школьных учебников?
Креативные маркетологи уже постарались. Например, в День памяти Пушкина в московском метро Борисов в образе поэта раздавал цветы столичным дамам, чем вызвал ажиотаж в соцсетях и зависть у жителей других городов. Кто бы отказался от красной розы, подаренной любимым поэтом (или номинантом на «Оскар»)?
Молодой поэт «кидает дисс» Державину, а Гончарова прячется с шампанским от maman
Замахнувшись на музыкальный байопик о певце свободы, авторы фильма «Пророк. История Александра Пушкина» все же осторожно уточняют: «на историческую справедливость не претендуем». По словам режиссера, некоторые факты намеренно интерпретированы по-другому, чтобы современный зритель смог уловить уникальный дух поэта, который «зажегся 200 лет назад, словно бенгальский огонь», и продолжает гореть в сердцах людей.
С точки зрения достоверности, как выяснили первые казанские зрители «Пророка», авторы не слишком противоречат биографии Пушкина. Динамичные сцены из жизни Александра Сергеевича подсознательно возвращают на школьную скамью, заставляя мысленно перелистывать учебник по литературе и вспоминать основные этапы — учеба в Царскосельском лицее, петербургские развлечения, ссылка в Михайловском, восстание декабристов, женитьба… Порой страницы летят так стремительно, что и не успеваешь за сюжетом. Вот Пушкин — звезда Петербурга, вот он же примерный семьянин с детьми на руках. Возможно, фильм сделан с расчетом на молодое поколение, а выдержать два часа без динамики зумерам довольно затруднительно, вот и пришлось поставить жизнь Пушкина на «2х».
Костюмы уже в меньшей степени отвечают моде того времени. Голубое платье княгини Голицыной (Светлана Ходченкова), безусловно, выглядит элегантно, но его соблазнительный разрез заставляет усомниться в том, что действие происходит в XIX веке.
Сцена в литературном салоне скорее похожа на карнавальную вечеринку с экзотическими танцорами, перьями и шелками, а встреча Гончаровой и Пушкина навевает ассоциации с современной тусовкой. Уставший от общества поэт выходит на уютный балкон, и — какое совпадение! — туда же сбегает его будущая возлюбленная, спрятавшая от maman бокал шампанского за перилами. Дальше разговор по душам под гул бала, искорки в глазах и вихрь вальса, в котором пара оказывается в центре зала. Любовную идиллию и ожидание поцелуя прерывает маменька Гончаровой и в полном негодовании бросает в сторону Пушкина обидное: «Ссыльный писака!»
Музыка в фильме играет особую роль ввиду самого жанра. По словам режиссера, Борисов специально переучивался петь, чтобы его Пушкин зазвучал «правильно». Рэп-сцены выглядят убедительно, в какой-то момент можно забыть, что лицеист Пушкин (Кай Гетц) никогда не «кидал дисс» на Державина, а повзрослевший поэт не читал оду «Вольность» под бит и не «батлил» с Бенкендорфом (Сергей Гилев). Кто знает, может, в таком прочтении школьники будут охотнее открывать учебники и заучивать стихи, воображая себя «рэперами свободы»?
Финал картины, казалось, забросил удочку на новый музыкальный байопик уже о Лермонтове. В сцене после титров на похоронах Пушкина юноша подходит к Жуковскому и показывает, очевидно, знаменитую «Смерть поэта». Однако режиссер-дебютант на предпоказе заверил зрителей, что снимать продолжение не планирует, поскольку «уже есть люди, которые зашли на эту территорию, и понятно, что они будут снимать картину в другом визуальном стиле». Сам он не хотел бы становиться режиссером одного формата.
Алена Долголенко: «Я уверена, что величина Пушкина не могла выбрать мелкую душу и что это было по любви»
«Я уверена, что величина Пушкина не могла выбрать мелкую душу»
Из Борисова получился неплохой Пушкин, особенно учитывая, что это его первая «многословная» роль. С задачей «оживить» великого русского поэта он справился, показав зрителям искреннего, свободного душой и сердцем человека, который может ошибаться, злиться и ревновать. Его сочинения звучали будто бы на фоне событий и героев, зато такое оформление поставило на первый план героя. Даже в названии фильма мы слышим об истории Александра Пушкина, а не «жизнь и творчество Александра Сергеевича…»
Говорить, что Борисов в одиночку «вытащил» ленту, не приходится. Создатели фильма намеренно сместили акцент с творчества поэта на историю его любви с Гончаровой и показали Пушкина через чувства возлюбленной. «Есть очень много споров и критики по поводу Гончаровой, какой она была, — рассказывала актриса Алена Долголенко „БИЗНЕС Online“ о своей героине. — А нам было важно передать любовь, чистоту. Я уверена, что величина Пушкина не могла выбрать мелкую душу и что это было по любви. А что и как там было, мы не имеем права судить».
Супруга поэта получилась довольно осовремененной. Ее речь и движения порой диссонируют с историческими декорациями, а озорство и юношеская наивность неизменно сопровождают героиню на протяжении всей истории. Даже после рождения детей она будто остается (и внешне, и внутренне) 16-летней Гончаровой. Не зря в разговоре с нашим изданием актриса назвала слово «безе» в качестве первой ассоциации со своей героиней. «Что-то облачное, воздушное», — добавила она с улыбкой. К слову, Долголенко и в жизни не отличается от своего экранного воплощения — веселая, искренняя, по-детски проворная, будто героиня этакого диснеевского мультфильма.
Зато Евгений Шварц в роли Николая I едва ли узнаваем. Многим рыжеволосый актер полюбился за эксцентричного князя Феликса Юсупова в «Караморе», однако сыграть его императорское величество Шварцу удалось ничуть не хуже. Актер вдохнул жизнь в образ правителя, вступившего на престол по локоть в крови декабристов. Сцена игры в теннис, когда молодой Николай Павлович пытается переманить Пушкина на свою сторону, дает свежий взгляд на взаимоотношения поэта и его личного цензора. Тем острее ощущается перемена настроения императора впоследствии.
В целом каст подобран удачно, пусть и не всегда есть внешнее соответствие. Илья Любимов в роли Василия Жуковского оказался для Пушкина отличным наставником и явно приобрел больше «жизни» в исполнении харизматичного актера. Обворожительные Анна Чиповская (в роли графини Воронцовой) и Ходченкова украсили фильм своим присутствием, а их героини благодаря тонкому уму и женской хитрости помогли Пушкину обрести знаменитость, которой он заслуживал. А друзья главного героя — Константин Данзас (Роман Васильев) и Иван Пущин (Илья Виногорский) — добавили сюжету динамики и еще больше раскрыли образ «дивного гения».
Представлял фильм целый десант «Пророка» — режиссер Умаров, актеры Долголенко и Виногорский
«Пушкин сам по себе очень зажигательный»
Казань не обошла стороной громкую премьеру. Представлял фильм целый десант «Пророка» — режиссер Умаров, актеры Долголенко и Виногорский, а анонсированный Васильев приехать не смог, зато записал для казанцев видеообращение. Увидев на большом экране брюнета с выразительными чертами лица, женская половина зала заулыбалась, напрочь забыв, что «лицейского брата» Пушкина описывали как «рыжеволосого, большого, неуклюжего, с вечно вздернутыми бровями, натыкающегося на все углы» паренька по прозвищу Медведь.
«Я очень надеюсь, что наша лента откроет двери для аудитории, чтобы благодаря ей они узнавали „настоящего Пушкина“, — поделился с „БИЗНЕС Online“ режиссер фильма Умаров перед самим показом. — Наш фильм — это первая ступенька, через которую нужно пробраться для того, чтобы получить ключик к его произведениям и биографии».
Он согласился, что мюзикл довольно специфический жанр для российского зрителя и о Достоевском, предположим, снимать такое точно не стоит. Но с образом певца свободы музыкальный байопик вполне коррелируется. «Пушкин сам по себе очень зажигательный. Когда думаешь о нем, лично у меня в голову приходят в первую очередь мысли о красном цвете, каких-то искрах, шампанском. И я считаю, что жанр мюзикла помогает нам раскрыть портрет самого поэта», — отметил Умаров. Позже, на обсуждении фильма, он рассказал публике, что задавался вопросом: кем бы был Пушкин, живя в современном мире? Сложно не согласиться, что амплуа музыканта (а в частности дерзкого рэпера) подходит для него как нельзя кстати.
Феликс Умаров: «Наш фильм — это первая ступенька, через которую нужно пробраться для того, чтобы получить ключик к его произведениям и биографии»
Режиссер поделился со зрителями, что поначалу с сомнением подступился к работе, поскольку «задумка очень смелая». Помимо него, осторожничал и Борисов — провалить роль великого гения на восходе карьеры было бы неприятно. Однако, по словам Умарова, актеру удалось прочувствовать персонажа и полностью перевоплотиться в него. «Мне сложно поверить, что там играет Юра Борисов. Я вижу там Пушкина», — убежден режиссер.
Также он рассказал, что помогло актерам полностью вжиться в роль. «Юра снял квартиру на Неве для того, чтобы почувствовать связь с Санкт-Петербургом. Каждый вечер устраивались кутежные тусовки у Юрца дома, где ребята играли в карты при свете свечей», — описывал Умаров. На это Виногорский с грустью заметил, что проиграл 8 тыс. рублей на таких застольях, а Долголенко с гордостью объявила, что выиграла 30 тысяч. «Еще была стопка карт, которые принадлежали духу Александра Сергеевича, — продолжил Умаров после смеха публики. — Они иногда вставали и смотрели, не выиграл ли Александр Сергеевич в одном из конов. И иногда выигрывал…»
Первые зрители приняли картину с одобрением и всячески поддерживали гостей показа. «Простите, я волнуюсь, я в Казани в первый раз, наелся сегодня коня и чак-чака», — смущенно шутил Умаров. Несмотря на застенчивость, режиссер, дебютировавший в полном метре, получал большинство вопросов и аплодисментов именно в свой адрес. Хотя сальто Виногорского зал тоже оценил по достоинству.
Надежды на картину внушительные, к примеру, фильм о Пушкине появится на больших экранах в Австрии, Швейцарии, Франции, Германии, Испании и Бенилюксе. По словам Умарова, пока это в первую очередь заслуга Борисова. «Также у меня есть ощущение, что тот уникальный дух Пушкина, который мы пытались уловить, будто бы направляет нашу картину. Мне бы хотелось верить, что именно этот дух пытается вырваться из одной страны и раскрыться по всему миру», — добавил он в беседе с нашим изданием.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.