Накануне в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля давали «Манон Леско» Накануне в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля давали «Манон Леско» Фото: Анастасия Попова

Проверка на амбиции

В театре им. Джалиля традиционно боятся названий, незнакомых казанской публике. Отсюда само появление, пусть и в качестве разового проекта, концертной версии оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини, никогда не звучавшей в Казани, стоит приветствовать. Между тем «Манон Леско» — это еще и проверка текущего уровня Шаляпинского фестиваля, ведь это произведение прежде всего рассчитано на пару топовых солистов, играющих возлюбленных — Манон и студента де Гриё. В 2016-м, скажем, Большой театр ставил эту не самую хитовую оперу Пуччини специально для тогдашних молодоженов — Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова, тот спектакль, помимо выступления звездной сопрано, запомнился явлением на сцене ее гигантской куклы-двойника. А нынешний выбор Светланы Касьян и Ахмеда Агади демонстрирует реальные амбиции сегодняшнего театра им. Джалиля.

Весной Казанская опера отметит 60-летие Агади исполнением «Любви поэта» Резеды Ахияровой, за исполнение партии Тукая в которой певец получил «Золотую маску» в 2008 году. «Вечный студент» Агади гордится, что не пропустил ни одного Шаляпинского фестиваля чуть ли не за 30 лет. Хотя этот факт скорее лишний раз заставляет удивиться казанским кастинг-менеджерам, а также показывает, что в эпоху, когда у статусных оперных артистов график расписан на годы вперед, Агади всегда доступен.

Из Касьян же театр им. Джалиля действительно пытается лепить звезду. Во всяком случае, такой вывод можно сделать по обилию публикаций в местной прессе. Хотя рассчитаны они, очевидно, на оперных неофитов. Беглое знакомство с биографией и творчеством певицы в звездном статусе не убеждает. Да, в середине 2010-х Касьян выступала в некогда солидных итальянских театрах вроде Турина и Венеции, давно растерявших свое реноме, а сейчас, как сама артистка пишет в соцсетях, она «поет на контракте в Deutsche Oper am Rhein». Речь о скромном театре в провинциальном немецком Дюссельдорфе. Также из последних достижений сайт ее агентства отмечает «гастроли в Новом Уренгое» в 2023 году.

Светлана Касьян, папа римский Франциск и муж Светланы — председатель всемирного союза староверов Леонид Севастьянов Светлана Касьян, папа римский Франциск и муж Светланы — председатель всемирного союза староверов Леонид Севастьянов Фото: vk.com/kasyan.svetlana

Зато Касьян привечают в Ватикане, ее муж — председатель всемирного союза староверов Леонид Севастьянов, близкий к самому папе римскому Франциску, с которым певица регулярно встречается. «Папа возвел меня и мою семью в дворянство в честь Юбилейного года, отметив мои заслуги в продвижении мира и христианской веры», — рассказала певица перед самым Новым годом. Впрочем, к музыке это не имеет никакого отношения.

Премьера с позолотой

Возвращаясь же к последней, пышный ампирный стиль «Манон Леско» созвучен эстетике и масштабам сцены театра им. Джалиля. Веристская партитура с экспрессивными ариями, контрастными хорами и блестящей увертюрой при достойном исполнении впечатляет и в концертном варианте. Видеохудожник Екатерина Аронова, выступившая режиссером вечера, максимально приблизила «Манон…» к полноценному спектаклю. Она придумала многослойную раму с имитацией позолоты в стиле интерьеров XVIII века, очертив время действия оперы. Компактный графический задник, где раскинулись собор в Амьене, городской порт, дворец Жеронта и другие важные для сюжета локации. Массивные, расписные стулья, где влюбляются и страдают герои Пуччини. Поэтому о концертном статусе вечера напоминал лишь оркестр, расположившийся на сцене.

Пышный, ампирный стиль «Манон Леско» созвучен эстетике и масштабам сцены театра им. Джалиля Пышный ампирный стиль «Манон Леско» созвучен эстетике и масштабам сцены театра им. Джалиля Фото: Анастасия Попова

К месту пришлась даже привычная патетика Эдуарда Трескина. Ведущий рассказал о соперничестве Пуччини с Жюлем Массне (у француза есть опера с тем же названием), пяти отцах либретто «Манон Леско» и всепрощающей любви 17-летнего кавалера де Гриё к 15-летней простолюдинке, сбежавшей от него к богатому покровителю и поплатившейся за это жизнью. Это пробудило трепет, с которым всегда проживаешь историю, описанную аббатом Прево. А упоминания звездных постановок оперы, в частности спектакля Метрополитен-оперы 1907 года с Карузо и Линой Кавальери, задали высокую художественную планку.

Вихревые пассажи скрипок в увертюре должны искриться, а не вязнуть, воздушная кантилена струнных — парить, а не тонуть в недрах оркестровой ямы Вихревые пассажи скрипок в увертюре должны искриться, а не вязнуть, воздушная кантилена струнных — парить, а не тонуть в недрах оркестровой ямы Фото: Анастасия Попова

В оковах музыкального текста

Однако пока казанская «Манон…» ей не соответствует. Вопросы есть прежде всего к местным силам в лице оркестра и хора. Вихревые пассажи скрипок в увертюре должны искриться, а не вязнуть, воздушная кантилена струнных — парить, а не тонуть в недрах оркестровой ямы. То же касается скерцозных тем в первом акте, иллюстрирующих суету на почтовой площади Амьена, и драматических прорывов во втором в объяснении Манон и де Гриё. Для успеха инструменталистам еще предстоит углубиться в виртуозный пуччиниевский текст и укрепить контакт с Эйюбом Кулиевым. Маэстро из Азербайджана — частый гость на Шаляпинском форуме, но в «Манон Леско» его старания взбодрить эмоциональный тон оркестровых высказываний пока безуспешны.

Образно проседают и певцы хора: в первой картине они больше стараются совпасть с инструменталистами, чем имитировать гомон толпы или заострить возгласы «Тройка!», «Валет!», «Туз!» в карточной игре, а также доучить партии (концертное исполнение оперы не повод петь их по нотам). Впрочем, потенциал для исполнения «Манон Леско» у подопечных Юрия Карпова есть: стенания ссыльных в четвертом акте заставляют вжаться в кресло сильнее, чем излияния де Гриё, о которых ниже. Благо в этот раз (в отличие от исполнения «Реквиема» Верди) хор было и хорошо видно.

Некогда выпускник Казанской консерватории, а ныне петербуржец Дамир Закировв пластике неплохо отыгрывает живчика Эдмонта Некогда выпускник Казанской консерватории, а ныне петербуржец Дамир Закиров в пластике неплохо отыгрывает живчика Эдмонта Фото: Анастасия Попова

Юнец-ветеран и опытная дама

Зато потерялись некоторые солисты в маленьких, но важных для драматургии «Манон…» партиях. Некогда выпускник Казанской консерватории, а ныне петербуржец Дамир Закиров в пластике неплохо отыгрывает живчика Эдмонта (друга де Гриё), но грешит неточной интонацией и «петушковыми» верхами. Солист ТАГТОиБ Юрий Ившин (Леско), напротив, выглядит истуканом, хотя в диалогах с Манон должен транслировать энергию.

Из вокального каста больше всего убеждает лауреат премии им. Шаляпина Ирек Фаттахов (Жеронт). Он не только отпевает сочные пуччиниевские длинноты, но и разыгрывает драму покинутого любовника, за считаные минуты доращивая меркантильное увлечение Манон до полноценного амурного треугольника. А заодно оказывается и привлекательнее де Гриё. Вообще, тот факт, что в Казани «старика Жеронта» пел артист вдвое младше, чем тот, кто играл «студента де Гриё», лишний раз доказывает — на Шаляпинском фестивале царит все та же Опера Ивановна, которой чужды любые попытки приблизить этот вид искусства к реальной жизни.

17-летнего кавалера главной героини спел вечный Агади. К своей чести тенор Мариинки сделал все, чтобы сойти за юнца — смело «зависал» на верхах, сочетал громовое форте и театральное пиано, прижимал руки к сердцу и падал в ноги партнерше. И все же для певучей кантилены де Гриё нужен более пластичный молодой голос: переключения регистров и динамики не обошлись без обидных углов, разрывающих волнообразный рельеф мелодии.

Подруга Агади по сцене Касьян попала в образ «честной куртизанки», вечно встающей перед выбором между любовью и деньгами, внешне (платья с глубокими декольте и разрезами юбки здесь уместны) и прилично звучала, особенно во дворце Жеронта, где ее броские верхние ноты пришлись к месту. Но при всей чувственности Манон все же требует более лирического тембра: на длинной дистанции драматическое сопрано добавляет героине ненужного возраста. Как и любопытное, но неканоническое актерское прочтение Касьян: ее Манон не наивная девочка, а опытная дама, не раскаивающаяся даже на смертном одре.