Бурлящий архитектурный «суп» из студентов и архитекторов солидно разбавлялся иностранными лекторами, ВИПами и прочими гостями форума Бурлящий архитектурный «суп» из студентов и архитекторов солидно разбавлялся иностранными лекторами, VIP'ами и прочими гостями форума Фото: Илья Зима

Минниханов на полях «Казаныша» провел переговоры с компанией, построившей Бурдж-Халифу

Во второй день форума «Казаныш» погода по-прежнему радовала многочисленных участников, а «стеклянный» театр им. Камала сиял в солнечных лучах на фоне искрящегося снегом Кабана. Бурлящий архитектурный «суп» из студентов и архитекторов (а одна из целей форума — именно образование, повышение квалификации, насмотренности и общение с коллегами) солидно разбавлялся иностранными лекторами, VIP'ами и прочими гостями форума.

Одна из сессий была посвящена устойчивому развитию городов. Многонациональный контингент спикеров требовал услуг переводчиков Переводили сразу на несколько языков: русский, турецкий, арабский, китайский и английский, в некоторых залах звучал португальский и фарси.

Пожалуй, одна из главных звезд форума (если не главная) — основатель и управляющий директор инвестиционной компании из ОАЭ Emaar Properties Мохамед Али Алаббар Пожалуй, одна из главных звезд форума (если не главная) — основатель и управляющий директор инвестиционной компании из ОАЭ Emaar Properties Мохамед Али Алаббар Фото: Сергей Елагин

Участники уже заполнили зал, когда вошли мэр Казани Ильсур Метшин и, пожалуй, одна из главных звезд форума (если не главная) — основатель и управляющий директор инвестиционной компании из ОАЭ Emaar Properties Мохамед Али Алаббар. Кстати, перед началом сессии они успели сделать фото на фоне орнаментов театра. Алаббар любезно подсказывал, как нужно улыбаться, и выходило это у него, надо сказать, неплохо.

«Хочу пожелать, чтобы у людей была ассоциация: Казань – просто Мекка современной архитектуры»

Забегая вперед, сразу скажем, что Метшин и гость из ОАЭ не стали дожидаться окончания сессии и ушли сразу после своих выступлений на переговоры — в одной из переговорных комнат театра прошла встреча с раисом РТ Рустамом Миннихановым.

Рустам Минниханов поблагодарил главу Emaar Properties за участие в форуме и подчеркнул, что республика активно участвует в развитии российско-эмиратского сотрудничества Рустам Минниханов поблагодарил главу Emaar Properties за участие в форуме и подчеркнул, что республика активно участвует в развитии российско-эмиратского сотрудничества Фото: https://rais.tatarstan.ru/

О чем конкретно говорили за закрытыми дверями, точно неизвестно. Пресс-служба раиса РТ лишь скупо сообщила: «Стороны обсудили перспективные направления сотрудничества». Минниханов поблагодарил главу Emaar Properties за участие в форуме и подчеркнул, что республика активно участвует в развитии российско-эмиратского сотрудничества.

«Мы обмениваемся с эмиратскими партнерами передовым опытом в разных областях, в том числе в сфере исламского банкинга, индустрии халяль, мусульманского образования», — сказал глава республики.

Ильсур Метшин: «Впервые в наших стратегических документах мы комплексно рассматриваем, например, такой аспект как экологическое благополучие мегаполиса» Ильсур Метшин: «Впервые в наших стратегических документах мы комплексно рассматриваем, например, такой аспект, как экологическое благополучие мегаполиса» Фото: https://metshin.ru/

«Задача перед нами стоит непростая, возможно, на десятилетия»

Но вернемся в большой зал театра. Урбанизация ведет к повышению нагрузки в городах на окружающую среду, инфраструктуру. И Казань здесь не исключение, открыл дискуссию Метшин.

«Такой масштаб проблемы ведет к тому, что нужно заниматься устойчивым развитием», — указал он. Поэтому в 2024 году власти Казани вместе с экспертами, городским сообществами и бизнесом приступили к разработке Стратегии устойчивого развития до 2030 года с перспективой до 2040-го. «Впервые в наших стратегических документах мы комплексно рассматриваем, например, такой аспект, как экологическое благополучие мегаполиса», — подчеркнул мэр. Кстати, проект Стратегии планируют обсудить с горожанами уже этой весной.

О приверженности города повестке устойчивого развития говорят разные процессы. Например, Казань первой в России в 2007 году провела реформу общественного транспорта — за год приобрели 1 тыс. автобусов, которые заменили микроавтобусы. На дорогах для них выделили отдельные полосы. А сейчас активно увеличивается число зарядных станций для электромобилей, отметил новый тренд градоначальник. Кроме того, в Казани внедряется раздельный сбор отходов, создаются предметы благоустройства из переработанного пластика. В 2024 году власти выделили гранты для МСП для стимулирования переработки отходов. Вспомнил Метшин о биологических очистных сооружениях и заводе по термической обработке илового осадка.

Валерия Маршалова привела данные опроса казанцев. Согласно его результатам, 79% считают, что их личный вклад в состояние города имеет значение. Из них 50% уже предпринимают какие-либо действия в соответствующем направлении Валерия Маршалова привела данные опроса казанцев. Согласно его результатам, 79% считают, что их личный вклад в состояние города имеет значение. Из них 50% уже предпринимают какие-либо действия в соответствующем направлении Фото: https://metshin.ru/

При этом очень важна и вовлеченность жителей, подчеркнул Метшин. «Задача перед нами стоит непростая, возможно, на десятилетия — изменить мышление и культуру поведения горожан, и здесь нашими первыми помощниками являются дети», — считает он. Так что в современных реалиях Стратегия становится не просто актуальной, а «единственно возможной для преодоления всех вызовов XXI века со всей ответственностью перед будущими поколениями».

Уже более подробнее о Стратегии чуть позже рассказала Валерия Маршалова — директор агентства стратегического менеджмент Komanda, которое входит в состав проектной команды. Сама Стратегия поделена на три «довольно классических больших блока»: экологическое благополучие (сюда, например, входит раздельный сбор мусора и минимизация воздействия на окружающую среду), люди и сообщества (масштабирование проекта «Добрая Казань», здоровьесбережение), экономика и управление. А в центре этой конструкции — экологическое мышление и образ жизни.

Маршалова также привела данные опроса казанцев. Согласно его результатам, 79% считают, что их личный вклад в состояние города имеет значение. Из них 50% уже предпринимают какие-либо действия в соответствующем направлении. «Лет 7 назад цифра людей, которые предпринимают какие-либо действия, направленные в сторону устойчивого развития и экологичного образа жизни, была на уровне 15–20 процентов», — вспомнила директор Komada.

«Устойчивость», по мнению Алаббара, это ответственность каждого перед своим народом и своей культурой. При этом Запад испортил понимание этого слова «в течение [последних] 200 лет» «Устойчивость» — это, по мнению Алаббара, ответственность каждого перед своим народом и своей культурой. При этом Запад испортил понимание этого слова «в течение [последних] 200 лет» Фото: Сергей Елагин

«Невозможно, чтобы такое место существовало в Америке или в Европе»

«Прежде всего, огромное вам спасибо за то, что помогли с очками, потому что я без них просто не могу обойтись», — вот так по-простому вышел на сцену Мохамед Али Алаббар, протирая линзы салфеткой. Отдельно он поблагодарил организаторов форума и, конечно, обратил внимание на новое здание театра им. Камала.

«Также я хотел бы поздравить Ваше превосходительство с этим великолепным местом. Оно такое красивое! — обратился он к Метшину и, перейдя к теме заседания, добавил: — Создание такого невероятного окружения, как это место, — это как раз самая устойчивая вещь».

Мохамед Али Алаббар родился 8 ноября 1956 года. Из редких источников известно, что его отец был капитаном традиционного торгового судна дау. В семье было 13 детей, жили они в Дубае.

В 1970-х Алаббар получил государственную стипендию на изучение финансов и делового администрирования в Школе бизнеса и экономики Альберса при Сиэтлском университете, окончил его в 1981-м. Успел поработать в Центробанке ОАЭ в качестве банковского менеджера и в Сингапуре. Ряд источников пишут, что у Алаббара установились тесные отношения с шейхом-правителем Дубая Мохаммедом бин Рашидом Аль Мактумом.

В 1997 году Аллабар основал Emaar Properties. Спустя три года строительная компания стала первым акционерным обществом в ОАЭ, выпускающим свои акции для продажи иностранцам.

Сегодня основное направление деятельности Emaar Properties — инвестирование в строительные проекты в районе Персидского залива, преимущественно в Дубае и Абу-Даби. Организация владеет более чем 60 дочерними компаниями, которым принадлежат различные строительные проекты, и является крупнейшим девелопером в арабском мире. В числе прочего один из знаковых проектов Emaar Properties — самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа в Дубае. В числе других проектов — самый большой торговый центр в мире Dubai Mall. Также Emaar активно застраивала популярные районы Дубая — Даунтаун Дубай и Дубай Марину.

«Устойчивость» — это, по мнению Алаббара, ответственность каждого перед своим народом и своей культурой. При этом Запад испортил понимание этого слова «в течение [последних] 200 лет». «Теперь им такое понятие надо выбросить либо его продать. <…> Не позволяйте себе навязывать их понимание. Понятие устойчивости становится пропагандой для того, чтобы нас остановить, сделать то, что нам нужно сделать для наших городов, наших людей», — подчеркнул спикер.

Он снова обратился к театру: «Если вы посмотрите на это место как пример, невозможно, чтобы такое место существовало в Америке или в Европе. Это просто невозможно. Поэтому я думаю, что вы очень устойчивы».

Алаббар также указал, что «вырос в маленьком городе Дубай, жил в одной комнате с 13-ю братьями и сестрами». А затем Emaar Properties возвела самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа. Теперь все знают, что такое Дубай, который привлекает к себе миллионы туристов Алаббар также указал, что «вырос в маленьком городе Дубае, жил в одной комнате с 13 братьями и сестрами». А затем Emaar Properties возвела самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифу. Теперь все знают, что такое Дубай, который привлекает к себе миллионы туристов Фото: Сергей Елагин

Кроме того, для устойчивого развития, по словам Алаббара, нужно ответственно использовать материалы, чтобы не загрязнять окружающую среду, — те же сталь или цемент. А понятие «устойчивость» можно преобразовать в «качество». Также он показал проекты Emaar на побережье Египта и в Дубае. «Те проекты, которые я делаю, как раз устойчивы, потому что мы строим с хорошим качеством, великолепными дизайнами. <…> Если люди улыбаются и чувствуют себя частью цивилизованного мира, то это устойчивая архитектура» — указал Алаббар.

Он также указал, что «вырос в маленьком городе Дубае, жил в одной комнате с 13 братьями и сестрами». А затем Emaar Properties возвела самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифу. Теперь все знают, что такое Дубай, который привлекает к себе миллионы туристов.

Также Алаббар рассказал что его компания не только строит, но еще и заботится о птицах, цветах, посетителях, относится ответственно к мусору, канализации и энергии. «Мы пытаемся улучшить все каждый день. Вы должны все стандарты устойчивости выучить. В наших постройках мы заботимся обо всем — высаживаем зелень, заботимся об электричестве, домах», — перечислил гость из ОАЭ.

Он привел пример устойчивости во время стихийного бедствия: «Где-то полтора года тому назад произошло то, чего никогда не было в Дубае, — дождь, который не случался в течение 80 лет. Во время этого дождя все дома протекли, но мы все равно их ремонтировали, несмотря на то что у некоторых не было страховки. Мы же могли сказать, что уже не отвечаем за это, но сказали: „Нет, мы все сделаем, отремонтируем“. Вот это и есть устойчивость!»

«Я и моя команда, конечно, делаем ошибки. Все делают ошибки. Но в то же самое время любые наши проекты делают огромное количество денег, потому что мы заботимся. Те, кто заботится, все дает правильно. Если вы все делаете правильно и заботитесь — вы зарабатываете кучу денег», — настраивал зал Алаббар.

Али Рауф: «Внезапно те люди, которые ездят на Porsche, Lamborghini и Ferrari, теперь используют общественный транспорт, потому что понимают, что это более здоровое решение» Али Рауф: «Внезапно те люди, которые ездят на Porsche, Lamborghini и Ferrari, теперь используют общественный транспорт, потому что понимают, что это более здоровое решение» Фото: Сергей Елагин

«Некоторые идеи нам навязывают — нужно критичный подход сохранять»

Тему устойчивого развития поддержали спикеры из Бразилии, Индонезии, Катара, Китая и России. Среди них — архитектор и сооснователь Laurent Troost Architectures, соучредитель Troost + Pessoa Architects из Бразилии Лоран Труст, исполнительный директор CLOU Architects из Китая Лин Ли, вице-мэр Тегерана Хамидреза Сареми. Модератором сессии выступит председатель совета по экологическому строительству RUGBC Гай Имз. Все они в основном делились опытом работы в своих странах.

Профессор Университета Хамада бин Халифы (Катар) Али Рауф, выйдя за трибуну, назвал себя «агентом-провокатором» и «критичным человеком». В такой манере и прошло его выступление.

Мы сдались перед концепциями, которые нам навязывают. И мы продолжаем с ними соглашаться. Нам говорят: «Вот правильный путь — это устойчивые города». А потом зеленые города, а потом умные города.
Али Рауф Профессор университета Хамада бин Халифы (Катар)
Али Рауф профессор Университета Хамада бин Халифы (Катар)

И вот так, по мнению Рауфа, лидеры мнений и урбанисты говорят о городах, но не говорят о том, что сам по себе город — это очень простая концепция. Это основа взаимодействия критического доверительного отношения с людьми и местами. И это главное. «Если мы это понимаем, то города, в которых мы живем, будут прекрасными», — сказал Рауф.

Катар, продолжил он, «самая богатая страна на Земле». «Как новые концепции привнести в город, где людям деньги — пофиг, устойчивость — пофиг, циркулярная экономика — пофиг? — задал риторический вопрос спикер. — А вот если трансформировать их взгляд на мир в сторону того, чтобы уважать людей, выстраивать здоровые отношения с людьми и местами, тогда что-то может получиться».

Вице-мэр Тегерана Хамидреза Сареми Вице-мэр Тегерана Хамидреза Сареми Фото: Сергей Елагин

Некогда очень «скромная рыбацкая деревенька» Доха — ныне столица Катара — изменилась за несколько десятилетий. Но попала в ловушку имитации Дубая. Такой процесс профессор назвал феноменом «дубаефикации».

«Как быть в такой ситуации? Роль архитекторов и планировщиков — вновь посмотреть на это свежими глазами, когда метрополис как место жизни, сохранен, но разбивается на несколько центров. Это новое веяние Дохи — не следовать „дубаефикации“, а думать о гуманизации, создавать какое-то количество связанных городских центров, где каждый из этих центров — центры смешанного использования (пространства для отдыха, центр общественного транспорта)», — подчеркнул профессор.

Например, транспортная система должна быть целостной и охватывать все точки в городе, а не только отдельные направления. «Внезапно те люди, которые ездят на Porsche, Lamborghini и Ferrari, теперь используют общественный транспорт, потому что понимают, что это более здоровое решение», — показал Рауф на фото катарских шейхов в действительно шикарном общественном транспорте.

Эксперт также назвал ошибочной концепцию 15-минутного города, созданную известным урбанистом, профессором Сорбонны Карлосом Морено. «Лично с ним встречался. В Италии мы прямо на сцене с ним так горячо поспорили», — вспомнил спикер.

«Возьмем Париж, который заявляет, что он 15-минутный город. Но не можете вы в Лувр, на теннисный стадион и в другие музеи за 15 минут дойти. Не можете! Опять-таки это еще одна навязанная концепция… Потом появились идеи о 20-минутном квартале — и все о них начали говорить», — заявил Рауф. Он призвал всех думать собственной головой и помнить о здравом смысле. По его мнению, некоторые идеи просто навязываются извне и крайне важно сохранять критичный подход.