Уже в ноябре откроется первая очередь технополиса «Новая Тура», который вобрал в себя все преимущества удачного географического положения: близость трасс М7 и М5, города Казани, водные и ж/д пути, а также Свияжский мультимодальный логистический центр |
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Историки отмечают, что расцвет Волжской Булгарии XIX - XIV веков неразрывно связан с еe уникальным географическим положением и умением правителей грамотно это положение конвертировать в конкретные прибыли. Именно в качестве торгового и транзитного центра Булгария стала богатейшей страной региона.
Сегодня для Татарстана сохраняются все преимущества Волжской Булгарии и добавляются новые: через республику теперь проходит не только водный путь, но и две федеральные дороги, а также железнодорожная магистраль. В Свияжске начато строительство огромной перевалочной базы, активно идет строительство международной трассы Западная Европа — Западный Китай.
Уже в ноябре откроется первая очередь технополиса «Новая Тура», который вобрал в себя все стратегические преимущества удачного географического положения республики: непосредственная близость трасс М7 и М5, города Казани (всего 20 минут до центра), водные и железнодорожные пути, а также Свияжский мультимодальный логистический центр.
Строительство технополиса «Новая Тура», с одной стороны, это элемент так необходимой сегодня логистической инфраструктуры, без которой невозможно функционирование торговли, а с другой - уникальные возможности для предпринимателей, ведь с его открытием может поменяться вся региональная схема оптовой торговли:
«Открытие «Новой Туры» - большой плюс для нашей сети. Мы уверены, что отныне нам не придется ездить за товаром в Москву. До сих пор до ближайшего оптового поставщика приходилось все-таки добираться в столицу. Несмотря на транспортные расходы, это в итоге был самый выгодный вариант. Уверен, что теперь такой необходимости не будет», - говорит Шамо Гусиев, владелец сети магазинов "Мир одежды и обуви" (Чувашия).
Строительство технополиса «Новая Тура» - это уникальные возможности для предпринимателей, ведь с его открытием может поменяться вся региональная схема оптовой торговли |
КАЗАНЬ — АЛЬТЕРНАТИВА МОСКВЕ
Сегодня перераспределение грузов в регионе строится по достаточно простой схеме: основные логистические центры – это Москва и Санкт-Петербург, где аккумулируется большая часть товаров. Оптовики из других регионов, в том числе и из Казани, вынуждены за товаром ездить в столицы. Такая ситуация продиктована в том числе и объективными факторами. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров группы компаний «Глобал» Радик Гафуров, в регионе, например, нет ни одной контейнерной площадки:
«Поволжье у нас сильно отстает по контейнерным перевозкам, если взять Москву - Питер, там еще более-менее, но эти контейнеры расформировываются и идут к нам сюда, потому что у нас не готовы контейнерные площадки, мы не готовы принимать, а контейнеры – это самый удобный способ доставки товаров. Хотя сдвинется, наверное, с мертвой точки логистика. Тем более если у нас товарооборот будет международный и постоянно увеличиваться, то нам от этого никуда не деться».
С открытием «Новой Туры» предпренимателям не придется ездить за товаром в Москву и Санкт-Петербург |
Эльданиз Абасов - владелец сети магазинов "Ярмарка Москва" (Москва, Набережные Челны, Пермь), полагает, что дело уже сдвинулось с мертвой точки:
«Понятно, что товар для челнинского магазина лучше будет закупать не в Москве, а под Зеленодольском. Мы и из Перми сюда доедем легко. «Новая Тура» означает конец монополии Москвы на низкие цены. Переехав в «Туру», многие оптовики получат выход на большой регион с высокой покупательской способностью. А что еще нужно для успешной торговли? Ну еще москвичи должны понимать, что трасса М7 после Нижнего Новгорода и особенно после Владимира становится малопроходимой. Выгоднее становится торговать в Казани. «Новая Тура» - пока лучшая площадка из тех, которые существуют».
Другая проблема - устаревшая инфраструктура: российская логистическая система во многом является наследницей советской. «Она развивалась в условиях командно-административной системы, это ситуация, когда необходимо огромное количество складов: соответственно, со складами у нас проблем нет. Сейчас эти склады низких категорий», - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Алексей Шинкевич, заведующий кафедрой логистики и управления Казанского национального исследовательского технологического университета. Однако складами все и ограничивается, а уже имеющиеся необходимо модернизировать.
«Новая Тура» означает конец монополии Москвы на низкие цены |
ВОЗРОЖДЕНИЕ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ»
Эксперты отмечают, что логистическая проблема региона становится намного острее, если посмотреть на нее с позиций возможного транзита. В настоящее время активно реализуется проект транспортного коридора из Китая через Россию в Европу. И если такой коридор удастся создать, это может стать огромным стимулом для развития региона.
«У нас здесь речь идет о международных транспортных коридорах, есть расчеты, наши татарстанские ученые обосновали, что дешевле будет пропускать транспортные потоки через нас, - сказал газете «БИЗНЕС Online» профессор Шинкевич. - Но проблема в том, что нужно достичь эффекта колеи. Для того чтобы появилась рентабельность, окупаемость и конкурентоспособность, нужен определенный минимум потока, он определяется не только состоянием дорог, но и пропускной способностью таможенных терминалов, наличием инфраструктуры».
«Новая Тура» расположена непосредственно на нитке дороги Западная Европа — Западный Китай |
«Новая Тура», с одной стороны, это как раз элемент столь необходимой инфраструктуры, а с другой - уникальная возможность для ведения бизнеса, ведь технополис расположен непосредственно на нитке дороги Западная Европа — Западный Китай. В Казахстане строительство этой магистрали стало своеобразным национальным проектом. Не отстает и Россия, в Татарстане уже построены несколько участков этой дороги, ведется активная модернизация таможенных терминалов на западных и восточных границах таможенного союза, главная задача которой — минимизировать время прохождения пунктов пропуска.
«Новая Тура» - первый в стране технополис, создаваемый при государственной поддержке на средства частных инвесторов |
КАЗАНЬ – ПОРТ ЧЕТЫРЕХ МОРЕЙ
Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта уже почти 20 лет как практически не используется речной транспорт. Шинкевич напомнил, что это самый дешевый из возможных видов перевозок.
А в этом смысле из Казани открывается прямая дорога и в Азию – через Каспийское море, и в Европу – через Азовское и Черное моря.
Гафуров с сожалением говорит о загубленных речных перевозках: «Рядом законодательных инициатив загубили как отрасль речные перевозки, причем это не вина предпринимателей (невозможность модернизации). Это же долгие деньги, потому что там окупаемость - минимум 30 лет, вкладываться по-крупному надо. Речные перевозки могли бы разгрузить транспортную систему, потому что железные дороги у нас явно не построят, река – это естественная дорога, в России, мне кажется, это могли бы использовать». Единственный минус этого вида перевозок – это сезонность.
Комплекс расположится на площади более 250 га |
Строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра должно вдохнуть новую жизнь в речные перевозки. Кроме того, этот центр должен в будущем стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам. Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» заведующая кафедрой логистики Института экономики, управления и права Гузель Таишева, это значительно усилит экономический потенциал республики:
«Появление Свияжского мультимодального центра говорит о том, что мы оторвем большой кусочек от пирога, и кусочек этот станет нашим хлебом на долгие годы. Если поставить правильно работу, туда будет свозиться большое количество товара. И наличие рядышком крупного оптового и научного центра «Новая Тура», я думаю, это будет очень хорошим тандемом в рамках развития именно логистической системы», - полагает доктор экономических наук Таишева, добавляя, что в Свияжске будет концентрироваться огромное количество товаров.
«Товары, которые будут выгружаться в Нижних Вязовых, нужно будет распределять по Приволжскому федеральному округу и России, а «Новая Тура» будет как раз таким распределительным центром. Их близость только улучшит положение «Новой Туры», - отметила Таишева.
Вложенные в реализацию проекта инвестиции, которые составляют порядка 9 млрд. рублей, предположительно окупятся за 7 - 8 лет |
НИЖНИЙ НОВГОРОД – ГЛАВНЫЙ КОНКУРЕНТ КАЗАНИ
У блестящих перспектив Татарстана стать одним из глобальных логистических центров есть и угрозы. В соседнем Нижнем Новгороде тоже понимают перспективность своего расположения и, по мнению ученых, уже опережают нашу республику по многим направлениям, особенно после прихода туда в качестве губернатора бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева.
«С недавнего времени поток товаров останавливается не только в Москве, но доходит уже до Нижнего Новгорода, после того как Шанцев туда ушел. Потому что там склады есть, и получалась такая анклавность», - отмечает Шинкевич. При этом ученый полагает, что появление соответствующих центров в Казани позволит достичь схожего эффекта.
СКЛАДЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОБЪЕЗДНЫХ – ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
Кроме региональных и даже межстрановых проблем есть и ряд локальных сложностей. Существующая сегодня в Казани система грузооборота далека от совершенства, полагают специалисты.
«Татарстан по сравнению с другими регионами впереди, не отстает и от Москвы, и от Санкт-Петербурга, где уже давно логистика вынесена за пределы городов, - говорит Гафуров. - Например, внутрь МКАДа доставка идет только малотоннажными машинами. А у нас проблема с этим, потому что ряд предприятий в центре города расположены - и "Нэфис", и "Красный Восток", которые заметно затрудняют дорожную обстановку».
Шинкевич полагает, что очень многое зависит от подъездных путей и инфраструктуры, однако польза от выноса за пределы города подобных центров, несомненно, есть: «Если будет развиваться такая современная градостроительная концепция, когда все производства за пределами города, если этого будут придерживаться, то это будет освобождать загруженный город от этих автомобилей и так далее. Но надо смотреть, какой эффект масштаба, есть ли расчеты, какая необходима минимальная загрузка». При этом, считает он, строительство новых логистических центров за пределами города определенно должно улучшить ситуацию:
«Новая Тура» будет менять ситуацию однозначно, потому что это крупный проект, крупный игрок, и наверняка он принесет пользу», - отмечает Гафуров. Однако не все так просто - со вступлением в ВТО Россию, скорее всего, ожидает значительное увеличение импорта. И насколько новый центр справится с растущими запросами бизнеса, пока не ясно: «Наверняка к нам хлынет поток товаров. Насколько «Новой Туре» удастся удовлетворить все возрастающие потребности – сказать трудно, так как, возможно, нужен не один, а несколько подобных проектов. Этот проект, безусловно, окажет положительное влияние».
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.