На встрече Владимира Путина с губернатором Курской области Александром Хинштейном разговор шел о помощи жителям региона, в том числе компенсациях На встрече Владимира Путина с губернатором Курской области Александром Хинштейном разговор шел о помощи жителям региона, в том числе компенсациях Фото: kremlin.ru

Новая попытка «наступа» от ВСУ

Накануне вечером Владимир Путин принял в Кремле врио губернатора Курской области Александра Хинштейна. Разговор зашел о помощи жителям региона, в том числе компенсациях, а президент России описал обстановку в регионе как «очень сложную». Совпадение или нет, но на следующий день вооруженные силы Украины (ВСУ) начали новую попытку наступления на курской земле. Предыдущая контратака была в самом начале января и успехом для Киева не увенчалась. Спустя ровно месяц — очередное обострение.

О «новой волне контрнаступления противника» сегодня днем сообщил командир спецназа «Ахмат», заместитель начальника главного военно-политического управления минобороны РФ Апти Алаудинов. Он уточнил, что ВСУ пытаются продвинуться в Суджанском районе, в направлении населенных пунктов Черкасская Конопелька и Уланок. В сводках военкоров также упоминаются Фанасеевка и Махновка. Районный центр Суджа, напомним, находится под контролем украинских военных с лета 2024 года. Недавно ВСУ ударили по интернату в городе, сообщалось о четверых погибших.

«Отвлекающий маневр? Да, может быть»: зачем Зеленскому новый «наступ» в Курской области?

Противник ударил на том участке, где «Ахмат», к сожалению, не находится, заметил Алаудинов. «Я полагаю, что противник вынес очень хороший урок из того, что у него получилось, когда он попер в направлении спецназа „Ахмат“ [в январе] и выбрал место, куда он может ударить. <…> Наши соседи на том участке <…> пытаются отбить наступление противника, заняты его уничтожением», — передавал он днем. ВСУ пытаются улучшить свое положение, захватить больше территории, но это им «вряд ли удастся», добавил Алаудинов.

Чуть позже появился комментарий минобороны РФ. Как отметили в ведомстве, ВСУ с утра предприняли попытку контрнаступления в направлении Черкасской Конопельки и Уланока. «Противник был своевременно выявлен, наносится огневое поражение штурмовым группам ВСУ. По состоянию на 14:00 атаки отражены, населенные пункты находятся под контролем российских войск», — отметили в МО РФ. При новой попытке наступления противник потерял 6 танков, три машины разграждения, три БМП и 14 боевых бронированных машин, уточнили там.

Киев свои новые действия в Курской области пока официально не комментировал. Но из комментария минобороны России следует, что к 14:00 мск боевые действия продолжались. Это подтверждается сообщениями военкоров.

Боевая работа артиллерийского расчета гаубицы Д-20 в Курской области Фото: © Сергей Бобылев, РИА «Новости»

Что происходит на земле?

Комментируя ситуацию в курском приграничье, военные телеграм-каналы пишут о «тяжелых боях». Колонна ВСУ выдвинулась сегодня около 06:00 со стороны населенного пункта Колмаковка, утверждает военный корреспондент Александр Коц. Он и другие обозреватели заметили, что противник в этот раз задействовал инженерные машины разграждения натовского образца, большое количество бронетехники, танки и большое число уже поражено. Минобороны РФ оперативно опубликовало видео уничтожения техники.

По словам военного обозревателя Юрия Подоляки, противник силами «до роты» с двух сторон попытался зайти в Черкасскую Конопельку. Параллельно другая колонна ВСУ хотела прорваться восточнее, к населенному пункту Уланок. «Расчет противника был на то, что погода сегодня плохая для FPV и наши дронщики не смогут помочь парировать эту атаку. Расчет оправдался только частично. Технику противника пожгли, но часть пехоты была успешно высажена и сейчас пытается закрепиться в посадках», — рассказал Подоляка. Причем он утверждает, что еще накануне ВСУ удалось отбросить российских военных из Махновки.

По данным «Рыбаря», к 14:30 наступление ВСУ продолжалось и ВС РФ утратили контроль над Черкасской Конопелькой. Заметим, в минобороны РФ отмечали, что населенный пункт под контролем. Источники «Рыбаря» уточнили, что ВСУ также пытаются выдвинуться в направлении Русской Конопельки, а еще одним направлением атаки может быть Кругленькое.

Противник пытается не допустить блокирования маршрутов поставок вооружения и техники в оккупированную ВСУ Суджу Фото: © Сергей Бобылев, РИА «Новости»

Противнику удалось высадить некоторое количество личного состава на подступах к селу Уланок, но при этом уничтожено очень большое число разнообразной техники, отмечают канал «МИГ России» и другие источники. ВСУ при новой попытке наступления потеряли до 205 человек убитыми, это почти 41% от общего числа задействованных военных, утверждает телеграм-канал Mash. «Во время первого наката украинцы потеряли порядка 100–150 боевиков. Те, кто выжил, разбрелись по лесополосам, чтобы спрятаться. Наши активно высматривают их с дронов», — отмечал канал. В наступлении участвуют больше 400 военнослужащих и около 50 единиц боевой техники, следует из данных военкоров.

ВСУ решили воспользоваться погодными условиями, которые затрудняют работу БПЛА, отмечают военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный и проект WarGonzo. Ожесточенные бои продолжаются, противник подбрасывает новые резервы, писал WarGonzo ближе к 15:00. Коц в то же время замечал, что ВСУ подтягивают резервы с бронетехникой и танками со стороны Сум.

«На 15:00 мск первый накат ВСУ отбит. Почти с 9 утра продолжалась жатва. Потери противника — более 20 единиц техники и порядка 100–150 человек личного состава. Сейчас точно не пересчитать. Сбитые с брони пехотинцы ВСУ разбрелись по лесополкам. Долго на снегу не пролежать, начнут расползаться по лесам», — отмечал телеграм-канал Condottiero.

Ожесточенные бои с наступающими силами противника идут у населенного пункта Уланок, передавал ближе к 16:00 командир разведгруппы «Ахмата» с позывным «Аид». Противник не оставляет попыток прорвать линию фронта, идет переброска техники к Судже, «ожидаются веселые несколько дней», рассказал он в беседе с корреспондентом ВГТРК Святославом Долгачевым.

В чем смысл атаки? По словам Коца, противник пытается не допустить блокирования маршрутов поставок вооружения и техники в оккупированную ВСУ Суджу. К тому же Курская область в понимании Киева является элементом давления на переговорах, рассуждает он. Подоляка говорит, что ВСУ хотят взять под контроль Черкасскую Конопельку и выйти в тыл российским войскам, наступающим в районе Гуево. «Также они хотят таким образом обезопасить трассу снабжения из Сум, потому что в последние пару недель несли здесь просто колоссальные потери (более 200 единиц автотехники было сожжено). И, заняв этот район, они рассчитывают данную проблему решить (без чего удержание Суджи под вопросом)», — пишет он.

«Спасибо тебе, Зеля, за принципиальность. Чем больше ты бросаешь сил под Курск, тем легче нам наступать на других направлениях», — пишет Коц.

«Это очередное наступление, потому что по масштабу все очень похоже на январское. Если говорить чисто с военной точки зрения, то, скорее всего, там цель ставится отбить те опорники, которые они в последнее время теряли. Потому что там шатко-валко, но продолжается наше наступление, сам плацдарм сужается» Фото: © Сергей Бобылев, РИА «Новости»

«Противник гонит своих солдат на убой, потому что считается, что курский плацдарм — очень важный аргумент в будущей программе переговоров»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, в чем смысл новой атаки ВСУ в Курской области.

Влад Шлепченко — военный обозреватель:

— Это очередное наступление, потому что по масштабу все очень похоже на январское. Если говорить чисто с военной точки зрения, то, скорее всего, там цель ставится отбить те опорники, которые они в последнее время теряли. Потому что там шатко-валко, но продолжается наше наступление, сам плацдарм сужается. Задача у них — показать, что вернули утраченные позиции в медийном плане. Потому что медийка для них чрезвычайно важна. У нас настолько большой зависимости нет это продемонстрировать — что есть еще порох в пороховницах, ягоды в ягодицах и все такое прочее.

Но закончится это тем же самым, что и январское. Может быть, они там куда-то продвинутся, что-то возьмут, но по большому счету это умножение тех потерь, которые они несут и так, в фоновом режиме. Сейчас ляжет этот батальон прекрасно, может быть, на несколько дней задержит наше продвижение. Но это максимум. Курская область как была чемоданом без ручки, так им и остается. Это гигантская мясорубка, через которую прокручиваются ВСУ. Наше министерство обороны заявляет, что больше 57 тысяч человек погибли с украинской стороны. Введем поправочный коэффициент и просто поделим это на два: получаем примерно 25 тысяч потерями. Это пять бригад, уничтоженных за полгода. Нормальный результат, я считаю.

Для нас в Курской области все самое страшное уже случилось. Всех, кого они могли захватить, захватили. Всех, кого могли пытать, убить и так далее, — с теми давно уже это сделали. Наши люди там мертвы в основном. И сейчас эта ситуация, которая для нас эмоционально неприятна, для них стоит реальных потерь. Каждый день они платят своими жизнями, большим количеством их, потому что туда выделяется в значительных объемах и авиационная поддержка, и артиллерия, и дроны на оптоволокне. Туда именно первые эшелоны их пошли. Поэтому любой успех они покупают очень дорогой ценой, и это нам возвращается на других направлениях.

Притом что за Осколом плацдарм живет и расширяется, а это же стратегическая угроза для них. Потому что это не только купянская угроза. Это еще и то, что мы разблокируем через данный плацдарм линию снабжения и пойдем потом на юг Харьковской области. Это же обвалит вообще всю их оборону. Но они продолжают упарываться в Курской области. Скорее всего, они это делают, чтобы порадовать своего кокаинового господина. А может, и отвлекающий маневр. Например, ударить по батальонно-тактической группе в одном месте вдоль Белгородской области, создать кризис, попытаться туда оттянуть наши резервы и в это время провести более мощное наступление на Белгородчину.


Алексей Леонков — военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»:

— Такого рода атаки будут предприниматься, но нужно понимать, что Украине больше не по силам добиться чего-то серьезного в Курской области. Правда, вот эти атаки небольшими группами в размере ротной тактической группы обычно изображаются чуть ли не как масштабное событие. На самом деле никакого масштабного события нет. Такие атаки отражаются, а противник уничтожается. То есть он несет за подобные попытки большие потери.

Нужно понимать, что противник в обороне теряет меньше бойцов, чем в наступлении, — это аксиома военного дела. Противник гонит своих солдат на убой, потому что считается, что курский плацдарм — очень важный аргумент в будущей программе переговоров [президента США Дональда] Трампа. Украинские СМИ распространяли некую версию плана Трампа, в котором говорилось, что если Россия пойдет навстречу, то Трамп ей в качестве жеста подарит то, что из Курска выведут украинских боевиков в апреле текущего года. Но все будет с точностью до наоборот: их оттуда не выведут, а вытеснят, при этом украинская военщина понесет существенные потери. Курская авантюра по количеству погибших там боевиков ВСУ уже опережает по потерям попытки Киева удержать город Артемовск, или Бахмут.

Может ли это быть отвлекающим маневром? Понимаете, на линии боевого соприкосновения наблюдается большой дефицит в опытных боевиках ВСУ. Украинские ТЦК (территориальные центры комплектования, аналог военкоматовприм. ред.) собирают бойцов, еле-еле приближаясь к плановым показателям в 30 тысяч штыков. Я думаю, что реальные показатели еще ниже. При этом ежемесячно по всей линии боевого соприкосновения они теряют от 50 тысяч до 60 тысяч боевиков. То есть количество мобилизованных не восполняет потери. Поэтому сейчас в бой отправляют не только «могилизованных», но и те воинские части, которые раньше не привлекались для ведения боев в окопах. Например, технический персонал, персонал комплексов противовоздушной обороны, которым уже нечем стрелять, а также инженерные и тыловые части. То есть всех, кто носит погоны, сейчас отправляют на убой. Так в сочетании с «могилизованными» происходит некая попытка удержать фронт любой ценой.

Даже если они введут в бой молодых в возрасте от 18 до 25 лет, это только частично сдержит ситуацию. Но это будет последний резерв, который они введут. Понятное дело, что этот резерв будет «утилизирован» на линии боевого соприкосновения. Но по планам западных аналитиков такое стойкое противостояние до последнего украинца позволит администрации Трампа подобрать аргументы, за счет которых им удастся сесть за стол переговоров с Россией. То есть заинтересовать российскую сторону, сформировать вот этот план, по которому они надеются заключить выгодный для США мир. Но за это мирное соглашение будет принесена кровавая жертва, когда Украина «утилизирует» на ЛБС (линии боевого соприкосновенияприм. ред.) практически все свое мужское население. Ну за редким исключением депутатов и им подобных.