«Материальное стимулирование — одно из важнейших условий для того, чтобы мы развивались. Если мы хотим получить хорошие исследования и умных ребят, которые пойдут в науку, нужно этот пробел ликвидировать», — говорил сегодня на брифинге в кабмине президент АН РТ Рифкат Минниханов. Есть и другие проблемы — рассинхрон ученых, которые параллельно решают одни и те же задачи, а каждый четвертый аспирант в возрасте до 35 лет уезжает из республики. О том, чем могут гордиться Академия наук РТ и казанский научный центр и какова судьба ученых после Года научно-технологического развития, — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам Фазлеевой, в Татарстане нет резкой утечки мозгов или переездов ученых из республики
Мозги не стали сильнее утекать, а финансирование повысят на 2%
Итоги прошедшего Года научно-технологического развития впервые решили публично подвести сегодня утром в кабмине РТ. Вице-премьер РТ Лейла Фазлеева обозначила два основных приоритетных вектора: популяризация науки (на которую, как позже выяснится, ушло 39% из 200 мероприятий в рамках тематического года) и ответ на западные санкции в части импортозамещения.
После долгого перечисления регламентирующих документов она рассказала, что к 2030 году внутренние затраты на исследования и разработки в Татарстане планируется увеличить не менее чем на 2%. В том числе за счет инвестиций со стороны частного бизнеса, которые должны вырасти как минимум в 2 раза.
По словам Фазлеевой, в Татарстане нет резкой утечки мозгов или переездов ученых из республики. Так, в государственных вузах РТ численность профессорско-преподавательского состава в прошлом году была в объеме 6,2 тыс. человек, а сейчас — 6,3 тысячи. Растет и количество аспирантов в возрасте 27–29 лет: в 2022 году было 760, а в 2023-м — 854.
«Количество тех, кто защитил диссертации, и тех, кто остался работать в республике, стабильно на уровне 84–86 процентов. Поэтому будем объективны. В России была, есть и остается качественная наука. Казанская научная школа известна во всем мире. К нам приезжают, число защищенных специалистов, в том числе из дружественных стран, по показателям не уменьшается, а в некоторых случаях даже увеличивается», — сказала Фазлеева, подчеркивая, что за последние пять лет количество ученых не меняется.
Наука татарского мира
С емкой презентацией выступил президент республиканской Академии наук Рифкат Минниханов: нового в ней было немного, но акценты расставлены показательно. И начал он с научных достижений в области истории и культуры татарского мира. По его словам, одним из лучших в России экспертами признан региональный учебник «История нашего края» для 5–7-х классов, разработанный институтом истории при поддержки минобрнауки РТ. В издание включен раздел «Татары и другие народы Поволжья на службе Отечеству».
Если с 1 сентября 2023-го школы работают по единым учебникам по мировой и российской истории авторства Владимира Мединского, то с сентября 2025 года в рамках предмета «История» для 5–7-х классов появится модуль «История нашего края», который вберет в себя в том числе тему «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Теперь для каждого субъекта написан отдельный учебник. В пилотном проекте участвуют 32 региона, в их число вошел и Татарстан. Ранее один из авторов учебного пособия замдиректора Института истории им. Марджани Марат Гибатдинов отмечал в беседе с «БИЗНЕС Online», что «Москва просила, чтобы акцент был не национальный, а региональный». Также в учебнике обтекаемо говорится о периоде Золотой Орды: завоевание русских княжеств Чингисханом упоминается вскользь, понятие «татаро-монгольское иго» не употребляется.
«Заслуживает внимания деятельность крымского научного центра при институте истории АН, это тот положительный опыт, который мы будем тиражировать и в регионах страны», — продолжил Минниханов. Для раскрытия «фундаментальной роли татарского и тюркских народов в российской цивилизации» создан международный центр исследования истории и культуры народов Степной Евразии. К 2033 году он планирует провести 193 научные экспедиции, выпуск 11 словарей и энциклопедий и 176 сборников и журналов.
«В прошедшем году проведены исследования 202 памятников в Татарстане. Ключевыми объектами стали Билярское и Болгарское городища. Продолжены исследования в 13 регионах России, Узбекистане, Монголии и Киргизии», — отметил докладчик. При этом особое внимание уделено комплексу мавзолеев у села Лапас в Астраханской области. По одной из версий, там захоронен хан Батый.
Согласно оценке докладчика, успешно работает онлайн-энциклопедия Tatarica и другие интернет-проекты АН. «Число обращений к этим ресурсам превысило полмиллиона, онлайн-энциклопедию посещают более 5 тысяч человек ежедневно, переводчиком Tatsoft пользуются около 1,6 миллиона пользователей», — отметил Минниханов.
Ранее директор Института прикладной семиотики АН РТ Ринат Гильмуллин отмечал, что АН сотрудничает с «Яндексом» с 2016 года для развития направления интернет-приложений. «В то время только-только начали использоваться нейросетевые технологии. Но уже тогда перед нами стояла задача разработки машинного переводчика. Мы параллельно передавали датасеты „Яндексу“, и буквально через год в их сервисе как раз появилась возможность перевода на татарский», — рассказывал Гильмуллин в прошлом году.
«Вузы и научно-исследовательские институты, за редким исключением, работают, к сожалению, автономно друг от друга и каждый по своему проекту. В результате много ведется параллельной работы, проекты повторяются, дублируются»
70 млрд на центры мирового уровня и не только
Кроме этого, в 2024 году началось восстановление и укрепление научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) фонда науки и технологии Республики Татарстан, выстраиваются системы подготовки прорывных проектов промышленных предприятий, но без конкретики. Бюджет центра — более 70 млрд рублей, а в его портфеле 70 технологических проектов.
Помимо достижений, президент АН поделился и планами на текущий год. Например, в планах у ученых запуск большого проекта по подготовке энциклопедии муниципальных районов республики. «Это важно с точки зрения сбережения исторической памяти, воспитания молодежи на высоких образцах патриотизма и гражданственности, любви к малой родине», — подчеркнул Минниханов.
В 2025 году в центрах аддитивных технологий и беспилотных авиационных систем запланировано дообучение специалистов предприятий и подготовка молодежных инженерных команд по решению производственных задач. Также появится центр, посвященный развитию искусственного интеллекта. Он будет встроен в систему, в которую включены две научно-практические лаборатории и программы стартапов. Ожидается, что в нем за 167,5 млн рублей до 2027 года разработают 6 новых технологий и 6 технологических разработок.
В ходе доклада были обозначены и проблемы. «Вузы и научно-исследовательские институты, за редким исключением, работают, к сожалению, автономно друг от друга и каждый по своему проекту. В результате много ведется параллельной работы, проекты повторяются, дублируются», — признал Минниханов.
Владислав Чернов, заместитель казанского научного центра РАН по науке, сосредоточился на внутренних проектах. Например, центр занимается экологией промышленных городов: создается комплекс нестандартных научно-технологических решений для мониторинга окружающей среды, нейтрализации и последующей глубокой переработки промышленных и бытовых отходов. По словам Чернова, консорциум из пяти вузов (в который не входит КФУ) должен получить результаты, отвечающие мировому уровню, «и обеспечить приоритет России в области защиты окружающей среды».
«Вот Лейла Ринатовна отметила, что у нас слабо идет популяризация науки, хотя в прошлом году казанский научный центр тоже выиграл грант на популяризацию науки, это грант в размере 30 миллионов. В рамках этого гранта было проведено множество мероприятий… Было создано 12 или 14 научно-популярных фильмов… Были организованы фестивали научного кино», — обрисовывал он масштабы работы, рассказав об очередном гранте на создание дизайн-центра по изготовлению тонкопленочных структур с использованием атомно-слоевого осаждения отечественных прекурсоров. А также разработки учебных программ и обучение персонала для устранения дефицита кадров в области микроэлектроники…
Но главная проблема — финансы. Так, по программе улучшения жилищных условий для молодых ученых выделяется субсидиями 550 тыс. рублей. «Не слишком ли это мало?» — задались вопросом журналисты. «Сегодня мы упорядочиваем базу тех, кому необходима эта помощь. Сведения о семьях у нас имеются. На сегодняшний день регламент еще не опубликован, но работа ведется. Не было, но вот сегодня есть. Вот вы спрашиваете: „Не мало ли это?“ Жизнь покажет», — ответил Минниханов. Он отметил, что сегодня ученым оказывается большая помощь: «Сегодня жаловаться не на что, нужно работать. Государство создает для этого все условия».
«Какая средняя зарплата научных сотрудников в Татарстане?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online». И получила ответ, что статистики такой нет, потому что нужно учитывать и гранты, и финансирование программ. Мол, когда студенческий стартап выигрывает миллион — учитывать ли его как зарплату?
«Когда мы говорим о средней зарплате, к этому надо творчески относиться. Вот есть у нас ученые, у которых и гранты, и премии, и участие в программах. Сегодня у тех, кто настоящий ученый, кто с мозгами, проблем не возникает с деньгами. Другое дело, что сегодня единственная проблема — в аспирантуре [получают] 8 тысяч. Проблема существует, и это, между прочим, самая серьезная проблема», — констатировал Минниханов.
«Сегодня у тех, кто настоящий ученый, кто с мозгами, проблем не возникает с деньгами. Другое дело, что сегодня единственная проблема — в аспирантуре [получают] 8 тысяч»
Спикер добавил, что есть разные гранты — от поощрения студенческих стартапов до премии «Инновации года» в Академии наук. А в своем докладе он сообщал, что, по НИОКР, с текущего года будет запущена грантовая программа с общим объемом бюджетного финансирования в размере 250 млн рублей. Также запущен новый грантовый конкурс по федеральным приоритетным направлениям для разработки новых критических технологий на 140 млн рублей. Достанутся деньги и молодым кандидатам наук на защиту докторских диссертаций и выполнение научно-исследовательских наук. Размер гранта составляет 610 тыс. рублей. Но хватит ли этого?
Впрочем, гранты идут не только на зарплаты. «Важно то, что есть „дорогая“ наука, а есть наука чуть „подешевле“. Дорогая — это та, которая требует дорогостоящего оборудования. Иногда гранты экономят, чтобы сложить их и купить прибор. Поэтому на зарплаты выделяется мало финансирования», — объяснил Чернов. По его словам, тарифная сетка для должностных окладов достаточно невысока: у главного научного сотрудника — 46 тыс. рублей. Впрочем, по словам Фазлеевой, средняя заработная плата научного сотрудника — 94 тыс. рублей.
«На встрече с молодыми учеными возникает вопрос: основное — деньги или призвание? Соцопрос показал, что в целом это призвание. Потому что за 7,5 тысячи идти в аспирантуру и дальше защищаться — это барьер. Я не говорю что это „долина смерти“, они его преодолевают при поддержке научных наставников. Я все-таки считаю, что материальное стимулирование — это одно из важнейших условий для того, чтобы в данном направлении мы развивались. Если мы хотим получить хорошие исследования и умных ребят, которые пойдут в науку, нужно такой пробел ликвидировать. Люди туда должны идти. Ну а сегодня пока призвание. К сожалению, только так», — заключил Минниханов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.