В ТЕСНОЙ СВЯЗКЕ С УЧАСТКОВЫМ

В министерстве внутренних дел по РТ вчера состоялось первое обсуждение экспериментального проекта в сфере общественной безопасности - с инициативой выступили депутаты Госсовета РТ и Казгордумы. Предлагается ввести так называемых «комиссаров общественной безопасности» (КОБ).

КОБ, по мысли авторов проекта, должен стать для жителей района представителем администрации. При этом КОБ обязательно должен жить в этом районе и работать в тесной связке с местным участковым полицейским.

Как заявил на совещании вице-премьер Асгат Сафаров, основная задача комиссара - осуществить взаимосвязь между администрацией и населением. С другой стороны, он должен стать помощником полиции в профилактике преступлений.

«Только тогда мы сможем добиться порядка в каждом дворе, в каждом подъезде, - приводит пресс-служба МВД по РТ слова вице-премьера. - Начать эксперимент необходимо с Казани. Подберем четыре-пять опорных пунктов в городе, отберем кандидатов, сделаем достойную зарплату…»

В совещании участвовали также министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин, заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов, член президиума координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ДООП МВД РФ Ильдус Янышев, депутат Казанской городской думы Рафаиль Багаутдинов, а также руководители МВД Татарстана.

12513.jpg
 Вице-премьер Асгат Сафаров заявил, что начать эксперимент необходимо с Казани: «Подберем четыре-пять опорных пунктов в городе, отберем кандидатов, сделаем достойную зарплату…»

«ПОДОБНЫЙ ОПЫТ В СССР УЖЕ БЫЛ…»

Некоторые подробности проекта газете «БИЗНЕС Online» рассказал участник встречи Янышев – депутат Казгордумы, председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР».

«Вообще, подобный опыт у нас был во времена СССР, когда начальниками опорных пунктов правопорядка становились, к примеру, бывшие военные, - рассказал Янышев. - Имея большой опыт работы с людьми, они после выхода на пенсию передавали наработки молодым сотрудникам милиции, уголовного розыска и сами организовывали работу по профилактике правонарушений. Создавали общественные советы, организовывали работу по профилактике правонарушений, координировали движение добровольных народных дружин».

Есть такая практика и сейчас – в пример Янышев привел страны Прибалтики и США. В последних создаются так называемые отряды самообороны – люди регистрируются у шерифа как общественные помощники и берут на себя часть функций полиции. Простой пример, когда народ помогает шерифу, - поиск пропавших детей, помощь в выявлении мест торговли наркотиков, незаконных мигрантов (а это, как известно, бич США), факты жестокого обращения с животными, порчи имущества, свалки мусора и тому подобное.

«То есть все, что касается общественного правопорядка, а не расследования каких-то преступлений, берут на себя жители, - уточнил Янышев. - Это дает возможность снизить расходы на содержание управленцев в госструктурах в том числе».

Финансовую и нормативную базу проекта планируется обкатать на площадке четырех казанских микрорайонов, а затем этот опыт ляжет в основу республиканской программы по использованию ресурсов общества, бизнеса, муниципалитетов в борьбе с преступностью. В эту работу должны быть вовлечены более широкие круги населения.

19707.jpg
По словам Янышева, работу программы, скорее всего, будет финансировать в той или иной форме республиканский бюджет – Казань это не потянет. Стоимость программы – ориентировочно около 20 млн. рублей

«Это будут не полицейские – это будут представители администрации района, они станут как бы представителями жителей района по вопросам обеспечения общественного порядка, - продолжает Янышев. - Комиссар будет иметь возможность обращаться в необходимые уполномоченные организации – технические инспекции исполкома, Роспотребназдор, миграционную службу и так далее. И как житель этого микрорайона он будет на месте определяться, в каких случаях сработают профилактические мероприятия, в каких нужны правоохранительные органы и их карательные функции».

Но основная задача – это организация общественности. Тут вам и добровольные дружины, и вузовские отряды безопасности.

«Вопросы общественной безопасности не могут оставаться в ведении одних только федеральных органов – это все-таки дело общее, и в первую очередь население имеет право выступать субъектом в этих отношениях, - считает Янышев. - И не только быть законопослушными, но где-то пресекать правонарушения, где-то оказывать содействие в розыске, поиске, информировании. Наконец-то мы даем муниципальным органам управления эту функцию. У них есть функция образования, очистки территорий от мусора, благоустройства и так далее, но нет функции обеспечения безопасности. А полиция все-таки имеет больше карательных функций, нежели профилактических».

По словам Янышева, работу программы, скорее всего, будет финансировать в той или иной форме республиканский бюджет – Казань это не потянет. Стоимость программы – ориентировочно около 20 млн рублей. С одной стороны, это новые затраты, но с другой – инвестиции в безопасность никогда не видно на первый взгляд, но они окупаются за счет сокращения потерь – тех же больничных листов или прямого ущерба от вандализма.

«ПОЛИЦИЯ ОДНА НИКОГДА НЕ СПРАВИТСЯ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», неоднозначно восприняли новшество.

Сейчас много говорят о казачьих дружинах. Будет ли у нас то же самое? Никто ведь не собирается давать им каких-то полномочий, они просто могут зафиксировать факт правонарушения и вызвать полицию.  В таком виде, почему бы и нет, будет неплохо, если комиссары у нас появятся. Они скорее будут для профилактики, а это самая нужная вещь.

Леонид Штейнберг - генеральный директор ООО «Кама-Тракс», бывший сотрудник МВД:

- У правоохранительных органов уже есть проверенные формы, зачем придумывать новые? Есть дружины. Зачем придумывать новое название «комиссар»? Еще бы кожаные тужурки выдали. Есть отработанная форма, ее нужно просто несколько изменить с учетом времени. У участковых должны быть просто добровольные помощники из народа. Такая практика есть и в России, и во всем мире, и она успешно работает.  Новую единицу, думаю, придумывать не надо. Нужно поднять студенчество, инициативных людей, чтобы они добровольно помогали. Все хотят спокойно ходить по улицам. Полиция одна никогда не справится.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель Федерации автомобилистов России:

- Я считаю, что это неплохая инициатива. Раньше ведь были дружинники, и был эффект.  Как любили говорить: «Милицию на каждом углу не поставишь».  Конечно, со временем несколько изменился менталитет, изменилось отношение к общественникам.  Но нужно, я считаю, возрождать и реанимировать общественные движения, тем более в таких важных направлениях.

Владимир Иванов – генеральный директор ООО «Бизнес-Центр»:

- На мой взгляд, каждой работой должен заниматься профессионал. Сейчас много государственных структур, которые должны поддерживать  общественную безопасность: полиция, ФСБ, прокуратура. Там работают грамотные люди, которые и должны заниматься этими вопросами. Для чего создавать новую бюрократическую структуру? Я думаю, в этом нет необходимости, тем более что на создание этого проекта потребуется финансирование. История нашего государства показывает, что создание различного рода добровольных дружин, общественных инспекторов – это показуха и фикция. Я уверен, что пользы от комиссаров общественной безопасности не будет.  Есть закон о полиции, которая должна защищать. Пусть она этим и занимается. К тому же, я думаю, у людей слово «комиссар» будет вызывать отторжение и негатив.

Рафил Нугуманов - заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку:

- К большому сожалению, после всех преобразований из советского времени ушли в небытие все возможные районные дружины, мощные молодежные организации. Наша полиция осталась одна. Есть вопросы работы участковых. Участковый, вроде тоже федерал, но он никогда не сможет один навести порядок на своем участке. Есть определенная категория людей, которые хотят, чтобы у них во дворе, на улице был порядок, и которые готовы сами ходить и этот порядок наводить. Предполагается, что на базе опорного пункта полиции будет такая общественная организация, и комиссар как раз ее и будет возглавлять. Сейчас он называется руководителем общественного пункта правопорядка. Но сейчас там работают люди за 5 - 7 тысяч, нужно хотя бы сделать зарплату тысяч 15. Нужен мощный хороший организатор, который будет подбирать для работы неравнодушных людей. Они будут совместно с полицией наводить порядок. Нужно попробовать воссоздать эту структуру не сверху, а снизу.

Одной полиции не дано полностью навести порядок в городе. Рядом с полицией кто-то должен идти. Хотелось бы, чтобы комиссары стояли как шерифы – вопрос не стоит о подчинении полиции, речь идет о взаимодействии.

Есть, конечно, и трудности. Сегодня законом не урегулированы правовой вопрос и социальные гарантии. Например, если при охране общественного порядка кто-то погибает, непонятно, что будет дальше. Погибает полицейский - прописано в законе, общественник - нет. Я думаю, мы пришли к тому, что нужны материальные вложения. Потребуются компьютеры, какая-то техника.

Оружия, конечно, у комиссаров не будет. Мы еще не дошли до этого. В свое время Ельцин хотел сделать муниципальную милицию, но дальше слов это не пошло.