«В первую очередь мы должны создать свою структуру, определить категории пострадавших. Наверное, должен быть единый центр по работе с гражданами», — рассуждал депутат Госдумы РФ Илья Вольфсон на очередном собрании обманутых ижээсников в минстрое Татарстана «В первую очередь мы должны создать свою структуру, определить категории пострадавших. Наверное, должен быть единый центр по работе с гражданами», — рассуждал депутат Госдумы РФ Илья Вольфсон на очередном собрании обманутых ижээсников в минстрое Татарстана Фото предоставлено Юлией Галиуллиной

«Ситуация у всех однотипная, деньги ушли непонятно куда, растворились»

Вслед за первым собранием обманутых компанией «Таунхаусы и дома» представители строительного мира республики накануне организовали встречу с теми, кто пострадал от рук других застройщиков — ООО «Марас» (оно же ООО «АльфаСтройКапитал») и ООО «ХТМ». Как и в прошлый раз, информацией, услышанной на собрании, с нами поделились его участники.

На собрании присутствовал депутат Госдумы РФ от Татарстана Илья Вольфсон, директор фонда поддержки дольщиков РТ Иван Новиков и заместитель исполнительного директора госжилфонда при раисе РТ Булат Гилманов. Модерировал встречу замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев.

«В любом случае мы вам должны помогать. Есть поручение нашего президента!»

Гимаев напомнил, что впервые проблематика была озвучена на прямой линии у президента страны Владимира Путина корреспондентом «БИЗНЕС Online». Позднее вопрос был взят на контроль вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. И в первые же дни наступившего года Марат Шакирзянович «отчитался» перед главой государства о том, что проблему ижээсников предлагается решить при помощи квартиры по социальной ипотеке с выдачей 1 млн рублей на первоначальный взнос.

Ситуация у всех однотипная, деньги ушли непонятно куда, растворились. Дома при этом находятся на стадии строительства или отсутствуют полностью. Есть дома, которые люди построили через дополнительные потребкредиты, так примерно описал общую проблему модератор встречи. А далее слово дали пострадавшим.

Ситуация у всех однотипная, деньги ушли непонятно куда, растворились. Дома при этом находятся на стадии строительства или отсутствуют полностью Ситуация у всех однотипная, деньги ушли непонятно куда, растворились. Дома при этом находятся на стадии строительства или отсутствуют полностью Фото предоставлено Юлией Галиуллиной

Среди пострадавших — вынужденные переселенцы и герои СВО

Одной из первых выступила Мария Малецких, которая вместе с семьей приехала в Татарстан из Луганской Народной Республики. Ее дом сильно пострадал в ходе боевых действий после начала специальной военной операции — в марте 2022 года в здание попал снаряд, оставив женщину, ее супруга, маленького ребенка и пожилых родителей без крова.

«Мы полностью все потеряли. Приехав сюда, начали снимать квартиру, устроились с мужем на работу, пытались построить жизнь здесь. Государство выплатило нам деньги за потерю имущества, их мы решили вложить в первоначальный взнос при строительстве дома. Мы люди не местные, много чего не знаем, поэтому доверились тем, кто умеет громко и красиво говорить… В данном случае это ООО „Марас“», — делилась ситуацией пострадавшая.

Подрядчик, который должен был построить небольшой дом в селе Набережные Моркваши на 80 кв. м за 6 млн рублей, получил только первую часть ипотечного транша, что отчасти спасло вынужденных переселенцев. Но более миллиона рублей все же канули в Лету.

Более того, во избежание роста ипотечных платежей семья взяла новые кредиты и теперь буквально «тонет» в долговой яме. «Мы очень просим о любой помощи. Я понимаю, что есть другие ситуации, которые намного сложнее, но хочу, чтобы мы были услышаны», — просила Малецких.

Еще одна история, озвученная в ходе собрания: Николай Шухров заказал дом у ООО «АльфаСтройКапитал», в качестве оплаты он переписал свою квартиру на исполнительного директора компании Марата Вафина. Когда обман вскрылся и мужчина понял, что оставил семью без крыши над головой, то единственный выход нашел в отправке в зону СВО. В ходе боев за Артемовск он, к несчастью, погиб. Шухров, у которого остались двое детей, посмертно награжден госнаградами — медалью «За отвагу» и орденом Мужества. Пострадавшей сейчас проходит вдова участника СВО Оксана Шухрова.

Руководительница инициативной группы поручилась за всех пострадавших — предложенная мера поддержки в виде соципотеки одобрения у них не получила Руководительница инициативной группы поручилась за всех пострадавших — предложенная мера поддержки в виде соципотеки одобрения у них не получила Фото предоставлено Аллой Алексеевой

«Это не банковская ипотека, а немного другое, поэтому сразу не отказывайтесь»

Далее слово взяла Юлия Галиуллина, которая возглавляет инициативную группу пострадавших от ООО «Марас». «У нас в уголовном деле 38 пострадавших, многим делали экспертизу, и выяснилось, что дом под снос. Так же, как и у нас. В нашем случае построен один этаж, фундамент „М 100“ (марка бетонапримред.— это однозначно брак, нужно сносить», — выявила еще одну проблему Галиуллина. Действительно, на собрании не раз жаловались на то, что, помимо затрат на строительство дома, потерпевшим нужно искать деньги на снос негодных застроек горе-подрядчиков.

Также руководительница инициативной группы поручилась за всех пострадавших — предложенная мера поддержки в виде соципотеки одобрения у них не получила. «Мы не потянем еще одну ипотеку», — заверила Галиуллина.

Путин – Хуснуллину о проблеме с ИЖС: «Речь идет о жульнической операции без эскроу-счетов!»

Гимаев на это пояснил, что социальная ипотека отличается от банковской, мол, «это немного другое, социальная мера». «Вот семью из Луганска это бы здорово выручило, например, поэтому сразу не отказывайтесь. Так или иначе, каждый случай нужно изучить. Потом обобщенное мнение мы представим раису республики Рустаму Минниханову», — передают слова замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ обманутые ижээсники.

«Не стоит забывать про Сбербанк. У нас нет цели его засудить, есть цель восстановить свои нарушенные права. Они же могут, как и руководство республики, сесть за стол переговоров и решить вопрос», — озвучила свое предложение Нигматуллина «Не стоит забывать про Сбербанк. У нас нет цели его засудить, есть цель восстановить свои нарушенные права. Они же могут, как и руководство республики, сесть за стол переговоров и решить вопрос», — озвучила свое предложение Нигматуллина Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татарстан — самый прекрасный регион, который решает все проблемы, даже которые не может, он все равно решает…»

Слово дали председателю РОО РТ «Защита прав потребителей» Юлии Нигматуллиной.

«Татарстан — самый прекрасный регион, который решает все проблемы, даже которые не может, он все равно решает… Но граждане не смогут потянуть социальную ипотеку, 6–7 процентов — это те же условия, которые у них сейчас установлены по программе господдержки. Это неподъемно, тут есть и многодетные семьи, пенсионеры и те наши граждане, которые вынуждены были переехать, и теперь это уже наши татары! И даже те, кто потерял мужа на СВО», — перечислила Нигматуллина.

По ее словам, решить проблему помогло бы, например, выделение застройщикам земельного участка без прохождения процедуры аукциона, но с обременением в виде обязательной постройки домов пострадавшим.

«Не стоит забывать про Сбербанк. У нас нет цели его засудить, есть цель восстановить свои нарушенные права. Они же могут, как и руководство республики, сесть за стол переговоров и решить вопрос», — озвучила свое предложение Нигматуллина.

Обманутые ижээсники: «После статьи в «БИЗНЕС Online» прошли задержания по всей стране!»

На этом инициативы не завершились, пострадавшие попросили в случае оказания финансовой поддержки аккумулировать денежные средства в фонде поддержки дольщиков РТ. А минстрой РТ мог бы определить единого застройщика, который займется постройкой домов для обманутых.

«Я, как и многие здесь сидящие, узнал об этой проблеме после обращения на прямую линию президента»

В завершение собрания выступил Вольфсон. К слову, он первый из депутатов, кто участвовал во встрече с инициативной группой пострадавших. «Очень печально, что происходят такие случаи у вас. На самом деле, как и многие здесь сидящие, мы узнали об этой проблеме после обращения на прямую линию президента… И я могу вам сказать, что в первую очередь мы должны создать свою структуру, определить категории пострадавших. Наверное, должен быть единый центр по работе с гражданами», — рассуждал вслух депутат Госдумы.

Вольфсон заверил собравшихся, что еще раз встретится с инициативной группой пострадавших, чтобы узнать все детали, в том числе изучить роль банковских организаций в случившемся.

По словам депутата, нужно изучить вопрос и стоимости строительства. «Может, изначально подрядчики ставили цены, за которые нельзя выполнить обещанное, и на самом деле это вообще были финансовые пирамиды. Не хочу сейчас никому давать оценки, потому что мы только вникаем, погружаемся», — пояснил Вольфсон.

Он заверил собравшихся, что «ваша проблема в приоритетном порядке» и теперь необходимо выработать критерии поддержки. «Татарстан сейчас „пилот“, вся страна смотрит на вас, все собирают информацию», — заметил он. Вместе с тем есть законодательные пробелы в вопросах ИЖС, которые нужно закрывать.

«Каждому нужна адресная помощь»

Ижээсники результатом собрания в целом остались довольны, т. к. смогли озвучить свои предложения по исправлению сложившейся ситуации. Лидер инициативной группы Галиуллина в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметила, что недоработанный закон в сфере строительства ИЖС принес разочарование многим семьям и дал возможность «плодиться» мошенническим схемам.

Уже после собрания обманутым ижээсникам прислали анкеты, они помогут собрать информацию по каждой семье. «Кому-то дом нужно сносить и строить новый, кому-то только внутреннюю отделку осталось сделать, кто-то погряз в потребкредитах. Каждому нужна адресная помощь», — пояснила Галиуллина.

Не было там ни эскроу, ни совести: решения Путина по ИЖС ждут тысячи обманутых семей по всей России

Своими впечатлениями от общего собрания также поделился пострадавший Валерий Войтенко: «Жаль, что не пригласили никого из прокуратуры и ГСУ. Экспертизы по объектам строительства затягиваются так же, как и (в свое время) возбуждение уголовного дела». «В любом случае обнадеживает, что дело на контроле у президента и что Татарстан первый в решении этой проблемы по стране», — не теряет надежд собеседник. По его словам, новые предложения по помощи пообещали подготовить к концу февраля.

«Дорожная карта начинает постепенно выстраиваться, есть мысли, с чего начать»

Позднее Вольфсон поделился своим видением сложившейся ситуации с корреспондентом «БИЗНЕС Online»:

«Конечно, искренне переживаешь и сочувствуешь каждой семье, которая столкнулась с этой проблемой. Люди очень разные: молодые семьи, пенсионеры, вдовы наших героев СВО, беженцы из ЛНР. Представляете, люди бежали от одной беды, чтобы оказаться в руках мошенников здесь — из огня да в полымя. Многие сегодня рассказали свои истории, как они оказались в этой ситуации, какие действия предпринимали, чтобы самостоятельно решить проблему. Кто-то даже ночевал в палатке на участке, кто-то достраивал дома самостоятельно.

В целом в этом и заключается основная проблема с помощью — у каждого случая настолько своя ситуация, что на первый взгляд кажется почти невозможным выработать какие-то системные решения. Поэтому сегодня первоочередно нужно присвоить этим людям статус, как с обманутыми дольщиками, и выработать критерии, которым он будет соответствовать, чтобы ориентироваться, определяя меры поддержки.

Мы вместе с минстроем Татарстана, ГЖФ и фондом поддержки обманутых дольщиков проводим встречи с людьми, чтобы собрать первичную информацию, сообща выработать подходы и найти решение. Это профессионалы с большим опытом работы, они готовы участвовать в работе и помогать найти выход. ГЖФ предлагает конкретный вариант, который уже был озвучен. Да, он не универсальный и далеко не всем подходит, но ведомство исходит из своих возможностей и ресурсов.

Очевидно, это только первые встречи, мы в начале пути, но уверен, что так или иначе найдем выход. В целом, наверное, можно говорить, что дорожная карта начинает постепенно выстраиваться, есть мысли, с чего начать.

В решении проблем этих людей большой помощью стало бы участие банков, если бы они пошли навстречу пострадавшим в их просьбах. Мы готовы поддержать людей в этом вопросе», — рассказал депутат Госдумы РФ.