«Самолет снижался, а когда он снижается, то пилоты смотрят вперед и на приборы. А вот вертолет, когда летит на определенной высоте, смотрит все время вперед. То есть он должен был видеть этот самолет», — рассуждает собеседник «БИЗНЕС Online», комментируя крупную авиакатастрофу в США. Сегодня около 5 часов утра недалеко от аэропорта им. Рейгана столкнулись военный вертолет Blackhawk и пассажирский самолет Bombardier CRJ700, на борту которого были 64 человека. По предварительной информации, выживших в результате происшествия нет. Президент США Дональд Трамп поспешил обвинить в катастрофе экипаж военного вертолета и диспетчеров, а среди погибших, как выяснилось, есть российские спортсмены. Детали — в нашем материале.
Момент столкновения военного вертолета Blackhawk и пассажирского самолета Bombardier CRJ700
«Вышка, вы это видели?» — «Да, мы это видели»
Авиакатастрофу, которая случилась около 05:00 мск в небе над Вашингтоном, уже называют одной из крупнейших в США с сентября 2001 года. Тогда причиной гибели людей стал теракт, а что произошло в этот раз, еще предстоит выяснить в ходе расследования. Пока внятного объяснения, почему при ясной погоде военный вертолет Blackhawk («Черный ястреб») столкнулся с пассажирским самолетом Bombardier CRJ700, нет. В том числе у президента США Дональда Трампа, для которого катастрофа в небе точно не лучшая новость в начале второго срока.
«Самолет придерживался идеальной, обычной траектории по пути к аэропорту. Вертолет летел прямо на самолет в течение продолжительного времени. Ночь была ясной, огни на самолете ярко горели, почему вертолет не поднялся, не опустился или не повернул? Почему диспетчерская вышка не сказала экипажу вертолета, что делать, вместо того чтобы спрашивать, видели ли они самолет? Это плохая ситуация, которую нужно было предотвратить. Это плохо», — заявил Трамп.
Борт авиакомпании PSA Airlines завершал свой полет. Воздушное судно направлялось из города Уичито в штате Канзас в национальный аэропорт им. Рональда Рейгана в Вашингтоне. По официальным данным, на его борту находились 64 человека — 60 пассажиров и 4 члена экипажа. Еще три человека были на борту военного вертолета, принадлежащего сухопутным войскам США, утверждает Reuters. Вертолет выполнял учебный полет с аэродрома Дэвисон, принадлежал 12-му авиационному батальону, передают телеканалы CNN и NBC со ссылкой на представителя местных чрезвычайных служб.
После столкновения в воздухе произошел взрыв. Пассажирский борт раскололся на две части и упал в реку Потомак на глубину порядка 2 метров. Там же сейчас находится и вертолет, воздушные судна пока не достали из воды. Американская пресса обращает внимание на то, что в Вашингтоне холодная погода, а температура воды в реке составляет плюс 1,7 градуса по Цельсию. «Оба летательных средства находятся под водой, основная цель сейчас спасти людей», — заявила утром мэр Вашингтона Мюриэл Баузер. В спасательной операции задействованы порядка 300 человек, в том числе дайверы.
В спасательной операции сейчас задействованы порядка 300 человек, в том числе дайверы
Но удастся ли спасти кого-то — большой вопрос. Пока все идет к тому, что выживших не будет. Спасательную операцию осложняют погода и недостаток освещения, глубина на месте падения самолета — около 2,5 м, «ветрено, плавают куски льда», описал ситуацию глава пожарной службы округа Колумбия Джон Доннелли. Ближе к 10:00 мск американские издания сообщили о первых обнаруженных телах погибших на месте крушения. Корреспондент CNN описал обстановку на месте крушения и в аэропорту в Вашингтоне как «мрачную» и дал понять, что речь уже идет скорее не о спасательной операции, а о поиске погибших. «Ситуация нехорошая, и если не произойдет чуда, здесь, в Вашингтоне, возможно, случится самая страшная катастрофа за последние десятилетия», — отметил он. По данным CBS News, из воды извлекли тела 18 погибших.
Уже появилась запись переговоров диспетчеров, согласно которой сотрудники аэропорта пытались связаться с военным вертолетом Black Hawk перед столкновением. Но ответа, вероятно, не получили. На записи диспетчер спрашивает экипаж вертолета, видит ли он пассажирский борт Bombardier CRJ700, после чего приказывает ему пропустить самолет и пролететь за ним: «PAT 2-5, вы видите CRJ? PAT 2-5, проходите позади CRJ».
После этого оператор вздыхает, и диспетчер предупреждает пилота другого воздушного судна о произошедшем. «Вышка, вы это видели?» — спрашивает пилот одного из воздушных судов. Диспетчер отвечает: «Да, мы это видели». Аэропорт, взлетно-посадочная полоса которого считается одной из самых загруженных в мире, закрыт до утра пятницы.
На разбившемся самолете летели чемпионы мира по фигурному катанию в парах в составе сборной России 52-летняя Евгения Шишкова и 55-летний Вадим Наумов (на фото XVII зимние Олимпийские игры, 1994 год)
Кто из российско-американских фигуристов мог находиться на борту?
Посольство России в США выясняет, были ли на борту российские граждане, сообщило дипведомство утром. Другой информации от него на 12:00 мск не поступало. Спортивный агент Ари Закарян заявил, что на борту самолета находились несколько фигуристов, в том числе и тренеры российского происхождения. «Я не хочу называть имя, но наши там были. Скоро все увидите», — сказал он «Матч ТВ». Федерация фигурного катания США подтвердила, что в самолете находились спортсмены, тренеры и члены их семей, которые возвращались домой, но не привела других подробностей и не назвала имена спортсменов.
С 20 по 26 января в Уичито, откуда летело воздушное судно, проходил чемпионат США по фигурному катанию. «Видимо, на борту американского самолета были российские спортсмены — фигуристы и даже чемпионы мира. Они летели с соревнований. Также американские фигуристы были. Сегодня траурный день для фигурного катания», — отреагировал на сообщения политолог Сергей Марков. «Встречный удар. Скорость вертолета маленькая. Скорость самолета на посадке маленькая. Ночь ясная без облаков. Как можно удариться лоб в лоб? Этот вопрос у всех сейчас. Он не имеет пока ответа. И будет сейчас много версий о заговоре», — также написал Марков в своем телеграм-канале.
В разбившемся самолете летели чемпионы мира по фигурному катанию в парах в составе сборной России 52-летняя Евгения Шишкова и 55-летний Вадим Наумов, пишет ТАСС со ссылкой на источник. Они, напомним, являются победителями ЧМ 1994 года. Также фигуристы становились серебряными и бронзовыми призерами мировых первенств в парном катании, а в 1998-м (сразу после окончания спортивной карьеры) уехали в США, стали тренерами. Кроме того, по информации издания, вместе с ними летела и бронзовый призер чемпионата СССР в парном катании 58-летняя Инна Волянская. Вместе с Валерием Спиридоновым они становились бронзовыми призерами чемпионата СССР (1980).
Телеграм-канал Shot полагает, что на борту мог находиться и сын Шишковой и Наумова Максим Наумов. Он участвовал в чемпионате США по фигурному катанию в Канзасе и занял 4-е место. 23-летний фигурист выступает за американскую сборную.
Mash опубликовал список из 14 фигуристов, которые могли находиться в самолете. Большинство из них — дети российских эмигрантов, которые участвовали в чемпионате США. Однако родственники некоторых спортсменов из этого списка уже опровергли их нахождение на борту.
Изначально в списке, помимо Максима Наумова, был 23-летний Эндрю Торгашев (сын фигуристов Илоны Мельниченко и Артема Торгашева, которые соревновались за СССР), 24-летний Энтони Пономаренко (сын олимпийского чемпиона 1992 года Сергея Пономаренко), 25-летняя Алиса Ефимова (родилась в Финляндии, выступала за сборные России, Германии и США). Она добилась серьезных результатов в паре с 27-летним Мишей Митрофановым. Кроме того, на борту могли находиться 25-летний Даниил Паркман, 24-летняя Кристина Каррейра, 27-летний Алексей Щепетов, 21-летний Артем Маркелов, 26-летний Антон Спиридонов, 21-летний Данила Савельев, 30-летняя Кэти Макбет, а также выступающие в паре 23-летняя Аннабель Морозова и 22-летний Джеффри Чен.
Источники «Чемпионата» утверждают, что Торгашева, Макбет и Паркмана на борту не было. Родственники Морозовой, Митрофанова и Ефимовой также опровергли информацию об их нахождении в самолете.
«Мы, к сожалению видим, что эти печальные данные подтверждаются. Там были и другие наши сограждане. Плохие новости сегодня из Вашингтона», — прокомментировал катастрофу днем пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Это не диверсия, это ошибка диспетчера и ошибка командира вертолета военного. Потому что его предупредили, что [пассажирский] борт заходит на посадку, и предупреждали его о том, чтобы он был повнимательнее», — сказал Юрий Сытник
«Аэропорт находится очень близко от Белого дома. Там по прямой менее четырех километров»
Речь идет об ошибке авиадиспетчеров и командира военного вертолета, предположил в беседе с «БИЗНЕС Online» заслуженный пилот РФ и член комиссии при президенте России по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник.
«Это не диверсия, это ошибка диспетчера и ошибка командира вертолета военного. Потому что его (командира вертолета — прим. ред.) предупредили о том, что [пассажирский] борт заходит на посадку, и о том, чтобы он был повнимательнее. Тот подтвердил команду, но ночь была, скорее всего, не видел. А экипаж самолета пассажирского тут ни при чем, потому что это очень сложный момент пилотирования — заход на посадку. Много очень операций выполняется: это выпуск механизации, шасси, попасть в створ полосы нужно», — сказал Сытник.
«Экипаж выполнял свои обязанности. Понятно, что они просто не видели вертолет, который сбоку подходил к ним. Тем более самолет был на снижении, уже на глиссаде (траектория полета летательного аппарата, по которой он снижается при заходе на посадку, — прим. ред.), а вертолет пресекал посадочный курс, — отметил спикер. — Тут, конечно, нужно было повнимательнее быть командиру вертолета, но вина все равно окажется распределена между экипажем вертолета и диспетчером».
Эксперт заметил, что есть система предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS, которая предупреждает пилотов за 80–100 км о нахождении рядом какого-либо воздушного судна. «А здесь, скорее всего, на экране TCAS было несколько меток, потому что в районе аэропорта всегда очень много самолетов, взлетающих либо заходящих на посадку. И различить метку, которая приближается к тебе, и выполнить команду этого прибора, скорее всего, не представлялось возможным, потому что экипаж, командир корабля пассажирского самолета не могли предположить, что в зоне захода на посадку окажется другое воздушное судно», — рассуждает Сытник.
«Беда, жалко людей, но, увы, это авиация. Были и другие столкновения воздушных судов. И в зоне взлета-посадки случались столкновения, и на полосе сталкивались, раз в три-пять лет где-то столкновения бывают», — добавил собеседник газеты.
«Имеющейся информации недостаточно, чтобы сделать даже предварительные выводы. Ибо выводы, которые настрочил Трамп, о [том, что] „во всем виноват экипаж вертолета“, [что] самолет было видно, потому что он летел с огнями и так далее, никакой критики не выдерживают, так как эти доводы работают в обе стороны. Тут очень много вопросов к авиационным диспетчерам, какие команды они подавали экипажам и почему метки бортов свели в одну на одной высоте», — рассуждает автор телеграм-канала Fighterbomber.
В другом посте с видео с радара он замечает, что вертолет по каким-то причинам начал вместо правого разворота поворачивать влево, на самолет. «Команды в стиле: „Видите самолет, не надо в него врезаться!“ и „Облетите его сзади!“ — это дичь. Как его облететь сзади, если самолет маневрирует? Диспетчер должен дать курс, высоту, скорость и время полета в таком режиме, с которым должен лететь каждый борт. Тем более ночью», — указывает Fighterbomber.
«На вопрос, что это было — стечение обстоятельств или диверсия, я думаю, силовики в конечном итоге ответят, потому что так разбрасываться обвинениями [не стоит], — отреагировал на произошедшее в разговоре с „БИЗНЕС Online“ политтехнолог, автор телеграм-канала „Политджойстик“ Марат Баширов. — Это трагедия, там же погибли обычные люди. Не военный какой-то борт. Вертолет — понятно, а вот основные погибшие — это просто гражданские люди, обычные, потому тут спекуляции просто недопустимы. Это первое». ФБР исключило версию теракта, сообщают источники NBC.
«Второе: этот аэропорт находится очень близко от Белого дома. Там по прямой менее 4 километров. И с точки зрения безопасности не знаю, куда смотрят те люди, которые охраняют высших правительственных чинов. Но это ведь не только Белый дом. Там же и конгресс, и сенат, и другие учреждения. Плотность полетов в данном аэропорту (а он достаточно старый) очень высока. Потому, конечно, когда рядом присутствуют и военные подразделения, и силовики — секретная служба Соединенных Штатов, которая охраняет не только действующего президента и вице-президента, но и бывших президентов, очень многих правительственных чиновников и одновременно такой аэропорт с такой высокой загрузкой, это, конечно, в современном мире имеет огромный риск», — отметил Баширов.
«Вызывает подозрения: могла ли быть диверсия? Поведение пилотов данного вертолета… А это вертолет, аналогичный тому, который используется для перевозки президента Трампа. Вертолет длительное время не отвечал диспетчеру, шел прямо на той же высоте и, очевидно, ударился в этот самолет с правого борта. То есть пилоты [пассажирского самолета] тоже его не видели. А вот пилоты вертолета видели, потому что он шел по прямой на этой же высоте. Самолет снижался, а когда он снижается, то пилоты смотрят вперед и на приборы. А вот вертолет, когда летит на определенной высоте, смотрит все время вперед. То есть он должен был видеть этот самолет. Вот к чему я. И диспетчерам он не отвечал…» — указал собеседник издания.
Баширов сомневается, что расследование ответит на вопрос, почему пилот вертолета не отвечал на запросы диспетчера. «Это притом, что пилот гражданского самолета был на связи. Трагическое событие, потому что, насколько я понимаю, наши граждане — тренеры по фигурному катанию, чемпионы мира, петербуржцы — были в этом самолете. Ждем», — сказал спикер. По мнению политтехнолога, авиакатастрофа — это удар в первую очередь не по президенту США, а по авиационным властям и военным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.