«Мы запускаем связную речь с нуля в очень сложных случаях, когда другие отказались помочь», — говорит основатель Центра коррекции речевого развития Елена Нуруллина. Методики, проверенные на собственных особенных детях, опыт и комплексный подход за несколько недель дают результат, на достижение которого при обычных занятиях могут уходить годы. Как нейропсихологи, логопеды-нейродефектологи на интенсивах, очно и онлайн исправляют у детей разного возраста заикание, корректируют произношение звуков, поведение, ведут к хорошей учебе в школе и помогают успешно сдать экзамены — в нашем интервью.
Елена Нуруллина: «Мы запускаем связную речь с нуля в очень сложных случаях, когда другие отказались помочь»
Если двухлетка не говорит даже «мама», это очень плохо
— Елена Александровна, когда у малыша возникают речевые проблемы, молодые мамы тревожатся, а бабушки успокаивают: перерастет, дедушка тоже долго молчал, теперь академик. Кто прав?
— Просто ждать — это ошибка. Возможно, к пяти годам ребенок и начнет наконец говорить, но как это скажется на его социализации, обучении в школе? Речь и мышление взаимосвязаны. Чем раньше малыш заговорит развернуто, полноценными фразами, тем быстрее начнет у него развиваться интеллект, ребенок будет сообразительнее, успешнее в учебе. У головного мозга есть сензитивные (наиболее чувствительные) периоды к речевой функции. Первый — год и два месяца, когда в норме появляется лепет. Если вы не слышите от своего годовалого малыша трогательные «ма», «ба», «дай» — это первый тревожный звоночек. А если ребенок к двум годам не говорит даже «мама-папа» — нужно бить в набат, потому что норме в этом возрасте дети составляют простые фразы. А сейчас мы все чаще сталкиваемся с тем, что ребенок не понимает даже обращенную к нему речь.
«Если не получается «разговорить» ребенка или он это делает плохо — нет полного слова, нет фразы, заикается, неправильно произносит звуки или «каша во рту», надо поспешить с визитом к логопеду»
— С чем связана задержка речевого развития у современных детей?
— Мы живем в мире гаджетов. Родителям проще занять ребенка смартфоном, чем попеть песенки, поиграть. Между тем активное общение с ребенком — залог развития речи малыша. Кроме того, мы связываем «эпидемию» задержки развития речи с ковидом — если мама перенесла инфекцию во время беременности или переболел сам малыш. В любом случае если не получается «разговорить» ребенка или он это делает плохо — нет полного слова, нет фразы, заикается, неправильно произносит звуки или «каша во рту», надо поспешить с визитом к логопеду.
Я консультирую детей с года — в этом возрасте уже можно обнаружить задержку речевого развития. Мы также успешно работаем с детьми с расстройствами аутистического спектра, помогая им заговорить и подготавливая их к школе.
Вообще неврологические нарушения — частый спутник речевых проблем, поэтому на первичную консультацию к нам в Центр просим принести медицинскую карту, при необходимости мы направим на консультацию к коллегам-врачам.
«У нас консультируют нейропсихологи, коррекционный и ресурсный педагоги, нейродефектологи, логопеды-дефектологи»
Дети престали играть — их приходится учить дружбе и общению
— Кто входит в команду вашего Центра?
— У нас консультируют нейропсихологи, коррекционный и ресурсный педагоги, нейродефектологи, логопеды-дефектологи. Мы работаем с такими проблемами, как задержка и общее недоразвитие речи, сенсомоторная алалия, СДВГ, дисграфия, дислексия, дискалькулия, нарушения внимания, памяти, мышления, занимаемся развитием крупной и мелкой моторики, индивидуальной и групповой подготовкой к школе.
Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника — это игра. Когда ребенок сам придумывает сюжет и роли, которые озвучивает, у него развивается анализ, воображение, интеллект. Сейчас, в эпоху гаджетов, многие дети перестали играть — и поодиночке, и вместе, поэтому на коммуникативных занятиях учим ребят играть и дружить, выстраивать взаимоотношения, уметь выигрывать и проигрывать, сопереживать, то есть тренируем эмоциональный интеллект, ведем социализацию.
«Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника — это игра»
— В чем отличие ваших специалистов с приставкой «нейро» от обычных психологов и дефектологов?
— Логопед-нейродефектолог не просто исправляет имеющиеся дефекты речи, а учитывает особенности работы мозга, ищет причины нарушения речевого развития. Он знает, какой центр головного мозга у ребенка «выключен» и как выстроить коррекционную программу, чтобы его запустить.
Нейропсихология родилась на стыке психологии и медицины из представления, что головной мозг каждого человека развивается индивидуально, имеет как сильные (ресурсные), так и слабые (дефицитарные) стороны. Задача специалиста — привести их к балансу, подбирая правильные упражнения. И тогда незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются. Когда у родителей есть жалобы, что ребенок их не слышит, не может себя контролировать или у него нет мотивации, он ничего не хочет, на помощь придет нейропсихолог.
Я образно сравниваю нейропсихолога с приемом ноотропов — «стимуляторов познания». Он способен активировать процессы, связанные с обучением, умственной деятельностью, — и при этом без использования таблеток.
«В наш Центр дети иногда ходят до 9-го класса, на занятия с ресурсным педагогом или нейропсихологом»
Проблемы нормотипичных детей на фоне опыта работы с ОВЗ — легкая задача
— Как скоро можно увидеть результат от занятий?
— Все зависит от речевого нарушения. Если мы говорим о детях с неотягощенным неврологическим статусом, то все звуки можно и за месяц поставить. А бывают ситуации сложных речевых расстройств, когда работа затягивается на 2–3 года. Наш Центр начинался с помощи особенным детям, с тяжелыми неврологическими, психическими диагнозами. Работая с ними, я и мои коллеги накопили большой, разнообразный опыт, и сегодня на решение проблем обычных нормотипичных детей, как правило, уходит очень мало времени.
Дети посещают занятия в нашем Центре два раза в неделю, мы подбираем удобное для родителей расписание, чтобы оно сочеталось с их распорядком дня. Если семья живет далеко, то можем предложить вариант онлайн-сопровождения для решения таких проблем, как трудности с обучением в школе, выговаривание отдельных звуков, развитие фразовой речи.
Для иногородних мы также проводим интенсивы, на которых в течение трех недель ребенок по 4 часа ежедневно занимается с разными специалистами. Это дает мощный импульс. После такого курса мы наблюдали, как ребенок, который на старте едва говорил, уезжает с развернутой речью. А иногда родители открывают для себя, что их неговорящий малыш, оказывается, уже умеет читать, писать и считать.
Я всегда уточняю, с какой главной целью к нам пришли: чтобы развивалось мышление или запустилась речь? Исходя из этого, строим программу. Часто родители, видя успехи, уже сами хотят двигаться дальше и ставят нам задачу, чтобы ребенок догнал своих сверстников в плане мышления, потом — чтобы начал хорошо учиться, подтянул английский, сдал ОГЭ.
«Часто родители, видя успехи, уже сами хотят двигаться дальше и ставят нам задачу, чтобы ребенок догнал своих сверстников в плане мышления»
— Вы и в освоении школьной программы можете помочь?
— Да, в наш Центр дети иногда ходят до 9-го класса на занятия с ресурсным педагогом или нейропсихологом. Когда ребенок испытывает трудности в учебе, родители прибегают к услугам репетиторов. Но для начала нужно разобраться, что стоит за пробелами в знаниях. Если у ребенка дисграфия, дислексия, дискалькулия — ему просто не дается то, что его сверстники усваивают на лету. После тестирования ресурсный педагог составляет индивидуальную образовательную программу в соответствии с потребностями и дефицитами ученика, адаптирует учебные материалы. Например, если ребенок не понимает длинных предложений и метафор, материал объясняют четко и кратко, с визуальным подкреплением. Одновременно ресурсный педагог улучшает ребенку навыки общения со сверстниками, поддерживает его психологически, помогает справляться с тревожностью и стрессом по поводу успеваемости, повысить самооценку и уверенность в себе.
«Ресурсный педагог улучшает ребенку навыки общения со сверстниками, поддерживает его психологически»
— Какие планы у Центра на 2025 год?
— Не так давно мы открыли внутри центра студию творчества и дизайна «Волшебный декор». Меня, как маму особенного ребенка, волнуют вопросы будущего детей с ОВЗ. В нашей студии ребята учатся рукоделию, декору, декупажу, валянию, варят свечи, создают предметы для быта и дизайна, которые уже начинаем продавать на маркетплейсах. Пока, конечно, это проект, который даже себя не окупает, — наоборот, мы вкладываем в него деньги на покупку материалов, зарплату наставников. И были бы рады меценатам, готовым подключиться к его развитию. В перспективе хочется создать мастерскую, где такие ребята смогут работать и получать за это зарплату, встречаться, знакомиться, — одним словом, подать пример инклюзивности нашему обществу не на словах, а на деле.
Материал подготовлен при содействии Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан.
Адрес и контакты Центра коррекции речевого развития
- г. Казань, ул. Мулланура Вахитова, 8
- 8 (843) 500−51−42
- Время работы: пн. – пт.: 8:00−20:00
- Сайт: centrnurullina.ru