Владимир Машков Летом «Золотую маску» будут вручать в Казани в новом здании театра им. Камала, об этом сообщил глава СТД РФ и президент премии Владимир Машков Фото: rais.tatarstan.ru

Казань выручил «Гамлет»

Похмелье после триумфа — так можно оценить для Татарстана появившиеся накануне вечером списки претендентов на национальную театральную премию «Золотая маска» в 2025 году. В 2024-м у республики было два десятка номинаций и 6 выигранных «Масок», а на этот раз лишь Илья Славутский, сыгравший Клавдия в «Гамлете», поставленном собственным отцом в театре им. Качалова, поборется за лучшую мужскую роль в драме.

Пикантности ситуации добавляет тот факт, что летом «Золотую маску» будут вручать именно в Казани, в новом здании театра им. Камала, о чем на его открытии сказал глава СТД РФ и президент премии Владимир Машков.

По информации газеты, от Татарстана было подано 15 заявок. Однако в итоге лишь пять спектаклей попали в так называемый лонг-лист, расширенный утешительный список «Золотой маски» заметных работ, не дотянувших до номинаций: тот же качаловский «Гамлет», балет «Иакинф» театра им. Джалиля, «Возвращение Тукая» театра им. Камала, кукольные «Комедии Камала» от «Экията» и «Конокрад» Альметьевской татдрамы. Для сравнения: театры из соседнего Башкортостана собрали 18 номинаций на премию.

«Мин яратам сине, Татарстан!»: как «Золотая маска» заговорила по-татарски

Пожалуй, стоит огорчиться за «Возвращение Тукая». Прекрасный спектакль Айдара Заббарова, «возвращающий» татарской публике главного поэта в истории нации не в качестве монумента, а как живого человека, да еще и в блестящем исполнении Эмиля Талипова, явно заслуживал большего. Но, во-первых, после прошлогоднего триумфа спектакля «Муть. Мухаджиры» главрежа камаловцев Фарида Бикчантаева на «Золотой маске», видимо, решили, что этому театру премий пока достаточно. Ну а, во-вторых, сам контекст рассказанной истории мог быть и не близок, и не слишком понятен отборщикам, далеким от истории татарской культуры.

Спектакль Айдара Заббарова «Возвращение Тукая» Спектакль Айдара Заббарова «Возвращение Тукая» явно заслуживает большего Фото: Олег Спиридонов

Кроме того, настоящим щелчком по носу для театра им. Джалиля выглядит непопадание в списки номинантов балета «Иакинф». Директор ТАГТОиБ Рауфаль Мухаметзянов долгие годы свысока посматривал на «Золотую маску», но в этом году решил в ней участвовать с оригинальным балетом Резеды Ахияровой с хореографией Александра Полубенцева, посвященным архимандриту РПЦ и известному синологу XIX века. Однако сначала явление танцующих священнослужителей не оценил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл («На мой взгляд, это перебор»), а теперь «Иакинфа» не пустили дальше лонг-листа и эксперты «Золотой маски».

Интересно, что некоторые из собеседников газеты считают, что нынешняя неудача татарстанских театров — это в том числе вина союза театральных деятелей РТ, возглавляемого все тем же Бикчантаевым. Дело в том, что с 2025 года театры сами не могут выставлять свои спектакли на премию, только после визирования в региональных минкульте и СТД. По информации «БИЗНЕС Online», ведомство Ирады Аюповой палки в колеса подведомственным организациям не вставляло, а вот руководство СТД РТ делало отсев по своему усмотрению. Например, здесь не дали зеленый свет спектаклю «Флешка, рэп и любовь» Тинчуринского театра, который потом получил несколько номинаций на национальную премию «Музыкальное сердце театра». Говорят, что были недовольные и в руководстве других театральных учреждений. Замруководителя СТД РТ Эльмира Фатхуллина от комментариев «БИЗНЕС Online» отказалась.

Список номинантов на премию «Золотая маска» вообще выглядит довольно оригинально Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

«Никакой «Золотой маски» больше не существует»

В целом список номинантов вообще выглядит довольно оригинально. Скажем, в блоке «Драматический театр» практически отсутствуют именитые театры из Москвы и Петербурга, разве что мастерская П.Н. Фоменко, зато широко представлены региональные театры, в том числе и те, которые обычно не входили в число передовых. Так, за самую престижную номинацию «Лучший спектакль большой формы в драме» поборются Элиста, Стерлитамак, Улан-Удэ, Владимир и Ижевск в компании затесавшегося сюда московского Русского концертного агентства со спектаклем «Соборяне».

Все это отзвуки революции, случившейся год назад на «Золотой маске», когда независимая дирекция во главе с известным театральным менеджером Марией Ревякиной прекратила свою работу, а премия вернулась под контроль СТД РФ во главе с Машковым. Тогда это преподносилось как разгром «либеральной» театральной элиты и приход к управлению премией правильной, «патриотической». Правда, с другой стороны, высказывались опасения, что под крылом СТД РФ «Золотую маску» ждет бюрократизация и резкое снижение интереса к премии. И пока эти опасения подтверждаются, вряд ли в Москве или Питере кому-то важно, какой спектакль станет лучшим — из Элисты или Стерлитамака.

Илья Славутский Для театра им. Качалова номинация для Славутского-младшего — первая в истории Фото: «БИЗНЕС Online»

Зато новый формат «Золотой маски» дал шанс прежним «театрам-аутсайдерам». Например, для театра им. Качалова номинация для Славутского-младшего — первая в истории, до этого была лишь почетная премия за вклад для Александра Славутского.

Напомним, что реформаторы «Маски» не останавливаются, и, согласно решению секретариата СТД РФ, с 1 февраля текущего года (т. е. впервые по этим правилам вручать премию будут в 2026-м) на награду могут претендовать только спектакли как результаты коллективного творческого труда всего театра. Т. е. в сезоне 2024/2025 не будет индивидуальных номинаций для режиссеров, актеров, художников, композиторов и других создателей постановок. Также исключены специальные премии жюри и конкурс «Эксперимент». Премии смогут получить в номинациях за лучший драматический спектакль большой и малой форм, лучшую оперу и оперетту/мюзикл, лучший классический балет, современный балет и танец. При этом победителей в каждой номинации может быть несколько — до пяти спектаклей. Вне конкурсов устанавливается номинация «Лучший спектакль сезона для детей».

«Я готова сказать только одно: никакой „Золотой маски“ больше не существует. „Золотой маски“ нет, забудьте о ней. А закончилась она тогда, когда этим перестали заниматься Мария Ревякина с ее прекрасной командой и все театральные критики этой страны, которые как раз и смотрели по 300–400, а то и по 500–600 спектаклей, если учитывать записи», — категорично отозвалась в разговоре с «БИЗНЕС Online» известный театральный критик Жанна Зарецкая.

Спикер выразила скепсис относительно экспертной комиссии, где почти нет театральных критиков, а в основном директора и режиссеры. Поэтому даже считает за счастье, что Татарстан не попал в номинации. «Позор иметь хоть что-то общее с этой „Золотой маской“», — убеждена критик. С ее слов, нужно подождать лучших времен, когда «настоящие эксперты вернутся».

Нияз Игламов Нияз Игламов: «Отсутствие театров-тяжеловесов удивляет, но, может, в этом есть какая-то логика...» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нынешние эксперты составили странный список, в котором нет никакой логики. Это смешно. Это называется „унтер-офицерская вдова сама себя высекла“. Профессиональная „Золотая маска“, которая могла называться главной театральной премией страны и 30 лет работала под девизом „Профессионалы для профессионалов“, закончилась тогда, когда отработал экспертный совет прошлого сезона», — заключила Зарецкая.

«Да, отсутствие театров-тяжеловесов удивляет, но, может, в этом есть какая-то логика. Трудно сказать, — говорит театральный критик из Казани, также много лет работавший на „Золотой маске“, Нияз Игламов. — Единственное, что мне кажется очень странным — это присутствие калмыцкого „Горе от ума“ (национальный драмтеатр им. Басангова прим. ред.). Я видел этот спектакль, он откровенно слабый. Я не очень понимаю, как он вообще мог попасть в этот список, а остальное большинство спектаклей я не видел. Но, например, спектакль Дмитрия Акимова „Господа Головлевы“ из Лысьвы мы привозили на театральный фестиваль молодой режиссуры „Ремесло“. Это прекрасный спектакль».

Армандо Диамантэ Армандо Диамантэ: «Самые свежие работы после сроков премии вышли, поэтому мы их только на следующий год будем выдвигать» Фото: «БИЗНЕС Online»

А что думают директора татарстанских театров? Директор «Мастеровых» (Набережные Челны) Армандо Диамантэ настроен оптимистично. С его слов, премьеры в его учреждении не попали в список, поскольку они были выпущены позже заявочной кампании. «У нас просто самые свежие работы после сроков премии вышли, поэтому мы их только на следующий год будем выдвигать: „Фальшивые ноты“ и „Педагогическую поэму“. В 2025 году выпускные дипломные работы школы-студии МХАТ отправляли. Вероятно, они еще молодые, чтобы номинироваться на „Золотую маску“, а „взрослые спектакли“, они у нас идут на следующий год», — приободрил директор.

Рустам Минниханов После ввода в эксплуатацию нового здания театра им. Камала решение вручить «Золотую маску» Рустаму Минниханову будет выглядеть абсолютно логичным Фото: rais.tatarstan.ru

Дайте «Маску» Минниханову!

Возвращаясь же к будущей церемонии вручения «Золотой маски» в Казани, кажется, у ее устроителей есть отличный способ подсластить пилюлю для ее хозяев, а именно — вручить одну из почетных премий за вклад в развитие театрального искусства Рустаму Минниханову. После ввода в эксплуатацию нового здания театра им. Камала подобное решение выглядит абсолютно логичным. Кстати, такую награду в конце 1990-х получал и Минтимер Шаймиев.


«Я считаю, что Минниханову можно не только за театр имени Камала дать премию, и несколько лет назад можно было дать, — уверен Игламов, возглавляющий общественный совет при минкульте РТ. — Я даже поднимал этот вопрос пару раз, пытался, чтобы секретариат СТД РФ этим занимался. Дело же не только в театре имени Камала, это и новое здание театра в Буинске, и „Мастеровые“, поддержка театрального искусства, площадка MOÑ и так далее. То есть очень много вещей в Татарстане происходит при поддержке руководства республики и идет на пользу в целом театральному искусству».

По словам эксперта «БИЗНЕС Online», когда СТД РФ возглавлял Александр Калягин, «очень часто давали премию главам тех регионов, которые чуть-чуть начинали поддерживать театр, для того чтобы у них была мотивация дальнейшей поддержки». В случае же с Миннихановым наш собеседник категоричен. «Здесь я не знаю, что еще может в России руководитель региона сделать для театра», — резюмирует Игламов.