«Кирилов заявил, что он не виновен в убийстве моего мужа, однако он устал бороться, доказывая свою невиновность. Это его выбор и решение», — говорила вдова убитого в 1993-м бизнесмена Раиса Садыкова. В организации этого убийства подозревают предполагаемого лидера ОПГ «Тукаевские», но потерпевшая, потерявшая супруга, не верит, что Геннадий Кирилов, который был другом их семьи, мог это сделать. На сторону Кирилова встала и вторая потерпевшая, жена убитого Владислава Баранова: по словам ее адвоката, она была ошарашена, когда ей рассказали, что супруга ликвидировали из мести — за то, что тот сам совершил убийство лидера ОПГ. О неожиданной позиции потерпевших и о том, при чем здесь могут быть «Солнцевские», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Эльмира Садыкова (справа на фото) с дочерью
Вдова убитого бизнесмена раскритиковала версию следствия
Из всех потерпевших, которых суд вызвал на процесс, накануне лично явилась только вдова убитого предпринимателя Раиса Садыкова — Эльмира Садыкова, которую сопровождала дочь Лилия. На момент убийства отца в январе 1993 года последней было всего 8 лет. Кроме нее, на руках у матери осталось еще двое детей. Эльмира Садыкова была первой, кто увидел тело своего мужа — на лестничной площадке около их же собственной квартиры, в крови, а рядом с ним лежал обрез… Спустя десятки лет в организации убийства Садыкова обвинили Геннадия Кирилова — его силовики считают лидером банды «Тукаевские», под крышей которых якобы в те годы находился Садыков.
«Наша семья желала бы, чтобы виновные в смерти мужа были установлены и понесли заслуженное наказание, — сказала Садыкова-старшая, выступая в прениях в суде, напоминая, что на днях исполнится 32 года со дня убийства Садыкова. — Однако как в 1993-м мне не было известно, кто и за что убил моего мужа, так и сейчас у меня нет убежденности, что лицо, обвиняемое в совершении преступлений в отношении моего мужа, виновно».
Следствие пришло к выводу, что устранение Садыкова заказал Кирилов — по указанию своего руководителя Радика Ахметшина (Гитлер), и гособвинение с этой версией согласно. Садыков якобы сообщил «Тукаевским», что хочет уйти из-под их крыши к «Первогоровским». Тогда Кирилов, которому было поручено устранить Садыкова, привлек к «заказу» Кадырова и Валитова (в уголовном деле они не фигурируют — их нет в живых), с которыми частенько, бывало, ходил в баню на «Комбинате здоровья». Те согласились. 24 января 1993 года Кадыров подкараулил Садыкова в его подъезде дома №9 на улице Чуйкова и, дождавшись его, выстрелил в лицо. Мужчина скончался. Кадыров выкинул оружие прямо в подъезде, выбежал на улицу, сел в машину к Валитову и уехал.
Обвинение в доказательство вины Кирилова приводит в том числе и показания его вдовы о том, что те близко дружили. Кроме того, вдова сообщила, что за месяц до гибели Садыков вел себя взволнованно, куда-то уезжал, скрывался, а за день до смерти сказал, что «прятаться больше не будет». А брат Садыкова рассказал, что слышал, как Кадыров и Садыков говорили на повышенных тонах и первый предъявлял его брату финансовые претензии. А затем брат ему признавался, что «нужно потихоньку расставаться с „Тукаевскими“». Версию обвинения подтвердили и другие свидетели, указало гособвинение. Сам Кирилов свою вину не признает: по его словам, Садыков был для него учителем и наставником, они дружили семьями. Более того, рассказывал Кирилов, после убийства Садыкова и на него самого организовывалось покушение.
Тем не менее обвинение считает причастность Кирилова по этому эпизоду доказанной и просит квалифицировать преступление по ч. 4 ст. 17 – п. «а» ст. 102 УК РСФСР, который действовал на тот момент. По этому эпизоду обвинение просит назначить Кирилову 14,6 года колонии.
Во-первых, по словам Садыковой, полностью утрачено уголовное дело по факту убийства ее мужа, которое было возбуждено 24 января 1993-го. И не все материалы, которые были собраны в период следствия сразу после убийства, восстановлены: например, нет протокола осмотра места происшествия. А это, подчеркнула Садыкова, очень важно, потому что обстановка и в подъезде, и на прилегающей территории 30 лет назад была другая (а Садыкова до сих пор живет в том доме, где был убит ее супруг): что-то достроили, что-то изменили. Поэтому когда следователь в 2021-м осматривал место убийства, он видел абсолютно другую картину. Более того, нет заключения экспертизы по обрезу, который нашли рядом с телом Садыкова. Да и само оружие уже уничтожено — как и положено, спустя 15 лет хранения в МВД. Также, подчеркнула она, нет оригинала судебно-медицинской экспертизы трупа: в заседании исследовали только копию без первых страниц, со стертыми буквами.
В организации убийства Садыкова обвинили Геннадия Кирилова (второй справа) — его силовики считают лидером банды «Тукаевские», под крышей которых якобы в те годы находился Садыков
«Я не оспариваю утверждение, что мой муж был лишен жизни насильственным путем. Но по рассматриваемому делу необходимо установить и доказать, что это сделал Кирилов!» — заявила Садыкова.
На скамье подсудимых — 7 человек. Наиболее известный среди фигурантов дела — Геннадий Кирилов, которого следствие считает лидером банды «Тукаевские». Ему вменяются самые серьезные статьи: создание вооруженной банды (ч. 1 ст. 209 УК РФ), а также организация трех убийств и покушения. Также по делу проходят Айрат Аюпов, Ильнур Киямов, Рустем Шарафутдинов, Александр Марфин, Айрат Абдрахманов и Альберт Казаков. В зависимости от роли и участия в преступлении им вменяются убийство и похищение человека. Все эпизоды в уголовном деле датируются 1990-ми.
Первый эпизод: убийство бизнесмена Садыкова в 1993 году
Второй эпизод: убийство члена группировки Баранова в 1997-м
Третий эпизод: покушение на убийство бывшего директора КСК «УНИКС» Александра Щербакова в 1999-м
Четвертый эпизод: убийство Аюпова в 2002 году
Пятый эпизод: убийство члена ОПГ «Новотатарские» Гарипова в 1997-м
Кроме того, ряду фигурантов вменяют незаконные покупку и ношение оружия, а также, помимо создания вооруженной банды, участие в ней.
Гособвинение просит наказать предполагаемых участников банды реальными сроками от 13 до 24,5 года с отбыванием в колонии строгого режима.
Второй аргумент Садыковой — следствие неверно установило мотив убийства ее мужа. По версии обвинения, причиной убийства стало то, что коммерсант хотел перейти к «Первогоровским». «На самом деле незадолго до гибели Раис хотел вернуться к медицинской практике, так как он был врачом, он об этом говорил и мне, и другим родственникам, — заявила Садыкова. — Он не связывался ни с какими группировками, имел обширные связи в правоохранительных органах и прокуратуре!»
Садыкова добавила, что Кирилов и Садыков дружили много лет. «У меня большие сомнения в том, что Кириллов виновен в убийстве моего мужа!» — указала потерпевшая.
Она напомнила, что Кирилов просил прекратить уголовное дело по обвинению в убийстве Садыкова за истечением сроков давности. «На судебном заседании Кирилов заявил, что он не виновен в убийстве моего мужа, однако он устал бороться, доказывая свою невиновность, — пояснила Садыкова. — Это его выбор и решение. Я поддерживаю заявленное ходатайство [о прекращении дела] и прошу его удовлетворить».
Адвокат Талия Чернова
Еще одна потерпевшая не верит в виновность Кирилова
Елена, вдова убитого Владислава Баранова, в суд прийти не смогла, так что ее позицию озвучила представитель, адвокат Талия Чернова. Она напомнила, что, по версии следствия и обвинения, Баранова приказал убить Кирилов, после того как узнал, что тот претендует на лидерство в группировке после убийства Ахметшина (Гитлера). 8 января 1997 года Баранова убили в подъезде его собственного дома №9 на ул. Габишева выстрелом в голову. Следствие уверено, что Кирилов поручил «заказ» члену «Тукаевских» Ильину, который привлек киллеров — их следствие не установило.
Чернова напомнила, что уголовное дело, которое возбудили после убийства, в 1997-м, приостановили спустя полгода, потому что не смогли найти подозреваемого. Причем за это время следствие успело допросить людей, с которыми общался Баранов, — и родственников, и знакомых. И вот в 2021-м дело снова возобновили, и в нем вдруг появились новые обстоятельства, сказала адвокат. В частности, ряд свидетелей указали, что Баранов сам незадолго до смерти совершил преступление.
«Что должны испытать потерпевшие, когда им становится известно, что дело возбуждено, что лица, причастные к убийству их мужа, сына и отца, установлены? Естественно, надежду, чтобы восторжествовала справедливость. Но в это же время Барановы узнают от сотрудников правоохранительных органов, что Баранов Владислав был убит из-за мести участников организованной группировки „Тукаевские“ за то, что он в марте 1993 года в Москве расстрелял организатора и лидера группировки „Тукаевские“ по кличке Гитлер, после чего в 1996-м стал претендовать на лидерство в данной группировке!» — заявила адвокат. По ее словам, семья убитого Баранова с этим не согласна.
Адвокат указала, что Баранов и Ахметшин были близкими друзьями, дружили семьями. А вот фамилию Кирилов Елена Баранова от своего супруга никогда не слышала. «У Баранова были коммерческие дела в Москве, где он проводил бо́льшую часть времени, и претендовать на лидерство в какой-либо группировке в Казани не имело совершенно никакого основания и смысла!» — сказала представитель вдовы.
Были у нее и юридические доводы. Так, по словам Черновой, Ильина (который якобы получил «заказ» от Кирилова) по этому делу никогда не допрашивали — он умер в 2001 году, а киллеров следствие не нашло. «Получается, что убийство Баранова было совершено неустановленными лицами при не установленных следствием обстоятельствах, которые были привлечены Ильиным, умершим 20 лет назад, до составления данного обвинения!» — возмутилась адвокат.
По ее словам, показания против Кирилова дали только Андрей Ситнов, который был осужден по делу «Хади Такташ» и уже вышел на свободу, и засекреченный свидетель по фамилии Пак, в котором сам Кирилов узнал Радика Галиакберова (Раджу), пожизненно приговоренного лидера той же группировки. В суде Ситнов от своих показаний отказался, сославшись на то, что на него давили оперативники. А показания Пака опровергаются, указала защитник. Например, Пак сказал, что на похоронах Ахметшина Ильдар Салахутдинов по кличке Татарин крикнул: «Смерть Баранову!» Но брат Ахметшина, который тоже был на похоронах, не помнит такой фразы, как и жена Салахутдинова.
Причем все свидетели характеризовали Баранова как спокойного, интеллигентного, уравновешенного, умного, выдержанного. Кто-то рассказывал, что у него были неприятности с «московскими ребятами». А свидетель Халиков говорил, что и Ахметшина могли убить москвичи — представители группировки «Солнцевские». «Даже окружение не знало, кто убил Ахметшина», — сказала адвокат. Находившийся в момент убийства с Ахметшиным в машине Кузнецов не видел, кто на них нападал — люди были в масках, рассказывал он супруге. А вот показания его самого в суде огласить не разрешили — мол, допросили его тогда без адвоката, а значит, закон был нарушен.
«Если сам подсудимый Кирилов заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования по части убийства Баранова по истечении сроков давности, то это его решение. Мы считаем, что в данной ситуации только такой выход возможен. Но считать Кирилова виновным в причастности к убийству Баранова при тех обстоятельствах, которые были указаны, я считаю, недопустимо», — завершила адвокат.
После этого суд предоставил фигурантам и их защитникам возможность поучаствовать в прениях. Но Кирилов, по всей видимости, выражая общую позицию, попросил у суда дать время на подготовку контраргументов обвинения. Суд дал им неделю — процесс продолжится 28 января.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.