Сегодня на Филиппинах в полумиллионном городе Макати будут звучать татарские песни в исполнении Румии Ниязовой. В активе певицы есть и участие в шоу «Голос» в команде Александра Градского, и первые сезоны фестиваля «Yзгәреш җиле». «Для меня стало потрясением, что сначала я была в списках людей, которые должны поехать выступать в Штаты в «Карнеги-холле», а потом меня в них не оказалось», — вспоминает Ниязова, которая успела попробовать себя на «Yзгәреш җиле» и в качестве ведущей. А еще она работала на телевидении, снимая фильмы о путешествиях, один из которых попал в Канны. В интервью «БИЗНЕС Online» певица также рассказала о столичных мюзиклах, разочаровании в шоу-бизнесе и «влюбленности» в оперную звезду Рузиля Гатина.
Румия Ниязова: «В разговоре за чашкой кофе, помню, я сказала, что мюзикл и джаз — это прекрасно, но было бы интереснее рассказать о моей нации, о песнях моего народа»
«Я филиппинцам объяснила: «Ребят, тартар — это блюдо, а татары — национальность»
— Румия, сегодня, 22 января, на Филиппинах состоится концерт «За пределами границ: культурный диалог музыки», где вы выступите вместе с филиппинской певицей Баянг Барриос. Не самый оригинальный вопрос, но что это за концерт и как вы в него попали?
— Я служу в музыкальном театре ЛДМ «Новая сцена» под руководством Ирины Афанасьевой в Санкт-Петербурге. На одном из наших спектаклей в зале оказалась Фэй Миравирти, филиппинка по происхождению, но сейчас живет в Италии. И хотя она ценитель музыкальных искусств (посещала Мариинку, консерваторию), до визита в ЛДМ на российских мюзиклах ей бывать не доводилось. Фэй пришла на спектакль «Марко Поло. Белый лотос», где я исполняла главную роль гейши-ниндзя О-Юми. В этом образе я произвела на нее такое впечатление, это с ее слов, прошу подчеркнуть (смеется), что она заинтересовалась мной. После «Марко Поло» Фэй посмотрела все постановки, в которых я занята, а потом предложила встретиться. Мы чудесно пообщались.
Конечно, были вопросы о том, кто я по национальности, как давно в музыкальной сфере и так далее. На одной из встреч Фэй спросила: «А ты не хотела бы прилететь в Манилу спеть у нас? Моя подруга Сандра Вирэй ежегодно проводит джазовый фестиваль, куда приглашает интересных артистов со всего мира. Как ты смотришь на это?» Конечно, я ответила, что с удовольствием поучаствую! Правда, поначалу не слишком верила в реальность этой перспективы. Думала, поговорили и забыли. Сами понимаете, Санкт-Петербург и Манила… Это же разные миры!
Через некоторое время Фэй сообщила, что в этом году джазовый фестиваль не планируется, но есть предложение собрать известных филиппинских музыкантов, многие из которых работают на Бродвее в Нью-Йорке, Лондоне и так далее. «Может, ты представишь Россию и споешь какой-то мюзикловый репертуар?» — спросила она. Предложение чрезвычайно заманчивое. В разговоре за чашкой кофе, помню, я сказала, что мюзикл и джаз — это прекрасно, но было бы интереснее рассказать о моей нации, о песнях моего народа. История закрутилась, и мы подошли к идее провести не просто концерт, а первый музыкально-культурный диалог. Так родился проект «За пределами границ: культурный диалог музыки», продюсеры которого — Сандра Вирэй и Фэй Миравирти. Это первый подобный опыт для филиппинской стороны, ранее таких коллабораций не проводилось. Очень надеюсь, что этот опыт получит продолжение с артистами из других регионов и стран.
— А на Филиппинах вообще слышали о татарах, Татарстане?
— Слышали ли на Филиппинах о татарах?! Едва ли. За пределами страны о татарах знают немного. Это, в общем, закономерно, ведь, когда у нас спрашивают, кто мы по национальности, отвечаем: «Русские». Паспорта у нас российские. А дальше никто, естественно, не углубляется в этнографические тонкости. Так что филиппинским слушателям предстоит впервые соприкоснуться с нашей культурой, историей, фольклором, красотой нашего языка и песен.
— Что вы рассказывали, что теперь о татарах знают на Филиппинах?
— Во-первых, что татары — это тюркский народ России, крупнейшее национальное меньшинство, что на территории Татарстана проживают более 2 миллионов татар, а по всему миру — около 8 миллионов. Еще я пошутила: «Поскреби русского — выскребешь татарина». Фраза их позабавила.
Из важных и практически международных достижений: мне удалось научить филиппинских коллег правильно произносить название нашей нации (теперь мы не «тартары», что уже хорошо)! Я объяснила: «Ребят, тартар — это блюдо, а татары — национальность». Они над этим очень смеялись, зато запомнили!
Слева направо: Сандра Вирэй (продюсер концерта), Румия Ниязова, Баянг Баррос, Фэй Миравирти
Филиппинцы услышат «Ай, былбылым», «Әдрән диңгез», «Умырзая» и «Зәңгәр томан»
— Какие песни будете петь на концерте, как подбирался репертуар?
— Мне дали полный карт-бланш. Я долго подбирала композиции, ведь это, по сути, концерт, который представит целую культуру. В итоге исполню как самобытные народные композиции, так и современные: «Ай, былбылым», «Әдрән диңгез», «Умырзая» (это будет посвящение моим родителям), «Зәңгәр томан» (ее мы исполним под гитару, хотелось бы под виолончель, но пока не получается). Кроме того, будет «Тала, тала», которую я пела на «Yзгәреш җиле» и «Утыр әле яннарыма». Кстати, использоваться будут аранжировки, сделанные во время фестиваля «Yзгәреш җиле».
Помимо того, что будут песни, я обязательно расскажу гостям вечера интересные факты о татарской музыке. Мне важно показать, что татарская песня не стоит на месте, а развивается. Здорово, что сопровождать меня будут местные музыканты. Можете себе представить: татарские песни под филиппинский аккомпанемент — вот это настоящий культурный диалог! На пресс-конференции журналисты спрашивали, будет ли на концерте звучать джаз или что-то из мюзиклов, но нет. Разве что на afterparty!
— Филиппинским музыкантам сложно играть наши песни? Уловили они наш моң?
— Скажем, в «Әдрән диңгез» за основу взяли классическую вариацию, решили, что так она будет звучать лучше. «Ай, былбылым» крутили-вертели и в итоге скрестили несколько вариантов и получили свою версию, позаимствовав аранжировку как у «Yзгәреш җиле», так и у других авторов. Несмотря на то что среди музыкантов, которые будут выступать со мной, только двое говорят на английском, мы легко нашли общий язык, все-таки музыка подвластна всем вне зависимости от национальности. Вообще, когда люди другой национальности, с другой половины земного шара исполняют татарскую музыку… это невероятно! У меня были мурашки.
— Где пройдет концерт? Сколько ожидается зрителей?
— Концерт состоится в Азиатско-Тихоокеанском колледже в городе Макати. Это небольшой зал примерно на 400 мест. Планируется, что будут гости из разных посольств, в том числе из посольства России на Филиппинах.
— Как вам впечатления в целом о стране?
— Здесь необычно все, хотя некоторые моменты перекликаются с Таиландом и Индонезией. Я еще много чего не видела на Филиппинах, но уже побывала в провинции Бохоль. Там просто фантастическая этническая музыка и безумно вкусная кухня! Вообще, это очень расслабленный народ, я говорю именно про провинцию. Люди искренне наслаждаются жизнью, которая идет неторопливо, степенно. Это необычно и так здорово.
И, конечно же, я в восторге от моря! Пока была на Бохоле, выполнила программу-максимум. Там есть пещера, метра четыре высотой, с прозрачной водой. И я не просто сама прыгнула, но и мотивировала это сделать еще трех человек. Одной из тех, кто прыгнул, как раз была моя приятельница Фэй Миравирти, которой 60 лет! Она говорила: «Нет, я не прыгну, не буду этого делать». Я ответила: «Нужно наслаждаться моментом». И что вы думаете? Через пару минут она уже выбиралась из воды после великолепного прыжка!
Еще я прокатилась на зиплайне — пролетела, как Бэтмен, над знаменитой рекой Лобок. Также у меня был круиз на кораблике с национальной кухней, где на небольшом плоту нас встречал детский этнический ансамбль. Очень здорово! Я с таким удовольствием посмотрела, как дети поют и играют. У меня даже есть видео, где я вместе с ними исполняю тиниклинг — это удивительный местный танец, во время которого нужно прыгать через бамбуковые шесты. Лучше всякого фитнеса, скажу я вам!
«Сама я впервые вышла на сцену в три года, но не пела, а танцевала ламбаду!»
Кто привил любил к татарской культуре?
— Расскажите подробнее о себе, о своем детстве. Вы ведь родились в Казахстане?
— Да, в Казахстане, в городе Джамбуле, который сейчас называется Тараз (хотя часто встречается информация, что я родом из Набережных Челнов). Я из музыкальной семьи: мама — Ниязова Наиля Рахимовна — педагог по вокалу, папа — Ниязов Мухамат Гаптылхакович — преподаватель в институте культуры, один из основателей татаро-башкирского культурного центра в Казахстане, где он также преподавал. А мой брат Галиэль Ниязов — музыкант, артист фольклорного ансамбля Татарстана, играл почти на всех инструментах, объездил полмира. Сейчас занимается другим, но десяток лет жизни посвятил музыке.
Сама я впервые вышла на сцену в три года, но не пела, а танцевала ламбаду! Танец, равно как и музыка, играет в моей жизни важную роль. Все свободное время после школы я проводила в ансамбле «Умырзая».
Кстати, филиппинцев удивило, что я, уроженка Казахстана, где совсем другой язык, говорю на родном татарском. Пришлось приоткрыть завесу тайны (улыбается). Я очень люблю делиться именно этой частью своей биографии. Говорить, а главное, петь по-татарски нас учили родители. Папе было важно, чтобы и дети, и взрослые знали родной язык, он этим горит всю жизнь. Благодаря ему в Казахстане проводились Сабантуи, чтения на татарском языке, концерты, он вложил в это очень много сил и души. А детский ансамбль «Умырзая», который был в Казахстане, получил свое название благодаря моей маме. Она назвала его так в честь любимой песни моего дедушки Рахим-бабая. Он любил петь ее, подыгрывая себе на баяне, хотя у него не было музыкального образования. А какой у него был голос! Не совру, если скажу, что он звучал наравне с Ильгамом Шакировым, такой у него был моң.
Но вернемся к урокам татарского. Представьте: лето, дети бегают, играют в догонялки, классики, кто с мячом, кто со скакалкой, а я сижу на балконе и учу «Су анасы» Габдуллы Тукая, по четыре строчки каждый день. Приходя с работы, папа первым делом просил прочитать наизусть то, что я выучила. Конечно, им двигало желание развивать своих детей, чтобы они знали родной язык, не теряли связь с родной культурой. Именно поэтому заветные четыре строки я должна была не просто прочитать наизусть, а продекламировать так, будто выступаю на сцене. Что называется, с чувством, с толком, с расстановкой. Я в этот момент, естественно, рыдала, потому что с улицы кричали: «Румия, идем играть!» — а я не могу, у меня тут, понимаете ли, татарский. В такие моменты папа говорил: «Ты сама у себя крадешь время. Сконцентрируйся, выучи, прочитай мне так, как я того прошу, и беги играть. Давай, ты можешь!» Я узнала столько стихов, поэм и уникальных народных песен благодаря этому. Но, главное, я действительно впитала нашу культуру буквально сердцем.
«Приходя с работы, папа первым делом просил прочитать наизусть то, что я выучила. Конечно, им двигало желание развивать своих детей, чтобы они знали родной язык, не теряли связь с родной культурой»
— Но в Челнах вы все-таки жили?
— Да, мы переехали, когда мне было 9 лет, я окончила там общеобразовательную и хореографическую школы. Здесь нужно сделать лирическое отступление и поблагодарить судьбу за людей, которых она нам посылает. В Набережных Челнах нашей семье очень помогла Фарида Белецкая, которая сначала работала в мэрии города, а потом стала руководить Домом дружбы народов. Именно туда устроилась мама. Когда мы только переехали, Фарида Мирзагитовна очень поддержала нас, предоставила общежитие, дала возможность работать. Помощь от нее была колоссальной! Именно в доме дружбы народов мама вновь собрала ансамбль «Умырзая».
Кстати, в Челнах случилась и моя первая творческая влюбленность (смеется). Мое сердце покорил Рузиль Гатин (известный оперный певец из РТ, заслуженный артист РТ, приглашенный солист Большого театра — прим. ред.). Отчасти именно с Челнов начался мой путь на большую сцену. Случилось это, когда в город приехал московский режиссер, который отбирал талантливых детей для выступления перед Юрием Лужковым. Представляете, я спела песню «Сандугычам» и вошла в пятерку лучших! Причем петь нужно было в зале имени Чайковского, все пели под плюс, а мы — под минус, уж не знаю почему. А зал этот специфический, в нем сложно петь под минусовку (там записанная аранжировка), но ничего, справились.
«Отчасти именно с Челнов начался мой путь на большую сцену»
«Режиссер, который сказал, что телеведущей мне не быть, спустя годы признался, что я стала одной из любимых его ведущих»
— После Челнов вы перебрались в Москву?
— Да, в 18 лет. И тоже, так сказать, по музыкальной теме: прошла в реалити-шоу «Делаем группу» на МТV. Тогда же подписала свой первый контракт, став солисткой r’n’b-группы «Бархат». Мне всегда хотелось быть в шоу-бизнесе, в каком-нибудь ярком масштабном проекте. Цели я достигла, но разочаровалась. То, что со стороны кажется таким пленительным и желанным, на деле оказывается совсем не таким. Иллюзия развеялась, но это было необходимо, чтобы двинуться дальше.
— И в это время вы становитесь телеведущей на канале Russian Travel Guide?
— Я пела в «Бархате» два-три года, а потом мне позвонил Гела Гогохия (на тот момент продюсер телеканалов Bridge Media), с которым мы ездили на гастроли в Грузию. Он предложил попробовать свои силы в роли телеведущей. Понимания, что такое работа на телевидении, у меня было ровно ноль. Но я подумала, раз выпал такой шанс, почему не попробовать. Пошла на кастинг, мне дали текст и говорят: «Через пять минут приходи и рассказывай». Это был полный провал! Я вообще не понимала, как можно целый лист текста выучить за пять минут, это же что-то нереальное. Это при том, что я еще и опоздала на час из-за ошибки навигатора, приехала вся зареванная… в общем, тихий ужас! Когда пришли учредители канала, я попыталась им что-то рассказать, но и это было ужасно. Режиссер телеканала поставил диагноз: «Девушка красивая, улыбается хорошо, но ведущей не будет никогда».
Затем один из владельцев телеканала Валерий Кушников меня спросил, что я вообще люблю. Чуть не плача, ответила: «Люблю петь». Он говорит: «Спой». Я спела. «Хорошо поешь. Значит, вердикт следующий: мы берем тебя с испытательным сроком на три месяца. Если покажешь свою заинтересованность, будешь у нас работать», — сказал он. Для меня настолько важным стало доказать, что я могу. Вера людей в тебя — мощнейший мотиватор. А творческий человек, мне кажется, особенно нуждается в этой вере. Мне повезло, что на телеканале тогда нашлись люди, давшие мне толчок.
Но работать пришлось ого-го сколько! Огромное спасибо за выносливость всем съемочным командам, всем редакторам и режиссерам, потому что поначалу это была катастрофа (смеется). А спустя время многие режиссеры именно меня просили принять участие в их фильмах в качестве ведущей. Но главная победа — режиссер, который сказал, что телеведущей мне не быть, спустя годы признался, что я стала одной из любимых его ведущих. Из того, чем я горжусь в своей телевизионной карьере, — фильм Russian Travel Guide «Прогулка по городу белых ночей» взял номинацию в Каннах как лучший фильм о туризме в 2012 году (на церемонии Cannes Corporate Media & TV Awards — прим. ред.). Отдельная благодарность за это Вадиму Стрижкову (бывший директор канала) и режиссеру фильма Александру Ефимову.
— Какое самое запоминающееся место было из тех, где вы побывали, пока работали телеведущей?
— Знаете, Russian Travel Guide — настолько интересный канал, что выделить конкретное место просто невозможно. Зато с уверенностью могу сказать, что во время работы там мои знания были близки к энциклопедическим. Увы, со временем блеск этих знаний несколько померк (смеется).
— Вы ведь еще и отлично владеете английским.
— Да, я говорю, на английском, продолжаю его изучать. Здесь, на Филиппинах, проверяю свои возможности. Филиппинцы прекрасно говорят на английском. Очень волновалась перед выступлением на местном телевидении, но, к счастью, все прошло замечательно.
«Почему именно музыкальный театр? Он открывает уникальные возможности для соединения драмы, танца и вокала»
«После «Голоса» у тебя вырастают гонорары»
— Как уже было сказано, вы сейчас в Санкт-Петербурге поете в музыкальном театре ЛДМ. До этого пели в мюзиклах в Москве. Почему именно музыкальный театр?
— Поняла, что музыкальный театр — это про меня, когда родители поставили музыкальную сказку «Жырлап узган җәй» (это переведенная на татарский язык басня Крылова «Про стрекозу и муравья»), в которой я играла Стрекозу. Кстати, мои родители взяли региональную «Золотую маску» за этот спектакль как за лучшую музыкальную сказку на татарском языке! У меня к нему особое отношение, наверное, еще и потому, что в Казахстане у нас была пластинка «Стрекоза и муравей», озвученная татарским театром кукол, у артистов которого были совершенно фантастические голоса. Я до сих пор их слышу в голове, потому что пластинка крутилась у нас бесконечно. Не теряю надежды когда-нибудь поставить этот мюзикл в Татарстане. Тем более я по образованию режиссер — окончила Московский университет культуры.
Почему именно музыкальный театр? Он открывает уникальные возможности для соединения драмы, танца и вокала. В принципе каждый актер должен все это уметь, но на деле даже блестящие драматические артисты не всегда сильны в вокале, порой не дружат с хореографией. А в музыкальном театре ты обязан делать это одинаково хорошо, быть универсальным, иначе магии не случится. Это непросто, но безумно захватывающе. И хотя я с детства училась вокалу и танцу, а природный артистизм шлифовала годами, я все равно продолжаю совершенствоваться, потому что мюзикл не терпит паузы в развитии. Если в какой-то момент ты решил, что пришла пора почивать на лаврах, — все, можно уходить из профессии.
«Хотя я с детства училась вокалу и танцу, а природный артистизм шлифовала годами, я все равно продолжаю совершенствоваться, потому что мюзикл не терпит паузы в развитии»
— Вы также участвовали во втором сезоне «Голоса», где вас выбрал Александр Градский. Почему не стали делать карьеру сольной певицы?
— На тот момент я вообще этого не планировала, потому что ушла с головой в телевидение. До «Голоса» не пела два года и, конечно, страшно удивилась, когда прошла слепые прослушивания. Помню, руки тряслись так, что не могла держать стакан.
Почему не стала делать карьеру сольной певицы? Я о ней очень мечтала в детстве, но после того, как попала в группу, о которой рассказала ранее, поняла, что мне тесно в этом амплуа. А вот в музыкальном театре я действительно делаю то, что люблю, он меня наполняет и дает крылья. Конечно, моему царскому львиному эго иногда хочется побыть «сольницей», чтобы мои синглы крутились на радио… Но это не моя мечта.
Может, дело в том, что я просто не встретила своих людей, которые бы поверили в меня и захотели помочь в этом. А без помощи, еще раз подчеркну, в творчестве сложно. Эта помощь может быть абсолютно разная. Даже когда твою анкету пропускают на кастинг, когда тебе дают возможность просто прийти и показаться. Не говорю, что тебя должны тащить и выстилать дорожку к сцене, нет. Тем более протежировать можно сколько угодно, но только на сцене стоять тебе, а зритель не дурак. Он прекрасно понимает, что из себя представляет артист. Поэтому артистам талантливым, которым когда-то помогли, — это браво! Всем нужна поддержка.
Одна из моих любимых цитат есть у Юрия Олеши в романе «Зависть»: «В нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами». Одаренный человек либо должен потускнеть, либо решиться на то, чтобы с большим скандалом поднять этот шлагбаум. Это настолько точно, что по сей день работает. Может, тебя заметит один человек, который поверит в тебя, а может, ты порастешь крапивою бесславия.
— А нет ощущения, что в целом участие и даже победа в «Голосе» мало что дают? По крайней мере для того, чтобы построить карьеру? Сейчас с ходу даже трудно назвать, кто из победителей шоу действительно популярен.
— Здесь я с вами не соглашусь. Вы можете себе представить, сколько стоит эфир Первого канала? Это же обалдеть какие космические, невозможные суммы. Если человек туда приходит с прицелом на то, что он дальше будет развиваться как артист, ловит эту волну (если к нему, конечно, повернулись члены жюри), для него это отличная возможность заявить о себе.
Кроме того, для многих участие в проекте «Голос» — лучшее, что могло произойти с ними в жизни. Я совершенно не сгущаю краски, это так. Когда ты проходишь столько этапов отбора, тебя показывают по Первому каналу, даже если к тебе не повернулись, нужно себя похвалить. Много диванных критиков, которые тысячу раз расскажут, какой ты плохой, как неталантливо и фальшиво спел. Но они даже представить не могут, сколько требуется нервов, моральных сил и подготовки, чтобы пройти этот путь. Это колоссальный опыт, который может снять огромное количество страхов и внутренних ограничений. А ведь зачастую именно они не дают нам взлететь.
К тому же после «Голоса» у тебя вырастают гонорары и выступать артиста приглашают уже за совершенно другие деньги. Артистам тоже надо питаться. Меня очень забавляет, когда люди простецки относятся к этой профессии.
«Стоять у истоков такого проекта — особое удовольствие»
Об «Yзгәреш җиле»: «Сначала я была в списках людей, которые должны поехать выступать в Штаты, а потом меня в них не оказалось»
— Как у вас обстоят дела с родным Татарстаном? Вы так ярко участвовали в первых трех фестивалях «Yзгәреш җиле», даже вели его, но потом мы вас там, к сожалению, больше не видели. Почему?
— Меня больше не приглашали. Для меня, конечно, стало большим потрясением, что сначала я была в списках людей, которые должны поехать выступать в Штаты в Карнеги-холле, а потом меня в них не оказалось. Не знаю почему. Я переживала, было безумно обидно, даже испытывала чувство гнева… Но все-таки я стараюсь к подобным вещам относиться философски. Значит, так нужно, значит, для кого-то эта поездка сейчас важнее, значит, в моей жизни будет что-то другое, что компенсирует этот удар.
И приняла для себя решение не обижаться, не дуть щеки, не предъявлять претензии, а просто поблагодарить проект и людей, которые меня пригласили, — Венеру Ганиеву и Рауфаля Мухаметзянова — за то, что я вообще была частью «Yзгәреш җиле» и принимала участие в первых трех сезонах. Стоять у истоков такого проекта — особое удовольствие. А уж когда я вышла ведущей в третьем сезоне, не представляете, какие эмоции испытывала. В тот год на фестиваль приходили мои мама и папа. Кажется, это был один из лучших дней в моей жизни. И я обязательно расскажу об этом фантастическом опыте на предстоящем концерте и, конечно, о человеке, который дал поручение этот фестиваль провести. Рустам Нургалиевич, бик зур рәхмәт!
Мне бы, кстати, хотелось поучаствовать в мюзикле «Алтын казан». Это такая опереточная история, краем уха слышала, но было бы интересно.
— В целом на правительственные концерты от РТ вас зовут? Например, на Дни Татарстана в Москве или федеральный Сабантуй?
— Увы, нет. Я же не казанская, и в Казани не так много кого знаю, всего год прожила там. Вот в Набережных Челнах я участвовала во всем! В Казани меня нет, зато я есть в Петербурге и в Москве (улыбается).
— Помимо музыкального театра, чем еще вы занимаетесь? Может, предстоят проекты (кино, например)?
— В декабре была премьера в Петербурге в музыкально-драматическом театре «Синяя птица» под руководством Анастасии Удаловой, она, кстати сотрудничает с татарским театром оперы и балета. Это была постановка «Питер Пэн», где я играла одну из главных ролей — миссис Дарлинг и Огненную Лилию, это скрещенная линейка персонажей, очень интересная. Планируются и новые театральные постановки. Пока я о них говорить не могу, но в следующий раз расскажу обязательно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.