За убийства и покушения, совершенные с 1993 по 2002 год, предполагаемых членов ОПГ «Тукаевские» просят наказать реальными сроками и отправить их в колонию строгого режима. Такое требование сегодня в прениях высказало государственное обвинение. Показания бывших сидельцев, которые заявили о давлении оперативников, обвинение «зачло» в свою пользу. А вот подтверждения словам предполагаемого лидера — о том, что в далеких 90-х его уже обвиняли в покушении на экс-директора «УНИКСа», — не нашли. О том, на сколько «потянули» преступления Геннадия Кирилова и Ко, по версии обвинения, — в репортаже «БИЗНЕС Online» из зала Верховного суда Татарстана.
Фигуранты дела по ОПГ «Тукаевские» — всего их 7 человек — прятались от журналистов, закрывая лицо бумагами или уходя в дальний угол клеток-«аквариумов»
Дело «Тукаевских» близится к финалу
Итог судебного следствия по делу предполагаемых участников банды «Тукаевские», которое длилось без малого два года, гособвинитель Элина Ильясова подвела буквально за два часа. Судья Айрат Ибатуллин хотел на сегодняшнем процессе выслушать и мнения потерпевших, которых для этого пригласили в суд. Вызвали и чудом выжившего после покушения в 1999-м бывшего директора КСК «УНИКС» Александра Щербакова, но тот, «извещенный должным образом», не пришел.
Фигуранты дела — всего их 7 человек — прятались от журналистов, закрывая лицо бумагами или уходя в дальний угол клеток-«аквариумов». Не получалось это сделать только у Айрата Абдрахманова, который единственный из всех по состоянию здоровья не находится под стражей. Он лишь прикрыл лицо медицинской маской и вжался в мягкое красное кресло.
В зал пришли и родственники подсудимых. Мать одного из них слезно просила не фотографировать своего сына, а реплики прокурора сопровождала комментариями, которых, к ее счастью, не было слышно среди мягких кресел. В первом ряду расположилась вдова убитого коммерсанта Раиса Садыкова. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она сказала, что будет просить прекратить уголовное дело: по ее словам, Геннадий Кирилов, которого обвиняют в организации убийства ее супруга, был их другом, а доказательствам, которое собрало следствие, она не доверяет…
Элина Ильясова: «Жестокие убийства, совершенные при отягчающих обстоятельствах, сопряженные с бандитизмом, не имеют сроков давности»
Почему прокуратура просит освободить от наказания за бандитизм
«События рассматриваемых нами преступлений переносят нас уже в такие на сегодняшний день далекие конец 80-х – начало 90-х годов, сроки давности по которым давно истекли по последнему из совершенных преступлений», — начала свою речь обвинитель Ильясова с, казалось бы, неожиданной для всех фразы. Но затем дополнила: речь идет об особо тяжких преступлениях, которые вменяются членам банды и за которые им грозит вплоть до пожизненного наказания. И в этом случае только суд будет решать, применять ли эти сроки давности. «Полагаю, что после допроса в судебном заседании матерей [убитых] Гарипова и Аюпова, родственников [убитых] Садыкова и Баранова, для которых убийства их родственников настолько близки, как будто произошли вчера, для нас стало очевидно: жестокие убийства лиц, совершенные при отягчающих обстоятельствах, сопряженные с бандитизмом, не имеют сроков давности», — обозначила свою жесткую позицию прокурор.
И сделала лирическое отступление. «Казань, начало 1990-х годов. В городе и стране царит разруха. Весь город поделен между преступными группировками. Поделен настолько, что ни одной пяди земли не осталось без контроля какой-либо одной из них. Поделен настолько, что Казань стали называть „Казань бандитская“, и никак иначе, — говорила прокурор, делая многозначительные паузы и ударения. — Самый центр города с его Колхозным рынком, где сосредоточено наибольшее количество коммерсантов и торговцев, за счет которых можно было очень хорошо жить, достался „Тукаевским“. Город делили просто — по территории: кто где жил, там и выходил на улицу и устанавливал свои порядки. Наиболее сильные и предприимчивые становились лидерами».
Так, по словам Ильясовой, лидером ОПГ «Тукаевские» стал Ахметшин (вероятно, речь идет о погибшем Радике Ахметшине по кличке Гитлер), ее участники крышевали бизнесы в центре Казани — предприятие «Идель», торговый дом «Жаклин», «Средневолжский транснефтепродукт», а также коммерческие точки на Центральном рынке. «Ежемесячно „братве“ выплачивалась заработная плата в обмен на беспрекословное повиновение и четкое выполнение приказов», — описала положение торговцев гособвинитель. В группировке, как и положено было в те времена, была жесткая иерархия, деление по возрастам, общак.
«Наиболее активные члены [группировки] начинали хорошо жить и богатели, но со временем от лидеров все чаще и чаще начинали звучать приказы о физическом устранении неугодных коммерсантов, отказывавшихся платить дань, бывших и действующих участников группировки, потерявших доверие, либо претендующих на лидерство, либо каким-либо иным образом чинивших препятствия в достижении преступных целей банды и группировки в целом», — описывает обвинение «мотивацию» опэгэшников к преступлениям.
По этим причинам, считает обвинение, Ахметшин буквально за три месяца до своего убийства собрал вокруг себя самых приближенных людей: этот момент обвинение считает созданием банды внутри группировки. В нее вошел Кирилов, который после смерти Ахметшина ее возглавил. А потому Кирилову вменяют ч. 1 ст. 209 УК РФ («Создание преступной банды»), а двум членам этой банды — Айрату Аюпову и Ильнуру Киямову — лишь участие в ней. «За период своего существования вооруженная устойчивая группа, созданная и руководимая Ахметшиным, а после его смерти — Кириловым, представляла реальную угрозу как для личной безопасности граждан, так и для нормального функционирования государственных и коммерческих организаций», — обозначила опасность группировки Ильясова. Но вместе с тем попросила не наказывать их за это.
Как оказалось, еще во время суда Кирилов, Аюпов и Киямов просили прекратить дело о бандитизме за истечением сроков давности. Даже если группировка, как считает обвинение, существовала с 1993-го по 2002-й, 15-летний срок давности (ровно столько максимально грозит за это преступление) истек еще в 2017-м. И гособвинение с ними согласилось. «Ходатайства являются обоснованными и подлежат удовлетворению», — сказала Ильясова. От наказания по этим статьям она просила троих фигурантов освободить.
Кроме того, обвинение согласно и с тем, чтобы прекратить дело в отношении Аюпова о незаконном приобретении, хранении, передаче и ношении оружия (ст. 222 УК РФ). Причина все та же — истекли сроки давности, причем еще раньше, в 2012-м.
На этом «подарки» для подсудимых закончились.
Геннадий Кирилов и Наиль Шайхутдинов (справа)
Убийство коммерсанта Садыкова
Обвинение уверено, что убийство бизнесмена Садыкова организовал Кирилов — по указанию своего руководителя Ахметшина. Гособвинение считает, что Садыков, которого крышевали «Тукаевские», сообщил им, что хочет перейти под крышу к «Первогоровским». Это и стало причиной его устранения. Кирилов привлек к «заказу» Кадырова и Валитова (в уголовном деле они не фигурируют), с которыми частенько, бывало, ходил в баню на «Комбинате здоровья». Те согласились. 24 января 1993 года Кадыров подкараулил Садыкова в его подъезде в доме №9 на улице Чуйкова и, дождавшись его, выстрелил в лицо. Мужчина скончался. Кадыров выкинул оружие прямо в подъезде, выбежал на улицу, сел в машину к Валитову и уехал.
Обвинение указывает: супруга убитого Садыкова рассказала в суде, что у того с Кириловым были «тесные дружеские отношения» и он был «крышей Садыкова». А еще сообщила, что за месяц до гибели Садыков вел себя взволнованно, куда-то уезжал, скрывался, а за день до смерти сказал, что «прятаться больше не будет». Эти показания обвинение трактует в свою пользу, т. е. против Кирилова. А брат Садыкова рассказал, что слышал, как Кадыров и Садыков говорили на повышенных тонах, и первый предъявлял его брату финансовые претензии. А затем брат ему признавался, что «нужно потихоньку расставаться с „Тукаевскими“». Версию обвинения подтвердили и другие свидетели, указала Ильясова.
Потому, считает обвинение, действия Кирилова здесь квалифицированы верно — по ч. 4 ст. 17 – п. «а» ст. 102 УК РСФСР, который действовал на момент совершения преступления. За него обвинение просило назначить Кирилову 14,6 года колонии.
Ринат Фархутдинов (Ринтик)
Покушение на убийство Щербакова
Это один из самых громких эпизодов дела. За соучастие в этом убийстве уже осудили лидера бригады киллеров «Хади Такташ» Рината Фархутдинова (Ринтика), который давал показания и в деле «Тукаевских» по ВКС: подробно описал, как получил заказ, как его исполнял вместе с киллером Новицким…
Обвинение считает, что устранить Щербакова решили после того, как он отказался от крыши «Тукаевских». А поиметь с бизнесмена на то время можно было много: помимо руководства спортивно-развлекательным комплексом, он, например, еще сдавал в аренду помещения. После отказа Кирилов заказал убийство Щербакова, за которое обещал заплатить $10 тысяч. Выследили коммерсанта, когда тот вышел с работы в центре Казани и сел в свою машину. В Щербакова стреляли через лобовое и переднее боковое стекло, но он выжил. В суде он рассказал, как в него стреляли, но многого он не помнит, потому что потерял сознание.
Дали показания его водитель, а также другие свидетели, в том числе и бывший группировщик «Хади Такташ» Андрей Ситнов, который вышел по УДО. Он на следствии давал показания против Кирилова, а в суде заявил, что его принудили — в обмен на послабления. Прокурор Ильясова отметила: все противоречия, которые могли появиться после допроса Ситнова в суде, «устранены путем оглашения его показаний». Кроме того, указала обвинитель, его показания согласуются с тем, что говорили другие свидетели, а значит, они могут быть положены в основу приговора.
Кроме того, Ильясова напомнила: Кирилов (на тот момент носивший фамилию Мураткин) заявлял, что его подозревали в этом преступлении в конце 90-х, но дело прекратили, вынесли отказное. Но на заседание принесли только копию документа, а вообще этот материал не зарегистрирован ни в базе МВД, ни в базе СКР, т. е. без оригинала данного документа его копию никак не подтвердить. Это значит, сделала вывод гособвинитель, что уголовное дело о покушении на Щербакова, возбужденное в отношении Кирилова, не прекращалось.
Действия Кирилова здесь следствие квалифицировало по статье о покушении на убийство, и обвинение с этим согласно. По этому эпизоду Ильясова попросила назначить Кирилову 14,6 года.
Айрат Абдрахманов (на переднем плане)
Убийства Баранова, Аюпова, Гарипова
Члена «Тукаевских» Баранова убили в 1997 году — обвинение считает, что случилось это из-за того, что последний хотел стать новым лидером группировки. Ильясова указала, что устранение Баранова Кирилов поручил «Тукаевскому» Ильину, который в свою очередь привлек киллеров — их следствие не установило. Баранова убили выстрелом в голову, погиб он в собственном доме на ул. Габишева, 19.
Аюпова — предположительно, члена группировки «Перваки», — убили в 2002-м на ул. Парина из-за финансового конфликта. Узнав, что тот якобы вынашивает планы по убийству «Тукаевских», последние решили действовать на опережение и расстреляли его в собственной машине средь бела дня. Приказ на устранение Аюпова дал Кирилов, а исполнять его взялись Аюпов и Киямов, заявила гособвинитель. Очевидцем преступления была школьница, которая в тот день из-за болезни сидела дома, — ее допросили в суде.
Обвинение предложило эти два эпизода для Кирилова квалифицировать как один — убийство двух человек (п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ). И назначить по ним наказание в виде 19 лет лишения свободы. Аюпова и Киямова обвинение предложило наказать сроками в 19 лет и 18 лет лишения свободы соответственно.
В убийстве члена ОПГ «Новотатарские» Гарипова в 1997 году обвиняют Александра Марфина, Аюпова, Абдрахманова, Альберта Казакова и Рустема Шарафутдинова. Обвинение уверено, что случилось это из-за раздела влияния между группировками: Гарипова схватили на улице, посадили в машину, закрыли на чердаке дома, где избивали, пока он не умер. Вечером труп вывезли на машине и выбросили на территории, принадлежавшей «Новотатарским», — выкинули окровавленное тело около горбольницы на улице Шарифа Камала. Фигурантам этого эпизода вменяли, помимо убийства, еще и похищение человека, однако обвинение предложило последнюю статью убрать — как излишне вмененную, ведь целью группировщиков было не само похищение как таковое, а устранение человека.
Марфина предложили за это убийство наказать 15 годами лишения свободы, Шарафутдинову назначить 16 лет колонии, а Абдрахманову и Казакову — по 13 лет колонии.
Предполагаемых членов ОПГ «Тукаевские» просят наказать реальными сроками и отправить их в колонию строгого режима
Что запросили и сколько уже отсидели фигуранты?
По совокупности наказаний обвинение предложило наказать фигурантов следующими сроками:
- Кирилову — 24 года и 6 месяцев колонии строгого режима,
- Аюпову — 19,6 года,
- Киямову — 18 лет,
- Шарафутдинову — 16 лет,
- Марфину — 15 лет,
- Абдрахманову — 13 лет,
- Казакову — 13 лет.
Всех фигурантов Ильясова попросила отправить в колонию строгого режима и зачесть им в срок отбывания наказания их нахождение в СИЗО и под домашним арестом. В случае со «строгачом» зачет происходит по схеме 1 день в СИЗО за 1 день колонии. Например, Кирилов сидит в СИЗО с 29 ноября 2022 года (но есть и первое уголовное дело «Тукаевских», по которому он был задержан еще в 2017-м; сейчас оно на допрасследовании). Аюпов — с ноября 2021-го. И т. д. Так что, по сути, если суд согласится со сроками, предложенными гособвинением, то период отсидки им грозит приличный. Все фигуранты старше 45 лет.
Обвинение также предложило удовлетворить иски, которые заявила потерпевшая Аюпова к Кирилову, Киямову и Аюпову по 5 млн рублей к каждому. «Полагаю, что их исправление возможно только путем назначения наказания в виде лишения свободы», — закончила свой спич гособвинитель.
Суд перенес процесс на завтра. В прениях предстоит выступить потерпевшим, а затем самим подсудимым и их адвокатам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.