На этой неделе исполнилось 114 лет со дня рождения Назиба Жиганова, не только выдающегося сочинителя, но и основоположника профессионального музыкального искусства в Татарстане. Автор «Алтынчәч» и «Джалиля» возглавил рейтинг «БИЗНЕС Online» главных композиторов в истории Татарстана, который мы составили вместе со своими экспертами, постаравшись охватить происходившее последние два века — от первых опытов в музыкальном театре Султана Габяши в 1910-е до оперы «Кави-Сарвар» Миляуши Хайруллиной в 2020-е. Традиционно напоминаем, что наш список — это не табель о рангах и не протокол соревнований с распределением наград, а прежде всего возможность рассказать о нашем культурном наследии. Предлагаем читателям оценить редакционный топ в комментариях.
Назиб Жиганов — крупнейший национальный композитор ХХ века!
Кем мы гордимся
Недавние изменения в союзе композиторов Татарстана, где Рашид Калимуллин, возглавлявший организацию 35 лет, уступил пост молодому коллеге Ильясу Камалу, заставили вновь обратить пристальное внимание на эту сферу искусства. А чем может похвастать республика в области музыкального сочинительства?
Эксперты редакции помогли нам составить рейтинг главных композиторов в истории Татарстана. Что интересно, почти не было разногласий относительно первой пятерки — здесь одни небожители и великие, разве что собеседники нашей газеты предлагали свои варианты распределения их по местам. Кроме того, отметим, что в нашем топе из 30 человек сразу 6 — это наши современники.
Конечно, не всем достойным нашлось место в списке, касается это и тех композиторов, которые творят сегодня, — это и претендент на премию им. Тукая Ильгам Байтиряк, и активно работающий с Госансамблем песни и танца РТ Радик Салимов, и молодая звезда российской академической музыки Роман Пархоменко, и работающие на Западе Айрат Ишмуратов и Гамма Скупинский, и другие достойные.
Наверняка кто-то из них окажется в нашем следующем подобном рейтинге через несколько лет, а пока обратимся к топу лучших, по версии «БИЗНЕС Online», на сегодня. И сразу заметим, что попадание в список любого из композиторов, независимо от мест (распределение которых весьма условно), делает его роль для музыкальной культуры Татарстана очень весомой.
Друг Мусы Джалиля, авторы «Марша Красной армии» и гимна Татарстана
Пятерку столпов музыкально-композиторской среды Татарстана открывает Назиб Жиганов — крупнейший национальный композитор ХХ века! Масштаб его вклада в полной мере оценить невозможно до сих пор, констатируют эксперты. Назиб Гаязович был основателем сразу нескольких направлений развития профессионального музыкального искусства в Татарстане. Благодаря Жиганову был создан союз композиторов ТАССР в 1939-м, консерватория в 1945 году, которая по сей день «автономно» кует кадры, обеспечивая Казань и Татарстан музыкантами, певцами и, конечно, композиторами. Он бессменно руководил КГК более 40 лет, а еще способствовал появлению Госоркестра республики, ныне ГАСО РТ.
Назиб Гаязович написал 17 симфоний, для национальных композиторов это рекорд, отмечают спикеры газеты. И, конечно, оперные хиты Жиганова, которыми гордится татарский народ: «Алтынчәч» («Златовласка») на либретто Мусы Джалиля, с которым он дружил и после исчезновения которого на фронте в 1944-м написал оперу «Поэт»; «Джалиль» — единственная татарская опера, которая ставилась за границей — в национальной опере в Праге в 1960 году.
Более того, он первый татарский автор, чьи произведения поставлены на сцене Большого театра и в дальнем зарубежье. Именем Жиганова назван музыкальный фестиваль татарской музыки «Мирас» ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского, который проходит в Казани каждый год на протяжении уже 10 лет.
Можно спорить о месте Софии Губайдулиной в нашем рейтинге или даже о том, считать ли ее татарстанским автором (и некоторые музыкальные эксперты ее таковой не считают), однако пройти мимо ее фигуры невозможно, ведь ее часто называют гением, даже пророком, а еще и одним из крупнейших в мире композиторов второй половины XX века. Но факт — композитор училась в Казани в музыкальной школе им. Чайковского и окончила консерваторию, здесь зарождался и развивался ее дар. Губайдулина — тот случай, когда весь мир понял и признал композитора раньше своей родины. Родившись в 1931 году в Чистополе, она прошла сложный путь, но теперь ее музыка звучит в залах Европы и Америки чаще, чем в Казани, да и вообще в России.
Фестиваль современной музыки им. Губайдулиной Concordia
Окончив консерваторию, она уехала в Москву, где продолжила обучение композиторскому искусству уже в Московской консерватории. Там юной выпускнице дал напутствие Дмитрий Шостакович, пожелав ей «идти ее „неправильным“ путем». И она пошла. Теперь о Софии Асгатовне говорят, пишут, ставят ее произведения в ряд с сочинениями Дмитрия Шостаковича и Игоря Стравинского, ее партитуры звучат в исполнении лучших оркестров планеты, от Лондонского симфонического до Нью-Йоркской филармонии. Тем не менее она всегда подчеркивала свое происхождение, отмечая влияние на ее мировосприятие тех мест, где она выросла. Ореол священности имени Губайдулиной объясняется еще и ее собственным отношением к музыке как к религиозному акту. Ее произведения — это философские путешествия, органично соединяющие элементы авангарда и глубокую духовную основу. Премьеры ее скрипичного концерта Offertorium и симфонии «Слышу — умолкло» принесли ей мировое признание.
В истории советской и постсоветской музыки имя Губайдулиной навсегда вошло в знаменитую триаду композиторов второго авангарда — Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова и Губайдулиной — троих выпускников Московской консерватории, сформировавших неофициальное сопротивление официальной линии союза композиторов СССР. Экспериментаторы и одиночки по духу, они отказывались идти на компромисс с идеологией соцреализма. Поэтому приходилось зарабатывать музыкой для кино и мультфильмов: «Маугли», «Вертикаль», «Чучело» и т. д. В новую эпоху Губайдулина уехала в Германию, но, по ее словам, никогда не переставала чувствовать связь с Россией: «Я говорю и мыслю по-русски».
В этом году исполняется 125 лет Салиху Сайдашеву — первому татарскому национальному композитору. Национальный — это значит музыкально объединивший нацию, которая до этого знала только фольклор. Его творчество, рассуждают эксперты, стоит воспринимать «как одно целое», т. к. крупных форм он не создал. Музыка из «Голубой шали», невероятной красоты вальс в пьесе «Наемщик» Тази Гиззата, отрывки их спектаклей «На реке Кандре», «Казанское полотенце» и т. д. — все это составляет «целое ожерелье» творчества Сайдашева. Самое знаменитое его творение — «Марш Красной армии» (затем переименованный в «Марш Советской армии»), сходятся во мнении спикеры. Это тот случай, когда татарская музыка заставила шагать советского солдата в 1941 году на фронт и возвращаться с войны в 1945-м.
Не обошлось и без критики Сайдашева. Часть профессионального сообщества считает, что уроженец Казани переоценен как композитор. Он потрясающе одарен от природы, но якобы «недоученный и малообразованный». «Он безусловный мелодист, Аллах дал ему дар сочинять мелодии, которые любит народ. Его музыка — это не попса, но и не профессиональная музыка», — объясняет один из собеседников нашей газеты. Впрочем, ничто не мешает Сайдашеву быть главным хранителем татарского моң во всем нашем рейтинге.
А вот кого ценит выше Сайдашева профессиональное музыкальное сообщество, так это самого младшего из композиторской династии Яруллиных Фарида Яруллина. Ему было всего 29 лет, когда он погиб на фронте Великой Отечественной войны, но он оставил татарскому народу настоящее сокровище — первый национальный балет «Шурале»! Несмотря на то что по большому счету это единственное его большое сочинение (хотя есть и «мелочи» — романсы, соната для виолончели и т. д.), этот шедевр превосходит все, что написано в татарской музыке и еще долго будет превосходить, уверены некоторые наши собеседники. «Шурале» стал прорывом для татарской музыки того времени и сохраняет актуальность до сих пор, «звучит и слушается прекрасно». Во времена Советского Союза балет возили в ГДР и Чехословакию, а в 1945-м его поставили в Мариинском театре, где татарское «Лебединое озеро» в хореографии Леонида Якобсона идет и по сей день. К сожалению, отмечают спикеры, как симфоническое сочинение музыка из «Шурале» сегодня на симфонической сцене «не живет», исполняются только отдельные номера из балета. А в версии театра им. Джалиля «выброшены очень интересные номера» из балета — например, детский танец, дуэт с Шурале и т. д.
Замыкает пятерку автор гимна Татарстана Рустем Яхин. Это «камерный, душевный» композитор, профессионал высочайшего класса, подчеркивают эксперты, а его о романсы, фортепианные пьесы, концерты — безусловные шедевры. Выпускник Московской консерватории, где он учился у таких выдающихся советских композиторов, как Виктор Белый и Юрий Шапорин, вернувшись в родную Казань, создает татарскую романтическую музыку, романсы. Среди романсов, пожалуй, самый яркий бриллиант — «Китмә, сандугач» («Не улетай, соловей»), ставший визитной карточкой не менее великого Ильгама Шакирова.
На фоне официальной «поступи советской эстетики», отмечают собеседники нашей газеты, Яхин, невзирая на лозунги, пишет лирическую музыку, опираясь на человека, на его чувства. Потому неслучайно именно его песня «Туган ягым» («Родной край») на стихи поэта Рамазана Байтимерова становится гимном Татарстана. Уроженец Казани, народный артист СССР, первый татарский пианист, активно занимался концертной деятельностью. Он был очень плодовитым автором, всего его творчество насчитывает около 500 песен и романсов.
Симфонист №2 после Жиганова, фольклористы и мэтр татарской музыки
Имя Александра Ключарева неразрывно связано с Казанью и развитием национального симфонизма. «Меня с детства и на протяжении всей жизни постоянно спрашивают: Ключарев — татарин, кряшен? И почти всегда удивляются, когда я отвечаю, что он исконно русский», — писал о нем его сын Эмиль Ключарев. Тем не менее Александр Сергеевич, будучи «исконно русским» человеком, — национальный композитор. Всю свою творческую жизнь он посвятил татарским народным мотивам, дав им возможность выразиться в крупные симфонические произведения, «эталонно» заложил то, как может звучать татарская музыка в хоровой обработке, подчеркивают эксперты.
Любовью к татарской мелодике он проникся с детства, живя на берегу озера Кабан и слушая песни из уст пожилого кучера — татарина Галея, не понимая слов и впитывая в себя саму гармонию татарской мелодии. Музыка Ключарева — это про традицию и новаторство одновременно. Он первый вплел татарские мелодии в классическую форму так, что они зазвучали естественно и органично. Его музыкально-этнографические труды нашли свое выражение в двух масштабных сборниках татарских народных песен, которые до сих пор остаются настольными пособиями для фольклористов и исполнителей. Работа с фольклором неизбежно привела его к созданию обработок народных песен.
Одним из значимых эпизодов в его жизни стала и дружба с джазменом Олегом Лундстремом. Ключарев был первым среди тех, кто разглядел потенциал оркестра, когда тот перебрался из Шанхая в Казань. Сам Лундстрем хранил верность этой дружбе до конца своих дней, неоднократно возвращаясь в Казань с концертами, где звучала «Самба», написанная Ключаревым специально для его оркестра. Каждое произведение композитора становилось значительным событием в музыкальной культуре, отражая дух национального стиля. Его творчество охватывало широкий спектр — от миниатюр и обработок до симфонии, оперы и балета, а его песни о Казани, Волге долгие годы оставались символами Татарстана. Сам же Ключарев говорил о своей Родине так: «По рождению русский, духом я принадлежу татарскому народу, его поэзии и музыке, его человеческой красоте». Как тут не вспомнить, что каждый концерт фестиваля «Үзгәреш җиле» заканчивался исполнением его песни «Родина моя — Татарстан».
Яркий представитель национальной музыки РТ, композитор, поднявший татарский музыкальный театр на новый уровень, — это Джаудат Файзи, которому в этом году исполнилось бы 115 лет. Он много чего сочинял — от камерной музыки до оперетт и балетов, но именно театр стал его основной площадкой. Многие современные музыкальные деятели в разговоре с «БИЗНЕС Online» не раз подчеркивали, что если в Казани все-таки появится музыкальный театр, то ставить там нужно именно Файзи. Одной из самых популярных его работ стала первая татарская музыкальная комедия «Башмагым» («Башмачки»), которую в 1950–1960-е Всесоюзное радио транслировало на весь мир в переводе на английский, немецкий и французский языки. Особое место в его творчестве занимали и народные песни. Файзи не просто собирал их по деревням, но и переосмыслял и возвращал народу в обновленной форме. Благодаря его трудам по сбору и изучению татарского фольклора заложили основы для дальнейшего развития этномузыкологии, а многие уникальные произведения народного творчества были спасены от забвения.
На 8-й строчке рейтинга — Султан Габяши. Музыкальное образование его было ограничено частными уроками на фортепиано, что не помешало ему стать автором первых татарских романсов, музыкальных спектаклей и даже опер. Так же, как и Файзи, Габяши впитал в себя традиции татарского фольклора, которые преобразовал в крупные музыкальные формы. Его наиболее известное произведение — опера «Эшче» («Рабочий»), написанная в 1930 году, стала одним из первых примеров национальной оперы на татарском языке на историко-революционную тему. Он же написал музыку для драмы Гаяза Исхаки «Зулейха» — первого поставленного в истории татарского театра драматического произведения, а также был соавтором первой оперы, написанной на татарском языке, «Сания». Есть мнение, что о нем как о композиторе знали немногие и помнят в основном погруженные в тему люди, которые даже называют его первым татарским композитором. А ведь он был еще и педагогом, взрастившим Загида Хабибуллина и Сару Садыкову.
Композитор-симфонист №2 после Жиганова — Алмаз Монасыпов, уверены некоторые из наших экспертов. 2025-й юбилейный и для него — 100 лет со дня рождения. Он сделал много принципиально важных для своего времени открытий в национальном музыкальном языке, перенес татарскую музыку «в новое пространство», восстановив ее связи с мусульманским миром, с собственной традицией «книжного пения», с традицией мунаджатов. К моменту появления его вокально-симфонической поэмы «Тукай аһәңнәре» («В ритмах Тукая») этого пласта не было в «официальной» музыке 50 лет. В этом произведении, рассказывал в одном из интервью нашему изданию ректор казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев, Монасыпов очень проницательно осуществил «синтез академического и популярного („эстрадного“) стилей», чем воплотил в татарской музыке одну из важных тенденций развития композиторского творчества в конце XX – начале XXI века.
Спикеры вспоминают, что он всегда был немного «в стороне» от татарской музыки, а уж когда он уехал в Москву, «татары против него почти восстали». Только последние годы своей жизни он снова стал приезжать в Казань. В 2005-м даже состоялся его авторский вечер к 80-летию, где прозвучала его «Симфония №3, SOS!» (это было второе ее исполнение), написанная 1974 году. В этом году композитору исполнилось бы 100 лет.
Замыкает десятку «творческий лидер татарской музыки» Рашид Калимуллин. Под занавес 2024 года после 35 лет председательства в союзе композиторов Татарстана он покинул пост, доверив его Камалу — композитору, главному дирижеру и худруку оркестра театра им. Тинчурина. Калимуллин внес большой вклад в период своего активного творчества — в 1980–1990-е. Резонанс от его произведений, вспоминают эксперты, в те годы был значительным. То, что он написал за 30 лет, — серьезное продвижение татарской музыки в мировое пространство. Эта музыка открывала абсолютно новые горизонты, была в центре медийного и исследовательского внимания, повышая интерес к новой татарской музыке. Его «Ерактагы кәккук авазы» («Крик кукушки») — первая татарская опера нового поколения, она была впервые поставлена на сцене театра оперы и балета им. Джалиля в 1989 году и вместе с рядом других произведений Калимуллина тех лет открыла новый этап истории татарской музыки, который можно назвать не только постсоветским, но и постакадемическим.
Достойны внимание и его менеджерские качества, когда он в 1989 году возглавил союз композиторов РТ. При нем организация переехала в здание на улице Лобачевского, где официально сейчас находится союз. Именно Калимуллин спас от сноса дом на улице Тельмана, 29, где родилась и росла Губайдулина, и инициировал появление там центра современной музыки ее имени. Кроме того, композитор — автор и руководитель многих крупных международных и российских проектов, в их числе фестиваль «Дни японской и татарской музыки» и проекта новой музыки «Европа – Азия», в рамках которого почти 30 лет он приглашает выступать в Казань именитых зарубежных музыкантов и дирижеров.
Женщины-композиторы и выдающиеся педагоги
Вторая женщина-композитор нашего перечня — Резеда Ахиярова. Народную артистку РТ можно назвать резиденц-композитором театра им. Джалиля — здесь идут ее оперы «Сююмбике», «Любовь поэта», балеты «Золотая Орда» и «Иакинф». А вскоре репертуар оперного пополнится еще одной национальной оперой. По заказу театра Ахиярова пишет музыкальное произведение о жизни и творчестве знаменитого татарского поэта Дэрдменда.
Вторая женщина-композитор нашего перечня — Резеда Ахиярова. Народную артистку РТ можно назвать резиденц-композитором театра им. Джалиля
«Есть композиторы, которых знает профессиональное сообщество, есть те, кого знает народ. Садыкова — композитор, которую знает народ», — так говорят эксперты нашей газеты о татарской певице, драматической актрисе и композиторе-мелодисте Саре Садыковой (настоящее имя — Бибисара), расположившейся строчкой ниже. Ее песенное творчество уходит корнями в фольклор. Она является продолжателем музыкальных традиций Сайдашева и основоположником «татарского танго», фокстрота в песенной истории татарской музыки. Первое ее танго «Жду тебя» на стихи Ахмеда Ерикеева было написано в 1942 году и имело огромный успех. В 1951 году в театре им. Камала шла постановка «Ак калфак» Мирхайдара Файзи, музыку к которому Садыкову попросила написать режиссер-постановщик спектакля Кашифа Тумашева. Также она сочинила музыку для двух спектаклей театра им. Джалиля — «Песня любви» (1971) и «Женихи» (1972).
«Садыкова — композитор, которую знает народ», — так говорят эксперты нашей газеты о татарской певице, драматической актрисе и композиторе-мелодисте Саре Садыковой
Как мы уже подчеркнули, наш рейтинг несколько шире, чем исключительно композиторские заслуги героев. В нем мы отмечаем и выдающихся педагогов. На 13-й строчке расположился Альберт Леман. «Без Лемана композиторской школы не было бы», — отзывался о нем Жиганов. Были такие «сочинители», как Сайдашев, Габяши и т. д., которые формировались сами по себе, «у них была природа», а часть татарской композиторской школы формировалась в Казанской консерватории. Леман возглавлял в ней кафедру композиции, где преподавал у очень многих будущих маститых композиторов — от Энвера Бакирова, Монасыпова до Губайдулиной и Лундстрема. Исполнилось бы 110 лет со дня рождения Лемана.
Еще один выдающийся педагог, патриарх татарстанской композиторской школы — Анатолий Луппов, возглавлявший кафедру композиции Казанской консерватории
Еще один выдающийся педагог, патриарх татарстанской композиторской школы — Анатолий Луппов, возглавлявший кафедру композиции Казанской консерватории. «Изучите председателей союзов композиторов в соседних республиках, наверняка это ученик Луппова», — рекомендовал один из наших спикеров. Среди учеников педагога — Калимуллин, Эльмир Низамов, Масгуда Шамсутдинова (все в нашем рейтинге). Конечно, он и сам сочинял очень профессиональную музыку с красивой партитурой, отмечают спикеры. Когда Луппов только окончил консерваторию, Качаловский театр пригласил его оформлять спектакли «Поднятая целина», «Лучше остаться мертвым», «Коллеги» по повести Василия Аксенова, рассказывал он в интервью нашей газете в 2018 году. А еще наш герой — автор первого в истории марийского балета «Лесная легенда». Анатолий Борисович скончался летом 2022 года, успев отметить свое 93-летие.
Леонида Любовского не назовешь малоизвестным композитором в Казани, но его музыка здесь звучит нечасто. Впрочем, его творчество высоко оценили за границей — в Польше, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Словакии, США и Японии. Даже написанные специально для родного города сочинения не звучат на казанской сцене. Например, до сих пор не ставился его балет «Легенда о желтом аисте», написанный вместе с Жигановым. Самое знаковое Любовского произведение — балет «Сказания о Йусуфе», за которое он получил госпремию РФ как и автор либретто. Получил госпремию РФ и исполнитель титульной партии Нурлан Канетов. Еще до Ахияровой, говорят эксперты, Любовский сочинял произведения на национальную историческую тематику.
16-я строчка за Эльмиром Низамовым — одним из самых (если не самым) востребованных современных композиторов Татарстана
Самый востребованный композитор Татарстана и амбассадор татарской музыки в США
16-я строчка за Низамовым — одним из самых (если не самым) востребованных современных композиторов Татарстана, и уж точно самым плодовитым. Молодой музыкант успевает писать эстрадные хиты — например, «Өмет йолдызы», который поет его давняя соратница Эльмира Калимуллина. Композитор дает концерты, преподает на кафедре композиции в Казанской консерватории, которой он заведует. Но, конечно, главные его заслуги для музыкальной культуры Татарстана — нацопера «Кара Пулат» и мюзикл «Алтын Казан». Низамов — лауреат премии президента России для молодых деятелей культуры.
Луиза Батыр-Булгари — очень переживающий за национальную культуру человек
Луиза Батыр-Булгари — автор таких песенных хитов, как «Мин сине шундый сагындым» и «Су буеннан әнкәй кайтып килә». В этом году известному татарскому композитору исполняется 70 лет. Она очень переживающий за национальную культуру человек. С ее слов, в царской России композиторов финансово поддерживали даже цари. «Композиторы богатой нефтяной республики, порой годами ждем оплаты своего творческого труда, часто работая бесплатно, просто на энтузиазме, а народ без духовной культуры и в первую очередь без музыкальной культуры — это просто население», — отмечает композитор.
Первым наставником Мирсаида Яруллина был отец, Загидулла Яруллин. Преемственный композитор, Мирсаид Загидуллович написал более 60 татарских песен («Серле чәчәк», «Татарстаным минем», «Син керәсең йөрәгемә, «Яшьлек», «Казан утлары» и др.), вокально-симфоническую поэму «Сандугач һәм чишмә» («Соловей и родник») по одноименной поэме Джалиля, музыку к драматическим спектаклям, а также первую татарскую ораторию «Кеше» («Человек»). Бо́льшую часть жизни Яруллин-младший посвятил преподаванию. С 1977 по 1989 год возглавлял союз композиторов ТАССР и за годы руководства добился собственного здания для организации. Также он занимался проведением масштабных творческих мероприятий — по его инициативе учрежден фестиваль музыки композиторов республик Поволжья и Приуралья. В последнее десятилетие жизни работал деканом факультета татарского музыкального искусства Казанской консерватории.
Композитор Бакиров, расположившийся на 19-месте нашего списка, с детства отличался музыкальным талантом. Выступления 12-летнего мальчика заметил основоположник детского музыкального образования в республике Рувим Поляков, а в 14 лет Бакиров уже занимался в классе скрипки Ильяса Аухадеева, брал первые уроки по композиции у Юрия Виноградова. А дебютный романс 17-летнего юноши «Утренняя серенада», написанный на стихи Хая Вахита и исполненный Ниязом Даутовым, имел большой успех у публики. Благодаря наставничеству известных культурных деятелей того времени Бакиров тоже воспитывал новое поколение композиторов, развивая начальное музыкальное образование в Казани. В 1958 году он построил и открыл музыкальную школу №1 в Елабуге, которая в настоящее время носит его имя. Бакирова называли мастером песенного жанра. В его репертуаре более 400 песен, одни из самых известных — цикл произведений на общественно-политическую тематику «Ленин турында җыр» («Песня о Ленине») на стихи Мухаммеда Садри, «Совет Армиясе турында җыр» («Песня о Советской Армии») на стихи Сибгата Хакима, «Тынычлык һәм дуслык иле» («Страна мира и дружбы») и др. Помимо этого, Бакиров написал один из самых популярных татарских балетов «Су анасы» («Водяная») по мотивам одноименной сказки, за который получил госпремию им. Тукая. В этом году ему исполнилось бы 105 лет.
Масгуда Шамсутдинова
На 20-й строчке — Масгуда Шамсутдинова, которую можно считать амбассадором татарской музыки в США. С осени 2002 года проживает в Сиэтле, где композитор даже открыла свое «Интернет-радио» с круглосуточным вещанием тюркского фольклора и произведений татарских композиторов, проводила лекции и радиопередачи о национальной музыке и вносила в мировую культуру нотки татарского искусства. Будучи разносторонним человеком, Шамсутдинова успела поработать звукорежиссером на казанской студии телевидения, заведующей музыкальной частью в казанском театре кукол, музыкальным редактором телевидения и заведующей кабинетом музыки народов Поволжья Казанской консерватории. Училась не только в консерватории, но и в Санкт-Петербургском университете, а также в Королевском колледже музыки в Стокгольме (Швеция). В 1990-е Шамсутдинова одной из первых начинает сочинять на сюжеты из Корана. Ее кантата «Дети Адама» успешно исполнялась камерным хором под управлением Алевтины Булдаковой в Швеции, Финляндии и Германии. Еще одно знаковое произведение — рок-фолк-сюита «Махди», написанная в стиле новой волны возрождения национальной традиции. Шамсутдинова посвятила ее 1100-летию официального принятия ислама Волжской Булгарией, в 1990–1992 годах «Магди» показывалась во всех крупных городах Татарстана, а также в Ленинграде и Москве.
Автор первой татарской оперы и «Ритмов КАМАЗа»
Заключительную десятку нашего рейтинга открывает композитор Борис Трубин, которому в этом году исполнилось бы 95 лет. Юность его пришлась на суровые годы Великой Отечественной войны, что значительно отразилось на его мироощущении. В творчестве он не раз обращался к военной теме. Среди значимых сочинений композитора — опера «Комендант города Бугульмы», симфоническая поэма «Зоя», увертюра для симфонического оркестра «Ритмы КАМАЗа», увертюра для оркестра народных инструментов «Праздник в Булгарах», кантата «Волга», «Край родной», «Мой край». Также Трубин — один из авторов государственного гимна Татарстана. Причем он был не только талантливым музыкантом, но и незаменимым наставником. Под крылом Трубина на кафедре композиции Казанской консерватории выросли Калимуллин, Александр Миргородский, Сергей Терханов, Нина Кошелева, Борис Нухов и др.
Первым татарским композитором, который получил высшее специальное образование, был Мансур Музафаров. Он первопроходец во многих сферах, например в создании татарского струнного квартета. Музыкальное наследие Музафарова богато жанрами — он пробовал себя в симфонических произведениях, инструментальных концертах, песнях-романсах, обработках татарского фольклора. Писал и оперы, открывая новые страницы татарского оперного искусства. Например, произведения «Галиябану» по одноименной драме Мирхайдара Файзи и «Зөлхәбирә» («Зульхабира») опираются на народно-песенные истоки и отличаются доступностью музыкального языка. Другом детства Музафарова был Сайдашев, и музыкальное искусство они постигали вместе. Юные исполнители играли в национальных инструментальных ансамблях, популярных в старой Казани, а в возрасте 14 и 16 лет даже создали собственный инструментальный коллектив из гимназистов и студентов. Несмотря на то что композитор несколько раз ездил в Москву в погоне за новыми знаниями, он остался верен Родине и всю жизнь развивал татарское искусство. Музафаров записал более 100 татарских напевов и издал сборник, включающий в себя лучшие образцы музыкального наследия.
Шамиль Шарифуллин с самого детства сталкивался с культурой разных народов и перенимал любовь к фольклору. А сердце, пожалуй, отдал татарской музыке, поскольку еще с юности интересовала ее самобытность
Уроженец Туркменской ССР, композитор Шамиль Шарифуллин, с самого детства сталкивался с культурой разных народов и перенимал любовь к фольклору. А сердце, пожалуй, отдал татарской музыке, поскольку еще с юности интересовала ее самобытность. В 26 лет он написал хоровой концерт «Мунаджаты», который в 1970-е стал «бомбой». Шарифуллин умер в 2007 году, хотя лишь в прошлом году отмечалось его 75-летие. Тем не менее композитор успел при жизни восстановить и оставить после себя пласты музыкального фольклора (который сам собирал), забытые на тот момент.
Ренат Еникеев (справа)
Немногие знают, что именно Ренат Еникеев придал новое звучание и вернул татарскому народу песни «Син сазыңны уйнадын» и «Бик еракта идек без», а также аранжировал «Әдрән диңгез» Сайдашева, сделав его хитом. Увы, имя Еникеева, как и, например, Монасыпова и нескольких других композиторов Татарстана, сейчас находится в забвении. Даже прощание с ним в 2020 году прошло скромно и почти незаметно для музыкальной культуры республики. А ведь в списке музыкальных работ Еникеева много жемчужин: Концерт для фортепиано с оркестром, симфоническое произведение «Четыре басни по Крылову», рапсодия, диптих для виолончели с оркестром, вокально-симфоническая сюита «Карьят-батыр» для баритона с оркестром, музыкальная поэма «Памяти Мусы Джалиля», камерно-инструментальные сочинения, цикл детских песен «Я стал солдатом» и многое другое.
Несмотря на то что Василий Виноградов выбрал профессию юриста в юношеские годы, делом всей его жизни стала музыка. Еще во время учебы в столице будущий композитор брал частные уроки игры на скрипке у профессора московской консерватории Ивана Гржимали, а основную работу совмещал с руководством хора «Общества любителей пения, музыки и драматического искусства». С 1921 года окончательно ушел в творчество, подавшись в преподаватели Казанского музучилища и дирижеры оркестра татарского радио и татарского академического театра. Первая татарская опера «Сания» была написана Виноградовым в соавторстве с Газизом Альмухаметовым и Габяши, кроме того, он автор симфонических произведений на основе татарской и башкирской народной музыки «Татарская сюита», «Шихан» и музыки к спектаклям казанских театров.
Мастер русского романса, старший Яруллин и первый учитель Сайдашева
Из чистопольского подмастерья по ремонту и настройке музыкальных инструментов — в автора-исполнителя, любимца Габдуллы Тукая. Речь идет о разностороннем композиторе Загидулле Яруллине. Он был первым учителем Сайдашева, а также создателем первого струнного татарского оркестра. Оба его сына пошли по стопам отца и стали композиторами. Мирсаид занимал должность декана факультета татарского музыкального искусства Казанской консерватории с 1999 по 2009 год, а Фарид — автор музыки к первому национальному балету «Шурале». Яруллин-старший написал «Марш Тукая», песню «Джамиля», выступал с концертами на городских ярмарках, участвовал в спектаклях труппы «Сайяр» и даже мастерил гармони.
Композитор, заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР Бату Мулюков в своем творчестве обращался к актуальным проблемам истории и современности через монументальные жанры — опера, оратория и симфония. Например, его оперы «Каһәрләнгән мәхәббәт» («Кара за любовь») на либретто Гарая Рахима по повести Мажита Гафури «Кара йөзләр» («Черноликие») и «Сөембикә» («Сююмбике») на либретто Назыма Ханзафарова получили широкое признание у соотечественников. К 100-летию Тукая Мулюков создал ораторию «Тукай» со стихотворениями великого поэта под татарские народные напевы.
Борис Четвергов
Борис Четвергов посвятил творчество русской романтической классике, обращаясь к теме одиночества и выразительному мелодизму в своих сочинениях. Из его значимых произведений — опера «Лобачевский», симфония «Памяти Константина Васильева», симфоническая картина «Тоннель», фантазийные композиции «Зимний вальс», «Орфей и Эвридика», «Феерическая фантазия» на темы вальсов Иоганна Штрауса и многие другие. Наставниками композитора в юношеские годы были Юрий Виноградов и Трубин, впоследствии и сам Четвергов передавал опыт студентам Казанского музыкального училища и Казанской консерватории. К слову, его племянник — известный в России гитарист Дмитрий Четвергов.
Трудное детство Загида Хабибуллина, беспризорника и участника воровских шаек, не помешало ему вырасти в выдающегося композитора XX века. Будучи 17-летним юношей, он переехал из родного Орска в Казань, чтобы познавать музыкальное искусство. Во время учебы в nатарской оперной студии при московской консерватории он познакомился с Сайдашевым, Яруллиным, Джалилем и Хади Такташем и писал музыку на злободневные темы: жизнь колхозной деревни, трудовая молодежь, Советская армия и т. д. В годы Великой Отечественной войны его призвали в ряды Красной Армии. В день отъезда своей части из Казани он написал песню «Возвращайся с победой» на только что сочиненный писателем Кави Наджми текст, даже на фронте не бросал музыку. Особенным жанром в репертуаре Хабибуллина стали лирические песни. Самые известные — «Сагыну» («Томление»), «Бормалы су» («Извилистый ручеек»), сочинения для детей «Карлыгач» («Ласточка») и «Карга» («Ворона»). Также особенно любим публикой его балет «Раушан», созданный по мотивам татарских народных сказок Тукая и превратившийся в «Заколдованного мальчика». Премьера прошла в 1974 году, и вот спустя 50 лет ее вновь сыграли на сцене оперного театра. Композитор мастерски владел искусством народной артикуляции в игре на скрипке, преемственно связанной с техникой игры на старинных тюркских кыл кубызах. В этом году Хабибуллину исполнилось бы 115 лет.
Миляуша Хайруллина
Опера «Кави – Сарвар» Миляуши Хайруллиной в 2023 году произвела фурор в мире татарской оперы. Композитор не раз одерживала первенство на международных конкурах, а в 2022-м на престижном всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура» ее именитая опера была признана лучшим сочинением в номинации «Оперная музыка или музыка оперетты». А сегодня и симфонические произведения Хайруллиной, которая учится в Московской консерватории, исполняет ГАСО РТ. Так что наш список венчает главная на сегодня надежда татарстанской композиторской школы, ведь ей только исполнится 30 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.